Analogopotom » 22 июл 2006, 22:24
КЕЦАЛЬКОАТЛЬ. («змей, покрытый зелеными перьями» или «драгоценный близнец»), у индейцев Центральной Америки одно из главных божеств, бог-творец мира, создатель человека и культуры, владыка стихий, бог утренней звезды, близнецов, покровитель жречества и науки, правитель столицы тольтеков — Толлана. Имел много ипостасей, из которых наиболее важные: Эекатль (бог ветра), Тлауискальпантекутли (бог планеты Венера), Шолотль (бог близнецов и чудовищ), Се-Акатль и др. К.— сын Мишкоатля и Чимальмат (по др. варианту — Шочикецаль). Первые изображения К. относятся к 8—5 вв. до п. э. В этот период К. был олицетворением ветров с Атлантики, приносивших влагу на поля, и культурным героем, давшим людям маис. В 1—6 вв. н. э. культ К. распространился по всей Центральной Америке. Он стал верховным богом, творцом мира, создателем людей (см. в ст. Миктлантекутли) и основателем культуры. К. добывает людям пищу: превратившись в муравья, он проникает в муравейник, где спрятаны зерна маиса, выкрадывает их и передаёт людям. К. научил людей находить и обрабатывать драгоценные камни, строить, создавать мозаики из перьев, следить за движением звёзд и вычислять даты по календарю. Он является установителем жертвоприношений, постов и молитв. В последующий период К. вступает в борьбу с Тескатлипокой из-за владычества над миром. Соблазнённый Тескатлипокой, который однажды явился в Толлан, старый К. нарушает свои же запреты. Напившись октли (опьяняющий напиток из сока агавы), он совершает грех со своей сестрой. Протрезвившись, К. понимает, что потерял свою чистоту и удаляется в добровольное изгнание в страну Востока, где умирает, а тело его сжигают. По одному из мифов ацтеков, К. после поражения в Толлане удалился на плоте из змей в восточную заморскую страну Тлилан-Тлапаллан, обещав через некоторое время вернуться из-за океана. Поэтому, когда бородатые испанские завоеватели высадились на восточном побережье Мексики в год, посвящённый К., то первоначально ацтеки приняли предводителя испанцев Кортеса за возвратившегося К.
К. изображался в виде бородатого человека в маске, с огромными губами, или в виде змея, покрытого перьями. Число его изображений в рукописях и на памятниках скульптуры огромно. К ацтекам почитание К. пришло от хуастеков, поэтому в рукописях ацтеков он часто изображался в хуастекской одежде: высокая шапка из шкуры ягуара, такая же набедренная повязка, нагрудная пластина в виде большой раковины, плюмаж из перьев кецаля. Главное святилище находилось в Чолуле (Мексика). Имя К. стало титулом верховных жрецов, правителей реального Толлана (Тулы).
КУКУЛЬКАН («змей, покрытый перьями кецаля»), в мифах майя одно из главных божеств. Считался богом ветра, подателем дождей, богом планеты Венера, основателем нескольких царских династий и крупных городов; в частности, патроном династии Кокомов в городе Майяпан. К. изображался в виде змея с человеческой головой. Ко времени испанского завоевания (16 в.) в нём слились легенды об историческом лице — предводителе тольтеков (вторгшихся в 10 в. на Юкатан), который считал себя имперсонатором Кецалъкоатля, и тольтекские представления об этом божестве, а также более древние верования майя в связанных с культом дождя облачных земеев.
КУКУМАЦ («змей, покрытый перьями кецаля»), в мифах киче божество, супруг богини-матери Тепев. Судя по имени, К. восходит к образу бога Кецалькоатля. Культ его был принесён к киче вторгшимися на территорию Гватемалы тольтеками, но, возможно, этот тольтекский мифологический образ наложился на более древний, издавна существовавишй у киче образ бога озёр и моря. Эпитеты К. — «сердце моря», «сердце озера». В эпосе киче «Пополь-Вух» К. играет важную роль в создании вселенной и человечества.