Aristoteles » 04 сен 2008, 17:37
Росли также и торговые обороты в городах и на ежегодных ярмарках, куда приезжали купцы и иззаграницы: из Москвы, Турции и из Западной Европы.
Конъюнктура при продажи продуктов сельского хозяйства, естественно, вызвала на них повышенный спроси, стремление производителей выбросить на рынок возможно большее их количество. Это и привело ксозданию так называемых „фольварков" - хозяйств в которых на землях владельцев работали в порядкепринудительном (барщина, панщина) крестьяне, а весь продукт их труда - поступал к землевладельцуили арендатору.
С ростом спроса на эти продукты и расширение запашек з фольварках росла и потребность в рабочейсиле, которая, в свою очередь, вызывала повышение количества дней барщины и ухудшение положениякрестьянства и их хозяйств. Барщина отнюдь не освобождала крестьян от прежных денежных инатуральных повинностей.
Этот зажим крестьян непрерывной волной шел с запада на восток и, особенно, усилился послеЛюблинской Унии, оторвавшей Украину-Русь от Литвы и отдавшей ее Речи Посполитой Польской снепосредственным подчинением Польше.
Одновременно шло и усиленное проникновение с запада на восток католицизма. Облегчено оно была темобстоятельством, что магнаты и шляхта - католики имели много преимужеств по сравнению с магнатами ишляхтой православными, которых в 16-м веке еще не мало было на Украине-Руси.
Начался, все усиливающийся, переход в католичество правящего класса, а вместе с ним и ополячиваниестарых исконных русско-православных княжеских и шляхетских (дворянских) родов.
Все это привело к полному разрыву широких народных касс с правящим классом.
Кроме все усиливавшегося, благодаря проводимой экономической политике, классового антагонизма,появился и антагонизм религиозный и национальный между феодалами и народными массами.Землевладельцы - шляхта и магнаты стали для народа совсем чужими и чуждыми, врагами, посягавшими нетолько на его экономические интересы, но и на его религию и национальность.
Крестьянство искало выхода в переселении (бегстве) на восток, за Днепр, но волнашляхетско-каголической агрессии быстро его настигала и устанавливала над ним свою власть и порядки.
И к концу 16-го века вся Украина -Русь очутилась под властью феодалов польской культуры икатолического вероисповедания.
О размерах их владений можно судить по сохранившимся данным а владениях некоторых магнатов наУкраине-Русн на рубежах 16-го и 17-го веков. Конецпольскому только на Брацлавщине (район южногоБуга) принадлежало 740 сел и 180 городов и местечек. У князя Острожского, (до 17-го векаправославного), на Украине было 2760 сел и 80 городов и местечек. Потоцкому принадлежало всеНежинское староство (область) и Кременчуг с окрестностями. Князю Иеремии Вишневецкому - почти всяПолтавщина с 10.000 крестьянских и мещанских дворов-хозяйств.
Немалые владения имели и монастыри и епископы, как католические, так и православные. Так, например,Киево-Печерской Лавре только в правобережной Украине принадлежали города Васильков и Радомысль сзамками, 50 сел, 5 деревень, 5 усадеб, 2 рыбных промысла, пасеки, мельницы.
Городки Жабче и Хорлуй принадлежали Луцкой епископии, были укреплены, имели артиллерию и запасыоружия.
Кроме магнатов бесчисленная шляхта имела более мелкие владения, которыми как и магнаты, вбольшинстве случаев управляли через управляющих или арендаторов.
Арендаторами были, главным образом, евреи, которые изощрялись в выжимании доходов с крестьян, т. к.надо было и удовлетворить владельцев и уделить возможно больше для себя.
В результате, не имея выхода, крестьянство только озлоблялось и накоплялись те силы, которые вскорепривели к восстаниям и гибели самой Речи Посполитой.
Не в лучшем положении находились и мещане, жители городов и местечек. Несмотря на „Магдебургскоеправо", дарованное многим городам и связанное с ним самоуправление, жители городовмещане-ремесленники и мелкие торговцы фактически всецело зависели от прихоти своевольных магнатов.К тому же из года в год все усиливались притеснения православных ремесленников со стороныкатоликов.
Сохранилось много жалоб, что руководители цехов отказываются принимать православных ремесленников итем самым лишают их права работы. По Магдебургскому праву ремесленник вне цеха не имел правазаниматься своим ремеслом. Вследствие этого и большинство городских жителей было единодушно скрестьянством в ненависти к правящему классу и позднее приняло активное участие в начавшихся сконца 16-го века восстаниях.
А так как и в городах те, кто притеснял были католики и люди польской культуры, то к мотивам чистоклассовых противоречий все больше и больше присоединялись мотивы религиозные и национальные.
Мещане, как и крестьяне, все больше и отчетливее начинали себя чувствовать другим, отдельнымнародом, отличным от правящего класса, который народ в своем сознании отождествлял с поляками икатоликами, хотя среди него еще и была некоторая часть православных и русских (украинцев) попроисхождению.
Период этот, когда за одно столетие (16 век) произошло разделение всего населения Украины-Руси наклассы, при котором класс правящий оказался польским или ополяченным и католическим, а народныемассы, крестьянство и мещанство сохранили свое сознание русскости и православия, не без основанияможно считать периодом пробуждения самосознания Украины-Руси. Позднее это пробужденное национальноесамосознание, соединенное с борьбой против существующего социального порядка, привело к рядунепрекращающихся народных восстаний, закончившихся распадением Польши и воссоединением частейединого когда то древнерусского Киевского Государства.
Disce, sed a doctis, indoctos ipse doceto