ЭВОЛЮЦИЯ ЦАРСКИХ РЕГАЛИЙ
Нет сомнений в том, что обряд коронования пришел на Русь из Византии.
Первоначально в ранней Византии (V-VI вв) он носил исключительно военный характер. Будущего императора поднимали на щите, командир гвардейского отряда (кампидуктор) возлагал ему на голову собственный шейный обруч (torgues). Постепенно, по мере возрастания роли Церкви, процедура коронации все более приобретает черты церковной церемонии. Так, действие переносится с городского Ипподрома в собор, императорскую корону возлагает патриарх. В качестве атрибута верховной власти появляются специальные одежды, которые одевают на императора после молитвы церковные служители. В качестве короны используется стемма – металлический обруч, урашенный золотом, драгоценными камнями, цветными эмалями и жемчужными подвесками по бокам.
Обряд коронации оставался неизменным с конца VIII до XII вв. и имел ярко-выраженный церковный характер. Миропомазание впервые было применено в 1208 г. при венчании на царство Феодора I Ласкариса, одновременно был возобновлен не применявшийся в Византии более шести веков обычай поднятия императора на щите. Причастие импратора носило необязательный характер. Если он желал причаститься после коронации, то делал это после коронации в алтаре вместе с духовенством, принимая причастие из чаши. (Г.А. Острогорский. Эволюция Византийского обряда коронования//Византия. Южные славяне и древняя Русь. Западная Европа. М.: Наука. 1973. С. 33-42).
Таким образом, в начале XII процедура коронации носила отработанный характер. Таким же традиционным был набор императорских регалий.
Регалии, присланные либо Алексеем Комниным, либо его преемником Владимиру Мономаху и которыми, по преданию, он был коронован
Эфесским митрополитом Неофитом в Киевском Софийском соборе, как видим рассчитаны именно на процедуру коронации, а не крещения. Сюда входят: венец, гривна (очевидно, torgues), животворящий крест на золотой цепи, «крабийща» - сердоликовый кубок и порфиру. Причем стемма, видимо, была заменена короной в виде шапки. Кроме того, упоминаются бармы.
В Византии, откуда перешел к нам обычай носить оплечья — бармы, до Х в. нет никаких ясных следов употребления их или им подобных украшений. Такое украшение впервые встречается на монетах Никифора II Фоки (963—969) в виде небольшого шейного ожерелья, украшенного жемчугом. При императоре Константине XI Багрянородном оплечье получает совершенно самостоятельную форму, отдельную от остального императорского наряда, и принимает вид круглого воротника, отороченного с внешней стороны полосами, между которыми тянется ряд крупных жемчугов или других каких-нибудь круглых украшений.
Преемники Багрянородного до Алексея Комнина не делали в этом украшении никаких перемен, за исключением новых нашивок из жемчужных нитей или других драгоценных камней. Алексей Комнин (1081—1118 гг.) ввел существенное изменение в украшении оплечья. При нем оплечья делались из золотой парчи с двумя рядами жемчуга и драгоценными камнями; пространство между обеими каймами занимали четыре больших кружка, или бляхи, которые у нас стали называть "запонами". В царствование Алексея Комнена, вероятно, окончательно и была установлена форма оплечий, и они сделались с тех пор неотъемлемой принадлежностью царского наряда. Впоследствии увеличилось только число запон, разукрашиваемых изображениями святых, и их величина, а также количество и величина драгоценных камней. (Словарь Брокгауза и Ефрона)
В подарок Мономаху были присланы, скорее всего, бармы другого фасона: золотое ожерелье с навешанными на нем запонами. Возможно, они послужили образцом для создания великокняжеских барм из Старой Рязани (XII век). См. вот здесь:
http://www.rspu.ryazan.ru/~elibrary/OBJ/img/237.jpg
Перед смертью Мономах собрал духовенство, бояр, купцов и завещал никого после его смерти не венчать на царство. Дары византийцев от отдал своему предпоследнему сыну.
Иванн Калита оставил после себя «двенадцать цепей золотых, три пояса золотых, пояс большой с жемчугом и с каменьем, пояс золотой с капторгами, пояс сердоничный окован золотом, пояс золотой фряжский с жемчугом и каменьем, пояс золотой с крюком на червчатом шелку, пояс золотой царевский; две чаши золотые с жемчугом, два овкача золотых, две чашки круглые золотые, две чары золотые; блюдце золотое с жемчугом и каменьем, десять блюд серебряных, два чума золотых больших, два чумка золотых поменьше, коробочку золотую; после первой жены его, княгини Елены, остались вещи: четырнадцать обручей, ожерелье, монисто кованое, чело, гривна. Кроме того, Калита упоминает еще о золоте, которое он придобыл, и о серебряных сосудах. Из дорогого платья Калита оставил детям: кожух червленый жемчужный, кожух желтый объяринный с жемчугом, два кожуха с аламами и с жемчугом, коц великую с бармами, бугай соболий с наплечками, с жемчугом и каменьем, скорлатное портище, саженое с бармами, шапку золотую. (Как видим, «шапка золотая» - стоит в конце списка)
Великий князь Иванн II оставил после себя три иконы, пять цепей золотых, из которых три с крестами, одну шапку золотую, одни бармы, четыре пояса, из которых два с жемчугом и каменьем, две сабли золотые, две обязи золотые, две серьги с жемчугом, два чекака золотых с каменьем и жемчугами, три овкача золотых, два ковша больших золотых, одну коробку сердоничную, золотом окованную, одну бадью серебряную с наливкою серебряною, один опашень скорлатный саженый, алам жемчужный, наплечки золотые с кругами, с каменьем и жемчугами, алам малый с жемчугами, чашку золотую и стакан цареградский, кованный золотом, блюдо серебряное с кольцами. Будущим зятьям своим великий князь оставил по цепи золотой и поясу золотому.
Димитрий Донской оставил после себя одну икону, одну цепь, восемь поясов, бармы, шапку золотую, вотолу саженую, снасть золотую, наплечки, алам, два ковша золотых.
Василий Димитриевич оставил своему сыну: страсти большие, крест патриарха Филофея, икону Парамшина дела, цепь кресчатую, шапку золотую, бармы, три пояса, коробку сердоничную, ковш золотой князя Симеона Гордого, сосуд, окованный золотом, каменный сосуд, присланный в подарок оть Витовта, кубок хрустальный, присланный в подарок от польского короля.
Великий князь Василий Васильевич Темный оставил пять крестов золотых: один из них Петра чудотворца, другой Парамшинский, третий патриарха Филофея; икону золотую и на изумруде, шапку, бармы, сердоликовую коробку и два пояса.
Из этого перечисления мы видим, что движимое имущество великих князей московских вовсе не увеличивается после Калиты, напротив, уменьшается; бедность завещанных вещей особенно поражает нас в духовной Димитрия Донского, сына и внука его. Такое оскудение мы должны приписать, во-первых, разделению между сыновьями и передаче вещей дочерям; потом желанию князей увеличивать более недвижимую собственность, чем движимую; Тохтамышеву нашествию и большим издержкам в Орде после этого нашествия; большим издержкам в Орде при Василии Димитриевиче для приобретения ярлыков на Нижний Новгород и Муром; наконец, смутному княжению Василия Васильевича и тому, что Василий Косой и Шемяка грабили в Москве казну великокняжескую.
Золотая шапка завещается постоянно старшему сыну, начиная с завещания Калиты;
барм Калита не отказывает старшему сыну Семену, отказывает одежды с бармами младшим сыновьям; но с завещания Иоанна II мы видим бармы постоянно в числе вещей, завещаемых старшему сыну; также, начиная с завещания Иоанна II,
к старшему сыну постоянно переходит коробка сердоничная или сердоликовая, золотом окованная; впрочем, и Калита упоминает о золотой коробочке, которую он завещал княгине с дочерьми. (С.М. Соловьев. История России с древнейших времен// Хрестоматия по истории. 2001.)
Византийские подарки собираются в одни руки только при Дмитрии Донском, однако первая (вторая - после Мономаха) процедура воцарения происходит в самом конце XV века.
Обряд состоялся в церкви, однако "золотая шапка" была возложена на голову Дмитрия не церковным служителем, а его дедом, и не включала процедуру миропомазания.
Первое миропомазание совершилось в 1561 г. Согласно канонам, великий князь перед коронацией идет в баню, надевает чистую рубаху, на которую во время миропомазания митрополит наносит миро. В течение восьми дней царь не моется, носит все ту же рубаху.
Иван Грозный получил в наследство одну золотую шапку, к концу его правления количество корон увеличилось до семи. Ни один из византийских подарков не дожил до наших дней. Все они были заменены, скорее всего, в царстование Ивана Грозного. Сами изделия были заменены, однако форма основных регалий, а также процедура коронации остались неизменными. Как видим, все царские короны выполнены в виде конусообразной шапки, бармы представляют собой замкнутое ожерелье, и то и другое выполнено из золота. Во время царствования Ивана Грозного появляется трон из слоновой кости, выполненный западными мастерами, а также огромное количество изделий, выполненных придворными ювелирами из слоновой и мамонтовой кости, привезенных англичанами.
А теперь рассмотрим обряд коронации с такой точки зрения:
Золото - прекрасный проводник электрического тока. Царь, искупавшись в "мыленке", стены которой обшины свинцовыми плитами, облачается в чистую рубаху (на его теле - ионы лекгоплавкого свинца). Во время обряда, на него надевают остроконечную золотую шапку, вокруг шеи застегивают золотой воротник и, причащая, дают испить церковного вина (кислая среда в желудке - замечательный электролит). Трение одеяний о предметы из слоновой кости способствуют образованию статического электричества. Происходит тот самый эффект электрофореза, о котором говорила ТМТ: свинец усваивается через кожу с необыкновенным эффектом.
То же самое происходит во время церковных торжеств или приемов иностранных послов, которые включают пир.
Иван Грозный, как отмечают дипломаты, носил золотые кольца на всех пальцах рук, поэтому кристаллики соли отложились не только на позвонках, но и на ногтях. Рыба из Плещеева озера, видимо, содержала повышенное количество каких-то других тяжелых металлов (молибдена, цинка?), в праздники Николы увеличивалось усвоение именно этого элемента, и царь впадал в лютую ярость.
Как вам, уважаемые Геродотцы, такая гипотеза?