Boiler писал(а):Ilik писал(а):Boiler, виноград и виноградари в нынешних кафирских долинах могли появится только в VII в., отступая перед арабским нашествием. Намек на это есть в сведениях Бёрка.
Т.е. к этому времени где-то в восточной части Сасанидской империи их предки уже разводили виноград и просто ушли в горы от надвигавшихся арабов, унося с собой и саженцы, и навыки виноградарства.
С Александром Македонским они вряд ли как-то связаны. Возведение своей родословной к воинам великой армии могло быть более поздним наслоением, но быстро прижилось, возвышая кафиров и в собственных глазах, и в глазах их соседей.
Ну хорошо. Мы можем даже назвать эту догадку высокопарным словом "версия". Только, убейте меня, я не вижу ни одного разумного основания под нее. "Намеки" у автора второй половины 20 века - слишком хлипко и шатко.
Не поясните, что дало Вам повод говорить о бегстве персидских виноградарей от арабов?
Я ценю ваше предложение назвать мою догадку "версией", но это всего лишь предположение. Давайте по порядку. Перед нами стоит следующая очевидная задача: объяснить, как у живущих ныне в горах кафиров когда-то появился виноград и культура употребления вина.
Я предположил, что их предки, которые жили когда-то на равнине и владели навыками виноградарства, ушли в горы от наступавших арабов. Ушли, унося с собой и саженцы. Но ушли НЕ потому что они виноградари, а просто потому что хотели спасти свою жизнь и веру, как выразился выше Аристотель.
Державу Сасанидов арабы завоевывали долго. Если считать от битвы при Кадисии в 636 г. в Междуречье и до покорения Мерверруда в верховьях Мургаба в 652 г., то выходит 16 лет. Походы, сражения, штурмы городов, выплаты контрибуций, грабежи и расправы над побежденными. Слухи, как это всегда бывает, катились впереди завоевателей.
В Истархе (Фарс), который был взят после упорного сопротивления, резню пытались прекратить уже сами арабы, но командующий армией Абдаллах б. Амир непременно хотел выполнить свою клятву, согласно которой он будет убивать засевших в Истархе, пока кровь не потечет из ворот города. На переговорах под стенами Зеренджа - столицы Сиджистана - командир авангарда басрийской армии ар-Раби б. Зийад принял шаха Сиджистана, сидя на троне, который был сложен из тел убитых персов. Тем временем, северная, куфийская, армия арабов под командой Саида б. ал-Аса уничтожила население Тамисы - города на границе Джурджана и Табаристана. Это опять было следствием упорного сопротивления жителей. Серахс (северный Хорасан) сдался после долгой осады, выторговав у победителей жизнь всего лишь для 100 мужчин. Правитель города забыл внести в этот список самого себя и был казнен.
Что я хочу показать всеми этими примерами? Нашим земледельцам-кафирам было чего бояться. Не как виноградарям, а как людям, которых вот-вот прийдут завоевывать. И терпимое отношение мусульман вообще и арабов в частности к виноградарству и винопитию, согласно сведениям, которые вы привели, не имеет к этим страхам никакого отношения.
С другой стороны, у кафиров было достаточно времени, чтобы решить самим свою судьбу: или уходить, или оставаться. Арабы наступали не слишком стремительно. Очень возможно, что вы правы и кафирам особо ничего не угрожало. Как правило, с теми, кто покорялся завоевателям без сопротивления, ничего страшного не происходило. Но кафиры-то могли этого не знать, так как не обладали всей информацией, которая нам сейчас известна. Вот так и вышло, что несколько родов, объединенных общей верой, обычаями и хозяйством, переселились, спасаясь от опасности, в горы восточного Гиндукуша.
Еще раз поясню: данным предположением я пытаюсь объяснить сам факт наличия у кафиров виноградарства.