Определение бога

Модератор: Analogopotom

Сообщение Lusor » 07 мар 2007, 20:50

Astronaut писал(а):Традиционное христианство - да, не настолько индивидуалистично. Но я не о нём говорю. Есть разделение (лично моё) между теми кто воспринимает слова Иисуса: "Я есмь путь и истина и жизнь", так, как если бы он имел в виду что только в нём Истина, потому что только он - сын божий, и теми для кого слова Иисуса означают что в каждом есть Истина, потому каждый является божьем сыном. Последних, я считаю истинными христианами, а первых, я считаю идолопоклонниками. И естественно Бога они определяют по своему.


"Только в нем Истина" - к кому Вы это относите?
Nil nimium studeo quisquis tibi velle placere!
Аватара пользователя
Lusor
la-wa-ge-ta (лавагет-администратор)
la-wa-ge-ta (лавагет-администратор)
 
Сообщения: 1444
Зарегистрирован: 26 окт 2004, 00:02
Откуда: г. Королев

Сообщение Astronaut » 07 мар 2007, 21:00

К тем кто видит Истину только в нём, а не в себе.
"Говоря - человек танцует над вещами" Ницше
Astronaut
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 200
Зарегистрирован: 29 июн 2006, 13:47
Откуда: Ст-Петербург

Сообщение Lusor » 07 мар 2007, 21:01

Только во Христе?
Nil nimium studeo quisquis tibi velle placere!
Аватара пользователя
Lusor
la-wa-ge-ta (лавагет-администратор)
la-wa-ge-ta (лавагет-администратор)
 
Сообщения: 1444
Зарегистрирован: 26 окт 2004, 00:02
Откуда: г. Королев

Сообщение Astronaut » 07 мар 2007, 21:03

:) Lusor, что Вы конкретно хотите понять?
"Говоря - человек танцует над вещами" Ницше
Astronaut
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 200
Зарегистрирован: 29 июн 2006, 13:47
Откуда: Ст-Петербург

Сообщение Lusor » 07 мар 2007, 21:17

Что есть для Вас истинное христианство... :roll: 8)
Nil nimium studeo quisquis tibi velle placere!
Аватара пользователя
Lusor
la-wa-ge-ta (лавагет-администратор)
la-wa-ge-ta (лавагет-администратор)
 
Сообщения: 1444
Зарегистрирован: 26 окт 2004, 00:02
Откуда: г. Королев

Сообщение Гиви Чрелашвили » 07 мар 2007, 21:29

А не на каком, Лусор.
Где тут знак равенства ?
Я сказал "языческие религии и остальные, немонотеистические".
То есть, все остальные, кроме монотеистических.
Если бы тут был знак равенства, стал бы я говорить "и" ?
Если я скажу "мужчина и женщина", вы, что, тоже поставите знак равенства между мужчиной и женщиной ?
Аватара пользователя
Гиви Чрелашвили
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 2399
Зарегистрирован: 05 дек 2005, 21:22
Откуда: Филадельфия

Сообщение Lusor » 07 мар 2007, 21:31

А не на каком, Лусор.


Гиви, это был Нарт! :lol: :wink:
Nil nimium studeo quisquis tibi velle placere!
Аватара пользователя
Lusor
la-wa-ge-ta (лавагет-администратор)
la-wa-ge-ta (лавагет-администратор)
 
Сообщения: 1444
Зарегистрирован: 26 окт 2004, 00:02
Откуда: г. Королев

Сообщение Гиви Чрелашвили » 07 мар 2007, 21:32

Лусор, извините !
Заскок !
Аватара пользователя
Гиви Чрелашвили
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 2399
Зарегистрирован: 05 дек 2005, 21:22
Откуда: Филадельфия

Сообщение Nart » 07 мар 2007, 21:57

Всё понял, спасибо за разъяснения!
Взяли нарты из рук Сырдона фандыр, и сказали они друг другу:
– Если даже всем нам суждена погибель, навеки останется жить фандыр. Он расскажет о нас, и кто заиграет на нем, тот вспомнит о нас и тот станет нашим навсегда.
Аватара пользователя
Nart
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 664
Зарегистрирован: 09 янв 2007, 20:21

Сообщение Astronaut » 07 мар 2007, 23:22

Lusor писал(а):Что есть для Вас истинное христианство... :roll: 8)

Lusor, я отвечу, но только не сегодня :)
"Говоря - человек танцует над вещами" Ницше
Astronaut
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 200
Зарегистрирован: 29 июн 2006, 13:47
Откуда: Ст-Петербург

Сообщение Младший » 09 мар 2007, 18:05

Astronaut писал(а):Мне кажеться Младший, что твоё определение относительно Бога не является точным и исчерпывающим, потому как ты изначально начинаешь давать определение исходя из того, что Бога познать нельзя, то есть основываешся на том, что говорят о Боге те Западные монотеистические религии.


Ни в малейшей степени. Я действительно утверждаю, что Западные монотеистические религии имеют презумпцию непознавамости Бога, но имеют эту презумпцию они, но никак не я.

Astronaut писал(а):Поэтому лично меня твоё определение не удовлетворяет :). Оно логически верно, но ничего о Боге нам не сообщает. Оно слишком абстрактно и не имеет отношения к Жизни, к Истине, к Богу.


Всё-таки надо мне хоть время от времени отмечаться на ОФФ. Даже ты, самый способный из всех ОФФистов (Диана и Айдын в данном случае не в счет - у них в жизни иного рода интуиция, пусть не философская, но не менее прекрасная), всё уже позабывал...

Ни в каком определении и вообще ни в каком тексте нет ни Истины, ни Бога. Они живут только в Тебе. Бог может открыться не только в чтении Библии и даже не только, например, в чтении Достоевского, но и в любви к женщине, в творческом поиске, в движении танца, и даже просто во сне. Поэтому разыскивать мистические откровения, рыская глазами по философским дефинициям просто... странно. Бога там нет. Хотя теоретически кому-то он может открыться и там. 8)

А Истины в моей дефиниции конечно, нет изначально просто потому, что ее там не может быть. Дефиниция может в какой-то степени отсылать к Истине, но содержать в себе Истину - вряд ли. Достаточно и того, что эта дефиниция, на мой взгляд, содержит в себе не Истину, но то, что должна содержать - истинность (или, можно сказать, Правду). 8)

Astronaut писал(а):
Младший писал(а):Пантеизм в вопросе о трансценденции не в счет - я частично согласен с Шопенгауэром, утверждающим, что это на самом деле форма атеизма, и, в принципе, смогу это обосновать.


Обоснуй :). Потому как здесь я тоже вижу противоречие: если Бог создал мир, то создал он его из самого себя, следовательно в каждом элементе этого мира (или природы) существует божественное начало, то есть если даже Бог существует отдельно от того что он создал, то есть имеет самостоятельное Бытие, то всё равно, то что он создал будет являться им самим, так же как произведение искусства будет отражением мира художника, который его создал.


Ну... В целом, неплохо; молодечик. :) Ладно, обосную, только позже. Гиви нужно много чего написать.
Eala Earendil engla beorntast
Ofer Middengeard monnum sended
Аватара пользователя
Младший
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1168
Зарегистрирован: 14 июл 2005, 03:48
Откуда: Владивосток

Сообщение Младший » 09 мар 2007, 18:22

Гиви Чрелашвили писал(а):давай уже на "ты"


Давай, давно пора. 8)


Гиви Чрелашвили писал(а):Но я написал "бог" с прописной буквы, имея в первую очередь язычество и другие религии, немонотеистические.


Вероятно, ты хотел сказать, "со строчной"... ;)

Гиви Чрелашвили писал(а):С точки зрения язычества определение неверное, ибо есть в язычестве и неперсонифицированные боги. Я уже приводил пример бога Хаоса в древнегреческой языческой религии. Есть такие боги и в древнеегипетской языческой религии.
Вот в чем соль-то вопроса.
Ты говоришь, что к буддистской религии понятие бога вообще неприменимо, то есть, ставишь ее ярким примером религии без бога как одну из восточных религий.
Но почему ты думаешь, что дхарма сама по себе не может идентифицироваться с богом ?
Только потому, что она не персонифицирована ? Но это не основание.
Я уже привел тебе примеры неперсонифицированных богов. Если хочешь, приведу еще.


Ну что ж, логика, в целом, понятна. 8)

А ты не торопись, дорогой Гиви... Ты сначала хоть одно докажи, ибо логические конструкции не приемлят фундамента на песке. Более чем очевидно, что выстроенной тобой схеме недостает одного – хоть каких-то аргументов в пользу того, что мы можем полагать Хаос божеством. Скорее всего это, увы, не так. У нас есть хоть один греческий текст, в котором Хаос называется "богом"? Думается, такого мы не обнаружим. В силу достаточно простой причины: что такое Хаос, внятно не могли объяснить даже сами греки.

Анализ греческого Хаоса влечет в этой связи довольно любопытные следствия. Во-первых, некоторые из греческих космогоний упоминают Хаос просто как первосостояние мира, даже не задумавшись наделить его хоть какими-то атрибутами. Это мы наблюдаем, например, в т.н. "пеласгической" космогонии (миф об Эвриноме). О Хаосе мы вообще ничего не обнаруживаем, скажем, у Гомера – там его место занимает Океан, у орфиков сам Хаос – порождение Хроноса (который, к слову, также отождествлялся у них с Океаном). По Мусею, первоначалом является Тартар, а не Хаос. В мифографии Аполлодора о Хаосе вообще ни слова. Только у Гесиода, труд которого, по сути, представлял собой компиляцию различных народных космогоний, мы встречаем представление о Хаосе как о пустом пространстве, порождающем Эреба и Ночь (а различные проявления Тьмы у древнейших греков обладали воздушно-витальными свойствами; неслучайно αηρ – это еще и мгла). И где бог?

Во-вторых, философская традиция бросается приписывать Хаосу самую разную субстратность: то он вода (в частности, у Ферекида, которого мы можем допустить к пальме первенства в качестве первого греческого философа, наряду с Фалесом), то он – тот же αηρ, то просто некое пространство. Одним словом, различные авторы интерпретируют Хаос так, как представляют себе его сами.

Более абстрактные концепты - философские смысловые фигуры – преемники Хаоса (например, апейрон Анаксимандра – еще одна аналогия с Океаном) – дают нам, в целом, ту же витальную картину, к которой, правда, понемногу, начиная с Гераклита как свойство начинает добавляться рациональность. Возможно ли при таком наборе самых различных представлений вывести какой-то сухой остаток? Возможно, причем только одно. Все вышеописанные представления и особенно концептуализации Хаоса указывают на него как на принципиально лишенную оформленности потенциально витально сущность. Казалось бы, банальность? Но в это следует вдуматься. Греческий Хаос – это не столько денотат, сколько сигнификат, и, вероятнее всего, он представлял собой "дежурную" пропозицию пустоты, ничто, обладающего тем не менее витальными свойствами (cha- - зев, пустота, бездна). Это – единственный момент, в которых вышеозначенные представления согласуются. И не более того. Проще говоря, Хаос, как чистый сигнификат, как палочка-выручалочка, возникал тогда, когда нужно хоть как-то обозначить пустотное первосостояние мира, а дальнейшая его концептуализация зависела сугубо от воли автора. И поэтому никакого "бога" в Хаосе, увы, нет и близко. :roll:

И еще один примечательнейший момент. В ряде мифологий представление о Хаосе продвинулось в отдельных аспектах далее греческого. Например, египетский Шу, так же, как Хаос у Еврипида, представляет собой воздушное пространство, разделяющее Небо и Землю, однако стоило ему оказаться чуть более включенным в общее сюжетное поле мифологии – и наш Воздух тут же приобрел персонификацию и даже антропоморфный облик. И столь же мгновенно Хаос персонифицировался в ситуации, когда ему пришлось выступать в качестве первоматерии, что мы наблюдаем в вавилонском мифе о Тиамат. И что, в свою очередь, имеет параллели с Хаосом у Платона, который в "Тимее" Хаос играет роль первоматерии-"восприемницы", и о которой Платон откровенно затрудняется сказать что-либо определенное: "Если, стало быть, ни одно вещество не предстает всякий раз одним и тем же, отважимся ли мы, не испытывая стыда перед самими собой, настойчиво утверждать, что какое-либо из них именно это, а не иное" (Tim. 49 cd).

Что же касается Дхармы, то и там все прекрасно согласуется. Для Индии вообще характерна традиция различения омонимично представленных персонифицированных богов и безличных космических принципов. Трудно навскидку сказать, что появилось раньше – абстракция или персонификация, но дхармы это касается напрямую: так же, как существовали, скажем, Брахма и брахман, наряду с понятием дхармы как космического закона существовало божество с именем Дхарма, этот закон персонифицирующее. В каждом конкретном случае выступала на первый план либо абстракция, либо персонификация, и одно с другим, думаю, ясно различалось.
Eala Earendil engla beorntast
Ofer Middengeard monnum sended
Аватара пользователя
Младший
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1168
Зарегистрирован: 14 июл 2005, 03:48
Откуда: Владивосток

Сообщение Otherside » 09 мар 2007, 18:38

Astronaut писал(а):...если Бог создал мир, то создал он его из самого себя...

Почему же непременно "из самого себя"?
Аватара пользователя
Otherside
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 660
Зарегистрирован: 14 сен 2004, 01:29
Откуда: Красноярск

Сообщение Neska » 09 мар 2007, 18:58

Neska писал(а):
Гиви Чрелашвили писал(а):А дальше вот что, Младший. [...]
Ты говоришь, что к буддистской религии понятие бога вообще неприменимо, то есть, ставишь ее ярким примером религии без бога как одну из восточных религий.
Но почему ты думаешь, что дхарма сама по себе не может идентифицироваться с богом ?
Только потому, что она не персонифицирована ? Но это не основание.
Я уже привел тебе примеры неперсонифицированных богов. Если хочешь, приведу еще.
Именно, именно потому что это неперсонифицированная!
Младший писал(а):Что же касается Бога, то, как это ни странно, здесь ситуация представляется мне более простой. Определение Бога я для себя вывел очень давно. Бог - это персонифицированный Абсолют, имеющий принципиально трансцендентную по отношению к миру природу
Разве этого мало??? Иначе - и закон всемирного тяготения - Бог? Бог способен на самостоятельные действия, он обладает свободой воли. Дхарма (дхарма, а не Дхарма) свободой воли не обладает. Весы или турникет в метро свободой воли не обладают.
Младший писал(а):Что же касается Дхармы, то и там все прекрасно согласуется. Для Индии вообще характерна традиция различения омонимично представленных персонифицированных богов и безличных космических принципов. Трудно навскидку сказать, что появилось раньше – абстракция или персонификация, но дхармы это касается напрямую: так же, как существовали, скажем, Брахма и брахман, наряду с понятием дхармы как космического закона существовало божество с именем Дхарма, этот закон персонифицирующее. В каждом конкретном случае выступала на первый план либо абстракция, либо персонификация, и одно с другим, думаю, ясно различалось.
Абсолютно точное замечание! Причем эти омонимично представленные персонифицированные боги отличаются от соответствующих им абстрактных категорий именно возможностью поступать вопреки автоматически работающим "законам", они обладают свободой воли! И в этом смысле они не Боги, а боги - именно в том смысле, как о них писал Младший!
Есть империи, и есть государства в орбите этих империй, на какой орбите находится - вкусовой вопрос, но не стоит пребывать в иллюзии, что вы ни в чьей орбите, если сами - не империя...
Selbst Moralisten und Moral
sind unmoralisch manches Mal!
Аватара пользователя
Neska
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 555
Зарегистрирован: 13 июл 2006, 11:55
Откуда: г.Иркутск

Сообщение Гиви Чрелашвили » 09 мар 2007, 20:21

A что, Младший, Гесиод - это мало ?
Гесиод, между прочим, считался современником Гомера, причем, если реальность Гомера под сомнением, то реальность Гесиода не вызывает никаких сомнений.
Более того, многие специалисты античной литературы считают, что именно Гесиод (согласно литературному стилю) написал "Гомеровские гимны".
Хорошо, допустим, Хаос, стало быть, не бог (тогда зачем писать его с заглавной буквы ? Kстати, Младший, строчная буква - это то же, что и прописная, оба термина допустимы).
Ладно, идем дальше.
По Гесиоду из Хаоса родилась Земля, Мрак, Ночь, а затем Свет, Эфир, День, Небо, Море и другие великие силы природы. От Неба и Земли родилось старшее поколение богов, а от них уже Зевс и другие олимпийские боги.
"Ночь" - возьмем ее для примера.
То, что неперсонифицирована, сомнения есть ?
"Ночь" - тоже не богиня ?
Между прочим, Младший, Гесиод-таки в "Теогонии" называет Хаос божеством.
Почитай внимательно.
Далее, а как тебе четыре греческих ветра: Борей, Нот, Эвр и Зефир ?
Это тоже не божества ?
Кстати, то, что они порождают других существ, персонифицированных, не значит, что и они персонифицированы. Хаос, ты ж согласен, что неперсонифицирован ? А меж тем породил богиню Гею (Землю) - вполне персонифицированную богиню. Интересно, что Тартар (бездна) и Эреб (мрак) - боги персонифицированные, ибо одновременно боги того, чем являются (и Тартар, и Эреб получили свою персонификацию, когда стали неотъемлемой частью царства Аида; Тартар - это именно бог бездны в Аиде, а Эреб - бог мрака в Аиде).
А вот Ночь неперсонифицирована.
Кстати, а что скажешь о древнеегипетском Атуме ?
Он стал персоницифированным, ибо его потом стали отождествлять с другими богами, в частности, с Ра. Но это было позже. А первоначально Атум - тот же Хаос.
И не заставляй меня, Младший, пойти в ацтекскую мифологию (там такие сложные имена, что мне всегда приходится их аккуратно выпечатывать). Неперсонифицированные боги есть и там. Думаю, найду их в древнескандинавской (уж парочку кандидатов точно помню, проверить надо только).
И последнее. Как я уже сказал, вопрос не о буддистской дхарме.
Я уже признал, что буддистскую религию знаю весьма поверхностно.
Если ты говоришь, что дхарма - это не бог, тебе виднее.
Речь о том, что я против твоего определения бога. Оно, как я уже сказал, верно лишь для монотеистических религий. В языческих же религиях есть неперсонифицированные боги.
Если Гесиод для тебя не авторитет (что вообще-то странно), придется пойти в другие языческие религии.
Аватара пользователя
Гиви Чрелашвили
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 2399
Зарегистрирован: 05 дек 2005, 21:22
Откуда: Филадельфия

Пред.След.

Вернуться в История религий

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 37

cron