Кафиристан

Модератор: Analogopotom

Кафиристан

Сообщение Ilik » 14 мар 2009, 22:42

Не так давно мне в руки попались записки Омара М. Бёрка. Этот полуирландец-полушотландец, работая в 50-е годы XX в. в офисе одной из британских компаний в Пакистане, получил немалое наследство и увлекшись суфизмом, четыре года провел в путешествиях по исламским странам Азии и Африки. С дороги он посылал корреспонденции в Blackwoodיs Magazine.
Позже они были изданы одной книгой, которая была переведена на русский в начале этого десятилетия:
Бёрк О.М. Среди дервишей. М., Сампо, 2002.

Одна из последних глав в этой книге показалась мне наиболее интересной. Там рассказывалось о том, как Бёрк вместе с караваном суфиев двигался в горах Гиндукуша, северо-восточнее Кабула. И целью их был Кафиристан - высокогорная местность в этом районе страны, издавна населенная немусульманами.
Описывая узкие тропы на осыпающихся склонах, бурные горные потоки и заслоняющие небо громадные ледники, Бёрк наконец подошел к моменту встречи с первым для себя местным жителем:

"Я смог очень хорошо рассмотреть первого встреченного мной кафира, когда он проходил мимо. Он был светлокожим, с серыми или голубыми глазами, и его внешность очень напоминала западную.
- Выглядит как фаранги, - сказал я Саркалу, забыв, что сам тоже был "франком".
- Да, как и многие из них. Говорят, что они происходят от людей Александра, но я не знаю. Однако они сидят на стульях как франки."
(с.224).

Немного дальше по тексту Бёрк описывает предводителя кафиров и кое-что из их верований:

"Наибольшая деревня должна была стать нашей штаб-квартирой, и меня повели в гости к ее главе. Его дом был построен из камня, а сам он, видимо, был арийского происхождения. Этот пожилой человек с пышными бакенбардами и блестящими глазами очень неплохо говорил на персидском и пушту, имя его было Дауд (Давид), иногда оно произносилось как Даун. На нем были оленьи сапоги, которые чем-то напоминали сапоги краснокожих, шапка, связанная из мягкой шерсти и имевшая форму ведра, которая сворачивалась и сидела сзади на его голове. Его одеждой были рубаха и два плаща поверх нее, один из хлопка, второй шерстяной.
Он и его семья пили вино, которое кафиры пили всегда, посвящая его Гишу, богу вина, изваяние которого у них имелось. Оно было очень грубой работы, но, как сказал хозяин, это не имело значения, раз на нем была корона. Более важным, чем Гиш, был Иммра, гораздо более могущественный, чем Гиш, который не был никак представлен, потому что жил в облаках, и никто на самом деле не знал, какой он формы. "Как, спросил он меня, можно сделать модель чего-то, если ты никогда этого не видел?" это казалось логичным подходом. Но разве Гиша видели?
Конечно, Гиша можно увидеть. Его видели часто. Он совершал чудеса и давал победу в войне. он иногда появляется в самый неожиданный момент и довольно часто показывался в давние времена, когда давались пиры с вином в его честь."
(с.225-226).
Аватара пользователя
Ilik
Модератор форума
Модератор форума
 
Сообщения: 2290
Зарегистрирован: 27 ноя 2008, 10:23
Откуда: Израиль

Сообщение Ilik » 14 мар 2009, 22:48

Когда я читал эту главу в книге Бёрка, то вспомнил, что пару лет назад натыкался в сети на что-то похожее. И это "что-то" тогда сохранил на компьютере. Следующий материал рассказывает о работе и судьбе испанского этнографа Хосе Магранера:

Автор: Игорь НАУМОВ

Источник: журнал Колумб № 14 (2005)

Размещение на сайте – декабрь 2005 г.


Высоко в горах Пакистана на границе с Афганистаном разбросано несколько крошечных плато. Местные жители называют данный район Чинтал. Здесь проживает уникальное и загадочное племя, или народ, калаши. Их уникальность заключается в том, что малочисленному народу удалось выжить в самом сердце мусульманских государств.

А между тем калаши проповедуют вовсе не ислам, а политеизм (многобожие), то есть они - язычники. Если бы калаши представляли собой огромную и многочисленную диаспору с обособленной территорией и государственностью, то их существование вряд ли бы кого удивило, но калашей на сегодня сохранилось не более 3 тыс. человек - самая миниатюрная и загадочная этническая группа Азиатского региона.

Еще больше поразят вас имена богов, которым поклоняются калаши. Богом богов и повелителем солнца они называют Аполлона. Богиней красоты и любви почитают Афродиту. Немое и восторженное благоговение у них вызывает Зевс, и т.д.

Знакомые имена? И откуда полудикое племя, члены которого никогда не спускались с гор, не умеют читать и писать, знают и поклоняются греческим богам? При этом их религиозные ритуалы поразительно схожи с эллинскими. К примеру, посредниками между верующими и богами являются оракулы, а в праздники калаши не скупятся на жертвоприношения и подаяния богам. Кстати, язык, на котором общаются соплеменники, напоминает древнегреческий.

Самой необъяснимой тайной племени калаши является их происхождение. Это загадка, над которой ломают головы этнографы всего мира. Однако сами горные язычники объясняют свое появление в Азии просто. Другое дело, что не так просто отделить истину от мифов.

Калаши уверяют, что их народ образовался как единый конклав еще 4 тыс. лет назад, но не в горах Пакистана, а далеко за морями, там, где миром правили обитатели Олимпа. Но настал день, когда некоторая часть калашей отправилась в военный поход под предводительством легендарного Александра Македонского. Это случилось в 400 году до н.э. Уже в Азии Македонский оставил несколько заградительных отрядов калашей в местных населенных пунктах, строго-настрого наказав им дождаться его возвращения и беречь веру предков.

Увы, Александр Великий так и не вернулся за верными бойцами, многие из которых отправились в поход вместе с семьями. И калаши были вынуждены осваиваться на новых территориях, ожидая своего повелителя, который то ли забыл о них, то ли умышленно оставил на новых землях в качестве первых поселенцев с далекой Эллады. Калаши и по сей день ждут Александра.

Что-то в этой легенде есть. Этнографы относят калашей к индо-арийской расе - это факт. Лица калашей - чисто европейские. Кожа значительно светлее, чем у пакистанцев и афганцев. А глаза - паспорт неверного иноземца. У калашей глаза голубые, серые, зеленые и очень редко карие. Но есть еще один штрих, который никак не вписывается в общую для этих мест культуру и быт. Калаши всегда изготавливали для себя и пользовались мебелью. Они едят за столом, сидя на стульях, - излишества, которые никогда не были присущи местным «аборигенам» и появились в Афганистане и Пакистане только с приходом англичан в ХVIII-ХIХ веках, но так и не прижились. А калаши испокон веков пользовались столами и стульями. Сами придумали? И таких вопросов много...

Итак, калаши выжили. Они сохранили свой язык, традиции, религию. Однако позднее в Азию пришел ислам, а с ним и беды народа калаши, которые никак не хотели поменять религию. Адаптироваться в Пакистане, проповедуя язычество, - предприятие безнадежное. Местные мусульманские общины настойчиво пытались заставить калашей принять ислам. И многие калаши вынуждены были подчиниться: либо жить, приняв новую религию, либо умереть. В ХVIII-ХIХ веках исламисты вырезали калашей сотнями и тысячами. При таких условиях выжить и сохранить традиции предков, согласитесь, - проблематично. Тех, кто не подчинялся и хотя бы тайком отправлял языческие культы, власти в лучшем случае гнали с плодородных земель, загоняя в горы, а чаще - уничтожали. Сегодня последнее поселение калашей находится в горах на высоте 7000 метров - не лучшие условия для сельского хозяйства, разведения скота и жизни вообще!

Жестокий геноцид народа калаши продолжался вплоть до середины XIX века, пока крохотная территория, которую мусульмане называли Кафирстан (земля неверных), где обитали калаши, не попала под протекцию Великобритании. Это спасло их от полного истребления. Но и сейчас калаши находятся на грани исчезновения. Многие вынуждены ассимилироваться (через брак) с пакистанцами и афганцами, принимая ислам, - так легче выжить и получить работу, образование, должность.

Быт современных калашей можно назвать спартанским. Калаши живут общинами - легче выжить. Они ютятся в малюсеньких хибарках, которые строят из камня, дерева и глины в узких горных ущельях. Задней стеной дома калаши является плоскость скалы или горы. Так экономятся стройматериалы, а жилище становится более устойчивым, ведь долбить фундамент в горном грунте - сизифов труд.

Крыша нижнего дома (этажа) одновременно является полом или верандой дома другой семьи. Из всех удобств в хижине: стол, стулья, скамьи и глиняная посуда. Об электричестве и телевидении калаши знают лишь понаслышке. Лопата, мотыга и кайло - им понятнее и привычнее. Жизненные ресурсы они черпают в сельском хозяйстве. Калаши умудряются выращивать пшеницу и другие зерновые культуры на расчищенных от камня землях. Но главную роль в их жизнеобеспечении играет скот, в основном козы, которые дают потомкам эллинов молоко и молокопродукты, шерсть и мясо. Располагая таким скудным выбором, калаши умудряются не терять собственной гордости и не опускаться до попрошайничества и воровства. А ведь их жизнь - борьба за выживание. Они трудятся от зари до зари и не ропщут на судьбу. Их образ жизни и ее уклад мало изменились за 2 тыс. лет, но это никого не расстраивает.

И все же нечто горское в калашах есть. Бросается в глаза четкое и незыблемое разделение обязанностей: мужчины первые в труде и охоте, женщины им только помогают в наименее трудоемких операциях (прополка, дойка, домашнее хозяйство). В доме мужчины садятся во главе стола и принимают все значимые в семье (в общине) решения.

Для женщин в каждом поселении строят башлени - отдельный дом, где женщины общины рожают детей и проводят время в «критические дни».

Родить ребенка женщина калаши обязана только в башлени, а потому беременные дамы поселяются в «роддоме» загодя. Откуда пошла такая традиция, никто не знает, но других сегрегационных и дискриминационных тенденций в отношении женщин у калашей не наблюдается, что бесит и смешит мусульман, которые относятся к калашам как к людям не от мира сего.

Женитьба. Этот щепетильный вопрос решают исключительно родители молодых. Они могут посоветоваться и с молодыми, могут поговорить с родителями невесты (жениха), а могут решить проблему, не спрашивая мнения своего чада. И все же трагических историй о «Ромео и Джульетте» здесь никто не рассказывает. Молодежь доверяет старшим, а старшие с любовью и пониманием относятся к собственным детям и молодежи.

Калаши не знают выходных, но они весело и хлебосольно празднуют 3 праздника: Йоши - праздник посева, Учао - праздник урожая, и Чоймус - зимний праздник богов природы, когда калаши просят «олимпийцев» ниспослать им мягкую зиму и хорошие весну и лето.

Во время Чоймуса каждая семья в качестве жертвоприношения забивает козу, мясом которой угощают всех, кто зайдет в гости или встретится на улице.

И Вакха калаши не забывают: гулять умеют. Вино на праздниках льется рекой, правда, в пьянку религиозные праздники не превращаются.

Р.S. Пусть греческие боги обратят внимание на калашей, которые им так преданны. Уже за одно свое постоянство и мужество этот народ заслуживает уважения!



Калаши вызывают живейший интерес у ученых всего мира. Им интересно все, что касается жизни, быта, культуры, языка и религии этого уникального народа.

Испанский этнограф Хосе Магранер приехал в Афганистан еще в начале 90-х. Его целью было изучение и поиск следов снежного человека, так называемого йети.

Хосе многие месяцы провел в горах Афганистана и Пакистана в тщетных поисках «бигфута». Он отчаялся и расстроился, не найдя ни снежного человека, ни следов его пребывания. Однако совсем забыл о нем, когда встретил полудикое племя калашей. - К своему стыду, признаюсь: ничего не знал об этом народе, - говорил Хосе.

Когда испанец узнал о языческих корнях религии, исповедуемой калашами, то решил остаться в племени для самого тщательного изучения истории и культуры «потомков Александра Македонского».

Магранеру удалось подружиться с членами племени до такой степени, что калаши приняли его в свои ряды как равного, посвятив в свою религию. Магранер добровольно и искренне изучал и даже исполнял религиозные обряды калашей, а также участвовал в тайных ритуалах. Он хорошо освоил их язык и общался с калашами на их родной речи, чем заслужил их доверие и уважение. Он прожил бок о бок с калашами 12 лет.

А этим летом Магранер решил совершить еще одну научную экспедицию в горы, где местные жители якобы видели йети. С этой целью испанец нанял проводника-афганца, с которым отправился в путь, пообещав калашам вернуться в поселение через неделю. Однако ни через неделю, ни через две и даже три Магранер так и не появился.

Калаши переполошились и отправили на поиски своего друга группу мужчин, и те нашли ученого. Увы, нашли лишь его истерзанное животными и птицами тело.

Об этом стало известно местной полиции, которая инициировала уголовное дело и следствие. Оказалось, что Магранер погиб не в результате несчастного случая (в горах всякое может случиться), а его убил слуга-афганец. Убил с тем, чтобы завладеть его имуществом.

Афганца-убийцу ищут. А испанского ученого калаши похоронили на своем кладбище, исполнив все полагающиеся погребальные ритуалы. Однако уже через неделю после похорон в горное селение калашей приехали родственники Магранера. Они хотели забрать тело несчастного Хосе, дабы похоронить его на родине - в Испании. Но им пришлось ретироваться и вернуться на Пиренеи с пустыми руками. Калаши категорически отказались производить эксгумацию: это противоречит религиозным канонам горцев.

У родственников Магранера не возникло никаких сомнений, что калаши поступили так, потому что испанский ученый действительно наказал им (устно) в случае смерти похоронить его в горах Афгана по всем законам религии, которой поклоняются его новые братья.

Взято отсюда: http://www.orgdosug.ru/pub.php?pid=1539&cid=276
Аватара пользователя
Ilik
Модератор форума
Модератор форума
 
Сообщения: 2290
Зарегистрирован: 27 ноя 2008, 10:23
Откуда: Израиль

Сообщение Юлли » 14 мар 2009, 22:52

... мне кажется, что пару лет назад у нас на форуме была тема о калашах...
Аватара пользователя
Юлли
Афродита Эвплоя
 
Сообщения: 4152
Зарегистрирован: 21 май 2004, 11:38
Откуда: Санкт-Петербург

Сообщение Ilik » 14 мар 2009, 22:55

Просто у меня одно к одному сошлось: и книга, и сохраненная когда-то статья. Вот и решил выложить.
Аватара пользователя
Ilik
Модератор форума
Модератор форума
 
Сообщения: 2290
Зарегистрирован: 27 ноя 2008, 10:23
Откуда: Израиль

Сообщение tmt » 14 мар 2009, 23:48

Самой необъяснимой тайной племени калаши является их происхождение. Это загадка, над которой ломают головы этнографы всего мира. Однако сами горные язычники объясняют свое появление в Азии просто. Другое дело, что не так просто отделить истину от мифов
.
Надо сделать ДНК анализ.
Геногеография.
Мир построен по принципу аналогии.

"АВРОРА" тонет.
Аватара пользователя
tmt
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 8418
Зарегистрирован: 24 апр 2006, 11:35
Откуда: georgia

Сообщение Ilik » 15 мар 2009, 07:11

Еще один интересный отрывок о кафирах из книги Бёрка:

"Вся атмосфера этой долины и других, которые я смог увидеть, поразительно напоминала то, как мы представляем себе "Старую веселую Англию". Прежде всего, в основном здесь росли деревья и травы, известные в Британии. Одежда жителей была не столько "восточная", сколько такая, в которой можно себе представить "крестьянина" где угодно. Женщины носили блузки и длинные юбки, мужчины - брюки и кожаные пояса.
В базарный день люди водили хоровод вокруг ярко раскрашенного и празднично украшенного столба, который при небольшом усилии воображения превращается в майский шест. Дрессированные медведи, люди с длинными луками и стрелами, продавцы крепкого напитка, окрашенного в пурпурный цвет какой-то травой, все вносит свою долю в общую картину, которая одновременно причудлива и чем-то знакома."
(Бёрк О.М. Указ.соч. с.226-227).
Аватара пользователя
Ilik
Модератор форума
Модератор форума
 
Сообщения: 2290
Зарегистрирован: 27 ноя 2008, 10:23
Откуда: Израиль

Сообщение Ilik » 15 мар 2009, 07:51

Когда я читал о кафирах (калашах?) у Бёрка, то эта тема оказалась для меня хотя и очень интересной, но уже слегка знакомой из-за старой интернет-статьи (см. выше). Но то, что было в книге дальше, стало полной неожиданностью:

"Я нашел, что Муршид [местный проводник - Ilik] необычайно охотно отвечал на вопросы, связанные с суфийской мыслью и практикой, равно как и с кафирами, и обо всем этом он явно знал очень много. История суфийского поселения в Нуристане такова: незадолго до афганского завоевания страны суфии из области Западного Гиндукуша послали много миссий, чтобы вступить в контакт с остатками мистических групп, которые, как они верили, находились здесь. В этих поисках и после ужасных столкновений - ведь кафиры инстинктивно убивали любого мусульманина, которого видели - были обнаружены три маленькие группы отшельников. То были христиане и, по-видимому, у них не было никакой связи с внешним миром со времени исламского завоевания Восточной Персии в седьмом веке. Общение с ними было затруднено, потому что не было общего языка. Проблема была решена благодаря инициативе христианских монахов, которые обнаружили общие слова или слова общего происхождения, в своем варианте персидского и в том, на котором говорили суфии.
Пра-пра-дядя нашего хозяина учавствовал в той миссии, и оставался в Кафиристане двадцать лет, пока не умер. К тому времени он свободно владел и местными языками, и языком христианской общины. Их история была очень интересной. Они бежали из области Бактрия (современный Балх), считая, что пришел Антихрист, когда услышали о приближении арабских армий. Сначала они отправились в Кабул, который продержался некоторое время. Позже они покинули город и сошлись с группой кафирских беженцев, живущих возле Кабула, но теперь вынужденных вернуться в горы. Они выучили язык кафиров, среди которых жили, и разделились на три общины, в каждой из которых был учитель. Эти самоподдерживающиеся общины по каким-то причинам, связанным с их верой, обращали в христианство лишь столько кафиров, сколько нужно было для замены тех, кто умирал. Чтобы поддерживать свою религию и свои обычаи, каждого обращенного учили тому реликтовому персидскому, на котором говорили первые беженцы. Это объясняет, каким образом сообщество дожило до тысяча восемьсот девяностых - более тысячи ста лет - по существу в изоляции.
Знание об их существовании проникло в Афганистан благодаря обращению в ислам периферийных кафиров: они обычно поселялись в Афганистане, когда оставляли веру своих отцов. Один такой человек, присоединившийся к общине суфиев Азамийя, рассказал все, что мог, суфийскому шейху о затворниках из древних времен. Результатом стала та суфийская миссия, которая состоялась, должно быть, около 1880 года или чуть позже.
Эти христиане в конечном счете присоединились к суфиям, практики которых, как они считали, были очень похожи на их собственные. Как говорил Муршид, эти "старые христиане" совершали ритуалы, весьма подобные суфийским, но очень отличающиеся от современных христианских. Точна ли эта часть предания, узнать невозможно. Едва ли можно сомневаться, что в раннем христианстве существовало много сект, которые во многих важных аспектах отличались от тех, что мы знаем сегодня. Одной из характерных черт этих христиан согласно главе суфиев, было то, что они в больших количествах пили священное вино после его посвящения, и считалось, что оно вызывает состояние духовной экзальтации. Когда я напомнил ему, что это обычай мог быть "загрязнением" из религии кафиров, где практиковалось нечто подобное, он тут же согласился".
(Бёрк О.М. Среди дервишей. М., 2002, с.227-229).
Аватара пользователя
Ilik
Модератор форума
Модератор форума
 
Сообщения: 2290
Зарегистрирован: 27 ноя 2008, 10:23
Откуда: Израиль

Сообщение Boiler » 15 мар 2009, 13:39

Возник частный вопрос. Любопытно, какое вино пьет этот народ? И из чего (в смысле - какого сырья)? Откуда он его берет?
Boiler
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 190
Зарегистрирован: 15 дек 2007, 16:33

Сообщение Aristoteles » 15 мар 2009, 14:54

Boiler писал(а):Возник частный вопрос. Любопытно, какое вино пьет этот народ? И из чего (в смысле - какого сырья)? Откуда он его берет?


Интересно, что многие пакистанцы приезжают в долины калашей, именно чтоб насладиться их свободами и "кафирством".

В долинах нет запрета на алкоголь. Калаши производят вино из красного винограда и крепкую настойку из абрикосов - тару. Во время фестиваля многие мусульмане сидели в свих комнатах и пили.
Мне довелось поучаствовать в этом процессе.

Причем мужчины без комплексов приняли меня в свою компанию, подливали алкоголь и даже предлагали сигареты. Люди это были весьма почтенные, имеющие собственные компании и занимающие высокие посты. Их возраст колебался от 30 до 50, все они были из Лахора и Исламабада.

Отсутствие привычки пить дало о себе знать - они быстро опьянели.
Один крупный мужчина, бурно доказывающий что-то собравшимся, даже расплакался в сердцах. То еще зрелище.

http://commonlife.free.fr/index.php?lan ... main=daily
Disce, sed a doctis, indoctos ipse doceto
Аватара пользователя
Aristoteles
Модератор
Модератор
 
Сообщения: 3251
Зарегистрирован: 02 фев 2008, 00:17
Откуда: Северщина

Сообщение Boiler » 15 мар 2009, 16:10

Немного непонятно. Насколько можно этому верить? То есть я не имею в виду обвинить автора в излишне буйной фантазии. Но насколько он разобрался в вопросе?
Зимы в тех местностях суровые, и виноград, выживающий в таких условиях, - большая редкость. Как минимум, требуется его укрывать. А это уже свидетельство наличия достаточно серьезного виноградарства и не самых простых навыков у тех, кто им занимается. Во-вторых, что за крепкая абрикосовая настойка? Как любой фрукт, содержащий сахар, абрикос годится для ферментации и последующей дистилляции в абрикосовый же бренди или водку - кому как нравится называть. Но настойка? Алкогольсодержащая жидкость, имеющая исходной основой перегнанный на спирт продукт? То есть там существуют некие мощности по дистилляции, производящие дистиллят из стороннего сырья? И он настаивается на абрикосах? Не на косточках? Это не слишком характерно. Если не сказать - необычно. Как вообще по ситуации, так и для этого региона в частности.
Boiler
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 190
Зарегистрирован: 15 дек 2007, 16:33

Сообщение Aristoteles » 15 мар 2009, 17:24

там где растет абрикос, виноград чувствует себя вполне комфортно, особенно красные винные сорта, с сочной и мелкой ягодой.

С настойкой вопрос может заключаться в особенностях перевода. Это же свидетельство не технолога алкогольного производства, а обычного путешественника.
Disce, sed a doctis, indoctos ipse doceto
Аватара пользователя
Aristoteles
Модератор
Модератор
 
Сообщения: 3251
Зарегистрирован: 02 фев 2008, 00:17
Откуда: Северщина

Сообщение tmt » 15 мар 2009, 17:28

Любой сладкий фрукт может пригодится для алкогольного напитка -
я лично видела как готовят алкогольный напиток из малины
и слив.
Мир построен по принципу аналогии.

"АВРОРА" тонет.
Аватара пользователя
tmt
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 8418
Зарегистрирован: 24 апр 2006, 11:35
Откуда: georgia

Сообщение Aristoteles » 15 мар 2009, 18:15

tmt писал(а):Любой сладкий фрукт может пригодится для алкогольного напитка -
я лично видела как готовят алкогольный напиток из малины
и слив.


Никто и не спорит.
Человек спрашивает, почему называется настойкой? В обычном понятии настойка- спирт настоянный на чем-то. Значит появляется вопрос происхождения спирта.

А если продукт изготовлен методом брожжения, то почему называется настойкой.

Моя версия - трудности перевода с калашского на французский и потом на русский. Учитывая двойной перевод , такая версия вполне допустима.
Disce, sed a doctis, indoctos ipse doceto
Аватара пользователя
Aristoteles
Модератор
Модератор
 
Сообщения: 3251
Зарегистрирован: 02 фев 2008, 00:17
Откуда: Северщина

Сообщение Ilik » 16 мар 2009, 09:49

Там в долинах относительно мягкий климат. Бёрк сравнивает его с природно-климатическими условиями Британии, как я понял. Т.е. какой-то холодоустойчивый сорт винограда они вполне могли бы разводить там. Ясно, что за виноградом к мусульманам через труднодоступные перевалы они не ходили, учитывая также исконную неприязнь к данной этноконфессиональной группе у окружающего мусульманского населения.
Аватара пользователя
Ilik
Модератор форума
Модератор форума
 
Сообщения: 2290
Зарегистрирован: 27 ноя 2008, 10:23
Откуда: Израиль

Сообщение Boiler » 16 мар 2009, 12:44

Ну хорошо. Допустим. Хотя там фигурируют высоты в 7000 метров, где никакие долины не спасают.
Тогда другой вопрос. Как туда мог попасть виноград. На сегодняшний день господствующей является версия, что винограда в этих местах в момент похода Александра не было. Есть и источники, которые подтверждают это. Например, в пятой книге арриановского «Похода Александра» можно вычитать о том, что ее главному герою довелось услышать от Акуфиса, правителя легендарной Нисы, находившейся на границе тогдашней Индии: «Плюща в индийской земле нигде нет». Плющ здесь однозначно интерпретируется исследователями как виноград. Чуть позже, отступая через земли «приморских индов», македонский экспедиционный корпус страдал от трудностей с питьем и продовольствием – их красочно описывает Курций Руф в 10-ой главе IX-ой книги своей «Истории Александра Македонского». Видимо, к тому моменту даже красное македонское вино, которое Александр обычно возил с собой, закончилось. Афиней упоминает о переписке между Антиохом, сыном и соправителем Селевка Никатора по Востоку, и индийским царём Биндусарой (самое начало III в. до н.э.) из династии Маурьев, отпрыском того самого Чандрагупты, который в юном возрасте встречался с Александром. На просьбы Биндусары прислать ему сладкого вина, сушёных фиг и философа-софиста Антиох ответил согласием, отказав только в софисте. То есть виноградного вина в Индии даже после Александра в Индии не появилось!
Хотя существуют и апокрифы (по отношению к господствующей версии появления здесь винограда - вроде, если я правильно воспроизвожу в памяти, "Деяний Диониса" Нонна Панополитанского. Дионису приписывается путешествие в Индию еще до посещения Фригии, а потом и Беотии.
А культурный виноград попал на полуостров, скорее всего, гораздо позже – на стыке 13 и 14 веков - с Ближнего Востока транзитом через почти соседнюю Персию. Сначала его высадили в Даулатабаде под Аурангабадом (Махараштра), затем в Сейлеме и Мадураи (Тамилнаду) и, наконец, под Хайдерабадом (где была столица феодального государства Голконда). И наконец, в 19 веке высадкой в Индии здесь отметились англичане.
Самая северная точка из перечисленных - Даулатабад, он же Деогири, находится гораздо южнее. Впрочем, англичане, кажется, задействовали и Химачал-Прадеш. Но это опять, повторюсь, 19 век.
К китайцам виноград, как считается, попал в 128 г. до н.э. из Ферганской долины. Семена винограда якобы привез военачальник Чжоу Сянь. Но практически виноград тогда в Китае не прижился (как с/х культура, я имею в виду). Фактически в относительно массовом порядке виноград укоренился здесь примерно в те же сроки, что и в Индии, - 13-14 века.
Ну и как калаши, как я понимаю, всегда ведшие крайне автаркичный образ жизни, разжились виноградом? Культурой, на 99 и 9 в периоде процентов не автохтонной ареалу их обитания? Кто и когда его там, в отнюдь не тепличных условиях, акклиматизировал? Тоже ведь не слишком вероятная вероятность.
Boiler
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 190
Зарегистрирован: 15 дек 2007, 16:33

След.

Вернуться в История религий

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

cron