Митрий Московский писал(а):Сказано что это продолжение Суздальской летописи, а не Лаврентьевской. Вообще-то говоря Московско-Академический список потому и приведён, поскольку содержит текст во многом отличный тексту Лаврентьевской летописи.
Официальное название: "Суздальская Летопись по Лаврентьевскому списку", и соответственно "Продолжение Суздальской Летописи по Академическому списку". ПСРЛ, т. 1, М., 2001
Мне кажется вы говорили, что М-А летопись есть продолжение Лаврентьевской. Я указал вам что это не так и что это самостоятельный летописный свод.
Разве нет?
Так Псков это не Залесье.
Но и отнюдь не Киев. Насчет Западной Руси более вероятно, в новгородчине было много служилых литовских князей, кто-то из них, или свиты, могли с собой притащить.
Думаю, что не стоит уходить в сторону. Вы сказали, что летопись по М-А списку и Ипатьевская составлялись в одном месте. Я показал, что это не так.
Гипотеза о западнорусском происхождении Ипатьевского списка принадлежит не мне, а Б. Клосу. Наверное у него были для этого некоторые основания (например, смешение "оу" и "в" у некотрых из писцов).
Т.о. думаю что вы всё же погорячились утверждая, что и М-А список и Ипатьевская летопись писались в Залесье.
Ну вовсяком случае, на землях входивших в "сферу влияния" Великого Княжества Владимирского (позднее Московского)
В самом деле? Если не ошибаюсь, в пскове существоало своё летописание. Как и в Москве. Так что опять не могу согласиться.
что в своей основе летописные рассказы о битве на Калке восходят к общему киевскому источнику, который позднее при заимствовании был дополнен местными летописцами.
Почему "киевскому"? А не галичскому, черниговскому, смоленскому, наконец ростовскому - войска всех этих городов участвовали в кампании. Единственный, кто с честью покинул поле битвы - Владимир Рюрикович Смоленский, скорее всего из его окружения и рассказ. Он вывел остатки войск, и , что интересно, стал сразу Великим князем Киевским.
Про Липицу, я упоминул потому, что в рассказе о ней действуют большинство наших героев, и там тоже приведены реальные числа.
Киевскому - поскольку общие черты в рассказе о битве на Калке в новгородской, суздальской, галицкой летописи связаны именно с Киевом и Ростиславичами.
Кроме того, рассказ о Калке есть у польского хрониста 15 в. Длугоша. Судя по анализу его текста в его распоряжении была летопись схожая до конца 12 в. с Ипатьевской, а после - с её протографом, где отсутствовали сведения о Данииле и наоборот - имелись многие отсутствующие в Ипатьевской сведения о Ростиславичах.
Логично предположить, что это был более полный вариант Киевской летописи, подвергшийся в Ипатьевском своде галицкой обработке.
Галицким же и суздальским этот рассказ быть не может, поскольку обе эти традиции не содержат части сведений, которые есть в других летописях.
О существовании смоленского и черниговского летописаний достоверных свидетельств нет.
Почему бы им не быть, по крайней мере частично, банальными лодками?
Лодки в летописях лодками и называються, но не ладьями.
Укажите где именно. Я помню о "насадах".
Почему собирательно общий флот из больших и малых кораблей не мог быть назван "лодтями"?
Почему вы считаете, что у галицких "выгонцев" не могло быть других воевод кроме названных.
Потому, что, так в летописи "бе бо с ними" про остальных сказано "киждо со своими князьми", а Ярун с половци
Ну так и что? Остальные с князьями, а "выгонцы" - с двумя названными товарищами. Почему из этого не следует, что у всех могли быть начальни и меньшего калибра?
Боголюбский водил на юг 50 тыс., Удатный в периферийную Ливонию - 30.
Обычная подмена "И" на "Н", и "А" на "Л", т.е. 8 на 50 и 1 на 30. Аналоги есть.
Для подобной правки летописи должны быть основания. Если я не ошибаюсь о 50 тыс. говорится во всех списках Ипатьевской летописи, а о 30 тыс. Мстислава Удатного вообще сообщает не летопись а Генрих Латвийский.
Могу указать и на большие потери суздальцев на Липице.
Так что по прежнему не понятно - почему вы орицаете большую численность войск руси на Калке?
Кстати, откуда вы взяли что русичи двигались компактно?
Из описания боевых действий
Ну тут можно долго спорить о значении слова "компактно". По мне, так существоание у князей отдельных лагерей, русские разъезды говорит о том, что эта "компактность" была не абсолютной.