Кафиристан

Модератор: Analogopotom

Сообщение pan » 23 мар 2009, 15:29

Продолжение

"В жертву Чарму приносят козлов. Чтобы его утихомирить, рвут в клочья платья жрецов или похищают корзинки с жертвенной снедью.
О другом духе Юш (дьяволе) говорят, что он ночью хватает одиноких путников в горах и губит их. От него предохраняют некоторые железные вещи, особенно холодное оружие.
Считается, что горные башни и туннели* — это постройки Юша. Железные мосты также сделаны из тела дьявола. В Камдеше есть храм с алтарем Юшу.
-------------------------------------------------------
* Их возникновение — тоже одна из загадок кафиров
---------------------------------------------------------------------
У кафиров часто встречаются остатки их древней религии огнепоклонничества. Урир-джаст (верховный жрец) зажигает для Имры священный огонь, который никогда не должен потухнуть, даже во времена эпидемий. Таинства в честь Имры совершает жрец Ута, который специальными ритуалами вдохновляется для этой церемонии.
Кафиры сохранили духовное начало, невзирая на свое одичание, вследствие долгой изоляции от внешнего мира.
Вот еще свидетельства Робертсона:
«...Кафиры любят истории о чудесах и сверхъестественных вещах.
Они верят в любовные напитки и амулеты и жаждут обладать ими. Они рассказывают о чудесной траве, растущей возле поселка Агари в Ничингуле. Есть поверье, что если выстрелить в нее из ружья, то поломанные стебли, прежде чем упадут на землю, схватываются и уносятся голубями, целые тучи которых поднимаются при звуке выстрела и летят прочь. Говорят, что раз удалось одному человеку завладеть волшебным стеблем и он пошел к себе домой. Более 200 женщин следовали за ним (такова была чарующая сила этой травы) с любовными стонами. Когда он стал подходить к своему дому, мать вышла ему навстречу и закричала: «Ах сын мой, что ты имеешь при себе, что меня так страшно увлекает? Что бы это ни было, брось его прочь!» Побуждаемый сыновьей обязанностью, человек быстро исполнил просьбу матери. Кусок травы упал на ветви огромного дерева, и оно моментально разлетелось в щепки.
Многие мне рассказывали о волшебных прудах. Из которых наиболее известны три. Один — вблизи деревни Питтигуль, другой — в стране Муман и третий — по дороге в Вайгуль.
Если кто подойдет к пруду слишком близко, вода в нем начинает заметно мутнеть, а если стрелу обмакнуть в грязь и пустить в поверхность пруда, то поднимется сильное течение и наводнит всю прилегающую страну. В прежние времена это часто делалось, но в более поздние годы — никогда не повторялось. Друзья говорили, что сейчас это нельзя делать, ибо бешеная вода разлива смоет все окружающие дома и поля.
Интересны кастовое деление и иерархия у кафиров, хотя теоретически считается, что все они равны.
Первое место у них занимают три правителя-джаста. На втором месте по положению в обществе — ораторы, могущие своим красноречием увлекать свои племена.
Есть также союз 13 правителей — «У Р». Они следят, чтобы никто не рвал орехов и винограда раньше положенного срока, и вообще контролируют исполнение законов племени.
Во время праздников на них лежит миссия церемониймейстеров. Они вербуют людей для танцев и вдохновляют их во время танцев. Потом дают приз отличившемуся певцу или танцору. Они также зажигают огонь на горе каждую пятницу ночью, во время кафирского шабаша и предлагают гостям праздничное угощение».
Робертсону удалось немного проникнуть в тайны души этого странного народа."
Аватара пользователя
pan
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 800
Зарегистрирован: 19 янв 2007, 02:50

Сообщение pan » 23 мар 2009, 15:33

Прдолжение

"«...Кафиры по жизни фаталисты. Тем не менее, они различают, чего можно избежать и чего нельзя.
У них существует свой неписаный кодекс поведения, который по возможности исполняется.
Неповиновение совету джастов сурово карается. Дом виновного вначале расхищается, а затем сжигается дотла.
За воровство налагается штраф, в 7—8 раз превышающий стоимость украденного.
Убийство карается смертью. Хотя человек может и бежать, но тогда он становится изгоем, парией, которого всякий может безнаказанно убить.
У кафиров сохраняется патриархат, данный человечеству Творцом через пророков.
Женщина не имеет собственности, не имеет прав и не может быть наследницей. Вообще, такой «кодекс» — благоприятный момент в истории развития их общества, потому что он гарантирует в какой-то степени порядок».
Пришельцев кафиры в свои таинства, как правило, не допускали и кроме наблюдений Робертсону приходилось пользоваться крохами Гомерова пиршества знаний об их обрядах и мистериях.
«...Гишу приносят в жертву быков и козлов, мясом которых угощают впоследствии присутствующих. По кругу идет также чаша с вином». У кафров, в отличие от их соседей-мусульман, не было запрета на древний напиток. Видимо, поэтому их отождествляли с греками, хотя автор считает, что заимствование здесь обратное, с востока на запад.
«...Затем на этой же церемонии сжигают ветви арчи-кедра и окропляют все вокруг водой из священных озер.
Канеаш (жрец церемонии) каждый вечер должен совершать следующий обряд. Он садится на стул, снимает сапоги. В это же время кто-либо из его друзей или родственников возжигает огонь и приносит новую кадильницу, наполненную кедровыми ветвями, сосуд с водою, небольшое плетеное ведерко, наполненное горстью зерен пшеницы, и большой сосуд резного дерева, наполненный благовониями.
Тогда Канеаш, вымыв руки, надевает свою шляпу без верха, которая должна быть на нем при церемонии, начинает жечь кедровую ветвь и махать ею по воздуху, крича: «Сучь! Сучь!». Затем он погружает ветку в сосуд с водою, стоящий перед ним, и зажигает другую ветку, окуривает ею окружающих и окропляет их водой.
Обрызгав водой ветку, огонь и сосуд с ги, он кладет ветку и зерна пшеницы в огонь и начинает напевать священные песни. В это время огонь разгорается ярче, а дым клубами поднимается вверх. Жрец воздает почести всем богам в строгом порядке по иерархии, делая время от времени остановки, чтобы окропить жертвенные предметы, а затем бросить их в огонь».
Смысл этих церемоний, по словам автора, самими исполнителями этих таинств утрачен еще в древности, но скорее всего жрецы не желали посвящать пришельца в свои верования.
У кафиров есть и более высокий иерарх для управления их народностям. Это Мир — царь. Он выбирается в основном из джастов. Сидеть на табурете вне дома разрешалось лишь мирам и жрецам. Миры, которых видел Робертсон, все были почтенного возраста.
В отношении к семейному институту кафиры полигамны. Женщины в семье предназначены для работ в поле и рождения детей и большим уважением не пользуются. Практически они бесправные домашние рабыни.
Кафир, имеющий трех-четырех жен, ищет любовные напитки и талисманы. Однако это делается не для своих жен, а для того, чтобы увлечь и привязать к себе других женщин. Возможно, поэтому у кафиров молодые женщины весьма безнравственны, так как общественное мнение веками сочувствует волокитству. Лишь брак покоряет этих женщин. Редко какая девочка в 12 лет еще не замужем."
Аватара пользователя
pan
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 800
Зарегистрирован: 19 янв 2007, 02:50

Сообщение pan » 23 мар 2009, 15:36

Окончание главы

"Считается предосудительным иметь одну жену — это признак бедности и ничтожества. И тем не менее разводы у них редки, разве что в случае побега жен.
Зато с родными кафиры вежливы и учтивы. Однако их соседи-мусульмане ничего этого не знают и распространяют о неверных всякие лживые слухи, типа того, что кафиры своих женщин запрягают в плуг вместе с быками и пашут на них землю, что они варвары и убийцы и не ведают никакого закона гостеприимства.
Есть у кафиров и негативные качества. Они весьма воинственны, и часто соседние ущелья и даже кишлаки воюют между собой. Часто делают набеги на соседей-мусульман и похищают пленников, грабят проходящие близко по их территории караваны.
Множество обрядов и церемоний кафиров утрачены, но из тех, что застал Робертсон, многие недоступны рациональному европейскому мышлению.
Эти сведения — почти все, что мы имеем о кафирах конца XIX века.
Только через 25 лет после разгрома их страны, при Ама-нуллахе, переселенцы «Кафиристана» вернулись на родину. В наше время традиции кафиров сохранились лишь в некоторых долинах на северо-западе Пакистана у афганской границы.
В последние годы исследованием районов бывшего Кафиристана: Читрала, Мастуджа, Нагара и других областей — занимался шведский ученый Йитмар, о чем он написал книгу «Религии Гиндукуша».
Наша глава пролила только лучик света на тайны неведомого Болора.
Последняя страна детства человечества в XIX веке была уничтожена жестоким Ангро-Майнью и осталась только как сказка, как золотой сон человечества."

И. Горненский «Тайны Памира». – М., 2002, стр. 266-282
Аватара пользователя
pan
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 800
Зарегистрирован: 19 янв 2007, 02:50

Сообщение Ilik » 23 мар 2009, 20:08

Дайчин-баатар писал(а):Гебрами могли назвать неверных вообще.

Раз так, то историограф индийского похода Тимура вполне мог назвать ариев-кафиров гебрами. Или это все же были иранцы-зороастрийцы? Вопрос прояснится, когда узнаем, где именно находились те крепости.
Кстати говоря, экпедиция Н.К.Рериха встретила в северном Тибете каких-то гебров. Племя называлось "гебра-шета". Жили в черных шатрах, у женщин на головах высокие шапки. Племя очень бедное и "дикое", мало что знают о местности, которая окружает их аилы. Врачу экпедиции К.Н.Рябинину некоторые из этих "гебра" напомнили евреев. Обитали тогда в "четырех небольших перегонах" от Лхасы.
(Рябинин К.Н. Развенчанный Тибет. Самара, 1996, с.615-616).
Аватара пользователя
Ilik
Модератор форума
Модератор форума
 
Сообщения: 2290
Зарегистрирован: 27 ноя 2008, 10:23
Откуда: Израиль

Сообщение Ilik » 23 мар 2009, 20:22

pan писал(а):Последующие авторы стали склоняться к тому, что загадочный Болор — это Кафиристан, о чем писал современник царя Бабура Мирза Мухаммед Хайдар: «...Страна Болор населена неверными, обитатели ее большей частью живут в горных селениях, ни у кого из них нет ни религии, ни вероисповедания. Нет вещи, которую они считали бы нужно избегать или остерегаться. Они делают все, что могут, что умеют, что им приятно. Граница Болористана на востоке — Кашгар, Яркенд, на север — Бадахшан, на запад — Кабул и Лама, на юг — Кашмир. Страна простирается на 4 месяца пути в окружности. Все это пространство покрыто горами, долинами, ущельями.

Судя по географическим рамкам, которые указывает автор "Тарих-и Рашиди", в понятие "Болор" для него кроме Кафиристана входили и территории ариев-дардов (буддистов) Каракорума и вплоть до западных Гималаев. А иначе Болор не мог бы на востоке граничить с Кашгаром и Яркендом, как это говорит Хайдар.
Т.е. Болор в XVI в. с точки зрения мусульманского автора - это широкая горная полоса у северо-западных и северных границ Индостана, от отрогов Восточного Гиндукуша и до Западных Гималаеев, населенная "неверными" вообще.
А "неверные" эти, как нам сейчас ясно - это многочисленные арийские племена, так в свое время и не дошедшие до Индии.
Последний раз редактировалось Ilik 23 мар 2009, 21:05, всего редактировалось 1 раз.
Аватара пользователя
Ilik
Модератор форума
Модератор форума
 
Сообщения: 2290
Зарегистрирован: 27 ноя 2008, 10:23
Откуда: Израиль

Сообщение Ilik » 23 мар 2009, 20:39

pan писал(а):За редким исключением все кафиры носят «карук» — прядь волос на темени. Бреют всю голову, за исключением круглого места на верхушке диаметром в 4 дюйма, где волос не стригут вовсе. Часто оставляют небольшую прядь у ушей. Волосы 12—14 дюймов и за редким исключением прямые.

Оселедец! Хетты, если не ошибаюсь, изображались с ним. Лишний раз убеждаемся, что это древнеарийский элемент и через запорожцев и Святослава ведет в глубину веков.
Аватара пользователя
Ilik
Модератор форума
Модератор форума
 
Сообщения: 2290
Зарегистрирован: 27 ноя 2008, 10:23
Откуда: Израиль

Сообщение Ilik » 23 мар 2009, 20:57

pan писал(а):Автор «Кафиров Гиндукуша» сделал выводы об арийском происхождении кафиров, что видно и в их религии.
«...Религия их идолопоклонство с культом почитания предков и следами огнепоклонничества.
У них есть своеобразный пантеон богов: Имра — бог-создатель, Мони — пророк, Гиш— бог войны. Есть еще меньшие божества, покровители отдельных племен».

Мони-пророк... Нет ли здесь влияния манихейства? И нет ли связи с т.н. общинами "старых христиан", которых в горах Кафиристана нашла миссия суфиев, посланная туда в 1880-х годах (по О.М.Бёрку)?
Эти "старые христиане", по словам суфиев, очень сильно отличались от новых своими ритуалами, напоминающими суфийские.
Аватара пользователя
Ilik
Модератор форума
Модератор форума
 
Сообщения: 2290
Зарегистрирован: 27 ноя 2008, 10:23
Откуда: Израиль

Сообщение pan » 24 мар 2009, 05:52

Ilik писал(а):
pan писал(а):Последующие авторы стали склоняться к тому, что загадочный Болор — это Кафиристан, о чем писал современник царя Бабура Мирза Мухаммед Хайдар: «...Страна Болор населена неверными, обитатели ее большей частью живут в горных селениях, ни у кого из них нет ни религии, ни вероисповедания. Нет вещи, которую они считали бы нужно избегать или остерегаться. Они делают все, что могут, что умеют, что им приятно. Граница Болористана на востоке — Кашгар, Яркенд, на север — Бадахшан, на запад — Кабул и Лама, на юг — Кашмир. Страна простирается на 4 месяца пути в окружности. Все это пространство покрыто горами, долинами, ущельями.

Судя по географическим рамкам, которые указывает автор "Тарих-и Рашиди", в понятие "Болор" для него кроме Кафиристана входили и территории ариев-дардов (буддистов) Каракорума и вплоть до западных Гималаев. А иначе Болор не мог бы на востоке граничить с Кашгаром и Яркендом, как это говорит Хайдар.
Т.е. Болор в XVI в. с точки зрения мусульманского автора - это широкая горная полоса у северо-западных и северных границ Индостана, от отрогов Восточного Гиндукуша и до Западных Гималаеев, населенная "неверными" вообще.
А "неверные" эти, как нам сейчас ясно - это многочисленные арийские племена, так в свое время и не дошедшие до Индии.


Да, действительно, границы Болора, указанные Хайдаром, охватывают значительную территорию, куда сейчас входят районы с различными названиями. В XVI веке, скорее всего, мусульмане не особо вдавались в различия между племенными верованиями. Для них они все были «неверными». Да и картография этих мест в те времена, как видим, была весьма приблизительной – «от одной страны до другой, да кругом 4 месяца». И, если Болор еще помещали на примерных схемах этого района:
Изображение
Схема из книги К. Риттера «Кабулистан и Кафиристан». – СПб., 1867
То на английских картах Болор не указывался:
Изображение
Карта 1881 г.

Зато Памир как раз попадает в обозначенный Хайдаром район.
Аватара пользователя
pan
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 800
Зарегистрирован: 19 янв 2007, 02:50

Сообщение pan » 24 мар 2009, 05:59

Своё мнение относительно Болора высказал полковник A. Дюранд, проведший пять лет на Восточном Гиндукуше, в Гилгите, Читрале и Нагаре:
«Рискую предположить, что к северной части Дардистана применялось название Болор, страна, упомянутая Марко Поло сразу же после его описания Памира. Полковник Юл не согласился с предположением, и поместил Bolor на северо-западе Памира, и в подтверждении в примечании указывает доказательство полковника Александра Гарднера. Однако, в одном из заключительных примечаний относительно Марко Поло, полковник Юл склоняется к мнению, предварительно поддержанному Форсайтом, что слово Болор - просто искажение персидского "bаlа", высоко. Этот представляется чрезвычайно вероятным, так как для к европейского уха широкое произношение "a", которое превращается в "aw", слышится на грани, или очень близко к "or". Это объяснило бы большую трудность в установке фактического положения Болор, поскольку название, возможно успешно применялось к горной местности, окружающей Bám-i-Dunya, или крышу мира, как Памир называется в Средней Азии, Белуджистане, название, данное в семнадцатом столетии пуштунской поэмой. Так Юл, согласно этой гипотезе, указывает, что громадная страна к северу от Swat, Kohistan, просто означает то же самое, что «горная местность». Подобное использование соответствующего слова происходит в Chitrali, где одна из главных долин называется Turikho в более высокой части, Murikho в более низкой, литеральной, означающие, таким образом, "верхняя долина" и "более низкая долина". "Bálá" и "pаin", высоко и низко, являются словами, постоянно используемыми всеми персидско-говорящими людьми в Гиндукуше для описания земли, и путешественники имеют, вероятно, сотни случаев, когда при выяснении названия линий гор, просто получали слово "bаlа", поскольку с одним или двумя очень редкими исключениями, горы и, конечно, горные цепи, ещё не названы в этой части мира. Таким образом можно понимать прилагательное, переходящее на название. В то же самое время, трудно считать, что человеку, который подобно Гарднеру, жил, как абориген среди аборигенов, и, должно быть, говорил на совершенном персидском, принятому должным образом, не кажется маловероятным, что слово "Bolor " может быть искажением "bálá ", подхваченным населением не-персоговорящим от их персидско-говорящих старейшин, и применённым к определенным признакам страны к северу от Гиндукуша. Искажённое слово могло бы хорошо, при этих обстоятельствах, войти в общее употребление среди всех слоёв, чтобы обозначить горную местность, которая объяснила бы его использование Марко Поло и более поздними путешественниками. Лично, я никогда не слышал слово " Bolor " применительно к любому пространству страны, но я никогда не пересекал Гиндукуш, и к области севернее Гиндукуша было одно название, применённое Марко Поло и Гарднером.»
A. Durand. The Making of a Frontier, 1899
Изображение
Карта из книги A. Durand. "The Making of a Frontier"
Аватара пользователя
pan
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 800
Зарегистрирован: 19 янв 2007, 02:50

Сообщение pan » 24 мар 2009, 06:02

Примерно в это же время Энциклопедия Брокгауза и Ефрона даёт несколько раздражённую справку относительно Болора:
«Болор-Даг (правильнее Булут-Даг, т. е. облачная гора) признан А. Гумбольдтом за самостоятельный меридиональный хребет между Западным и Восточным Туркестаном. Но такого Б. не существует. Лучше всего было бы совсем вычеркнуть это название из географии, и на новейших картах его действительно нет. Оно заменено названиями Кизильярт (см. это сл.) и Памир (см. это сл.).»

А вот современное положение «кафирских» племён в Нуристане:
Изображение
Аватара пользователя
pan
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 800
Зарегистрирован: 19 янв 2007, 02:50

Сообщение Дайчин-баатар » 24 мар 2009, 10:28

pan писал(а): И. Горненский «Тайны Памира». – М., 2002, стр. 266-282


Вообще, сами по себе творения Горненского очень уязвимы, как достоверный источник, несмотря на посещение автором Памира. Он любит фолькс-хистори, ведется на народные этимологии и легенды...

А вот записки военных - это вещь. Не без приукрашиваний (как правило, это касается только того, что они сами не видели, а слушали от информантов), но все же документы практического значения!
В те времена, когда скакал
Ветра быстрее конь Аранзал,
Пика не только пестрой была -
Пестрая пика острой была!
Аватара пользователя
Дайчин-баатар
Полибий
Полибий
 
Сообщения: 3539
Зарегистрирован: 21 май 2008, 16:19
Откуда: Москва

Сообщение Ilik » 24 мар 2009, 11:23

pan писал(а):Примерно в это же время Энциклопедия Брокгауза и Ефрона даёт несколько раздражённую справку относительно Болора:
«Болор-Даг (правильнее Булут-Даг, т. е. облачная гора) признан А. Гумбольдтом за самостоятельный меридиональный хребет между Западным и Восточным Туркестаном. Но такого Б. не существует. Лучше всего было бы совсем вычеркнуть это название из географии, и на новейших картах его действительно нет. Оно заменено названиями Кизильярт (см. это сл.) и Памир (см. это сл.).»

Судя по всему, понятие "Болор" в умах европейских географов и путешественников постепенно трансформировалось из обозначения какой-то обширной историко-георгафической области в название хребта, который являлся частью Памира. Хребет Белур-Таг на "Карте Туркестана и Западной Татарии..." У.И.МакЛеода (1841г.) или на карте "Болорские горы и верховья Амударьи..." М.И.Венюкова (50-е гг. XIX в.).
Аватара пользователя
Ilik
Модератор форума
Модератор форума
 
Сообщения: 2290
Зарегистрирован: 27 ноя 2008, 10:23
Откуда: Израиль

Сообщение Ilik » 24 мар 2009, 11:50

Дайчин-баатар писал(а):Тимур писал в своих воспоминаниях о походе в Индию о крепостях гебров. В данном случае можно предполагать (поскольку и доктрина была изложена в сжатом виде), что речь идет о зороастрийцах.

Я все-таки нашел эту книгу. "Дневник похода Тимура в Индию" был опубликован - не уверен, правда, что полностью - в сборнике "Тамерлан" (М., Гураш, 1992). Вот то, что нас интересует:
"До августейшего слуха его величества, счастливого монарха, дошло затем, что то новолуние Пир Мухаммад в повседневных затеях владычества над вселенной осадил крепость Мултан, бывшую одним из больших городов Синда. В этой же области преобладают гебры огнепоклонники, язычники и разные еретики. Уместно было бы объявить "священную войну" им и постараться, чтобы возобладала среди них мусульманская религия."
(Гийасаддин Али. Дневник похода Тимура в Индию в кн. Тамерлан. с.213).
Пир Мухаммад в приведенном отрывке - это принц крови, один из тимуридов. Раз речь идет о крепости Мултан в Синде, то понятно, что гебры "Дневника" - это настоящие зороастрийцы. Т.е. индийские парсы, которые были опознаны воюющими против них войсками Тимура как гебры-огнепоклонники. И значит к Кафиристану эти гебры не имеют отношения.
Последний раз редактировалось Ilik 24 мар 2009, 11:52, всего редактировалось 1 раз.
Аватара пользователя
Ilik
Модератор форума
Модератор форума
 
Сообщения: 2290
Зарегистрирован: 27 ноя 2008, 10:23
Откуда: Израиль

Сообщение Дайчин-баатар » 24 мар 2009, 11:51

Помнится (смутно), что Болор упоминается в записях о походах цинских войск на Памир. Надо глянуть в "Цин ши гао" - там есть раздел "Шу го" (Вассальные государства). Там может быть и Болор (Афганистан, Андижан, Ташкент и другие там точно есть).
В те времена, когда скакал
Ветра быстрее конь Аранзал,
Пика не только пестрой была -
Пестрая пика острой была!
Аватара пользователя
Дайчин-баатар
Полибий
Полибий
 
Сообщения: 3539
Зарегистрирован: 21 май 2008, 16:19
Откуда: Москва

Сообщение pan » 25 мар 2009, 04:43

Ilik писал(а):
pan писал(а):Автор «Кафиров Гиндукуша» сделал выводы об арийском происхождении кафиров, что видно и в их религии.
«...Религия их идолопоклонство с культом почитания предков и следами огнепоклонничества.
У них есть своеобразный пантеон богов: Имра — бог-создатель, Мони — пророк, Гиш— бог войны. Есть еще меньшие божества, покровители отдельных племен».

Мони-пророк... Нет ли здесь влияния манихейства? И нет ли связи с т.н. общинами "старых христиан", которых в горах Кафиристана нашла миссия суфиев, посланная туда в 1880-х годах (по О.М.Бёрку)?
Эти "старые христиане", по словам суфиев, очень сильно отличались от новых своими ритуалами, напоминающими суфийские.


При той многопластовой системе верований племён Нуристана, которую отмечают исследователи, возможно, что Мони имеет некоторую связь с Мани. Связующим звеном, например, может быть определяющее значение света в образе Мони и основополагающая роль Света в манихействе. Также Луна и Солнце, непосредственно связанные с образом Мони, имеют важное значение в манихействе, являясь конструктивными элементами плана спасения. Но у нуристанцев это могут быть всего лишь слабые следы этого учения, т.к., если судить по описанию их обычаев, ничего общего с манихейством у них нет, но предки их, несомненно, могли контактировать с проповедниками манихейства.
Аватара пользователя
pan
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 800
Зарегистрирован: 19 янв 2007, 02:50

Пред.След.

Вернуться в История религий

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 7