Браво,
tmt !
Если проводить аналогию между лабрисом - символическим "убийцей" быка, и Орионом, то она очевидна и даже назойливо постоянно кружит над нами. Орион обречен вечно убивать быка и нести кару за это. (Только в позднейшее время единорог стал преследовать безрассудного охотнтка. Но, может быть, он спешит исцелить Ориона от яда Скорпиона своим волшебным рогом - знаменитым противоядием)
Это же собственно и делалось буколами, топившими в море Буфоний - священную обоюдоострую секиру - после обряда жертвоприношения. Bukolos - священное имя Диониса, означающее "волопас".
И это не единственное совпадение, позволяющее проводить параллели между этими двумя мифологическими образами. Как и Орион ( в одном из вариантов), родившийся в закопанном в землю бурдюке из бычьей кожи, наполненном "божественной влагой" Юпитера и Меркурия, перепивших старого "столетнего" вина (о роли Меркурия - Гермеса мы уже говорили), так и Дионис (в одном из вариантов) появляется на свет необычным способом - недоношенного ( на 6-м (!) месяце, от Семелы, что означает "земля" )его зашивает себе в бедро (место недалекое от того, откуда изливается "божественная влага") Зевс с помощью Гермеса, а после положенного срока, распустив швы, отдает Гермесу, чтобы тот проводил ребенка в горы к воспитателям. Нимфы воспитывают его как девочку, один из его эпитетов - Дендрит - "юноша-дерево", в Аттике и Патрах его именовали "Цветущий"- (привет "Принцу Лилий"!) Причем в некоторых вариантах матерью (не доносившей плод), является Деметра, о которой мы тоже уже много говорили.
Орион опьянев, насилует Меропу, за что его ослепляет Ойнопион (сын Диониса, кстати), отец Меропы. Получает исцеление - прозревает Орион на Востоке: "Придя затем на Восток и встретившись с Гелиосом, он был им исцелен". (Псевдо-Эратосфен, Катастеризмы)
Дионис также, нашедши виноградную лозу, изобретает виноделие и сам становится хмельным, но считается, что это Гера насылает на него безумие, во время которого Дионис совершает немало бесчинств. Исцеляется он также на Востоке.
" Занимаясь охотой и будучи убежденным, что он в этом деле наибольший мастер, Орион сказал Диане и Латоне, что он может убить все, что происходит от Земли." (Гигин, Астрономика).
Во время торжественного шествия Диониса его свита, охваченная священным безумием, также крушит все на своем пути, разрывая на части диких зверей.
Символом Диониса как бога плодоносящих сил был фаллос, как и у огромных доисторических фигур с дубинками в Дорсете и др. местах.
Зооморфное прошлое Диониса отражено в его оборотничестве и представлениях о Дионисе-быке, или козле. По одной из версий о гибели Диониса, он был расчленен на куски , когда спасался от преследователей в образе быка.
В некоторых местах, напр. во Фригии Диониса изображали с бычьими рогами или даже в виде быка. Праздник в честь Диониса жители Кинеты справляли зимой, когда, как указывает Павсаний (VIII, 19, 2): «Зимнее в Дионисову память (т. е. в пору пребывания бога в подземном царстве) справляется празднество: мужи, вымазанные жирно елеем, из стада быков одного, на коего бог наведет их мысль (следовательно, в состоянии оргиастически-вдохновенном, по первоначальному смыслу обряда), подхватив, несут ко храму для принесения в жертву»
Кроме того, есть примеры того, что Дионис также, как Орион, обладал способностью ходить по водам, собственно, чем, как не торжественным "шествием по водам" является его путешествие по Средиземному морю? Да и не владыка ли он вина, относящегося к влажной стихии? Более того," Frazer, в комментарии к Павсанию (v. V, р. 85), обращает внимание на сирийскую золотую пластинку, на которой юный Дионис изображен идущим по водам (Gazette Archeol. I, 1875, p. 5 ss.). Дионис переходит stonoenta porlhmon, по Софоклу (Ant. 1145), приходит через море на Кипр (гл. IV, § 5, прим. 2, стр. 79), зовется у Нонна pontoporos и porthmeus" (Вяч. Иванов "Дионисий и дионисийство. Спб.,Алетейя, 2000, стр.131).
Но, учитывая то обстоятельство, что на Крите имя Диониса упоминается уже ок 1400 г. до н.э. , а в Греции оно получает распространение только в 8-7 вв.до н.э., вероятно на Крите был уже разработан его культ, когда греки познакомились с минойской культурой. Орион после излечения от слепоты также ищет Ойнопиона, сына Диониса, и в конце-концов оказывается на Крите, где продолжает заниматься охотой (убийством животных) "По-видимому, он пригрозил убить всякое животное, какое только родится на земле" (Псевдо-Эратосфен) и находит там свою смерть. По иным версиям - в море, возле острова, когда Артемида, подстрекаемая Аполлоном, поразила черный предмет, качавшийся на волнах - то есть видимую голову Ориона, пытавшегося вплавь спастись от Скорпиона.
После совершения буфонии, "быкоубийца" также бежит к морю, преследуемый толпой, бросающей в него камни, до тех пор, пока он не погрузит лабрис в воду. На лабрис в данном случае перекладывается вся вина за убийство священного быка, который мыслится самим Дионисом.
Известно, что наблюдения над Сириусом проводились очень давно, еще в 3-ем тысячелетии до н.э. Но, помимо Сириуса, и над другими созвездиями, вполне вероятно, велись такие наблюдения. С их восходами и заходами в течение года соотносили те или иные сельскохозяйственные работы. Древнейший (ок. сер.VIII в. до н.э.) известный греческий текст, дающий такие «сельскохозяй-ственные правила», содержится в поэме Гесиода «Труды и дни». Строки 383—387: " Когда Плеяды, дочери Атласа, восходят, начинай жатву, а когда они собираются заходить,— пахоту. Сорок ночей и дней они скрыты и появляются вновь, когда год совершает круг, когда ты впервые заостряешь свой серп."
В строках 609—611 утверждается:
"Но когда Орион и Сириус приходят в середину неба, и тронутый румянцем Рассвет лицезреет Арктура, тогда срезай виноградные кисти, о Перс, и неси их домой"
Такую картину звездного неба как раз и можно наблюдать в период Скорпиона, т.е. приблизительно между 24 октября и 21 ноября.
Так небо будет выглядеть в полночь 13 ноября этого года. Южный азимут проходит между границами созвездий Тельца и Овна. Но, как мы помним, эти границы установлены менее ста лет назад, и раньше это не принималось в расчет. Однако нет никаких данных, указывающих на то, что тогда, в древности выделялись именно зодиакальные созвездия , а не те которые более заметны и выделяются в особую группу при простом визуальном наблюдении. А при простом наблюдении некоторые созвездия просто притягивают взгляд и Орион - одно из таких. Как видите на картинке Орион сверкает, слева еще более заметен Сириус. В отличие от довольно тусклых Тельца и, тем более Овна.
А примерно так небо выглядело тоже 13 ноября ноября 2007 года, но только до н.э. (Для таких рассчетов есть много специальных программ, которой я и воспользовался)
Как видите Орион вообще находится строго на юге.
В строках 614—616 читаем:
"...Но когда Плеяды и Гиады и могущественный Орион заходить начинают, тогда вспомни о пахоте..."
Как видите, ни Овен, ни Телец не привлекают внимания древнего наблюдателя, хотя эти созвездия также находятся рядом, но его интересуют звезды и созвездия, тем или иным образом ПРИМЕТНЫЕ - т.е. очень яркие, ли связанные с краями небосвода - ограниченными линией горизонта и тогда замечают даже довольно слабые Гиады и Плеяды.
А что касается (уже набившего оскомину у меня) Скорпиона то не хуже меня знаете, что когда Орион ночью сияет на небе со своим "завитком" и Луна может "проходить" его, то Солнце в это время, возможно, находится в Скорпионе - вот та простая, на мой взгляд, мысль, которую я и хотел донести еще в прошлый раз, когда писал об этом в статье "Свадьба Луны и Солнца"
У арабов это "место" называется - ал-хак'а «Завиток», звезды в ареале λ Ориона (они расположены в форме кривой, напоминающей спираль). В этот момент, когда Луна проходит его, рекомендуется изготавливать пантакли для путешествия.
Я был уверен, что это очевидно.
Но, скорее всего, мифы об Орионе все же младше дионисийских мифов. Ведь более логичным будет поиск необходимых средств, помогающих правильно вести хозяйствование, чем "подстраивание" хозяйства под заранее накопленные абстрактные знания, не имеющие значения в отрыве от применения.
P.S. Этот материал был готов еще сутки назад, но из-за проблем со связью я не мог разместить его раньше. Думаю, тогда не пришлось бы уважаемой tmt объяснять мне прописные истины. Хотя все равно приятно общение с Вами.