вопросы по "культу Ярилы"

Модератор: Analogopotom

вопросы по "культу Ярилы"

Сообщение alimsherkes » 23 окт 2010, 17:31

Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу: Опыт сравнительного изучения славянских преданий и верований в связи с мифическими сказаниями других родственных народов.
Печатается по изданию: Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу: Опыт сравнительного изучения славянских преданий и верований в связи с мифическими сказаниями других родственных народов. В трех томах. Том 1. – М.: Современный писатель, 1995.
VIII. Ярило
http://www.slavya.ru/trad/afan/VIII.htm

"Поклонение Ярилу, и буйные, нецеломудренные игрища, возникшие под влиянием этого поклонения, — все, в чем воображению язычника наглядно сказывалось священное торжество жизни над смертию (= Весны над Зимою), для христианских моралистов были “действа” нечистые, проклятые и бесовские; против них постоянно раздавался протест духовенства. Несмотря на то, стародавний обычай не скоро уступил назиданиям проповедников; до позднейшего времени на Яриловом празднестве допускались свободные объяснения в любви, поцелуи и объятия, и матери охотно посылали своих дочерей поневеститься на игрищах. Праздник этот в Твери уничтожен ревностью архиепископов Мефодия и Амвросия, а в Воронеже то же совершено преосвященным Тихоном. В 1765 году — в понедельник Петрова поста (30-го мая) приехал святитель на площадь, где происходило народное гульбище; “я увидел, говорит он в своем увещании к пастве, что множество мужей и жен, старых и малых детей из всего города на то место собралось. Между сим множеством народа я увидел иных почти бесчувственно пияных, между иными ссоры, между иными драки; приметил плясания жен пияных с скверными песнями”. Преосвященный остановился посреди толпы и начал обличение; проповедь его достигла цели, народ разошелся, и праздник Ярилы навсегда был оставлен 36."
36 Терещ., V, 102; Описание жизни и подвигов преосв. Тихона, соч. митроп. Евгения, изд. 2-е, 27-37.


«Авалонъ», Издательский Дом «Азбука-классика», Санкт-Петербург, 2009
"История кабаков в России в связи с историей русскoгo народа "
Иван Гаврилович Прыжов (1827-1885)

"Таково было положение откупов в царствование Екатерины.
Откупщик этого времени пользовался неограниченным
правом, делал всё, что угодно. В великороссийских губерниях,
где до сих пор ещё по старине пробавлялись пивом и
брагой, а теперь была одна водка, вдруг появилось страшное
пьянство, и в мире народных поверий возник и сложился образ
Ярилы, бога водки, великороссийского Бахуса. Действительно,
праздник Ярилы, почти неизвестный до половины
211
ХУIII века, теперь разом Появляется в губерниях: Тверской,
Костромской, Владимирской, Нижегородской, Рязанской,
Тамбовской и Воронежской. 30 мая 1765 года в понедельник
Петрова поста и в последний день празднования Ярилы в Воронеже
на площади стояли бочки с вином, валялись пьяные,
в это время является на площади епископ воронежский Тихон,
начинает кротко поучать любимый им народ. Народ его
слушает, потом разбивает бочки с вином, и с тех пор праздник
Ярилы навсегда прекращается в Воронеже. Но преосвященному
Тихону подвиг этот даром не прошёл. Откупщики
донесли, что он смущает народ, учит его не пить водки и
тем подрывает казённый интерес, а вследствие этого доноса
в половине 1767 года Тихон должен бьm отправиться на покой.
Народ, благодарный за доброе слово, проводил своего
епископа со слезами, и впоследствии святой Тихон является
одним из угодников, наиболее близких народному сердцу".
alimsherkes
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 52
Зарегистрирован: 12 янв 2010, 11:13

Re: вопросы по "культу Ярилы"

Сообщение alimsherkes » 23 окт 2010, 17:34

Итак, вопрос: это было проявление так и сохранившегося с языческих времён культа (версия Афанасьева) или новое явление, использовавшее элементы старого, и связанно с ростом водкопития (версия Прыжова)? Прыжов и Афанасьев, я так понимаю, относительные современники. Хотя описываемые события имели место ещё при молодости их дедов видимо.
alimsherkes
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 52
Зарегистрирован: 12 янв 2010, 11:13


Вернуться в История религий

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 2