Найти убийцу

Модераторы: Лемурий, Tibaren

Сообщение Gosha » 11 май 2007, 17:33

sasha a писал(а):
Gosha писал(а):
tmt писал(а):Вы хотите сказать, что русские мылись в бане каждый день?


Сейчас люди принимают душ или ванну на ночь, многие это делают еще и с утра.
На Руси в баню ходили каждый день после работ, и обязательно в субботу. Сельский поп за неопрятный вид мог лишить причастия. Вы слышали о «кобедешней» одежде, то есть лучшей, парадной одежде к обедне. Кто же оденет лучшею одежду на грязное тело.


Антонио Поссевино, 1581 г., о Москвитянах:
"Они ведут грубый образ жизни и неоприятны: садясь за стол, рук не моют, не пользуются ножами, вилками, салфетками. Пища скудна и проста в приготовлении и постоянно одна и та же. Поэтому их пиры не знают тонких изысканных разнообразных блюд, не дающих насыщения. У московитов крепкие желудки, они любят грубую пищу и поэтому едят полусырое мясо. В особенном почете у них за столом лук и капуста".


Иван Грозный показывал англичанину Флетчеру свою сокровищницу. До смерти не мог забыть потрясенный иноземец горы жемчугов, изумрудов, сапфиров, рубинов, золотой и серебряной посуды... Что же ели на этих блюдах: Целых осетров, фарель и семгу, павлинов, фазанов,лебедей, молочных поросят. Черную икру. Пили меды и фряжское вино. Многое такое, что европейские дворы и не пробовали. Салатов на Руси не делали. Раздельное питание, сейчас все только за. А вот о мясе вы так загнули, что уж не в какие ворота. Швейцарскую стражу при английском дворе называли «подателями говядины». Вспомните Пушкина А. С. Евгений Онегин «и ростбиф окровавленный». Говядину подают с кровью. Телятину на Руси до 1605 года не ели. Ее употребляли поляки.
Последний раз редактировалось Gosha 11 май 2007, 17:46, всего редактировалось 1 раз.
Вероятности отрицать не могу, достоверности не вижу. М. Ломоносов
Аватара пользователя
Gosha
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 2337
Зарегистрирован: 01 апр 2007, 10:16
Откуда: Moscow

Сообщение Gosha » 11 май 2007, 17:42

Герберштейн, бывший во главе посольства к Василию III, так описывает русскую одежду начала XVI века:
«Кафтаны они носят длинные, без складок, с очень узкими рукавами, почти на венгерский лад; при этом христиане носят узелки, которыми застегивается грудь, на правой стороне, а татары, имеющие очень похожие одеяния, на левой. Сапоги они носят, по большей части, красные и притом очень короткие, так что они не доходят до колен, а подошвы у них подбиты железными гвоздиками. Рубашки почти у всех украшены около шеи разными цветами; застегивают они их запястьями и шариками, серебряными или медными вызолоченными, присоединяя ради украшения жемчуг. Подпоясываются они отнюдь не по животу, но по бедрам и даже опускают пояс до паха, чтобы живот больше выдавался».
Вероятности отрицать не могу, достоверности не вижу. М. Ломоносов
Аватара пользователя
Gosha
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 2337
Зарегистрирован: 01 апр 2007, 10:16
Откуда: Moscow

Сообщение Gosha » 11 май 2007, 17:47

Англичанин Флетчер пишет об одежде русских в конце XVI века, в царствование Федора Иоанновича:
«Поверх рубахи, изукрашенной шитьем, потому что летом они дома носят ее одну, надевается зипун, или легкая шелковая одежда, длиною до колен, которая застегивается спереди, и потом кафтан, или узкое застегнутое платье с персидским кушаком, на котором вешают ножи и ложку. Кафтаны шьются обыкновенно из золотой парчи и спускаются до самых лодыжек. Сверх кафтана надевают распашное платье из дорогой шелковой материи, подбитое мехом и обшитое золотым галуном; оно называется ферязью. Другая верхняя одежда из камлота или подобной материи есть охабень, весьма длинный с рукавами и воротником, украшенным каменьями и жемчугом. При выходе из дома набрасывается сверх всей этой одежды, которая очень легка, хотя и состоит из нескольких платьев, так называемая однорядка, похожая на охабень, с тою разницею, что шьется без воротника; обыкновенно она бывает из тонкого сукна или камлота. Сапоги с заправленными в них онучками вместо носков делаются из персидской кожи, называемой сафьяном, и вышиваются жемчугом. Нижнее платье обыкновенно - из золотой парчи. Боярские дети или дворяне одеваются точно так же, употребляя только другую материю на платья, но кафтан или нижнее платье и у них бывает иногда из золотой парчи, а прочее платье - суконное или шелковое».
Вероятности отрицать не могу, достоверности не вижу. М. Ломоносов
Аватара пользователя
Gosha
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 2337
Зарегистрирован: 01 апр 2007, 10:16
Откуда: Moscow

Сообщение Gosha » 11 май 2007, 17:50

Охабни с рукавами, о которых говорит Флетчер появились только в XV веке.
По свидетельству Гванина, строго было запрещено царским указом во второй половине XVI века, чтобы люди без состояния не одевались в пышные одежды.
Одежду первой половины XVII века голштинский посол Олеарий описывает так:
«Одежда мужчин у них почти сходна с греческою. Их сорочки широки, но коротки и еле прикрывают седалище; вокруг шеи они гладки и без складок, а спинная часть от плеч покроена в виде треугольника и шита красным шелком. У некоторых из них клинышки под мышками, а также по сторонам, сделаны очень искусно из красной тафты. У богатых вороты сорочек, которые шириною в добрый палец, точно так же, как полоска спереди, сверху вниз, и места вокруг кистей рук - вышиты пестрым крашеным шелком, а то и золотом и жемчугом; в таких случаях ворот выступает над кафтаном; ворот застегивается у них двумя большими жемчужинами, а также золотыми или серебряными застежками. Штаны их сверху широки и, при помощи особой ленты, могут по желанию суживаться и расширяться. На сорочку и штаны они надевают узкие одеяния вроде наших камзолов, только длинные, до колен, и с длинными рукавами, которые перед кистью руки собираются в складки; сзади, у шеи, у них воротник в четверть локтя длиною и шириною; он снизу бархатный, а у знатнейших из золотой парчи; выступая над остальными одеждами, он подымается вверх на затылке. Это одеяние они называют "кафтаном". Поверх кафтана некоторые носят еще другое одеяние, которое доходит до икр или спускается ниже их и называется ферязью. Оба эти нижние одеяния приготовляются из катуна, киндиака, тафты, дамаста или атласа, как кто в состоянии завести его себе. Ферязь - на бумажной подкладке. Над всем этим у них длинные одеяния, спускающиеся до ступней; таковые они надевают, когда выходят на улицу. Они в большинстве случаев из сине-фиолетового, коричневого (цвета дубленой кожи) и темно-зеленого сукна, иногда также из пестрого дамаста, атласа или золотой парчи. В таком роде все кафтаны, которые находятся в сокровищницу великого князя и выдаются во время публичных аудиенций мужчинам, заседающим на них для усиления пышности. У этих наружных кафтанов сзади на плечах широкие вороты; спереди (сверху вниз) и с боков прорезы с тесемками, вышитыми золотом, а иногда и жемчугом; на тесемках же висят длинные кисти. Рукава у них почти такой же длины, как и кафтаны, но очень узкие; они их собирают на руках во многие складки, так что едва удается просунуть руки; иногда же, идя, они дают рукавам свисать ниже рук. Некоторые рабы и легкомысленные сорванцы носят в таких рукавах камни и кистени, что нелегко заметить; нередко, в особенности ночью, с таким оружием они нападают и убивают людей».
Вероятности отрицать не могу, достоверности не вижу. М. Ломоносов
Аватара пользователя
Gosha
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 2337
Зарегистрирован: 01 апр 2007, 10:16
Откуда: Moscow

Сообщение sasha a » 11 май 2007, 17:54

Gosha писал(а): А вот о мясе вы так загнули, что уж не в какие ворота.


Прошу заметить, что я не "загнула", а привела цитату очевидца.

Gosha писал(а): Швейцарскую стражу при английском дворе называли «подателями говядины». Вспомните Пушкина А. С. Евгений Онегин «и ростбиф окровавленный». Говядину подают с кровью. Телятину на Руси до 1605 года не ели. Ее употребляли поляки.


При чем тут швейцарцы в Англии, если мы говорим о русских привычках?
Пушкин писал Онегина на три столетия позднее, когда при дворе говорить на русском языке считалось моветоном.
В Домострое нет никаких запретов на употребление телятины.
Запрет телятины - личная инициатива Ивана Грозного после того, как он заподозрил, что его пытались отравить с ее помощью.
sasha a
Полибий
Полибий
 
Сообщения: 3298
Зарегистрирован: 10 сен 2004, 23:28
Откуда: MD

Сообщение sasha a » 11 май 2007, 17:57

В России был странный запрет на мясо бобров. Не знаю, почему.
sasha a
Полибий
Полибий
 
Сообщения: 3298
Зарегистрирован: 10 сен 2004, 23:28
Откуда: MD

Сообщение Gosha » 11 май 2007, 17:58

Боярская одежда была настолько богатой, что такой наряд не мог позволить европейский придворный. Горлатная соболья шапка у боярина доходила до метра в высоту, посох, все пальцы унизаны перстнями, на груди цепи, цепи, соболья шуба покрывалась златотканой парчей. Царское облачение весило 16 килограмм чистого золота, не считая каменьев, шапка Мономаха скипетр и держава, знаменитый посох. У какого короля было столько. Ваш Антонио Поссевино желчный человек, когда на Руси все хорошо ему плохо.
Вероятности отрицать не могу, достоверности не вижу. М. Ломоносов
Аватара пользователя
Gosha
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 2337
Зарегистрирован: 01 апр 2007, 10:16
Откуда: Moscow

Сообщение Gosha » 11 май 2007, 18:05

sasha a писал(а):В России был странный запрет на мясо бобров. Не знаю, почему.


На Руси из грызунов ели зайчатину. Очень полезно, особенно ливер зайца. Бобровое сало использовали в лечебных целях, как и медвежий жир. При массовой добычи мехов белки и прочего мясо шло на корм собакам. Вы сами ели хотя бы нутрию? В ресторанах подают.
Вероятности отрицать не могу, достоверности не вижу. М. Ломоносов
Аватара пользователя
Gosha
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 2337
Зарегистрирован: 01 апр 2007, 10:16
Откуда: Moscow

О МЫТЬЕ РУК И ЛИЦА НА РУСИ

Сообщение Gosha » 11 май 2007, 18:23

Приему пищи и питья испокон веков предшествовало омовение. И русский человек допетровской эпохи не был исключением. Умывание лица и рук по утрам, мытьё рук перед едой имеют древнее происхождение. По самым заниженным подсчётам этой традиции девять веков.
Сейчас трудно точно сказать, но вполне вероятно, что эти привычки родились как некое магическое действо, очищающее от скверны. Затем, по-видимому, было подмечено, что чистая проточная вода имеет преимущества перед непроточной. И это наблюдение трансформировалось в специальное приспособление с выливающейся водой. Такое приспособление давало возможность создавать струю и под неё одновременно подставлять обе руки.
В результате появились кувшины и лохани, которые служили для омовения.
Это самый древний тип приспособлений для умывания. Слово «кувшин» как и слово «ковш» заимствовано из литовского языка. В русский язык оно вошло в XVII веке. Из предметов омовения на выставке "Сокровища Московского Кремля" представлен кувшин польской работы, в технике которого соединились чеканка, литье, пунцирование, золочение. Его вес составлял более двух килограмм.
Под стать ему блюдо – лохань, украшенное сюжетом из античности. Круглая форма предмета «поддерживается» построенному по круговому принципу изображению на дне блюда. Фигуры нимф с изогнутыми торсами, с поднятыми руками, касающиеся веток дерева повторяют внешний абрис лохани и орнамент краев. Слово «лохань» является словом индоевропейского происхождения. Слова подобного звучания есть и греческом, и в арабском языках. Блюдо-лохань, из серебра с золочением, выполненное в технике чеканки, использовавшееся как таз для омовения рук, было изготовлено во второй половине XVII века мастером И. Пристером, являя собой образец немецкой (Аугсбург) работы по серебру.
Эти стандартные приборы для умывания, выполненные в Европе, были дорогостоящими и представляли собой подлинные произведения искусства.
После работы руки, как правило, мыли начерно в лохани, потом «сливали» (ополаскивали) из рукомойника.
Более сложной конструкцией для умывания является рукомойник - подвесная посудина в виде чайника с одним, двумя, тремя и даже четырьмя носиками.
Более древние названия рукомойника: «рукомыя», «рукомой», «грлица», «умывальница», «водолей». В XVII веке наиболее распространенным названием было слово «рукомой». На выставке «Сокровища Московского Кремля, экспонирующийся в настоящее время в Саратовском государственном художественном музее имени А. Н. Радищева экспонируется рукомой конца XVII века, сделанный из серебра мастерами Федором Прокопьевым и сканщиком В. Ивановым. В ряду техник орнаментирования - чеканка, скань, эмаль, литье, резьба и золочение. Вещь интересна не только с художественной, но и с исторической точки зрения. Рукомой принадлежал царю Ивану Алексеевичу.
Приспособления для умывания были весьма обычны, и, по всей вероятности, навык мыть руки перед едой был достаточно прочен, несмотря на то, что о заражении болезнетворными микроорганизмами рук стало известно, и то в основном образованным слоям общества, лишь в последней трети XIX в. Обязательность мытья рук перед едой входил в триаду: мытьё рук - молитва - приём пищи. Например, в «Домострое» памятнике XV-XVI вв.: «и руки умыв чисто, преж святым покланяться: А ести и пити з благодарением - ино сладко».
Вероятности отрицать не могу, достоверности не вижу. М. Ломоносов
Аватара пользователя
Gosha
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 2337
Зарегистрирован: 01 апр 2007, 10:16
Откуда: Moscow

Сообщение Gosha » 11 май 2007, 18:35

sasha a писал(а):
Gosha писал(а): А вот о мясе вы так загнули, что уж не в какие ворота.


Прошу заметить, что я не "загнула", а привела цитату очевидца.

Gosha писал(а): Швейцарскую стражу при английском дворе называли «подателями говядины». Вспомните Пушкина А. С. Евгений Онегин «и ростбиф окровавленный». Говядину подают с кровью. Телятину на Руси до 1605 года не ели. Ее употребляли поляки.


При чем тут швейцарцы в Англии, если мы говорим о русских привычках?
Пушкин писал Онегина на три столетия позднее, когда при дворе говорить на русском языке считалось моветоном.
В Домострое нет никаких запретов на употребление телятины.
Запрет телятины - личная инициатива Ивана Грозного после того, как он заподозрил, что его пытались отравить с ее помощью.


На Руси не ели телятины. Ивану Грозному ее не подавали. Первый из царей кто ел телятину был Лжедмитрий I (Григорий Отрепьев). В Домострое, который был написан Сильвестром духовником Ивана IV, о телятине не слова. В последующих редакциях в разделе о Запасах имеются упоминания о этой разновидности мяса.
Вероятности отрицать не могу, достоверности не вижу. М. Ломоносов
Аватара пользователя
Gosha
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 2337
Зарегистрирован: 01 апр 2007, 10:16
Откуда: Moscow

Сообщение sasha a » 11 май 2007, 19:18

Ели на Руси телятину.
В 1567 г. по приказу Ивана Грозного в Вологде казнили нескольких человек за то, что они ели телятину. Их имена упомянуты в Синодике, то есть Иван Грозный считал их смерть своим грехом.
sasha a
Полибий
Полибий
 
Сообщения: 3298
Зарегистрирован: 10 сен 2004, 23:28
Откуда: MD

Сообщение tmt » 11 май 2007, 20:16

В России был странный запрет на мясо бобров. Не знаю, почему.


Может из за Бобровой струи?
Она очень дорого ценилась.
Мясо бобра очень вкусное и считалось деликатесом в средние века - далее оно повышало потенцию, особенно сильно деиствовали семенные железы.
Было дорогим и шкура бобра.
Запрет возможно был связан с тем, что бобр вообще дорого ценился и что бы охота не была повсеместной - т.е. дорожили бобрами.

Кстати причина вымирания понтииского бобра была именно это (струя понтийского бобра была лучшая в мире) - из за моды на бобровую шкуру охотники истребили всех бобров.
Мир построен по принципу аналогии.

"АВРОРА" тонет.
Аватара пользователя
tmt
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 8418
Зарегистрирован: 24 апр 2006, 11:35
Откуда: georgia

Сообщение Юлли » 11 май 2007, 23:18

sasha a писал(а):Ели на Руси телятину.
В 1567 г. по приказу Ивана Грозного в Вологде казнили нескольких человек за то, что они ели телятину. Их имена упомянуты в Синодике, то есть Иван Грозный считал их смерть своим грехом.


Что касается русских православных традиций, то можно добавить, что на Руси категорически нельзя было есть телятину. О. Корсаков полагает, что запрет возник исключительно оттого, что в церковных песнопениях телица символизировала Богородицу. Иван Грозный даже устраивал показательную казнь тех, кто ел телятину. Людей загнали на лед Москва-реки, а потом лед под ними обрубили. В истории известен «телячий бунт», когда Лжедмитрий устроил стол с телятиной. И бояре взбунтовались: православный человек, по их разумению, не должен вкушать теленка.


http://www.chslovo.com/include/output_a ... p?Id=38904
Аватара пользователя
Юлли
Афродита Эвплоя
 
Сообщения: 4154
Зарегистрирован: 21 май 2004, 11:38
Откуда: Санкт-Петербург

Сообщение Gosha » 12 май 2007, 15:45

tmt писал(а):
В России был странный запрет на мясо бобров. Не знаю, почему.


Может из за Бобровой струи?
Она очень дорого ценилась.
Мясо бобра очень вкусное и считалось деликатесом в средние века - далее оно повышало потенцию, особенно сильно деиствовали семенные железы.
Было дорогим и шкура бобра.
Запрет возможно был связан с тем, что бобр вообще дорого ценился и что бы охота не была повсеместной - т.е. дорожили бобрами.

Кстати причина вымирания понтииского бобра была именно это (струя понтийского бобра была лучшая в мире) - из за моды на бобровую шкуру охотники истребили всех бобров.


Все верно на счет внутреннего сала бобра, то есть струи. Сало бобра смешивали с медвежьим салом, употребляли внутрь и наружно в виде компресса на раны. Например, когда наконечник стрелы оставался внутри тела раненного, его поили жиром и рану обильно поливали жиром, наконечник выталкивался мышцами наружу. Еще бобровую струю употребляли при поражении легких, когда охотника помял медведь и в других подобных случаях.
Вероятности отрицать не могу, достоверности не вижу. М. Ломоносов
Аватара пользователя
Gosha
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 2337
Зарегистрирован: 01 апр 2007, 10:16
Откуда: Moscow

Сообщение Gosha » 12 май 2007, 16:01

Юлли писал(а):
sasha a писал(а):Ели на Руси телятину.
В 1567 г. по приказу Ивана Грозного в Вологде казнили нескольких человек за то, что они ели телятину. Их имена упомянуты в Синодике, то есть Иван Грозный считал их смерть своим грехом.


Что касается русских православных традиций, то можно добавить, что на Руси категорически нельзя было есть телятину. О. Корсаков полагает, что запрет возник исключительно оттого, что в церковных песнопениях телица символизировала Богородицу. Иван Грозный даже устраивал показательную казнь тех, кто ел телятину. Людей загнали на лед Москва-реки, а потом лед под ними обрубили. В истории известен «телячий бунт», когда Лжедмитрий устроил стол с телятиной. И бояре взбунтовались: православный человек, по их разумению, не должен вкушать теленка.


Юлия вы абсолютно правы. Москвичи заподозрили в Лжедмитрии немчина потому, что он ел телятину и по теремам ходил, а не шествовал. Царю в палатах полагалось следовать в окружении свиты постельничих, стольников или окольничих. В зависимости куда направлялся государь, отдыхать, в столовую палату или в грановитую.
Вероятности отрицать не могу, достоверности не вижу. М. Ломоносов
Аватара пользователя
Gosha
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 2337
Зарегистрирован: 01 апр 2007, 10:16
Откуда: Moscow

Пред.След.

Вернуться в Средние века

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 16