Gosha » 11 май 2007, 18:23
Приему пищи и питья испокон веков предшествовало омовение. И русский человек допетровской эпохи не был исключением. Умывание лица и рук по утрам, мытьё рук перед едой имеют древнее происхождение. По самым заниженным подсчётам этой традиции девять веков.
Сейчас трудно точно сказать, но вполне вероятно, что эти привычки родились как некое магическое действо, очищающее от скверны. Затем, по-видимому, было подмечено, что чистая проточная вода имеет преимущества перед непроточной. И это наблюдение трансформировалось в специальное приспособление с выливающейся водой. Такое приспособление давало возможность создавать струю и под неё одновременно подставлять обе руки.
В результате появились кувшины и лохани, которые служили для омовения.
Это самый древний тип приспособлений для умывания. Слово «кувшин» как и слово «ковш» заимствовано из литовского языка. В русский язык оно вошло в XVII веке. Из предметов омовения на выставке "Сокровища Московского Кремля" представлен кувшин польской работы, в технике которого соединились чеканка, литье, пунцирование, золочение. Его вес составлял более двух килограмм.
Под стать ему блюдо – лохань, украшенное сюжетом из античности. Круглая форма предмета «поддерживается» построенному по круговому принципу изображению на дне блюда. Фигуры нимф с изогнутыми торсами, с поднятыми руками, касающиеся веток дерева повторяют внешний абрис лохани и орнамент краев. Слово «лохань» является словом индоевропейского происхождения. Слова подобного звучания есть и греческом, и в арабском языках. Блюдо-лохань, из серебра с золочением, выполненное в технике чеканки, использовавшееся как таз для омовения рук, было изготовлено во второй половине XVII века мастером И. Пристером, являя собой образец немецкой (Аугсбург) работы по серебру.
Эти стандартные приборы для умывания, выполненные в Европе, были дорогостоящими и представляли собой подлинные произведения искусства.
После работы руки, как правило, мыли начерно в лохани, потом «сливали» (ополаскивали) из рукомойника.
Более сложной конструкцией для умывания является рукомойник - подвесная посудина в виде чайника с одним, двумя, тремя и даже четырьмя носиками.
Более древние названия рукомойника: «рукомыя», «рукомой», «грлица», «умывальница», «водолей». В XVII веке наиболее распространенным названием было слово «рукомой». На выставке «Сокровища Московского Кремля, экспонирующийся в настоящее время в Саратовском государственном художественном музее имени А. Н. Радищева экспонируется рукомой конца XVII века, сделанный из серебра мастерами Федором Прокопьевым и сканщиком В. Ивановым. В ряду техник орнаментирования - чеканка, скань, эмаль, литье, резьба и золочение. Вещь интересна не только с художественной, но и с исторической точки зрения. Рукомой принадлежал царю Ивану Алексеевичу.
Приспособления для умывания были весьма обычны, и, по всей вероятности, навык мыть руки перед едой был достаточно прочен, несмотря на то, что о заражении болезнетворными микроорганизмами рук стало известно, и то в основном образованным слоям общества, лишь в последней трети XIX в. Обязательность мытья рук перед едой входил в триаду: мытьё рук - молитва - приём пищи. Например, в «Домострое» памятнике XV-XVI вв.: «и руки умыв чисто, преж святым покланяться: А ести и пити з благодарением - ино сладко».
Вероятности отрицать не могу, достоверности не вижу. М. Ломоносов