Кафиристан

Модератор: Analogopotom

Сообщение Ilik » 23 мар 2009, 09:27

Дайчин-баатар писал(а):1. Имеется в виду, что религиозная принадлеждность Бабуровских кафиров неопределена, а во времена Тимура речь шла о зороастрийцах, т.к в сжатом виде описана доктрина дуалистического монотеизма.

То, что гебры - это зороастрийцы, я знаю. Что сказать по религиозной принадлежности кафиров? Официально их пока не объявили ведическими ариями и вряд ли объявят. Но это не делает их зороастрийцами, нет?
Хотя я против данной религии ничего не имею. И даже буду рад, если ИРИ, к примеру, перейдет обратно в зороастризм.
Аватара пользователя
Ilik
Модератор форума
Модератор форума
 
Сообщения: 2290
Зарегистрирован: 27 ноя 2008, 10:23
Откуда: Израиль

Сообщение Ilik » 23 мар 2009, 09:44

Дайчин-баатар писал(а):У ванчцев еще в конце XIX века бытовало выставление трупов в пещерах (имеются в виду такие полуоткрытые пещеры с большим и широким входом).

Кажется, хики это тоже практиковали еще недавно. А рушни давно перешли на трупоположение.

Но выставление в гробу ни для кого не было обычным - дерево является легко оскверняемой стихией. И есть еще указания из "Вендидада", что "сухое к сухому не липнет". Поэтому на сухой камень можно выставить тело, а потом, когда кости очистятся, то камень окажется в наименьшей степени осквернен смертью.

Не было обычным? И ладно. Мы лишний раз убедились, что кафиры - не зороастрийцы.
Логичнее всего предположить, что их предки когда-то - не менее 3 тыс. лет назад - исповедывали какой-то вариант древнеарийской религии к моменту своего прихода в южную Азию. Религия эта на новом месте неизбежно менялась под влиянием другой природной среды и иноконфессиональных соседей.
И сейчас мы имеем то, что имеем. Но какое-то по-настоящему серьезное изучение системы их религиозных взглядов еще впереди. Главное - чтобы этнографы успели.
Аватара пользователя
Ilik
Модератор форума
Модератор форума
 
Сообщения: 2290
Зарегистрирован: 27 ноя 2008, 10:23
Откуда: Израиль

Сообщение Дайчин-баатар » 23 мар 2009, 10:38

Ilik писал(а): То, что гебры - это зороастрийцы, я знаю. Что сказать по религиозной принадлежности кафиров? Официально их пока не объявили ведическими ариями и вряд ли объявят. Но это не делает их зороастрийцами, нет?
Хотя я против данной религии ничего не имею. И даже буду рад, если ИРИ, к примеру, перейдет обратно в зороастризм.


1. Гебрами могли назвать неверных вообще. Но более узкое значение - именно "зороастриец". Еще их могли назвать "магами" и "зиндиками".
2. Кафир - это слишком общее понятие.
3. В Иране довольно много тайных новообращенных, но ситуация не благоприятствует. В Швеции, например, мусульманскими экстремистами был убит один из эмигрировавших туда зороастрийцев - европейские гебры начали опасаться за свою жизнь. Своего мобеда Карана Джамшиди они теперь прячут по семьям - там поживет, здесь поживет. А что тогда в Иране?
В те времена, когда скакал
Ветра быстрее конь Аранзал,
Пика не только пестрой была -
Пестрая пика острой была!
Аватара пользователя
Дайчин-баатар
Полибий
Полибий
 
Сообщения: 3539
Зарегистрирован: 21 май 2008, 16:19
Откуда: Москва

Сообщение Ilik » 23 мар 2009, 10:58

Дайчин-баатар писал(а):2. Кафир - это слишком общее понятие.

На территории, которую окружающие мусульмане знали как "Кафиристан" понятие это не общее, а конкретное. И подразумевались под ним именно те "неверные", что жили на данной территории.
Аватара пользователя
Ilik
Модератор форума
Модератор форума
 
Сообщения: 2290
Зарегистрирован: 27 ноя 2008, 10:23
Откуда: Израиль

Сообщение Ilik » 23 мар 2009, 11:11

Дайчин-баатар писал(а):3. В Иране довольно много тайных новообращенных, но ситуация не благоприятствует. В Швеции, например, мусульманскими экстремистами был убит один из эмигрировавших туда зороастрийцев - европейские гебры начали опасаться за свою жизнь. Своего мобеда Карана Джамшиди они теперь прячут по семьям - там поживет, здесь поживет. А что тогда в Иране?

Знаете, это интересный оффтоп. В Иране террор, ясное дело. И ихним зороастрийцам не позавидуешь. Но наиболее могущественным это государство было именно при зороастризме. Любопытно, что движет теми, кто переходит в зороастризм в нынешнем Иране?
Аватара пользователя
Ilik
Модератор форума
Модератор форума
 
Сообщения: 2290
Зарегистрирован: 27 ноя 2008, 10:23
Откуда: Израиль

Сообщение Дайчин-баатар » 23 мар 2009, 11:25

Ilik писал(а): Знаете, это интересный оффтоп. В Иране террор, ясное дело. И ихним зороастрийцам не позавидуешь. Но наиболее могущественным это государство было именно при зороастризме. Любопытно, что движет теми, кто переходит в зороастризм в нынешнем Иране?


Я встречался с эмиссаром Камрана Джамшеди - Бахманом Парсо. Он служил а иранской армии, убежденный зороастриец, очень ярый антимусульманин. Говорит, многим не нравится мусульманская идеология, но выступть не решаются. В армии многие солдаты и офицеры - зороастрийцы, но в случае обнаружения этого факта их казнят как отступников.

Они сильно надеялись на помощь США, когда те пошли в Афганистан. Однако не случилось, и сейчас движение ограничено. А в Таджикистане зороастрийскую общину сильно запрессовали после гибели ее лидера Рудаки Самади (я знал брата его жены Виштоспа Оламова). Когда кандидат в президенты Таджикистана от зороастрийцев провалился на выборах, то многие новообращенные перестали соблюдать ритуалы и отказались от принятой религии.

Да и вообще - в горах, например, сильно учение исмоилля, которое умело вобрало в себя народные формы зороастризма и эксплуатриует их. Да еще Ага-хан их финансирует - пожтому переходить в зороастризм горцы не торопятся. А гебры не так сильны экономически, как парсы (например, крупная компания "Тата" принадледит парсийской фамилии Тата), чтобы поддержать движение за пределами Ирана.

Да, сегодня третий день Науруза! Наурузи муборак!!!
В те времена, когда скакал
Ветра быстрее конь Аранзал,
Пика не только пестрой была -
Пестрая пика острой была!
Аватара пользователя
Дайчин-баатар
Полибий
Полибий
 
Сообщения: 3539
Зарегистрирован: 21 май 2008, 16:19
Откуда: Москва

Сообщение Ilik » 23 мар 2009, 11:49

Дайчин-баатар писал(а): А в Таджикистане зороастрийскую общину сильно запрессовали после гибели ее лидера Рудаки Самади (я знал брата его жены Виштоспа Оламова). Когда кандидат в президенты Таджикистана от зороастрийцев провалился на выборах, то многие новообращенные перестали соблюдать ритуалы и отказались от принятой религии.

Да и вообще - в горах, например, сильно учение исмоилля, которое умело вобрало в себя народные формы зороастризма и эксплуатриует их. Да еще Ага-хан их финансирует - пожтому переходить в зороастризм горцы не торопятся. А гебры не так сильны экономически, как парсы (например, крупная компания "Тата" принадледит парсийской фамилии Тата), чтобы поддержать движение за пределами Ирана.

В Таджикистане у зороастризма больше всего шансов на сегодняшний день, как мне кажется. Жаль, что там не заладилось. Стоит зороастризму стать доминирующей религией хотя бы в одной из тех стран, которые находятся на его старой канонической территории, и он снова окажется одной из мировых религий, как когда-то.
Аватара пользователя
Ilik
Модератор форума
Модератор форума
 
Сообщения: 2290
Зарегистрирован: 27 ноя 2008, 10:23
Откуда: Израиль

Сообщение Дайчин-баатар » 23 мар 2009, 12:02

Ilik писал(а): В Таджикистане у зороастризма больше всего шансов на сегодняшний день, как мне кажется. Жаль, что там не заладилось. Стоит зороастризму стать доминирующей религией хотя бы в одной из тех стран, которые находятся на его старой канонической территории, и он снова окажется одной из мировых религий, как когда-то.


Сомневаюсь - очень темное и забитое население, много опасностей для новообращенных.

Если Рахмонов поддержит новое движение, то тогда - да. Но он, как помнится, кулябский, а те с зороастризмом уже более 1000 лет как порвали. И Сухроб Касумов тоже - если его вместе со всей бригадой обратить - тогда все будет ОК (ведь он - единственная реальная боевая сила в Таджикистане). Но это из области фантастики.

Сейчас в Узбекистане пытаются что-то сделать. Но слабо.

А очень богатая община, например, есть в Сингапуре :) Только деньги все эти крупные и богатые анджоманы, расположенные вне досягаемости исламских террористов, тратят на себя - всякие "Зороастрийские Олимпийские игры" и т.д. На распространение и восстановление религии почти не тратят.

В Москве был анджоман из 13 парсов, во главе был эрвад Бурзин Аташбанд. Но он уехал по делам бизнеса в Киев и все свернулось (хотя сильно и не разворачивалось - они себя тизо вели и только внутри себя тусовались).
В те времена, когда скакал
Ветра быстрее конь Аранзал,
Пика не только пестрой была -
Пестрая пика острой была!
Аватара пользователя
Дайчин-баатар
Полибий
Полибий
 
Сообщения: 3539
Зарегистрирован: 21 май 2008, 16:19
Откуда: Москва

Сообщение pan » 23 мар 2009, 14:31

Дайчин-баатар писал(а):
Покойных кафиры, как и положено по канонам зороастризма, не зарывали в землю, а оставляли в деревянных гробах на открытом воздухе


Согласитесь, полный бред. Выставление трупа проводится на исключительно камнях (типа, не оскверняемые и могут быть очищены ритуально), причем ритуал погребального облачения трупа, например, сильно варьируется в зависимости от эпохи и региона.


Это могла быть уступка внешнему давлению. В Тегеране, например, с 30-х гг прошлого века парсы из-за нажима шаха, стали погребать в гробах, закапывая в землю, на специальном кладбище с проточной водой среди деревьев и кустарников, что также было нарушением традиции, по которой покойники должны быть удалены в пустынное место. Предохранительной мерой, ради сохранения земли от скверны, было цементирование стенок могилы. У калашей погребальный обряд также мог трансформироваться, возможно, раньше, а после, по мере ослабления гонений, или удаления в другую местность, они могли перестать закапывать гробы. Хотя, это, конечно, только предположение.
Аватара пользователя
pan
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 800
Зарегистрирован: 19 янв 2007, 02:50

Сообщение pan » 23 мар 2009, 14:40

Предлагаю вниманию интересующихся темой главу из книги И. Горненского "Тайы Памира", в которой он приводит обширные цитаты из книг уже упоминавшегося Робертсона, а также полковника Матвеева и некоторых других авторов, упоминавших о Кафиристане в своих трудах и пытавшихся разгадать загадку населения этой горной страны.

Глава XV

ТАИНСТВЕННЫЙ БОЛОР

«Памир — это кладезь загадок, волнующих исследователей. Одна из них — спор о Болоре. О стране Бо-ло-ло говорили еще китайские пилигримы начала эры. Впервые этой загадочной страной Центральной Азии европейские ученые заинтересовались после рассказа Марко Поло.
После описания Бадахшана великий венецианец говорит:
«...Через три дня, как я говорил, сорок дней едешь на северо-восток и восток, все через горы, по склонам гор, и во всю дорогу нет ни жилья, ни пастбища. Продовольствие путники везут с собою. Страна эта зовется Болором. Люди там живут в горах. Они идолопоклонники и дикари: живут охотою, одеваются в звериные кожи. Люди злые».
Оставим эту страну и поговорим об области Кашкар...».
В страну Болор Марко Поло попал после Памира, точнее — Аличурской долины.
Между Аличуром и Кашкаром, в промежутке между которыми находилась эта страна, сейчас довольно безлюдные пространства восточного Памира.
Немецкие ученые Рикерт и Гумбольдт считали, что в районе Болора находилась знаменитая Ариана Ваэджо — прародина арийских народов.
Путешествующий в 640 году китайский пилигрим Сю-ань-Цзан говорит, что от долины Памира (Памека) идет царство Бо-Ло-Ло. Там много золота и серебра. Столица царства — город Болор. Некоторые ученые полагают, что это территория современного Ясина.
В VIII веке в Болоре побывал другой китайский паломник Хой Чао. Но его Болор (Болюй) расположен в 7 днях пути от Кашмира, владение Мала-Балюй.
Во времена Гаруна аль-Рашида, когда арабы покорили Памир, жена халифа Зубейда на границе Кашкара и Болора на свои деньги построила город Бадахшан, о чем говорится в «Сиасет-наме». Китайские императорские географы XVIII века сообщали, что Болор находится к юго-западу от Яркенда и востоку от Бадахшана.
Хроники арабского ученого XII века Джуджани сообщают, что дядя первого правителя Гура, Фахриддин Масуд, владел Бамианом, Тохаристаном, Шугнаном до Болора.
Последующие авторы стали склоняться к тому, что загадочный Болор — это Кафиристан, о чем писал современник царя Бабура Мирза Мухаммед Хайдар: «...Страна Болор населена неверными, обитатели ее большей частью живут в горных селениях, ни у кого из них нет ни религии, ни вероисповедания. Нет вещи, которую они считали бы нужно избегать или остерегаться. Они делают все, что могут, что умеют, что им приятно. Граница Болористана на востоке — Кашгар, Яркенд, на север — Бадахшан, на запад — Кабул и Лама, на юг — Кашмир. Страна простирается на 4 месяца пути в окружности. Все это пространство покрыто горами, долинами, ущельями. С некоторым преувеличением можно сказать, что во всем Болористане нет равнин длиной хотя бы в один фарсах. Население многочисленно, но ни одна деревня не живет в мире с другой, среди них господствует вечная вражда и битвы происходят постоянно».
Из европейцев первые сведения об этой стране получил исследователь Афганистана Эльфистон от муллы Наджиба, который обнаружил в северо-восточных горах загадочное племя, которое занималось грабежами и убийствами и отличалось от соседей сине-зеленым цветом глаз. Он говорил, что у них такой обычай: они запрягают своих женщин вместе с волами в плуги и пашут.
Знаменитый английский путешественник, живший в середине прошлого века, Дэкон Вуд, путешествуя по Памиру в верховьях Окса, сообщал: «...На Болоре я представлялся армянином, купцом из Кашмира».
Аватара пользователя
pan
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 800
Зарегистрирован: 19 янв 2007, 02:50

Сообщение pan » 23 мар 2009, 14:45

Продолжение

"Русский востоковед Бартольд также считал идентичными Болор и Кафиристан, а афганский историк Ахмад Али Кохзад делил Кафиристан на две части: западную — Катвар и восточную —Билвар, или Болор.
Далеко не все ученые согласны с тем, что Болор и Кафиристан это одна и та же страна, но если все же согласиться с этим мнением, то и о Кафиристане мы знаем не так уж много. С древнейших времен о кафирах, населявших его ходили ужасные истории. Считалось, что стоит лишь пришельцу появиться на территории этой забытой Богом и людьми страны, как он сразу услышит свист и его со всех сторон окружат дикари и забьют, как мамонта, камнями или поразят своими отравленными стрелами. Поэтому мусульмане остерегались проезжать через Кафиристан, избирая другие пути в Кашмир и Кашгар.
О населении его мало было известно, кроме того, что это стройные светлокожие голубоглазые дикари, поклоняющиеся различного рода истуканам и пьющие запретное для правоверного вино. Некоторые ученые усматривали в них древние памирские племена Сияхпушей, которые некогда владели ваханскими крепостями и были изгнаны на юг в горы Гиндукуша зятем пророка — Али.
В конце XIX века с разведывательными целями в Горный Бадахшан был отправлен полковник Матвеев. В своем отчете он сообщил некоторые сведения о населении Кафиристана:
«...Кафиристан распространяется далее к востоку от Бадахшана к южным склонам Гиндукуша и верховьям реки-Кунара на всю страну, называемую афганцами Читрал. Сам бадахшанский хан Барчит-Саид говорил нам, что кафиры-сияхпуши не боятся ни Бога, ни людей и что из их рук никто еще не ушел живым. За мусульманами они охотятся как за добычей, так как по их законам ни один мужчина не может пользоваться гражданскими правами, пока не убил врага. Если в руки попадет живой мусульманин, то зарывают его в землю и побивают камнями.
Чужеземцы, попавшие в их горные трущобы, по словам афганцев, не имеют шансов на спасение. Со всех сторон раздается пронзительный свист, и толпа сияхпушей окружает путников и убивает беспощадно. По словам бадахшанских туземцев, их бегство невозможно, ибо никто не может сравниться в легкости и быстроте бега с сияхпушами, ловко прыгающими через кусты, камни, глубокие пропасти при помощи своих луков.
Одежда сияхпушей состоит из черных полушубков, называемых у нас чекменем, и штанов до колен из шерстяной ткани черного цвета, называемой бузо. Этот мрачный костюм и дал им название сияхпушей, или черноризцев. Волосы они носят длинные до плеч.
Головных уборов не имеют, за исключением узкой шерстяной тесьмы. Вооружены острыми кинжалами с железными рукоятками и луками с тетивой из бычьих жил. Стрелы у них намазаны ядом. Они пробивают человека насквозь на расстоянии 200—300 м. В бою сияхпуши бросаются в кинжалы, дерутся зверски, скрипят зубами и не дают пощады никому.
В домашнем быту полная анархия, властей не признают и только во время войны на сходках выбирают вождей.
Живя небольшими общинами, часто ссорятся, что заканчивается кровавыми схватками, в которых гибнут жители целых селений.
Даже Александр Великий до конца не покорил эту страну. Знаменитый поход Тимура в Бадахшан также был неудачен и ограничился разорением только нескольких селений сияхпушей.
При Великом Моголе Акбаре его войска ворвались в Кафиристан и дошли до горного селения Тушал, но вернулись, потерпев неудачу. Безуспешным был и поход персов при Надир-шахе в 1739 году.
Местность Кафиристана пересечена высокими горами, перерезывающими страну во всех направлениях, образуя множество долин и ущелий, поросших густыми лесами из ели и сосны, дуба и дикой сливы. Дороги состоят исключительно из узких горных тропинок, проходящих по отвесным карнизам над глубокими пропастями, доступны лишь для пешеходов...».
Вскоре после поездки полковника Матвеева непокорный Кафиристан был взят и разорён до основания войсками правителя Афганистана, эмира Абдурахмана, который уничтожил все капища кафиров. Одних неверных он уничтожил, других обратил в ислам, а третьи бежали на границы с Индией или были высланы."
Аватара пользователя
pan
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 800
Зарегистрирован: 19 янв 2007, 02:50

Сообщение pan » 23 мар 2009, 14:51

Продолжение
Возможно, мы так бы и не узнали ничего о загадочном народе кафиров, если бы не подвиг сэра Джона Робертсона, капитана английской разведки, который незадолго дв похода Абдурахмана побывал в Кафиристане, где прожил год, изучая этот край, после чего написал книгу «Кафиры Гиндукуша», изданную в Лондоне в 1896 году, переведенную в России Половцевым и Снесаревым и переизданную в Ташкенте в 1906 году.
Этим путешествием отважный англичанин не только опроверг легенды о кровожадности кафиров, но и пролил свет на тайну происхождения этого народа, а также описал его обычаи, быт и нравы.
Еще задолго до Робертсона многие ученые признавали верховья Оксу как место первоначального обитания арийских народов. Но считалось, что автохтонного населения со времени исхода ариев из своей прародины не осталось в горах Памира. Людей же с европейскими чертами лица, встречающихся в этих регионах, считали потомками воинов Александра Македонского, осевших здесь во времена его последнего Индийского похода.
Наблюдения Робертсона позволили сделать выводы, что кафиры — это самобытное население Памира, и скорее всего, они как раз и являются далекими предками индоевропейцев. Конечно, долгое время находясь в такой самоизоляции, они духовно деградировали и не смогли развить свою культуру, хотя в их образе жизни сохранилось множество архетипов сознания, присущих индоевропейским ариям.
В Кафиристан Робертсон совершил путешествие с одним местным жителем, таково было условие для принятия кафирами гостя иноземца.
За год жизни в Кафиристане он узнал много неведомого из жизни этого таинственного племени.
Вот что пишет путешественник в своем сочинении: «Оказывается, сами жители Кафиристана делят свою страну на две части — западную, где живут Сияхпуши, и восточную с сафидпушами.
Кафиры — смесь разных народов, но в них нет тюркской крови, возможно, они пришли с запада гор.
Существует сходство между жертвенными обрядами кафиров и обрядами древних греков (автор считает, что здесь заимствование все же с востока).
Кафиры, никогда не бывшие под властью мусульман, имеют облик народностей восточного Афганистана. Цивилизация заснула в Кафиристане внезапно. Теперешнее их миросозерцание и примеры их истории и религии основаны на кровопролитии, грабеже, вымогательстве. И все же кафиры — дикари не вполне.
Некоторым из них не чуждо мышление философов и государственных людей, черты лица у них арийские, а нравственные и умственные способности значительны.
В физическом сложении кафиры представляют великолепные в своем роде экземпляры. Они по большей части сухощавы, хорошо тренированы. Толстых людей не встречается вовсе. Средняя высота у них между 5 и 5 с половиной футами. Любители совершенных человеческих форм получили бы истинное наслаждение при виде кафиров в их стране. Они производят удивительное впечатление грации и силы, когда глаз уже привык к дрянной одежде, которую они носят.
Грудь у кафиров хорошо развита. Руки мускулисты, но не замечательны, ибо без специальных упражнений не могут сравниться с руками тренированного атлета.
Они довольно длинны, причем самые кисти— небольших размеров. Сила сжимания в пальцах не очень велика. Бока, бедра, ягодичные мышцы сухощавы. Ноги мускулисты, но не слишком массивны, а ступни прекрасной формы с высоким подъемом.
Кафиры не умеют удобно сидеть на корточках, как туземцы в Индии, а предпочитают для сидения табурет, скамью или деревянный брусок или же протягивают ноги вперед.
В дороге кафиры идут быстрой, довольно короткой, неутомимой походкой. Как горцы они не уступят никому: дыхание их так же превосходно, как хороши их ноги и щиколотки, а все они сравнительно небольшого веса и не слишком высокого роста. Выносливость их удивительна, даже женщины и дети, изнемогая от усталости, дойдут до цели.
Аватара пользователя
pan
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 800
Зарегистрирован: 19 янв 2007, 02:50

Сообщение pan » 23 мар 2009, 14:55

Продолжение

"Жара их не беспокоит; они могут удобно спать при сильных морозах, несмотря на свою скудную одежду.
Когда нужно, они могут обходиться без пищи, даже лучше, чем любая другая раса.
По чертам лица они несомненно арийского типа, причем нос по большей части особенно хорошо очерчен. Среди племени кам и вай встречаются самые красивые люди, каких я где-либо видел...
Для типов высших классов характерно то, что у мужчин голова красивой формы, черты правильные, глаза и лицо со спокойным выражением достоинства, серьезные, можно сказать одухотворенные, хотя редко красивые, — греческого типа. Цветом кожи они напоминают жителей Пенджаба, вайцы более светлые. Возможно, цвет у них такой потому что они не моются.
Рыжих и альбиносов — 1 процент.
За редким исключением все кафиры носят «карук» — прядь волос на темени. Бреют всю голову, за исключением круглого места на верхушке диаметром в 4 дюйма, где волос не стригут вовсе. Часто оставляют небольшую прядь у ушей. Волосы 12—14 дюймов и за редким исключением прямые. Кафиры любят носить бороды и охотно красят их в красный цвет, как только они седеют.
Женщины невысокого роста, худощавы и мускулисты... Девочки часто бывают красавицами, но тяжелые полевые работы и незащищенность лиц от непогоды заставляют кожу грубеть. Самые красивые — вайцы. Девочки с самых ранних лет бегают на поле, лазают по деревьям и занимаются физическими упражнениями; женщины тоже лазают по деревьям за ягодами.
Женщины носят чепец, под который закручивают волосы. Губы — лучшая часть лица у женщин. Красота их походки, по-видимому, зависит от длины одежды. Самые замечательные их физические особенности: подвижность и выносливость, сочетанием этих качеств они превосходят все известные мне народы. Они, кроме того, хорошо ориентируются и запоминают места и дороги, только раз ими виденные или пройденные. Они обладают способностью засыпать при желании. По характеру они непросты, умеют интриговать, составляют заговоры и затем исполняют их с тем упорством и с той скрытностью, которая отличает истинных жителей Востока.
Умственные силы кафиров бывают подчас значительны. Лица многих из главарей выразительны и интеллигентны. Люди их нередко обладают понятливостью, рассудительностью и большой мозговой энергией, но сильный консерватизм пожилых людей и вера в свою проницательность делают многих недоверчивыми к новым идеям.
Ружья, пистолеты, новое оружие, которого у них нет, они ценят высоко. Их проницательность и сила памяти значительны.
Они спрашивали как может такой удивительный народ (англичане) допустить, чтобы им управляла джокор (женщина)? Я им ответил, как переводится ее название, — королева. Это произвело на них большое впечатление. Тогда я прибавил, что правители великих царств находятся в руках Имры, и что для него ничего не стоит одарить государя мудростью, невзирая на его пол. С этим они согласились». Автор замечал у любимых им кафиров и отрицательные черты, видимо развившиеся из-за их изолированного образа жизни.
«Они скряги, морят голодом, любят поспать. Завистливы к неравной раздаче моих подарков, прибегают к вымогательству. Может, поэтому просвещение первобытного народа повлечет за собой вред. Любят беседовать, давать и получать советы. Они очень ценят личную свободу, чтобы она только не выходила за рамки обычаев.
Путешественника, видевшего их за пределами страны, поражает в них чувство собственного достоинства. Когда они раззадорятся для пляски, их манеры и гордая осанка поразительны. Кафир по-своему образцово вежлив. Во время привала, у дороги, пища предлагается всякому приходящему. Несмотря на скупость, кафиры очень гостеприимны».
Конечно, эти дети природы были весьма противоречивы, что часто отмечал Робертсон. "
Аватара пользователя
pan
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 800
Зарегистрирован: 19 янв 2007, 02:50

Сообщение pan » 23 мар 2009, 14:58

Продолжение

"Семейные привязанности сильны, но девочек продают. Здесь, скорее всего, сказывается вообще отношение к женщине на Востоке, где девочки в иных местностях считаются нежеланным потомством.
Робертсон замечает в них много наивного, что действительно сохраняется у автохтонных народов, находящихся вдали от разлагающего влияния цивилизации.
Кафиры не бывают грубы и жестоки с животными, собак они не особенно любят, но пользуются ими для охоты и охраны, приручают козлов.
Часто отмечает путешественник и их отношение к соседям афганцам, с которыми у них была постоянная война:
«...Убийство мусульманина — хороший поступок, но по природе кафиры не жестоки. Отличаются решительными и мужественными чертами характера».
Они солидарны и способны к самопожертвованию. Идеал самопожертвования был впервые привнесен христианством, но оказывается, он существовал и у кафиров. Это может говорить о том, что кафиры помнят законы, данные им верховным богом Ахурамаздой через пророков.
Робертсон приводит такой пример: один юноша был ранен, а другой не захотел его оставить, из-за чего погиб.
Кафиры — миротворцы, часто разнимают спорящих, у которых дело доходит до драки, даже дерущихся собак.
Робертсон еще в то время подметил у них качества расового самосохранения, которые присущи лишь весьма развитым культурно народам.
«...Кафиры солидарны с людьми своего происхождения и высоко ставят вопросы крови и расы, а в религии они равнодушны, но мечтательны».
Они общительны, им свойственен сдержанный юмор. Но заигрывание с женщинами считают неприличным.
Любознательны. Но могут красть, что для них так же естественно, как есть, и в этом преуспевают; особенно дети. Славный мужественный человек, по их понятиям, должен быть удачливым воином, закаленным горцем, готовым драться и умеющим любить. Если он впридачу еще ловкий плясун, меткий стрелок из лука или фитильного ружья, но чтобы пользоваться влиянием в племени, к своим качествам он должен добавить и материальное богатство.
Автор «Кафиров Гиндукуша» сделал выводы об арийском происхождении кафиров, что видно и в их религии.
«...Религия их идолопоклонство с культом почитания предков и следами огнепоклонничества.
У них есть своеобразный пантеон богов: Имра — бог-создатель, Мони — пророк, Гиш— бог войны. Есть еще меньшие божества, покровители отдельных племен».
Автор также отмечает, что тайны своей веры кафиры открывали неохотно, а во многие храмы и святилища англичанину так и не удалось попасть.
«...Вначале они не хотели показывать мне свои божества. Если задавать им скучные вопросы, то они вскакивают и убегают, а то и совсем засыпают».
У них довольно своеобразная космогоническая картина мира. Видимо, она идет не от шаманских представлений, а от религии огнепоклонников-зороастрийцев, осколки которой и сохранились в их мировосприятии.
«...Вселенная у них делится на Гурдеш— горний мир, Мичдеш — Земля и Юрдеш — нижний мир.
Рай и Ад находятся в Юрдеше, куда путь по длинной пещере, вход в которую охраняют стражи, созданные Имрой. Они никого из попавших в Юрдеш не пускают в горний мир — Гурдеш."
Аватара пользователя
pan
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 800
Зарегистрирован: 19 янв 2007, 02:50

Сообщение pan » 23 мар 2009, 15:05

Продолжение

"Кафиры не боятся смерти, но не понимают самоубийства. Самое страшное у них ругательство: «Шут Имре дипсала». — «Да поразит вас божие проклятие».
Имра создал семь дочерей, покровителей земледельцев. Перед посевом им в жертву приносят козла.
Имра создал духов и демонов, но они причиняли столько зла миру, что Мош, с его разрешения, почти всех их истребил. Один дьявол плясал перед Мони, и тогда он удалил из его тела винт и гайку 7 раз, и тело нечистого распалось на семь частей, из них восстало семь новых демонов, и пророк Мони убил их своим мечом.
Я был поражен тем, что у цивилизации кафиров, н знающей сложных машин, есть понятие винта и гайки. Думаю, что это объясняется на самом деле просто. Цивилизация кафиров была изначально довольно разумной, но со временем, в силу своей изоляции деградировала.
Вообще мифы и легенды кафиров могли бы пролить свет на историю исхода арийского народа из Арианам-Вайджа и в некоторых аспектах дополнить знания Ветхого Завета об истории земного мира.
...После того как Имра создал мир, Баба Адам и его жена были в Кашмире. Они и их 40 детей заснули попарно, а когда проснулись, то ни одна из пар не помнила языка другой (еще один миф о происхождении на земле языковой он приказал им идти и заселять мир. Но они нехотя ушли из Кашмира (Великий исход, легенда).
Храм Имры площадью 50—60 м, высотой 20 футов в Кетинигроме, наиболее священной деревне всего Кафиристана, весь разукрашен. К восточной его стороне пристроен портик. Храм поддерживается деревянными резными столбами, как чид (дом) памирцев. Портик открыт на восток и юг, но закрыт с севера. Столбы в виде бараньих рогов, вытянутых и перекрученных вверху, держат крышу.
На восточной стороне храма — семь дверей и над ними по маленькой двери, 5 дверей заперты. Две на восток открывают в торжественных случаях, когда народу разрешается войти в храм».
Робертсону разрешили взглянуть украдкой через отверстие внутрь храма:
«В центре его стоит очаг на столбах до крыши, на них вырезаны какие-то лица. Против входа, на западной стене, — подобие алтаря. Идол Имры занимает северо-восточный угол храма, над ним балдахин.
У южной стены храма — небольшое возвышение из дерева и камней, на нем лежат священные письмена, сделанные руками Имры. Возле храма есть желтый брус Имры, скрытый ветками и кустами арчи. У Имры кладут трофеи: головы без языка, изображения черепов из железа.
Против святилища Гиша — святилище Мони, некогда находившегося в аду, откуда его вынес орел.
Гиш — бог войны, он не рожден женщиной, а «вытек» из Имры, создан словом. (Древние кафиры знали о значении слова в творении мира.) Гиш провел жизнь в битвах и умер как герой. Он якобы убил Хозрата Али и играл его головой в поло, как читральские принцы играют в поло в наши дни.
Очевидно, поло — футбол, древняя игра ариев, которая попала с миграцией народов в Америку к индейцам. Известна она и у бедуинов Аравии (см. «Легенда горы Хозрат-Султан». Иоанн Горненский. «ЛПГ»). [«ЛПГ» - «Легенды Памира и Гиндукуша» - pan]
Некоторые полагают, что земное имя Гиша было Иезид.
Жесток и своеобразен у кафиров ритуал жертвоприношений. Мусульманского пленника приводят к храму Гиша (жертва джасту — жрецу), а затем уводят к гробу погибшего героя и там убивают, чтобы успокоить дух покойника.
Как и везде в языческом мире, у кафиров идет обожествление стихий и существует сложная иерархия духовного мира. Самый главный дух у кафиров — Чарм, дух ветра."
Аватара пользователя
pan
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 800
Зарегистрирован: 19 янв 2007, 02:50

Пред.След.

Вернуться в История религий

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 19