kartlos » 31 окт 2010, 22:31
НАЧАЛА ЭНЕОЛИТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ШУЛАВЕРИ - ШОМУТЕПЕ
Разумеется, в энеолитическую эпоху, не может быть речи, о существовании какой-либо письменности. А, некоторые ученые, вообще, уверены в том, что язык у человека появился не намного раньше этой, описываемой исторической эпохи. Поэтому, часто, они строят свои рассуждения и теории исходя из таких вот предпосылок.
Однако если строить наши рассуждения на основе археологических фактов
фактов и фактов существования языка у любого из рассматриваемых этносов, то мы считаем, что такие факты в истории центральной части Южного Кавказа, существуют. Об одном таком факте, хотя и косвенном мы хотим рассказать тут. Речь идет о раскопках раннеземледельческого поселения Арухло I (бассеин реки Храми), в результате которых было обнаружены остатки нескольких видов пшеницы, ячменя и других культур. (В работе
В. А. Шнирельмана [3], говорится о том, что на раннеземледельческом поселении Арухло I, возраст которого определен (поселение Арухло I появилось примерно в 4800 году до н. э.), найдено 11 сортов пшеницы, 5 сортов ячменя и других культур (В книге “Очерки истории Грузии”
том I, изданной в 1989 году [4], сказано, что: “…Наиболее ранние абсолютные даты, полученные методом С(14), дает поселение Арухло I,
(нижний горизонт – Тб. - 300 - 5450 +/- 60 лет до н. э.; II горизонт – Тб. – 277 –
5020 +/- 60 лет до н. э.”)).
Надо понимать, что когда говорится о том, что на поселении Арухло I, найдено 11 сортов пшеницы, то это, по-видимому, означает, что для древних жителей этого поселения, выведение этих 11 сортов, началось задолго до того, как эти сорта были выведены (и, возможно, которые пока не были найдены на других поселениях).
Дело в том, что на всей территории Передней Азии, а это такие регионы, как Месопотамия, горы Загроса, Сирия и Палестина, и наконец,
Южная Анатолия, при раскопках раннеземледельческих поселений, найдено только пять видов пшеницы. Археологи пока не нашли другие поселения, в которых бы количество найденных при раскопках сортов пшеницы, превышало бы это количество (5). При этом надо помнить, что эти данные получены с территории гор Загроса.
Исходя из принципа, который мы сформулировали в начале этой статьи, мы предлагаем гипотезу, которая основана на той мысли, что название ‘хлеба’, ‘хлеба в поле’, должно было сохраниться в том языке, носители которого вывели эти зерновые культуры.
Как же определить, интересующее нас название хлеба? Мы воспользовались результатами исследований, которые изложены в монографии, Т.В. Гамкрелидзе и В. В. Иванова, “Индоевропейский язык и индоевропейцы” [5].
На странице 658 этого труда, авторы пишут: “Древнейшими очагами одомашнивания ‘пшеницы’ признаются области Передней Азии, где найдены дикие виды пшеницы. Особым разнообразием видов пшеницы выделяется Закавказья, где издревле сходилось большое число средиземноморских и западно-азиатских видов и форм.
Именно из этого древнего переднеазиатского ареала происходит распространение ‘пшеницы’ и проникновение ее в Европу, в частности, на Балканы из Малой Азии, где следы некоторых ее видов обнаруживаются уже в неолите.
Вместе с культурой распространяются обозначающие ее слова.
Этим и следует объяснить наличие созвучных с индоевропейским *p(h)ur – ‘пшеница’ слов в целом ряде неиндоевропейских языков Центральной Азии, в частности в тюркских языках и в монгольском: др.-тюрк. buγday ‘пшеница’, узб. bugdoy, чувашск. pări ‘полба’, ст.-монг. buγdai, монг. buudai ‘пшеница’.
Слово, тем самым, может быть квалифицировано, как миграционный термин, охватывающий широкий круг языков Передней и Центральной Азии”.
Немного раньше, в этой же книге [5], (на стр. 657), авторы пишут: “Общеиндоевропейская основа в первоначальном значении ‘пшеница’ может быть восстановлена в форме *p(h)ūr-”. После этого они перечисляют те языки, в которые попала эта общеиндоевропейская основа. Это греческий, средне-древнеиндийский, литовский, латышский, прусский, русский, церковно-славянский, сербо-хорватский, словенский и древнеанглийский. Естественно, в этом списке нет картвельских языков. Но, ни в этой главе, ни во всей этой книге не говорится о том, что это слово, ‘хлеб’ – puri, является картвельским словом. И, если учесть, что слово в форме puri, появились в одном из наиболее ранних регионов произростания хлеба, то мы должны признать достоверным факт существования на территории Восточной Грузии, этого названия, уже восемь тысяч лет назад. То же самое мы можно сказать и для лексики, обозначенной термином ‘ячмень’, по-грузински, keri.
Кроме того, авторы пишут, что это название ‘хлеба’ - p’uri, “квалифицировано как миграционный термин, охватывающий широкий круг языков Передней и Центральной Азии”. Поэтому, мы хотели бы спросить у авторов упомянутой работы: как они думают, как происходила миграция термина ‘хлеб’ – p’uri, от индоевропейцев, которые тут представлены несколькими языками, к, проживающих по их мнению, на неопределенной территории, картвел, или, все-таки, картвелы научили эти народы выращивать хлеб, и в первую очередь, греков (по-гречески, термины ‘пшеница’, ‘хлеб’ и ‘хлеб в поле’, имеют одну форму πυρος, πυροί т. е., пурос и пурой). Кстати, в Греции в неолитических слоях найден, по данным В. А. Шнирельмана [3], только один сорт пшеницы. Теперь, наверное, может быть станет понятным, почему греки назвали Грузию, Георгией, т.е., страной земледельцев. И, почему саму Грецию нельзя назвать страной земледельцев – ведь в восточной Греции, в Фессалии, начали выращивать пшеницу, до прихода собственно греков – индоевропейцев, а первые из них назывались ахейцами, оставалось минимум 3 тысячи лет. Таким образом, налицо явный анахронизм в этой работе: археологический материал из Арухло I, относящийся к VI тысячелетию, должен был “получить” название пурос от греков, которые научили этому слову картвел, через 4 тыс. лет. (В этой книге доказывается, что индоевропейцы создали Куро-Араксскую культуру в середине IV тысячелетия, когда появилась ранняя бронза. А раннеземледельческая культура Шулавери-Шомутепе, вообще не упоминается. А термины названий хлеба, перенесены назад на
2 тыс. лет назад).
Таким образом, приведенные аргументы повышают вероятность того,
что одним из главных (если не самым главным) создателей культуры Ш-Ш, были картвельские племена.