Кафиристан

Модератор: Analogopotom

Сообщение Boiler » 21 мар 2009, 18:51

Посмотрел статьи в Википедии "Греко-бактрийское царство ", "И́ндо-гре́ческое ца́рство " и "Кушанское царство ". При всей неоднозначности ресурса все равно появилось ощущение, что никакой загадки калашей нет. Вернее, ее создали журналисты, которым лень поднять вполне доступные исторические или даже квазиисторические источники. Вот, несколько цитат из названных статей.
"Основную массу эксплуатируемого населения составляли, повидимому, свободные крестьяне и рабы. Над ними стояла бактрийская и согдийская знать, сохранившая свои привилегии и под греко-македонским владычеством, но устранённая от управления государством. Ещё выше стоял узкий слой завоевателей — греков и македонян,— состоявший из придворной знати, воинов, жителей эллинистических городов. Именно они, несмотря на свою малочисленность, распоряжались судьбами Греко-бактрийского царства. Попытки царей сблизиться с местной знатью неоднократно парализовались греко-македонской военной «кастой», не желавшей делиться властью с «варварами-азиатами».... В религиозном отношении для Бактрии в большей степени, чем для других областей Ирана, характерно переплетение верований различных народов и племён. К элементам зороастризма, сочетавшимся с древними народными культами иранских богов Анахиты и Митры, добавлялись греческие культы, элементы индийской ведической религии, сохранившейся у племён Пенджаба, и, наконец, буддизм"... Греко-бактрийцы известны большой степенью приобщения к эллинистической культуре, они поддерживали регулярные контакты со странами средиземноморья и с Индией. Они поддерживали дружеские отношения со странами с Индии и обменивались посольствами.
В таких города, как Ай-Ханум на северо-востоке Афганистана, развивалась культура греческих городов. В Ай-Ханум был греческий театр, гимназия, колониальная управа и дома в греческом стиле. Раскопки обнаружили остатки классических коринфских колонн и фрагменты скульптур.
Греко-бактрийские монеты и последуюшие монеты Индо-греческого царства представляют собой великолепные образцы греческих монет, с типовыми атрибутами".
"Город Сиркап, на северо-западе современного Пакистана, по всей вероятности, был построен Деметрием. По своей структуре город использует греческие стандарты градостроительства. Найдено немало предметов эллинистической культуры, в частности, монеты греко-бактрийских царей и изображения на камнях сцен из греческой мифологии... В 125 до н. э. на территорию индо-греков вторглись греко-бактрийцы во главе с царём Гелиоклом, сыном Эвкратида, но в это время юэчжи стали наступать с севера на греко-бактрийцев и заняли Бактрию. Оставшееся царство было разделено на две части — династия Менандра осталась на своих территориях к востоку от реки Джхелум вплоть до Матхура, а другие цари управляли большей территорией (Паропамисады, западный Пенджаб и Арахозия)... Гелиокл I правил в западной части Индо-греческого царства в Паропамисадах (около Кабулаа), но был свергнут по причине нашествия на Бактрию юэчжи. Он отчеканил несколько монет по верху монет царицы Агафоклеи, показав тем самым, что занял часть её территории. Его последователь Зоил I чеканил монеты с Гераклом и символами победы, он повидимому вступил в альянс с юэчжи.
Известно около восьми западных индо-греческих царей, последним из которых был Гермей, правивший примерно до 70 до н. э., пока его не сменили юэчжи, пришедшие из Бактрии. В китайских хрониках Поздней Династии Хань говорится, что китайский генерал Вэнь-Чун помогал организовать союз Гермея с юэчжи против индо-скифов.
После 70 до н. э. юэчжи стали управлять Паропамисадами, но ещё тридцать лет выпускали монеты Гермея, а потом они сменились кушанскими монетами.
Предположительно Юэчжи заняли Паропамисады после Гермея. Первый упоминаемый в документах принца Юэчжи Сападбиз правил около 20 до н. э., о нём говорится по-гречески в том же стиле, что и о предыдущих греческих царях. Юэчжи распространились на восток в I веке н. э., и образовали Кушанскую Империю. Парвый кушанский царь Куджула Кадпизес ассоциировал себя с Гермеем на своих монетах, видимо подчёркивая свою преемственность или обосновывая право на престол".
Ну и т.д. Чтобы не утомлять почтеннейшую публику. То есть калаши, вероятнее всего, - потомки восточных греков, отчасти смешавшиеся с теми или иными местными племенами паропамисадов и другими ближайшими народами.
А виноделие, видимо, пришло к ним из Персии - через так называемый "проход в Мидию".
Boiler
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 191
Зарегистрирован: 15 дек 2007, 16:33

Сообщение Дайчин-баатар » 21 мар 2009, 19:48

tmt писал(а):Любой сладкий фрукт может пригодится для алкогольного напитка -
я лично видела как готовят алкогольный напиток из малины
и слив.


Когда захожу в гости к Драгану Лакичу (один из самых известных сербских строителей в Москве) - он первым делом говорит: "Здраво! Вчера кум приехал из ... (следует название местности, откуда приехал кум). Он привез свою ракию из ... (следует название плода, ягоды, фрукта, из которого сделан напиток). Прошу отпробовать". Далее, со словом: "Живели!" (типа нашего "За здравие!") напиток активно опробуется.

Так чего только я не попробовал с 2002 года! Слива, малина, крыжовник, яблоки... По-моему, только "табуретовки" не пил :)

Короче, ракия - она разная бывает :) Но! Напиток мужской, женщинам не рекомендую 8)
В те времена, когда скакал
Ветра быстрее конь Аранзал,
Пика не только пестрой была -
Пестрая пика острой была!
Аватара пользователя
Дайчин-баатар
Полибий
Полибий
 
Сообщения: 3539
Зарегистрирован: 21 май 2008, 16:19
Откуда: Москва

Сообщение Ilik » 21 мар 2009, 21:47

Boiler писал(а):Посмотрел статьи в Википедии "Греко-бактрийское царство ", "И́ндо-гре́ческое ца́рство " и "Кушанское царство ". При всей неоднозначности ресурса все равно появилось ощущение, что никакой загадки калашей нет. Вернее, ее создали журналисты, которым лень поднять вполне доступные исторические или даже квазиисторические источники.

Загадка калашей существует в том смысле, что до сих пор не ясно до конца их происхождение, нужны также этнографические исследования кафиров.
Лично я для себя узнал много нового с момента создания данной темы. Что касается приведенной вами информации из статей в Википедии об эллинистических государствах на востоке Передней Азии, то о калашах там ни слова.
Аватара пользователя
Ilik
Модератор форума
Модератор форума
 
Сообщения: 2290
Зарегистрирован: 27 ноя 2008, 10:23
Откуда: Израиль

Сообщение Дайчин-баатар » 21 мар 2009, 22:07

Boiler писал(а):В таких города, как Ай-Ханум на северо-востоке Афганистана, развивалась культура греческих городов. В Ай-Ханум был греческий театр, гимназия, колониальная управа и дома в греческом стиле. Раскопки обнаружили остатки классических коринфских колонн и фрагменты скульптур.


Ай-Ханум Сарианиди копал, если память не изменяет. Масса находок, все довольно хорошо освещено было.

Его последователь Зоил I чеканил монеты с Гераклом и символами победы, он повидимому вступил в альянс с юэчжи.


К мнению о том, что юэчжи стали вассалами Да Ся (Бактрии) пришла Л.А. Боровкова (кажется, книгу она публиковала в 2002 г.), оспорив распространенное мнение о том, что юэчжи покорили Да Ся (основано на переводе Н.Я. Бичурина).

Известно около восьми западных индо-греческих царей, последним из которых был Гермей, правивший примерно до 70 до н. э., пока его не сменили юэчжи, пришедшие из Бактрии. В китайских хрониках Поздней Династии Хань говорится, что китайский генерал Вэнь-Чун помогал организовать союз Гермея с юэчжи против индо-скифов.


Это кто такой? У Боровковой достаточно убедительно показано, что династия юэчжи правила в Бактрии уже примерно в 118 г. до н.э.

И что это за Вэнь Чун? И как бывает "около восьми"?

После 70 до н. э. юэчжи стали управлять Паропамисадами, но ещё тридцать лет выпускали монеты Гермея, а потом они сменились кушанскими монетами.


А вот другая работа Боровковой, где она касается кушанской нумизматики, показалась мне очень натянутой и неубедительной. Но факты у нее очень интересные подобраны.

Парвый кушанский царь Куджула Кадпизес ассоциировал себя с Гермеем на своих монетах, видимо подчёркивая свою преемственность или обосновывая право на престол".


В русскоязычной литературе принято писать "Куджула Кадфиз".

Ну и т.д. Чтобы не утомлять почтеннейшую публику. То есть калаши, вероятнее всего, - потомки восточных греков, отчасти смешавшиеся с теми или иными местными племенами паропамисадов и другими ближайшими народами.


Причем тут греки?
В те времена, когда скакал
Ветра быстрее конь Аранзал,
Пика не только пестрой была -
Пестрая пика острой была!
Аватара пользователя
Дайчин-баатар
Полибий
Полибий
 
Сообщения: 3539
Зарегистрирован: 21 май 2008, 16:19
Откуда: Москва

Сообщение Boiler » 22 мар 2009, 00:13

Ilik писал(а): Загадка калашей существует в том смысле, что до сих пор не ясно до конца их происхождение, нужны также этнографические исследования кафиров.
Лично я для себя узнал много нового с момента создания данной темы. Что касается приведенной вами информации из статей в Википедии об эллинистических государствах на востоке Передней Азии, то о калашах там ни слова.

Вы, видимо, не очень внимательно читали. Статья "Индо-греческое царство" - http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D0% ... 0%B2%D0%BE:
"Ограниченные генетические исследования ДНК митохондрий, проведённые на индийском субконтиненте, пытались оценить генетическую роль греков. Некоторые из важных маркеров, характерных для сегодняшних греков, так и не были обнаружены, поэтому генетическое влияние греков и европейцев в районе Пенджаба оценивают в интервале 0 %-15 %. Подробно: Kivisild et al. «Origins of Indian Casts and Tribes».
При этом ожидалось, что какие-то генетические особенности греков должны остаться в регионе, тем более что некоторые общины в Гиндукуше и таджикском Горном Бадахшане непосредственно считают себя потомками греков (в частности пакистанские Калаша и Хунза, и Нуристани в Афганистане).
Но есть и предположение о том, что в армии Александра Македонского собственно греков было немного, а большинство солдат было персидского, скифского и фракийского происхождения".
Отсюда есть отсылка к статье "Калаши" и по касательной к "Памирским таджикам". Но вот эта - http://orei.livejournal.com/134584.html - кажется, чуть полнее.
Никаких Аполлонов, Зевсов и Афродит. Обычное журналистское передергивание и верхоглядство. Никаких греческих генов (в смысле превышающих разумные для этого региона и нынешнего времени показатели). Никакой уж совсем выдающейся уникальности - пожалуйста вам параллели с Нуристаном и Хунзи.
Да, в статьях фигурируют "восточные греки". Так там поименовывают греков (македонцев) Бактрии, Индии и т.д.
Boiler
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 191
Зарегистрирован: 15 дек 2007, 16:33

Сообщение Scaevola » 22 мар 2009, 01:16

Boiler писал(а):При этом ожидалось, что какие-то генетические особенности греков должны остаться в регионе, тем более что некоторые общины в Гиндукуше и таджикском Горном Бадахшане непосредственно считают себя потомками греков (в частности пакистанские Калаша и Хунза, и Нуристани в Афганистане).
Никакой уж совсем выдающейся уникальности - пожалуйста вам параллели с Нуристаном и Хунзи.

Про "Искандера Двурогого" вам с удовольствием расскажут и в Таджикистане, и в Афганистане, и в северной части Пакистана и Индии :wink: :D - это такая местная былина. Кстати, сейчас вспомнил про описанных Мишелем Песселем аборигенов западных окраин Тибета - Ладакха и окрестностей. Они тоже чистые длинноносые европеоиды, часто с серыми и голубыми глазами, но говорят на тибетском :!:
"Я ненавижу сплетни в виде версий!" В. С. Высоцкий
Аватара пользователя
Scaevola
Модератор форума
Модератор форума
 
Сообщения: 1472
Зарегистрирован: 26 июл 2008, 20:42
Откуда: Москва

Сообщение Ilik » 22 мар 2009, 08:40

Новую для себя и интересную информацию о кафирах встретил в записках Бабура (Бабур-наме.Ташкент, 1993.)

В его время, т.е. в начале XVI в., Кафиристан - это "высокие, неприступные снеговые горы, примыкающие к горам Хиндукуша; эти горы сплошь населены кафирами." (133а). В горах Кафиристана берут начало речки Алишенг, Алангар и Чаган-Сарай, которые впадают в реку Баран (р.Кабул) (133а-134а). Упоминается о походах соседних мусульманских правителей на Кафиристан (26а) и о набегах кафиров на соседние территории, населенные мусульманами - на туман (округ) Панджхир: "Панджхир лежит вдоль дороги, очень близко к Кафиристану. Путь разбойников кафиров проходит через Панджхир и вследствие близости его к Кафиристану с него тоже берут [налог] меньше. Когда я в последний раз пришел и завоевал Хиндустан, кафиры вторглись в Панджхир, убили там много людей и произвели большие опустошения."(135б).

В начале XVI в. кафиры еще в силе, могут за себя постоять и занимают намного большую территорию, чем небольшая группа калашей нашего времени.
Аватара пользователя
Ilik
Модератор форума
Модератор форума
 
Сообщения: 2290
Зарегистрирован: 27 ноя 2008, 10:23
Откуда: Израиль

Сообщение Ilik » 22 мар 2009, 08:53

Boiler писал(а):Но вот эта - http://orei.livejournal.com/134584.html - кажется, чуть полнее.
Никаких Аполлонов, Зевсов и Афродит. Обычное журналистское передергивание и верхоглядство. Никаких греческих генов (в смысле превышающих разумные для этого региона и нынешнего времени показатели). Никакой уж совсем выдающейся уникальности - пожалуйста вам параллели с Нуристаном и Хунзи.

Это хорошая статья, на которую вы даете ссылку. О Нуристане еще Бёрк упоминал, у него это как бы синоним Кафиристана. Тут дело вот в чем... Когда-то, столетия назад, кафиры занимали намного большую территорию. Нынешние хунзи в долине Хунза, калаши в Читрале и нуристани в афганском Нуристане (все эти районы недалеко друг от друга) - это изолированные осколки одной и той же арийской народности, которая была единым целым и занимала единую территорию еще каких-то 500 лет назад. И уже тем более раньше.
Последний раз редактировалось Ilik 22 мар 2009, 10:33, всего редактировалось 2 раз(а).
Аватара пользователя
Ilik
Модератор форума
Модератор форума
 
Сообщения: 2290
Зарегистрирован: 27 ноя 2008, 10:23
Откуда: Израиль

Сообщение Ilik » 22 мар 2009, 09:25

Scaevola писал(а):Кстати, сейчас вспомнил про описанных Мишелем Песселем аборигенов западных окраин Тибета - Ладакха и окрестностей. Они тоже чистые длинноносые европеоиды, часто с серыми и голубыми глазами, но говорят на тибетском :!:

Дарды - это тоже арии, но живут восточнее кафиров, начиная с Каракорума. По религии дарды мусульмане или буддисты. Я тоже читал "Золото муравьев" М.Песселя. :)
Аватара пользователя
Ilik
Модератор форума
Модератор форума
 
Сообщения: 2290
Зарегистрирован: 27 ноя 2008, 10:23
Откуда: Израиль

Сообщение Ilik » 22 мар 2009, 11:18

Бабур сообщает интересные детали о виноградарстве и вообще о хозяйстве Кафиристана и "околокафирских" областей на начало XVI в.:

О виноделии в маленькой долине Дар-и Нур, что выходит к речке Чаган-Сарай (ныне р.Кунар, впадающая в р.Кабул): "Виноград там тоже попадается, он весь вьется по деревьям. В Ламганате [ общее название нескольких туманов (округов), которые с юга примыкают к Кафиристану - Ilik] вино из Дара-и Нура знаменито. Тамошнее вино бывает двух сортов: их называют "ара-таши" и "сухан-таши"; ара-таши - золотистое, сухан-таши - красного цвета, ярко-красное, однако, ара-таши крепче. Впрочем, крепость обоих не соответствует их славе" (Бабур-наме. 133б).

Не соответствует ли "ара-таши" Бабура абрикосовой настойке "тара", что пьют современные калаши из рассказа российского туриста, который добрался до них (этот материал привел Аристотель)? Соответственно, "сухан-таши" - это современное калашское вино из красного винограда в том же рассказе.

Далее Бабур рассказывает, что жители этих мест раньше разводили свиней, но в его время уже бросили это. А в верховья р.Чаган-Сарай кафиры привозят крепкие вина прямо из Кафиристана (133б-134а).

Кроме того: "Чаган-Сарай - как бы вход в Кафиристан. Жители его, вследствие смешения с кафирами, хотя и мусульмане, исполняют обычаи нечестивых. Большая река, называемая рекой Чаган-Сарай, течет с северо-востока от Чаган-Сарая, из-за Баджаура. В Чаган-Сарае есть желтоватое крепкое вино, оно не выдерживает никакого сравнения с вином из Дара-и Нура. В самом Чаган-Сарае нет ни винограда; ни садов; виноград привозят из земель кафиров, лежащих выше по реке, и из земли Пич. Когда я брал Чаган-Сарай, кафиры из Пича помогали его жителям. Вино там было в таком ходу, что у каждого кафира висел на шее бурдюк с вином. Они пили вино вместо воды" (134б).
Аватара пользователя
Ilik
Модератор форума
Модератор форума
 
Сообщения: 2290
Зарегистрирован: 27 ноя 2008, 10:23
Откуда: Израиль

Сообщение Дайчин-баатар » 22 мар 2009, 11:27

Ilik писал(а): В начале XVI в. кафиры еще в силе, могут за себя постоять и занимают намного большую территорию, чем небольшая группа калашей нашего времени.


Нуристан, населенный кафирами, был разгромлен афганцами только в середине XIX века.

Европеоидность и светловолосость + светлоглазость кафиров - это обычное в прошлом для азиатских народов явление (реликты еще сохранились). Памирских горцев видели?
В те времена, когда скакал
Ветра быстрее конь Аранзал,
Пика не только пестрой была -
Пестрая пика острой была!
Аватара пользователя
Дайчин-баатар
Полибий
Полибий
 
Сообщения: 3539
Зарегистрирован: 21 май 2008, 16:19
Откуда: Москва

Сообщение Ilik » 22 мар 2009, 11:27

Кое-что о виноделии в другой части Кафиристана:
"Еще один туман (округ) - Ниджрау. он находится в горах северо-восточнее Кабула. Горы позади Ниджрау сплошь населены кафирами. Это глухая, уединенная местность. Винограда и плодов там много, вина тоже немало, но только его кипятят. Зимой там откармливают много кур. Жители Ниджрау - винопийцы, безмолитвенники, не знают страха [перед грехом] и подобны язычникам. У них в горах много сосны, пинии, дуба и мастикового дерева." (Бабур-наме. 135а).
Аватара пользователя
Ilik
Модератор форума
Модератор форума
 
Сообщения: 2290
Зарегистрирован: 27 ноя 2008, 10:23
Откуда: Израиль

Сообщение Дайчин-баатар » 22 мар 2009, 11:28

Ilik писал(а):Кое-что о виноделии в другой части Кафиристана:
"Еще один туман (округ) - Ниджрау. он находится в горах северо-восточнее Кабула. Горы позади Ниджрау сплошь населены кафирами. Это глухая, уединенная местность. Винограда и плодов там много, вина тоже немало, но только его кипятят. Зимой там откармливают много кур. Жители Ниджрау - винопийцы, безмолитвенники, не знают страха [перед грехом] и подобны язычникам. У них в горах много сосны, пинии, дуба и мастикового дерева." (Бабур-наме. 135а).


Не унывайте - не одни кафиры были "винопийцами" - узбеки также характеризуются хронистом эмира Бадахшана Мухаммадом Муллой Сангином как "винопийцы" :) Причем узбеки именно кочевые и монголоидные, но мусульмане :)
В те времена, когда скакал
Ветра быстрее конь Аранзал,
Пика не только пестрой была -
Пестрая пика острой была!
Аватара пользователя
Дайчин-баатар
Полибий
Полибий
 
Сообщения: 3539
Зарегистрирован: 21 май 2008, 16:19
Откуда: Москва

Сообщение Ilik » 22 мар 2009, 11:34

Дайчин-баатар писал(а):
Ilik писал(а): В начале XVI в. кафиры еще в силе, могут за себя постоять и занимают намного большую территорию, чем небольшая группа калашей нашего времени.


Нуристан, населенный кафирами, был разгромлен афганцами только в середине XIX века.

Европеоидность и светловолосость + светлоглазость кафиров - это обычное в прошлом для азиатских народов явление (реликты еще сохранились). Памирских горцев видели?

Даже в самом конце XIX в. это произошло. В 90-х годах. О памирских горцах читал, но не встречал лично. Кого встречал, так это талыша (а талышей считают потомками мидян), но это я так, к слову.
Отличие кафиров от других светловолосых ариев востока Передней Азии в том, что они умудрились сохранить свою ведическую религию вплоть до нашего времени. В этом их "особость". И будет очень жаль, если они растворятся в конце концов среди окружающего их океана "правоверных".
Аватара пользователя
Ilik
Модератор форума
Модератор форума
 
Сообщения: 2290
Зарегистрирован: 27 ноя 2008, 10:23
Откуда: Израиль

Сообщение Дайчин-баатар » 22 мар 2009, 11:40

Ilik писал(а): Даже в самом конце XIX в. это произошло. В 90-х годах. О памирских горцах читал, но не встречал лично. Кого встречал, так это талыша (а талышей считают потомками мидян), но это я так, к слову.
Отличие кафиров от других светловолосых ариев востока Передней Азии в том, что они умудрились сохранить свою ведическую религию вплоть до нашего времени. В этом их "особость". И будет очень жаль, если они растворятся в конце концов среди окружающего их океана "правоверных".


У меня было довольно много знакомых среди памирцев - рушанцев, ишкашимцев, ванчцев. Они сильно отличаются от равнинных.

Религию они сохранили гораздо лучше - у них фактически все зороастрийские обряды сохранились под маской исмаилизма.

А кафиров также заставили принять ислам, только пуштуны - они жесткие, и кафирам пришлось под их неусыпным контролем многое совсем утратить. Например, они не провожают умершего гнем и не очищаются огнем от скверны смерти, не поют мадо и т.д.
В те времена, когда скакал
Ветра быстрее конь Аранзал,
Пика не только пестрой была -
Пестрая пика острой была!
Аватара пользователя
Дайчин-баатар
Полибий
Полибий
 
Сообщения: 3539
Зарегистрирован: 21 май 2008, 16:19
Откуда: Москва

Пред.След.

Вернуться в История религий

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 24

cron