"Земельный вопрос"
Добавлено: 12 янв 2006, 20:31
Сопоставив некоторые факты набрёл на интересную мысль.
Закат микенской эпохи происходил по несовсем обычному для предполагаемого завоевания противником сценарию.
Около 1200 года до н.э. погиб в пламени пожара мессенский Пилос, крупные разрушения имели место в Микенах и Тиринфе, уничтожению подверглись прочие микенские крепости и поселения. Из числа наиболее важных центров удалось устоять только Афинам, возможно, Иолку, а говорить в это время о Микенах и Тиринфе как городских поселениях, можно лишь с большими оговорками.
Одновременно в материковой Греции можно наблюдать следы миграции населения: если в 14 в. до н.э. здесь засвидетельствовано почти 180 поселений, а в 13 в. - даже более 260, то в 12 в. их насчитывалось лишь около 110. Убыль населения наблюдалась во всех основных районах микенской цивилизации на материке.
Дорийцы.
В течение целого ряда веков дорийские племена оставались на северо-западной окраине переживавшего свой расцвет Микенского мира и поддерживали с ним культурные контакты. С 13 века до н.э. отдельные группы начинают проникать в более южные районы континентальной Греции и оседают вблизи микенских дворцовых центров, не являясь таким образом влиятельной силой.
Ситуация начинает быстро менятся в их пользу только после 1200 года, спустя 80 лет после того как большая часть микенских дворцов уже перестала играть роль центров политической власти и административно-хозяйственных центров. Археология также не обнаруживает следов участия дорийцев в разрушении микенских центров.
Возможно, первые поселения дорийцев создавались по такому же принципу, что и в Египте - получая землю, но так сказать с отработкой, за часть урожая или исполнение разного рода повинностей (наиболее распостранённая практика того времени), в этом случае у них была возможность ознакомиться с законодательной системой микенских царств изнутри и кое-что позаимствовать в последствии.
А "пауза" между падением микенских царств и дорийским нашествием, тем и интересна, что может поведать об особенности микенского общества, а именно о миграции как способе решения кризисной ситуации.
Вобщем-то, наиболее вероятной причиной кризиса микенского мира можно считать "земельный вопрос". Точнее нехватку земельных наделов, которая начинала ощущаться со временем.
С этим сталкивалось рано или поздно любое государство чья экономика основана на земледелии и, особенно, где земельные ресурсы ограничены, будь то, например, античная Спарта или современный Египет и, тем более, такой остров как Крит.
В античные времена эта проблема решалась миграцией безземельного населения и основанием колоний.
Греческая мифология сохранилось предание о том, что братья Миноса - Сарпедон и Радамант были некогда изгнаны с острова. Событие подобного рода должно было сопровождаться перераспределением земельных наделов и, очень возможно, строительством "Новых дворцов" (1700 г.до н.э.).
Около 1400 года конец эпохи "новых дворцов" - вероятно Крит переживает второй земельный кризис, после которого уже минойское царство не смогло оправиться. Очень заманчиво было бы сопоставить с этой катастрофой предание о морской экспедиции критян на Сицилию и гибели там Миноса.
На материке земельные ресурсы были естественно больше и больше вариантов их перераспределения, поэтому кризисная ситуация наступила с опозданием на 200 лет, около 1200 года до н.э. И как результат - разрушение микенских крепостей и начало миграции ахейского населения, память о которой сохранилась в виде мифа о Троянской войне.
Остаётся неясным один момент, что заставило стронуться с места почти половину населения, от 260 поселений останется только 110.
Но, возможно, причиной столь массовой миграции стала сама эволюция микенского общества, приведшая к тому что земля оказалась в собственности небольшого количества людей - ситуация в которой окажется и, например, Спарта.
Закат микенской эпохи происходил по несовсем обычному для предполагаемого завоевания противником сценарию.
Около 1200 года до н.э. погиб в пламени пожара мессенский Пилос, крупные разрушения имели место в Микенах и Тиринфе, уничтожению подверглись прочие микенские крепости и поселения. Из числа наиболее важных центров удалось устоять только Афинам, возможно, Иолку, а говорить в это время о Микенах и Тиринфе как городских поселениях, можно лишь с большими оговорками.
Одновременно в материковой Греции можно наблюдать следы миграции населения: если в 14 в. до н.э. здесь засвидетельствовано почти 180 поселений, а в 13 в. - даже более 260, то в 12 в. их насчитывалось лишь около 110. Убыль населения наблюдалась во всех основных районах микенской цивилизации на материке.
Дорийцы.
В течение целого ряда веков дорийские племена оставались на северо-западной окраине переживавшего свой расцвет Микенского мира и поддерживали с ним культурные контакты. С 13 века до н.э. отдельные группы начинают проникать в более южные районы континентальной Греции и оседают вблизи микенских дворцовых центров, не являясь таким образом влиятельной силой.
Ситуация начинает быстро менятся в их пользу только после 1200 года, спустя 80 лет после того как большая часть микенских дворцов уже перестала играть роль центров политической власти и административно-хозяйственных центров. Археология также не обнаруживает следов участия дорийцев в разрушении микенских центров.
Возможно, первые поселения дорийцев создавались по такому же принципу, что и в Египте - получая землю, но так сказать с отработкой, за часть урожая или исполнение разного рода повинностей (наиболее распостранённая практика того времени), в этом случае у них была возможность ознакомиться с законодательной системой микенских царств изнутри и кое-что позаимствовать в последствии.
А "пауза" между падением микенских царств и дорийским нашествием, тем и интересна, что может поведать об особенности микенского общества, а именно о миграции как способе решения кризисной ситуации.
Вобщем-то, наиболее вероятной причиной кризиса микенского мира можно считать "земельный вопрос". Точнее нехватку земельных наделов, которая начинала ощущаться со временем.
С этим сталкивалось рано или поздно любое государство чья экономика основана на земледелии и, особенно, где земельные ресурсы ограничены, будь то, например, античная Спарта или современный Египет и, тем более, такой остров как Крит.
В античные времена эта проблема решалась миграцией безземельного населения и основанием колоний.
Греческая мифология сохранилось предание о том, что братья Миноса - Сарпедон и Радамант были некогда изгнаны с острова. Событие подобного рода должно было сопровождаться перераспределением земельных наделов и, очень возможно, строительством "Новых дворцов" (1700 г.до н.э.).
Около 1400 года конец эпохи "новых дворцов" - вероятно Крит переживает второй земельный кризис, после которого уже минойское царство не смогло оправиться. Очень заманчиво было бы сопоставить с этой катастрофой предание о морской экспедиции критян на Сицилию и гибели там Миноса.
На материке земельные ресурсы были естественно больше и больше вариантов их перераспределения, поэтому кризисная ситуация наступила с опозданием на 200 лет, около 1200 года до н.э. И как результат - разрушение микенских крепостей и начало миграции ахейского населения, память о которой сохранилась в виде мифа о Троянской войне.
Остаётся неясным один момент, что заставило стронуться с места почти половину населения, от 260 поселений останется только 110.
Но, возможно, причиной столь массовой миграции стала сама эволюция микенского общества, приведшая к тому что земля оказалась в собственности небольшого количества людей - ситуация в которой окажется и, например, Спарта.