manefon писал(а):И тут же встречный вопрос: а апостолы, упоминаемые в четырёх каноничских Евангелиях вообще писали Евангелия?
На сегодняшний день пока не обнаружено Евангелия или фрагментов текстов, автором которых был кто-то из 12 апостолов.
Из синоптических, самым древним считается Евангелие от Марка. Создано, вероятно, 60-70-е годы. С подачи Евсевия Кесарийского, приписывается Марку, апостола из числа 70, ученика апостола Петра.
С Евангелием от Матфея, не совсем все ясно. Традиционная датировка - 41 — 55 гг. Автор, судя по языку и стилю, палестинский еврей. Существуют свидетельства отцов церкви, что это Евангелие было написано на арамейском , но оригинал не сохранился, и в канон включен греческий перевод. Текст не содержит ни имени автора, ни каких-либо явных указаний на его личность.
Проблема в том, что автор Евангелия от Матфея использовал два источника – т.н. источник Q, как и Лука и Евангелие от Марка (который не использовал этот источник). Значит, маловероятно, что «Матфей» действительно был очевидцем описываемых событий.
Автор Евангелия от Луки (текст не содержит его имени) создал также и Деяния Апостолов, о чем свидетельствует одинаковый литературный стиль и языковые особенности этих двух текстов. Евангелие датируется 70-80гг.
Лк. 1
1 Как уже многие начали составлять повествования о совершенно известных между нами событиях,
2 как передали нам то бывшие с самого начала очевидцами и служителями Слова,
3 то рассудилось и мне, по тщательном исследовании всего сначала, по порядку описать тебе, достопочтенный Феофил,
4 чтобы ты узнал твердое основание того учения, в котором был наставлен.
Предположительно, Источник Q – являлся сборником изречений Христа и притч.
Апокрифы древних христиан
Возникновение раннехристианской литературы
http://www.krotov.info/acts/01/joseph/apok_12.htmlПервые христианские проповедники меньше всего думали о записи своего учения. Можно сказать, что и учение в точном смысле слова до конца I в. еще не сложилось. Странствующие пророки передавали то, что было известно им о спасителе, распятом в Иудее во время правления императора Тиберия (14-37), помазаннике божием Иисусе Христе, в воскресение которого они уверовали. Христианские проповедники использовали в качестве образца бытовавшие в иудейской среде притчи, поучения, рассказы об отдельных эпизодах из жизни знаменитых учителей (рабби). Так создавалась устная христианская традиция.
<...>
Устная традиция продолжала существовать и в тот период, когда появились первые писания. Евсевий Кесарийский (IV в.) в "Церковной истории" приводит слова христианского писателя Папия (1-я пол. II в.) из Гиераполя (Малая Азия), который собирал устные предания: "...если мне случалось встретить кого-либо, общавшегося со старцами, то я заботливо расспрашивал об учении старцев, например, что говорил Андрей, что - Петр, что - Филипп, что - Фома или Иаков... Ибо я полагал, что книжные сведения не столько принесут мне пользы, сколько живой и более внедряющий голос" (Евсевий. Церковная история (Historia ecclesiastica). III. 39. Далее: НЕ).