Dedal писал(а):Основные вопросы:
Символика и причины возникновения лабриса.
То, что лабрис по определению - символ Великой Богини - не факт. Это, как мне кажется, основывается только на том, что лабрисы находят в захоронениях знатных критянок. Вообще священный двусторонний топор - нормальное развитие темы каменного молота-топора, который с внедрением бронзы сакрализировался, причём в связи с высокой коммерческой активностью в Эгейском регионе и в связи с широкой доступностью меди с Кипра - именно в металлической, а не в каменной форме. Особенности конфигурации могут быть связаны с тем, что такой топор служил в качестве
метательного оружия.
Dedal писал(а):Символика и механизм действия (космогония) лабиринта.
Лабиринт же, насколько я понимаю, связан с лабрисом не своей формой, но только своим именем (что-то вроде Дом Топора получается, так?), поэтому я бы предложил тему лабиринта выделить из темы "Священное оружие" в отдельную.
Непосредственно по символике и механизму действия лабиринта:
Первоначально это был шаблон для танца-хоровода (про это уже упоминали, да? где-то у меня было исследование по рисункам традиционных хороводов, надо найти)
"That the Cretan labyrinth had been a dancing-ground and was made for Ariadne rather than for Minos was remembered by Homer in Iliad xviii.590–593 where, in the pattern that Hephaestus inscribed on Achilles' shield, one incident pictured was a dancing-ground "like the one that Daedalus designed in the spacious town of Knossos for Ariadne of the lovely locks". Even the labyrinth dance was depicted on the shield, where "youths and marriageable maidens were dancing on it with their hands on one another's wrists... circling as smoothly on their accomplished feet as the wheel of a potter...and there they ran in lines to meet each other."
но позже он явно стал связываться с путешествием в загробный мир (а может и сразу был с ним связан), причём то, что в центре лабиринта изображают солярную символику может подтверждать это, поскольку солнце периодически оказывается "на той стороне" (ночью, в период зимнего солнцестояния), и его надо вызволять при помощи ритуалов. Часто лабиринты являются частью похоронных сооружений:
"According to Pliny, the tomb of the great Etruscan general Lars Porsena contained an underground maze."
"Roman family tomb has a fourfold labyrinth mosaic floor, with a dying Minotaur in the center and a mosaic inscription: HICINCLUSUS.VITAMPERDIT "Enclosed here, he loses life"
Так что по-моему лабиринт - это семь кругов ада, а не семь небес - небеса такими запутанными никогда не изображались (позже продемонстрирую примером). Опять же, если вспомнить "нить Ариадны", то сразу же приходят на ум "нити судьбы" и богини-пряхи, отмеряющие срок человеческой жизни.