Культ Змея-Горыныча

Модератор: Analogopotom

Сообщение tmt » 23 июл 2006, 18:51

Я всё таки склоняюсь к версии ,что драконы могли быть уцелевшим видом динозавроподобных ,которые со временем вымерли, но осталась пямять о них в сказаниях разных народов.. уж сильно смахивает наш дракоша на птеродактиля или археоптерикса, даже и на динозавра.... :wink:

Изображение

Изображение

Изображение
Мир построен по принципу аналогии.

"АВРОРА" тонет.
Аватара пользователя
tmt
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 8418
Зарегистрирован: 24 апр 2006, 11:35
Откуда: georgia

Сообщение Winnie » 23 июл 2006, 18:57

tmt писал(а):А разве Иоанн мог знать слово вертолёт или танк? он сравнил их с тем, что было наиболее похоже - вертолёт похож на стрекозу а танк - животное с хоботом...
Не оглупляйте товарища Иоанна - римляне любили технику, моментально перенимали новинки и страдали необходимостью все тщательно классифицировать и обзывать. Если бы объект имел хоть намек на технический вид, то летающий танк назывался бы баллистерой :)
Собственно, оглуплением пришельцев-инопланетян до текущего уровня развития Человечества страдают все подобные проекты, расчитанные на домохозяек - иначе они их просто не поймут. Скорости, близкие к скорости света (и необходимые для космических перемещений) вызывают структурные изменения материи, поэтому наиболее просматриваемый сейчас вид межзвездных "перелетов" - искривление гравитационного поля на атомном уровне и, через эту дырочку, мелкое вредительство "на той стороне" в виде локального воздействия на электромагнитное поле. Не стоит думать, что это - пшик, т.к. таким путем вполне возможно воздействовать на мозг. Т.е. самый "глупый" марсианин может появляться только у нас в голове, более "продвинутый" - представлять из себя сгусток упорядоченной плазмы. Поэтому бойтесь Матрицы - в образе Младшего она уже здесь (он сам признался) :)
Последний раз редактировалось Winnie 23 июл 2006, 19:04, всего редактировалось 1 раз.
Winnie
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 775
Зарегистрирован: 28 июн 2005, 19:12

Сообщение LeGioner » 23 июл 2006, 19:03

lex7 писал(а): Было бы очень здорово из кусочков мозаики сложить картину истинной истории. И в этом случае реальность бы получилась гораздо круче всех версий всместе взятых. То есть "Экспедиция посещения планеты Земля..." это конечно прикольно, но на мой взгляд несколько однобоко. Логика поступков такова, что это мы с Вами бы сели на ракету и полетели бы в "экспедицию" умничать перед туземцами и фокусы им всякие показывать. Но это всё та же старая добрая логика моряков, выменивающих бусы у индейцев на золото. Только сегодня мы вводим термины "разведка и исследование". И то и другое может быть бессмысленным для цивилизации, достигшей уровня развития для полётов к звёздам. Мы не можем знать их целей.
Даже если принять эту версию, то она никак не обьяснит ЗАЧЕМ они тут столько всего понастроили? Не расскажет на кой ляд им надо было в одних случаях людей драконами туда-сюда возить, в других обучать и благодетельствовать дикое население. Не расскажет эта версия и о том ЧТО видели люди, когда описывали войны богов между собой. А особенно когда, куда и почему вся эта братия подевалась? Где следы технологии позволявшей тысячелетия назад летать по небу, строить из сотне- и тысячетонных блоков совершенно бестолковые, но гигантские строения, устраивать грандиозные светопредставления с уничтожением тысяч людей. Где заводы, где города?
Драконы - одна из ниточек этого клубка противоречий. Чем больше ищешь ответ тем больше вопросов.
Хотя на мой взгляд Ваша версия гораздо ближе к реальности, чем "сказочная".


Вы когда-нибудь видели фотографии планеты Марс?
Если нет, то я вам показываю:
Изображение
Обратите внимание на гигантский каньон ( борозду) на поверхности планеты. Картинка точно такая же, как и при касательном ударе чего-то крупного об поверхность. Например - другой планеты (кстати, знаете ли вы, что Венера ведет себя не так, как остальные планеты Солнечной системы?). Можно в качестве косвенного свидетельства привести в пример пояс астероидов между Марсом и Юпитером.
ТОесть, можно сказать, что в результате крупнейшей катастрофы (касательного столкновение с большим небесным телом, к примеру) Марс потерял большую часть атмосферы и почти всю воду. И то и другое, ИМХО, сохранилось в Солнечной системе в виде комет...
Почему не предположить, что рассчитав эту катастрофу, жители Марса не эмигрировали на Землю, привезя генетический материал других животных со своей планеты? Чем вам не Ноев ковчег? Что касается последующих событий, то небольшая численность колонистов на планете, столкнувшись с реальностью дикого пространства на новом месте жительства, обязательно должна была быть отброшена в цивилизационном отношении ко временам дикости... И лишь по прошествии довольно большого промежутка времени люди постепенно возвращаются к цивилизованному обществу...
История - продажная девка империализьму!
Аватара пользователя
LeGioner
Модератор
Модератор
 
Сообщения: 2325
Зарегистрирован: 23 июн 2006, 15:58
Откуда: КраЇна мрій

Сообщение tmt » 23 июл 2006, 19:08

Интересные теории пошли - ну придётся и мне внести свою лепту - вы что нибудь слышали про подземные шахты на юге Африки? Так вот в этих шахтах обнаружены следы воздеиствия людей и этим шахтам 80-100 000 лет... шас наиду инфо на это счёт и запустим реактивный самолёт фантазии а Юлли после будет нас чистить и разделять :lol:
Мир построен по принципу аналогии.

"АВРОРА" тонет.
Аватара пользователя
tmt
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 8418
Зарегистрирован: 24 апр 2006, 11:35
Откуда: georgia

Сообщение tmt » 23 июл 2006, 19:13

вот пожалуйста - любуйтесь - :lol:

Анунакам было нужно золото. Его они обнаружили на седьмой планете, считая снаружи внутрь -- то есть на планете Земля, -- и отрядили на Землю первую экспедицию. Сначала они безуспешно пытались добывать драгоценный металл из вод Персидского залива, а потом взялись за разработки шахт в Юго-Восточной Африке. Около 300 тысяч лет назад анунаки, работавшие на золотодобыче, устали от тяжелой работы и подняли мятеж. Тогда инопланетные ученые с помощью генетических манипуляций создали специальных работников -- хомо сапиенс. Инопланетяне наделили их своими знаниями и умениями. Постепенно произошло слияние двух цивилизаций -- земной и инопланетной, у хомо сапиенс и анунаков появились общие дети.
Современные археологические исследования подтвердили, что в Южной Африке в период каменного века действительно велись горнодобывающие работы. Археологи открыли обширные золотодобывающие шахты глубиной до 20 метров и определили возраст шахт -- от 80 до 100 тысяч лет! Кстати, легенды зулу гласят, что в этих шахтах работали рабы из плоти и крови, искусственно созданные "первыми людьми". Существование погибшей планеты Нибиру косвенно подтверждается открытием американских астрономов. Они обнаружили осколки планеты, которые вращаются вокруг Солнца по сильно вытянутой эллиптической орбите, проходящей как раз между Марсом и Юпитером.
http://subscribe.ru/archive/science.new ... 72342.html
Мир построен по принципу аналогии.

"АВРОРА" тонет.
Аватара пользователя
tmt
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 8418
Зарегистрирован: 24 апр 2006, 11:35
Откуда: georgia

Сообщение Winnie » 23 июл 2006, 19:16

tmt писал(а):и запустим реактивный самолёт фантазии а Юлли после будет нас чистить и разделять :lol:
Тогда лучше не нарушать местные законы, а открыть новую тему о пришельцах.
Winnie
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 775
Зарегистрирован: 28 июн 2005, 19:12

Сообщение tmt » 23 июл 2006, 19:22

Winnie писал(а):
tmt писал(а):и запустим реактивный самолёт фантазии а Юлли после будет нас чистить и разделять :lol:
Тогда лучше не нарушать местные законы, а открыть новую тему о пришельцах.


как хотите - у меня кое что есть на этот счёт... :wink: След иноземных цивилизации в истории и в современности... :shock:
Мир построен по принципу аналогии.

"АВРОРА" тонет.
Аватара пользователя
tmt
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 8418
Зарегистрирован: 24 апр 2006, 11:35
Откуда: georgia

Сообщение Lusor » 23 июл 2006, 19:45

Да уж, давайте к дракончикам вернемся... если так уж хочется поговорить о том, что и не снилось нашим мудрецам, можно устроить ученый спор о том, возможно ли такое ТОЛКОВАНИЕ легенд о драконах (умоляю, не будем говорить о версиях и теориях, поскольку речь идет только о литературном материале). Готов стать на защиту ретроградной фольлористики... 8)
Nil nimium studeo quisquis tibi velle placere!
Аватара пользователя
Lusor
la-wa-ge-ta (лавагет-администратор)
la-wa-ge-ta (лавагет-администратор)
 
Сообщения: 1444
Зарегистрирован: 26 окт 2004, 00:02
Откуда: г. Королев

Сообщение tmt » 23 июл 2006, 20:06

А вот инфо, про символику дракона -

Дракон - Универсальный и очень сложный символ. Дракон, или крылатый змей, объединяет в себе змею и птицу, дух и материю. Вначале его символика была целиком благоприятной и означала воды, несущие жизнь (змея), и дыхание жизни (птица). Он идентифицировался с небесными богами и их земными представителями - императорами и королями. Впоследствии его символика стала амбивалентной, обозначая благодатные дожди, следующие за грозами, и, вместе с тем, разрушительные силы молнии и наводнения. На Востоке дракон, как правило, есть Сила Небесная, несущая благо, тогда как на Западе он становится хтоническим, разрушительным и злым. Дракон может быть солярным и лунным, мужским и женским, добрым и злым. На Дальнем Востоке он символизирует сверхъестественную силу, мудрость, силу, скрытое знание, силу вод, несущих жизнь. Это эмблема императора как Сына Неба и, вслед за ним, человека мудрого и благородного. Монотеистические религии изображают дракона злой силой, за исключением отдельных случаев, когда он может олицетворять Логос, дух оживляющий или всемогущее божество, Плерому. Дракон и змей (см. змея) обычно взаимозаменяют друг друга в символизме, представляющем неявное, неразличенное, хаос, латентное, необузданную природу, а также жительную силу воды. Когда он изрыгает громы и молнии, происходит переход от мира непроявленного к сотворенному миру формы и материи. И здесь дракон обладает двойственным символизмом: он может выступать и как бог дождя, и как его противник, не дающий дождю упасть. Его ассоциируют, с одной стороны, с морем и пучиной морской, с другой - с вершинами гор, облаками и солярными восточными регионами. Выступая в роли чудищ, драконы - автохтонные владыки земли, с которыми приходится бороться героям, завоевателям и созидателям, чтобы захватить или освоить землю. Они же являются хранителями сокровищ и доступа к тайному знанию. Битва с драконом символизирует те трудности, которые необходимо преодолеть, чтобы овладеть сокровищами внутреннего знания. Победа над драконом олицетворяет разрешение конфликта между светом и тьмой, разрушение деструктивных сил зла, либо победу над собственной темной природой человека и достижение самообладания. Спасти непорочную девицу из лап дракона, значит освободить чистые силы, сокрушив злые. Дракон часто противостоит умирающему богу. В алхимии крылатый дракон олицетворяет летучее, а потеряв крылья он зафиксирован, пойман. В китайской алхимии дракон - это ртуть, кровь и семя. У кельтов - символ высшей власти, хозяин. Красный дракон - эмблема Уэлльса. Дракон и змей в китайском символизме неразрывны. Дракон представляет высшую духовную силу, сверхъестественное, бесконечность, дух перемен, божественную силу перемен и трансформации, ритмы природы, закон становления, сверхъестественную мудрость, силу. Он - Олень Небесный, Солнце, свет и жизнь. Небо, высшая власть, мужская сила ян. Дракон облачный означает, кроме того, грозу и живительный дождь, воды глубокие и Весну. Голубой Дракон (лунь - наивысший) живет на небесах и есть дух животворный, сила небесная, сила сверхъестественная и бесконечная. На земле голубой дракон - знак делегированной императорской власти, знак императора. У императорского дракона (его также называют лунь) пять когтей, голова его направлена на Юг, а хвост - на Север. Он представляет Восток и живительный дождь. Обыкновенный дракон манг имеет по четыре когтя на лапах и представляет власть временную. Более ранней формой китайского дракона был дракон с тремя когтями. Впоследствии эта форма дракона была принята в Японии. Безрогий дракон ли живет в море и владеет глубинами морскими, он также символизирует ученого. Дракон чияо живет в горах или на земле и олицетворяет государственного человека. Согласно Ванг Фу, дракон имеет девять соответствий: Рога его похожи на оленьи, голова верблюжья, глаза его как у демона, шея змеи, брюхо улитки, чешуя как у карпа, когти орлиные, подошвы тигра, а уши коровьи. Два борющихся, соревнующихся дракона, глядящих друг на друга, представляют дуализм сил инь-ян, всех противоположных и взаимодополняющих сил, сил небесных и земных, обычно между ними изображают либо Солнце, либо жемчужину небесную, Луну. Повернувшиеся друг к другу спинами драконы олицетворяют начала инь-ян. Когда они изображены гоняющимися за хвостами друг друга, это символ взаимного созидательного действия сил инь-ян. Часто дракона изображают с драконьим шаром или пылающей жемчужиной. Имеются различные толкования этих изображений: это либо раскаты грома, либо имеется в виду, что, когда Луна, носительница дождя, убывает, ее заглатывает дракон, а когда она прибывает - это знак того, что он понемногу ее выплевывает. В даосизме и буддизме это жемчужина, исполняющая все желания, жемчужина совершенства, иными словами, мудрость, светоч и духовная суть вселенной. Она может представлять Боддхисаттву в процессе непрерывного просветления. Дракон, изображенный вместе с Фениксом, - символ союза Неба и Земли, императора и императрицы, божественной потенциальности, вмещающей в себе все противоположности, взаимодействия макрокосма и микрокосма, двух аспектов андрогина, ритмов эволюции и инволюции, рождения и смерти. Их символом является также двойная спираль. Дракон, изображенный вместе с тигром, может означать сладострастие, тигр же в этом случае будет символизировать гнев и враждебность. В христианстве дракона считают змеем, тем еще старым змеем, силой зла, дьяволом, искусителем, врагом Божьим. Он представляет, кроме того, смерть, тьму, язычество и ересь. В Ветхом Завете обиталище драконов ассоциируется с сенью смертной (Псалмы, 44:19) и пучинами водными. Обиталище драконов считалось местом запустения и погибели. Победители драконов предстают как триумфаторы над силами зла и ереси. Дракон с завязанным хвостом олицетворяет зло побежденное, поскольку считалось, что сила дракона в его хвосте, как и у скорпиона. Архангел Михаил, повергающий дракона, являет победу бога солнца над тьмой, что в христианстве трансформировалось в версию о поражении Сатаны. Драконы являются атрибутами святых Кадо, Климента Мецкого, Георгия, Кейна, Маргариты, Марты, Самсона, Сильвестра и апостола Филиппа. У египтян дракон является эмблемой Озириса, бога мертвых. Апопа, дракона тьмы и хаоса, повергает каждое утро Бог-Солнце Ра. В греко-римской культуре это атрибут Геракла, победителя чудищ. Иногда драконов изображают впряженными в колесницу Цереры. У евреев считается символом запустения; обитатель пустынь. В индуизме дракон - сила явленная, слово произнесенное, атрибут Сомы и Варуны. Индра поверг дракона. В иранской культуре - атрибут Хаомы. У японцев дракон с тремя когтями на лапах представляет Микадо, императорскую и духовную власть. В шумеро-семитской мифологии - супостат, сила зла.
Мир построен по принципу аналогии.

"АВРОРА" тонет.
Аватара пользователя
tmt
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 8418
Зарегистрирован: 24 апр 2006, 11:35
Откуда: georgia

Сообщение Winnie » 23 июл 2006, 20:38

Lusor писал(а):Да уж, давайте к дракончикам вернемся...
Давайте, это гораздо интереснее фантазий про пришельцев, почерпнутых на народ.ру :) Меня вот занимает вопрос, за какие заслуги змей удостоился быть отождествленным с Хаосом? Если принять за основу, что анимализм исходит из подобия (вида, поведения etc), т.е. из прямых наблюдений, то что заставило древних выбрать змея для обозначения первоначальной пустоты?
Понятен Ouroboros
Изображение
- явление позднейшее, вполне можно предположить, что придуман любителем поэтики Гераклитом во время изучения свойств окружности. Но это уже ассоциация второго порядка.
Winnie
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 775
Зарегистрирован: 28 июн 2005, 19:12

Сообщение Analogopotom » 24 июл 2006, 00:37

Змей, представлющий силы Хаоса, персонаж мифологический, а Уроборос – в большей степени, символ.

Оуробор (Ороборо, Уроборос) – символ вечности, неделимости, а так же цикличности времени. Интерпретируется по-разному, т.к. представляет собой комбинацию - созидательный символизм яйца (пространство внутри фигуры), земную символику змеи и небесную символику круга. Кроме того, змея, кусающая свой хвост, - символ закона кармы, колеса сансары – колеса Воплощения.
Это широко распространенный символический образ «вечного возвращения», указывающий на то, что в постоянном повторении концу соответствует начало, что окончание пути или процесса означает начало нового. Несет двойную нагрузку. Змея – существо постоянно омолаживающееся, - свернулась в кольцо. Второе есть выразительная метафора циклического повторения, например, круговорота времен года, гибели мира и нового сотворения, умирания и нового рождения, в производном смысле также вечности (как простой круг).

Уроборос – древний символ.
У меня есть его изображение на бронзовом сосуде династии Чжоу (ок. 1200 г. до н.э.)
В Египте он символизировал ежедневное возвращение Солнца к точке заката, откуда оно сходит в загробный мир. Есть изображения Уробороса с юным Амоном-Ра внутри.

Для гностиков Уроборос - иллюстрация самоподдержания природных циклов, бесконечно совершаемых вновь и вновь, а так же единства противоположностей, выражение самой сущности жизни, всеобщую цикличность, включающиую в свой оборот все сущее. Этот символ иногда сопровождает максима «все в одном».
В алхимической символике Уроборос – это образ самозамкнутости, всеединства и повторения протекающих процессов. Змей, пожирающий свой хвост – символ вечности и всего алхимического процесса.
Аватара пользователя
Analogopotom
Администратор
Администратор
 
Сообщения: 4598
Зарегистрирован: 25 мар 2006, 00:21
Откуда: РСФСР

Сообщение Winnie » 24 июл 2006, 08:10

Analogopotom писал(а):Змей, представлющий силы Хаоса, персонаж мифологический, а Уроборос – в большей степени, символ.
Совершенно верно! Т.е. Уробос не является результатом прямых наблюдений. И здесь есть такой интересный момент:
Lusor писал(а):
Winnie писал(а):Интересно было бы попробовать найти закономерность: похоже, что положительный образ змея складывается в культурах, склонных к созерцательности и самоанализу, а отрицательный - в обществах, нацеленных на достижение материальных благ.

Думаю, такая закономерность совершенно неправомерна. Образ змея во всех культурах амбивалентен, равно как и все священное амбивалентно, может восприниматься и как дурное, зловещее, и как светлое и благоприятное.

Согласен, я попытался упростить ситуацию, НО я внимательно просмотрел список мифологических существ и обнаружил, что во всех ипостасях - плохой и хорошей - все эти существа, кроме Дракона и Змея, выглядят одинаково - вопрос только в мелком тюнинге. В мифах же одновременно сосуществуют как банальная змея, так и супер девайс с множеством функций. Возможно, здесь мы имеем различных прототипов (как вариант: змея и крокодил).
Почему мне нравится цепочка крокодил-дракон, а не змея-дракон (хотя "заимствования из змеи" в части пропорций и формы языка очевидны):
1. размеры, vulgaris до 10 м - важная причина бояться, уважать, наделять божественными свойствами;
2. нападает скрытно, неожиданно, умеет маскироваться - рок, удар судьбы, рука бога;
3. утаскивает в таинственные глубины, часто еще живую жертву - потащил прямо "на тот свет" и здесь переходим к важному пункту 4 ->
4. водится в болотах - в некой таинственной среде, сочетании всего и в небольших "неразвившихся" количествах: воды, суши, леса, газовых испарений и т.д. Учитывая расположение древних цивилизаций, скорее всего именно болота играли роль первобытного, внушающего ужас хаоса, смеси всего и вся, первоосновы.
Противникам "болотной" версии рекомендую посетить хотя бы наши болотца в средней полосе. Мне же один раз удалось на 2 недели побывать в субтропических болотах - 100% ощущение того, что ты находишься внутри живого организма, более того, тебя уже съели и потихоньку переваривают. Не для этой темы, но посещение дало мне возможность понять некоторые культурологические и ментальные особенности народов Латинской Америки.
Winnie
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 775
Зарегистрирован: 28 июн 2005, 19:12

Сообщение Analogopotom » 24 июл 2006, 11:43

Зачастую образы змея и дракона сливаются. В отдельных случаях змею называют драконом. Попытки отделить одно от другого, изучить природу и повадки, определить место обитания, составить описания предпринимались уже в древности.
Труд Тимофея из Газы – одна из таких попыток.

«Тигрица и грифон. Сакральные символы животного мира». Тимофей из Газы (византийский писатель 5 века). Перевод, исследование А.Г. Юрченко.


Параграф 25.

ДРАКОНЫ.
δράκονες

8. Драконы — враги слонов и часто убивают их, но и сами погибают от них.
9. Драконы имеют драгоценные камни в глазах. Индийцы с помощью колдовства усыпляют и убивают их и вынимают камни. Но часто охотники похищаются драконами в их логовища и погибают.
10. Индийцы, поедая сердце или печень драконов, [обретают способность] понимать диких животных, издающих звуки.
11. На спинах у слонов находятся деревянные башни, наполненные воинами, и [слоны] сражаются.
12. Слоны боятся свиней и мышей.


Примечания А.Г. Юрченко. Правда, длинные (не меньше километра), но они дают представление об отношении к драконам и змеям в античности и раннем христианском мире.

25.8. Образ слона в книге Тимофея отличается как от рациональных по своему духу описаний античных авторов, так и от символических толкований христианских авторов, представленных, в первую очередь, греческим «Физиологом». Однако тема вражды слона с драконом является общей для всего круга источников. Миф о вражде слона с драконом (змеем) намного древнее любой из его письменных фиксаций. Слон в этом случае выступает как животное нижнего (водного) мира; ср. характерную для древнеиндийского языка многозначность слова naga 'слон-змей'. С другой стороны, слон является священным животным, на котором ездит бог грозы Индра. В ряде гимнов «Ригведы» содержатся фрагменты мифа о поединке Индры со змеей-пожирательницей, вызывающей засуху. Слона следует рассматривать как боевого помощника Индры (змей в этом случае выступает как существо, преградившее течение вод). Победа над ним приравнивается к космогоническому акту перехода от хаоса к космосу, к процветанию и плодородию. Что же касается тех культурных традиций, в которых эти животные не представлены в повседневной реальности, то в них космогонический миф перекодирован в сакральный зоологический сюжет. Слон и дракон, являясь космическими символами в индийских мифах, в античных и средневековых западных бестиариях предстают как реальные животные, связанные загадочной войной. Сюжет, зафиксированный Плинием, более чем на тысячу лет определил восприятие этой темы в западной традиции. «В Индии водятся самые большие слоны, так же как и драконы, которые находятся с ними в постоянной вражде; они такой необычайной величины, что могут легко обвиться вокруг тела слона и задушить его в своих кольцах. Борьба заканчивается смертью обоих противников, потому что побежденный слон, падая на землю, сокрушает своим весом дракона, обвившегося вокруг него. В Эфиопии водятся драконы не столь большие, как в Индии, но все-таки [достигающие] двадцати локтей в длину» (Плиний. VIII. 11). Современник Плиния, римский поэт Марк Анней Лукан, описывая ливийских змей, отличает их от драконов, способных задушить в своих объятьях могучих быков и слонов. У Лукана еще сохраняется представление о драконах как божествах:

Вы же, везде на земле божества, ползущие мирно,
С телом блестящим своим в золотых отливах — драконы, —
Африка знойная вас смертоносными делает: вьетесь
В воздухе вы на крылах и, стада преследуя, часто
Даже могучих быков в объятиях душите грозных.
Слон не спасется от вас; вы всем посылаете гибель,
И для того, чтоб убить, не нуждаетесь вовсе в отраве.
Лукан. Фарсалия IX. 700— 733

Описывая животных западного побережья Африки, Страбон замечает: «Артемидор упоминает также змей длиной в 30 локтей, которые одолевают слонов и быков; он проявляет сдержанность, по крайней мере, определяя размеры змей в этой части света, потому что гораздо более сказочны индийские змеи, а также ливийские, на которых, говорят, растет даже трава» (Страбон. XVI. 4. 16). Диодор Сицилийский, которому известны сведения Артемидора, отвергает их правдоподобность. Павсаний, в свою очередь, заявляет: «Змей больших, в тридцать и более локтей, которые водятся у индусов и в Ливии, эпидаврийцы считают другой породой, а не [священными] «драконами»» (Павсаний. II. 28. 2). Любопытно, что в древнеегипетской «Сказке о потерпевшем кораблекрушение» мореход видит змея, тело которого составляло тридцать локтей (0). Остается загадкой, почему драконы обычно имеют длину в тридцать локтей. Античную традицию подхватывает арабский мистик и врач Ибн Сина (Авиценна). В «Каноне» Ибн Сины, в разделе «Общее рассуждение о ядах», драконы предстают как разновидность гигантских змей; параграф имеет подзаголовок: «Разновидности змей, которые, когда укусят, приносят вред вследствие ранения, а не сколько-нибудь сильного яда. Это змеи с очень крупным телом. Драконы»: «Говорят: «самая мелкая разновидность драконов, как свидетельствует один из врачей, имеет пять локтей длины, а крупные бывают от тридцати локтей и больше». Говорят: «у дракона два больших глаза, а под нижней челюстью выступ вроде подбородка; у него имеются большие клыки». Некоторые говорят, что драконы изобилуют в области Нубии и в Индии, и индийские драконы больше; нубийские, которые водятся в странах Азии, бывают до четырех локтей длиной, а индийские — это те, что очень велики» (Ибн Сина. Канон. IV. 6. 3. 52).
В описании путешествия Аполлония Тианского по Индии сообщается: «Равнинная змея достается охотникам, когда она нападает на слона, ибо это причиняет гибель обоим» (Флавий Филострат. III. 7). В христианской версии поединка, представленной «Физиологом», победа однозначно на стороне слона, «и когда он находит змею, то топчет ногами и убивает ее» (Физиолог, с. 152), ибо слон означает Адама, поднятого после грехопадения уничижением Христа.
Для римской культуры описание поединка слона с драконом было одной из метафор Индии. Так, Апулей во «Флоридах», перечисляя богатства и чудеса Индии, удивляется нравам гимнософистов, а не сражениям драконов со слонами: «Там огромные драконы с гигантскими слонами сражаются на равных, с обоюдною смертельною опасностью: дракон скользкими кольцами обвивает слона и сдавливает, ни шагу ступить, ни чешуйчатые узы сорвать цепкого змея, так что слону не остается иного средства к отмщению, нежели рухнуть громадным своим телом наземь и пытаться всею тушею раздавить оплетшую его гадину» (Апулей. Флориды. 6). Особую версию поединка излагает Филон Александрийский: «Нечто подобное, как рассказывают, происходит и со змеями в Индии. Взбираясь на самых больших животных, слонов, и цепляясь за спину или брюхо, они припадают к первой попавшейся жиле, ненасытно присасываясь к ней с сильным шипением и свистом. Слоны, ослабевая, некоторое время противятся, топчутся от безысходности и бьют себя хоботом по бокам, чтобы сбросить змей, но затем, навсегда покинутые жизненной силой, оказываются уже не в состоянии прыгать, стоят, сотрясаемые дрожью, ноги у них слабеют и они в судорогах погибают от малокровия. Но падение слона ведет и к погибели змей, виновниц его смерти, и вот почему. Не имея больше пищи, они всячески стремятся отцепиться и освободиться от своей жертвы, но, придавленные тяжестью слона, расплющиваются, — особенно если почва попадается твердая и каменистая. Извиваясь и всеми способами стараясь выбраться из-под давящего на них бремени, они ослабевают в бессильных и бесплодных судорогах и наконец (подобно тем, на кого падают камни или неожиданно рушится стена) погибают от удушья, не в силах даже поднять голову» {Филон Александрийский. О вечности мира. 23—24) (1).

25.9. В уже упоминавшейся древнеегипетской «Сказке о потерпевшем кораблекрушение» волшебный змей выглядел так: «Борода его велика, более чем в два локтя. Тело его оправлено в золото. Обе брови его из лазурита настоящего». В восприятии римлян драконы выглядели как божества с телом блестящим, в золотых отливах. Драконы обладают огненной природой (2), видимо, поэтому их тела блестят, а в глазах скрыты драгоценные камни. О лучезарной природе драконов свидетельствует следующий фрагмент «Финикийской истории» Филона Библского: «Первое, самое божественное, — змей, имеющий вид ястреба, весьма красивый. Всякий раз, как он открывал глаза, он наполнял все в своей первозданной стране светом, и [наоборот], наступал мрак, лишь только он их закрывал. Эней намекнул также, что это существо огненное, в силу того, что о нем говорят, будто оно «озарило». А «озарять» — свойство света» (3).
Рассказ Тимофея об индийских драконах заимствован из книги о путешествии Аполлония Тианского (Флавий Филострат. III. 7). По сведениям Флавия, у горных индийских драконов следующий вид: «Чешуя их блистает серебром, а в зеницах очей заключены самоцветы, о коих рассказывают, будто они обладают чудодейственной силой во многих таинствах». Далее этот автор поясняет, в чем состояло чародейство индусов, охотящихся на драконов: «Они кладут перед змеиным логовом алый плащ, затканный золотыми письменами, чародейство коих нагоняет сон, и так побеждают змею с вечно бдящим взором, баюкая ее пением многих сокровенных заклинаний: под действием оных тварь высовывает шею из логова и засыпает прямо на письменах — тут-то индусы, набросившись на спящую, бьют ее топорами, а затем, отрубив голову, добывают находящиеся в ней самоцветы. Говорят, будто в головах у горных змей хранятся светловидные камни, переливающиеся всеми цветами радуги и обладающие сокровенной силой, — вроде того, какой был якобы в перстне у Гига*(* У лидийского царя Гига был волшебный перстень, делавший его невидимым (Платон. Государство. II. 359d—360b).
Впрочем, часто случается и так, что, несмотря на топор и ворожбу, змея, схватив индуса и увлекая его за собою, уползает в логово, едва не сотрясая горы» (Флавий Филострат. III. 8). « Любовь к музыке и пению присуща всем драконам, в том числе китайскому, а также древнегреческим — Тифону и Дионису-Загрею, зачарованному звуком погремушки и убитому. Плиний (Плиний. 32. 158) со слов Сотака передает, что персидский камень «драконит» получается из застывшего мозга драконов: последний якобы затвердевает лишь тогда, когда голова отсечена у живого экземпляра, для чего драконов предварительно усыпляют сонною травой. Современник Флавия Филострата, Тертуллиан, автор первых христианских апологий, смотрел на эти вещи несколько иначе: «Говорят, что самоцветы извлекают даже из головы змей, так же как в головном мозге рыб находят некое камневидное образование. Только того христианке и не хватало — носить украшения от змеи! Как может она попирать голову дьявола, если из головы его делает украшения себе на шею и даже на голову?» (Тертуллиан. О женском убранстве. I. 6). Исследовательский интерес античных авторов к драконам сменится у христианских писателей нездоровым интересом к дьяволу в образе дракона. Эпоха христианства открыла новую страницу в драконоведении, превратив фантастическую рептилию из достойного соперника в исчадие ада.
Счастливое исключение представляет творчество испанского епископа Исидора Севильского, который дает классическое описание дракона: «Дракон (draco) больше всех гадов или даже всех животных на земле. Греки называют его δράκων: от этого слова латынью, как уже сказано, заимствовано имя „дракон». Он часто, покинув пещеры, носится в воздухе, возмущая его. У дракона есть гребешок, небольшой рот и узкие отверстия, через которые он вдыхает воздух и высовывает язык. Сила его не в зубах, а в хвосте, и вред он наносит скорее ударами, нежели укусами. В отношении яда он безвреден, но для причинения смерти яд ему не нужен, так как он убивает жертву сдавливанием. Из-за этого даже слон подвержен опасности, несмотря на величину тела. Ведь, спрятавшись у тропинок, по которым обычно ходят слоны, дракон обвивается узлами вокруг их голеней и убивает удушьем. Рождаются драконы в Эфиопии и Индии в самый зной середины лета» (Исидор Севильский. XII. 4. 4—5).

25.10. Ср.: Об индийцах «говорят, будто они понимают наречия и намерения зверей, потому что едят змеиное сердце и змеиную печень» (Флавий Филострат. III. 9). Мотив вещего знания исследован В. Я. Проппом, по мнению которого, знание языка зверей и птиц приобретается не только тем, что герой сказки пожирается и выхаркивается змеем, но и тем, что он, наоборот, сам съедает какую-либо частицу змеи. Таким образом, посвящаемый приобретает магические способности, в первую очередь, охотничье умение подчинять себе зверей (4).

Примечания к примечаниям:

0. Максимов Е. Н. О взаимодействии религии и фольклора на примере образа волшебного змея из «Сказки о потерпевшем кораблекрушение» // Древний Восток. М., 1980. Сб. 2. С. 120—121.
1. Цит. по: Фрагменты ранних стоиков. Т. I: Зенон и его ученики / Пер. и коммент. А. А. Столярова. М., 1998. С. 55—56.
2. Чеснов Я. В. Дракон: метафора внешнего мира // Мифы, культы, обряды народов зарубежной Азии. М., 1986. С. 64—66.
3. Финикийская мифология. СПб., 1999. С. 81.
4. Пропп В. Я. Морфология сказки. Исторические корни волшебной сказки. М., 1998. С. 312—313.
Аватара пользователя
Analogopotom
Администратор
Администратор
 
Сообщения: 4598
Зарегистрирован: 25 мар 2006, 00:21
Откуда: РСФСР

Сообщение Янус » 24 июл 2006, 12:51

Analogopotom писал(а):δράκονες

Странно... должно быть drakontes.
Живи свою историю!
Аватара пользователя
Янус
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 931
Зарегистрирован: 14 июл 2005, 20:34
Откуда: Москва, Россия

Сообщение Младший » 24 июл 2006, 13:25

Winnie писал(а):Понятен Ouroboros
Изображение
- явление позднейшее, вполне можно предположить, что придуман любителем поэтики Гераклитом во время изучения свойств окружности.


Чего-то не припомню я такого образа у Гераклита... :roll: Если Вы про цикличность мира, то для греческой классики, равно как и для одноразмерных с ней культур, это более чем традиционное представление, и взгляды Гераклита в этом плане не исключение, а "повторение пройденного".
Eala Earendil engla beorntast
Ofer Middengeard monnum sended
Аватара пользователя
Младший
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1168
Зарегистрирован: 14 июл 2005, 03:48
Откуда: Владивосток

Пред.След.

Вернуться в История религий

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 23