Вот более обстоятельный ответ Д. И. Иловайского по поводу Варяжской церкви. Е.А. Мельникова попыталась помочь разрешению вопроса в пользу скандинавов, оставляя место и для варягов-русов. Выясняется, что на строительство своей церкви у скандинавов, скорее всего, не было времени. По именованию церкви видно, что принадлежала она к православным.
"Между прочим г. Васильевский в своем "Ответе" говорит о какой-то западне, в которую я попал по поводу церкви Варяжской Богородицы. По актам XIV века оказывается, что эта церковь была православная. Очень хорошо; но это не мешает нисколько варягам XI века быть латинского исповедания, а не греческого, о чем я, собственно, и говорил. Только из названия церкви Варяжская и из того, что она находилась где-то подле св. Софии, мой оппонент заключает о православном (русском) исповедании варягов. Повторяю, вывод очень смелый и очень поспешный - при таких скудных данных. Мы не знаем, когда и кем построена эта церковь, почему она называлась варяжскою, принадлежала ли Варягам XI века или более поздним, даже существовала ли в этом веке, и т. п. Наконец, так ли велико уже было различие в обрядах и церковной архитектуре; были ли придворные Варяги такими ультрамонтанами, что они, например, не могли получить от императоров для своего богослужения одну из многочисленных часовен или небольших храмов, примыкавших к дворцовым зданиям? Повторяю, можно ли при полном отсутствии необходимых сведений заключать о православии Варягов XI века? В своем исследовании г. Васильевский относительно храма Варяжской Богородицы сослался на сочинение Белэна; но Белэн именно указывает на существование латинских церквей в Константинополе в XI веке и на то, что некоторые храмы, вследствие разных переворотов, переходили от одного исповедания к другому." (http://oldhat.ru/begin/38.htm )
"Вкупе с сообщением о церкви варангов-англичан все это указывает на то, что разноэтничные группы византийских варангов имели собственные церкви (часовни и монастыри) в Константинополе и в других местах Византийской империи, где находились их гарнизоны. Одной из таких групп могли быть и русские. Однако ничего конкретного об их церкви мы не знаем. Но не является ли сообщение Эйстейна о церкви "во имя мученика [Олава] и в честь Святой Девы Марии" слабым отголоском двойного патроната церкви или наличия в церкви Богородицы придела св. Олава (или наоборот)? Во второй половине X — первой половине XI в. основной поток скандинавов в Византию шел через Русь и вбирал в себя и славянских воинов. Не был ли этот этнически смешанный контингент, одновременно приобщавшийся к христианству, создателем древнейшей "варяжской" церкви в Констанинополе, в которойв середине XI в. был пристроен придел св. Олава?" (http://www.vremennik.biz/sites/all/file ... %D0%B5.pdf )
"В середине IX века русы служат в дворцовой гвардии, а в правление Василия I Македонянина их военное присутствие в столице становится столь значительным, что император восстанавливает для них церковь Богородицы Халкопратийской, ранее обслуживавшую духовные нужды готских гвардейцев.
Русы после долгого перерыва сменили готов в роли варварского корпуса гвардейцев-северян, став надолго прочной опорой императорской власти. Благодаря дворцовым гвардейцам-русам в 913 году был подавлен мятеж Константина Дуки, а затем при их помощи Зоя Карбонопсида пришла к власти. Но как только русы ввязались в мятеж Георгия Маниака, так, подобно предшественникам-готам, были выселены из города.
Стефан Новгородец встретил в Константинополе земляков Добрилу и Ивана, живших в Студийском монастыре и занимавшихся перепиской книг. (19, 51) Диакон Игнатий в записках о паломничестве отмечал, что в монастыре Иоанна Предтечи близ Влахерн 1 июля 1390 года паломников радушно встретила «тамо живущая русь». (19, 100) Русские общины возобновились на окраинах города. Причём светские русы жили только в Галате, а внутри основного города обитали одни лишь русские монахи, селившиеся в греческих монастырях.
Битва с болгарами, в которой участвовал Харальд Суровый и его земляки, произошла в конце лета 1041 года. Слепой болгарский царь — пленённый и ослеплённый Алусианом Пётр Делян. Скандинавы вернулись в столицу в конце 1041 года после покорения Болгарии. Во время болгарской войны они захватили богатую добычу, и возможности для богоугодных дел у них были, а вот для строительства большой церкви времени не имелось. Зимой строительство церквей не велось, в апреле следующего года, после участия в столичном восстании, отряд Харальда оказался в Италии. Затем он появился в Константинополе в качестве пленного мятежника, откуда бежал на Русь и больше в Византии не бывал.
В конце 1041 года, когда Харальд и его спутники жертвовали на устроение почитаемого скандинавами храма, культ Олава Святого в Норвегии только начинал складываться. Харальд же покинул Норвегию в 1030 году, и до Византии с его родины доходили только скудные известия.
Большая Богородичная церковь саг — церковь Халкопратийской Богородицы. По находившимся в ней мощам Олава Трюгвасона скандинавы именовали её церковью св. Олава. Как раз Олав Трюгвасон уже в описаниях эпохи Олава Святого выступает в качестве небесного заступника, деятельно помогающего землякам. Позднее в Скандинавии укоренилось мнение о том, что Олав Трюгвасон погиб в битве при Свольде, и константинопольский культ стали связывать с Олавом Святым, почитание которого распространилось по всем скандинавским странам.
Найденные при археологических раскопках греческие надписи упоминают варяжскую Богородицу. (3, 291) Занимавшийся церковной историей французский генеральный консул в Стамбуле Белэн учитывал эти археологические находки и писал:
«Варяги имели особую церковь, которая называлась Варяжскою Богородицей и была расположена при западном фасаде св. Софии, почти соприкасаясь с этой базиликой». (3, 292)
Самым ближним богородичным храмом к западному фасаду Софийского собора была церковь Богородицы Халкопратийской. По прямой между двумя храмами около 250 метров. Ошибочное мнение Белэна о тесном соседстве храмов повлияло на последующие реконструкции топографии центральной части города, на которых Халкопратийский храм находится в непосредственной близи от Софийского собора. Между тем такого близкого соседства не могло быть, так как собор со всех сторон окружали крупные служебные церковные постройки. А вот уже их и Халкопратийский храм в древности соединяла короткая дорога, которая вела от Августеона к форуму Феодосия, позднейшему форуму Сратигиона, и показана на реконструкциях древнейшего Константинополя. (11, 23) Богородица Халкопратийская находилась в близком соседстве с обширным храмовым комплексом Софийского собора.
Расположение позднейшей Варяжской Богородицы совпадает с расположением Богородицы Халкопратийской. Подобно тому, как из-за смены национального состава русский корпус в Византии превратился в варяжский корпус, так и Русская Богородица была переименована в Варяжскую Богородицу. В ней под именем св. Леонтия покоился король и креститель Норвегии Олав Трюгвасон, ставший первым из скандинавов русско-византийским святым." (http://rus-istoria.ru/component/k2/item ... -zastupnik )