Боги-ревнители?

Модератор: Analogopotom

Боги-ревнители?

Сообщение Atmel » 19 окт 2007, 15:43

Библия называет Яхве "Богом-ревнителем". Вероятно, это нужно понимать так, что он запрещает поклоняться другим богам, богам соседних народов. В сущности, такая требовательность в культе была обусловлена "заветом", т.е. договором Бога с "избранным" им народом, которому он покровительствовал. Генотеизм - не редкость в древнем мире, но есть ли какие-нибудь археологические, исторические свидетельства таких аналогий среди других народов, в частности, народов Ближнего Востока? Т.е. допускалось ли в других генотеистических религиях "отклонения" в сторону "расширения" генотеистического культа в сторону иных божеств, другими словами, насколько "ревнивыми" были боги других народов??
Atmel
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 348
Зарегистрирован: 29 июн 2007, 20:51

Сообщение Atmel » 29 ноя 2008, 20:58

Так что, нет аналогий?
Проповедь единобожия Эхнатоном перед народным собранием в Фивах:
"Мужи Фив! Наш народ служил многим богам и молился владыке над богами - Амону... Отвернитесь от культа (многих) богов... Существует только один бог, который стоит над всеми и который властвует над нашей судьбой. Наш бог - Атон! Бог - Солнце, само Солнце, которое всё создало"
Церен Э. Библейские холмы. М.1966, с 146
Atmel
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 348
Зарегистрирован: 29 июн 2007, 20:51

Сообщение Шварцнегер » 24 фев 2009, 22:18

Иудаизм познаёт Бога в Истории, в то время как большинство «естественных» религий познают Бога в природе.
С точки зрения рационалиста – После изгнания древних евреев из Египта (как части союза гиксосов) их политические вожди вынуждены были создать отличную от других религиозную систему, дабы сплотить (создать) свой народ. Причём, племенное божество Яхве, на тот исторический момент, отнюдь не считалось ЕДИНСТВЕННЫМ, а поэтому было очень ревнивым. К монотеизму евреи пришли гораздо позже и под влиянием культурно опередивших их на тот момент цивилизованных народов. Вот и ваш удачный пример: Эхнатон попытался реально воплотить в жизнь древнеегипетскую концепцию о Едином, Боге Создателе вселенной. И при этом явно перестарался. (читайте научную литературу: Египетская Книга мёртвых. Папирус Ани Британского музея. Перевод, введение и комментарии Э.А. Уоллеса Баджа. (The Book of the Dead. The Papyrus of Ani in the British Museum. Translation, Introduction, Etc. By E.A. Wallis Budge.) / Пер. с англ. С.В. Архиповой. Научное редактирование М.А. Чегодаева – М.: Алетейа, 2003. – 416 с., ил. – (Традиция, религия, культура).))
Велики и духовные достижения Ассиро-вавилонии.
Например, отрывки гимна Сину, богу Ура (как раз от туда и «вышел» Авраам по Библии): «Господь, владыка богов, единый великий на небе и земле. … Милосердный, милостивый отец, в руках которого жизнь всей земли. Владыка, божество твоё, как далёкое небо, как широкое море, полно благолепия. Создавший землю, основавший храмы и наименовавший их, отец, родитель богов и людей, призывающий к царствованию, вручающий скипетр, устанавливающий судьбы на долгие дни. Могучий вождь, сокровенную глубину которого не исследовал ни какой бог. Быстрый, колена которого неутомимы, который открывает путь богам, своим братьям, который от основания неба до зенита проходит, сияя, и отверзает врата неба, посылает свет всем людям, отец, виновник бытия всего. Владыка, решающий судьбы неба и земли, повеление которого неотменимо, который держит холод и жар, управляет живыми существами, какой бог тебе подобен? Кто велик на небе? Ты един. А на земле, кто велик? Когда на небе раздаётся твоё слово, ниц падают Игиги, когда оно слышится на земле – целуют прах Аннуаки. Когда слово твоё проносится, как вихрь, обильны становятся пища и питьё, когда оно ниспадает на землю, то является зеленью. Твоё слово вызывает к бытию правду и справедливость, а люди начинают говорить истину. Твоё слово – далёкое небо, сокрытый ад, недоступный прикосновению взора. Кто может понять твоё слово и сравниться с ним? Владыка! В господстве на небе и на земле у тебя нет соперника среди богов, твоих братьев…» [«Ассирия. Вавилон». «Древние царства Востока». Составитель Царёва Г.И., 568 с., с илл., М., 2002 г., стр.264-265].

Если интересуетесь, то прочтите: История Древнего Востока. /Б.А.Тураев – Мн.: Харвест, 2002. – 752 с., 8 л. ил. – (Переиздание книги крупного русского учёного, академика Б.А.Тураева (1868-1920) созданной им незадолго до смерти.)
Всё о Египте. /Генрих Бругш. – М., 2001. - 672 с.: ил. (Переиздание книги 1877 года авторитетного учёного египтолога, одного из пионеров этой науки.)
История Древнего Египта. В 2-х т. /Б.Брестед, Б.А.Тураев, Мн.: Харвест, 2002. – (История культуры).

Не надо стесняться, даже в детских энциклопедиях можно найти много интересного: Энциклопедия для детей: Том 6. Религии мира. часть 1. –3-е издание, перераб. И доп./ Глав. Ред. М.Д. Аксёнова. М.: Аванта+, 1997. – 704с.: ил.:
Вообще, если взглянуть шире, религиозные учёные и философы во все времена пытались выдвигать теории о духовном родстве человечества, например: «у зороастрийцев встречается представление о том, что в основе каждой религии лежит одна и та же совершенная Истина, Вечная Единая Религия. А возникновение религий они сравнивают с появлением различных цветов, образующих при преломлении одного и того же чистого бесцветного луча Истины через призму многочисленных культурных традиций». Подобные идеи встречаются и в других конфессиях (Индуизм, Ислам).

Не сочтите за богохульство, но у каждого народа был в некотором смысле свой «Ветхий Завет» – собственная оригинальная религия древности.

Процитируем профессора Московской Духовной Академии С. С. Глаголева: «Но очень дурно понимают ветхозаветное учение те, которые навязывают ему мысль, что истина была отдана исключительно в руки евреев… Между тем Библия ясно показывает, что в древнейшую историческую эпоху – время Авраама и непосредственно следующее – монотеистические верования были не в одной ветви ферахитов, были даже и не у семитов… Таким образом, получается, что откровенная истина всегда была недалеко от всех желавших её найти. Но истина не только была всегда дана вовне человечеству, чувство её всегда подавалось непосредственно каждому человеку… Но ограниченность его мышления, соединённая с самомнением, дурные страсти, нераздельно и неслиянно соединённые с добрыми качествами, заставляли его отступать от истины и содержать её во лжи»
Иллюстрированная история религий в двух томах : Спасо-Преображенский Валаамский монастырь, Российский фонд мира. 1992. ( Переиздание Иллюстрированной истории религий в двух томах. Под редакцией проф. Д.П. Шантепи де ля Соссей , 1899.)
Аватара пользователя
Шварцнегер
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 169
Зарегистрирован: 22 фев 2009, 18:26
Откуда: Россия


Вернуться в История религий

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

cron