Кому принадлежит Крым? - 2

Модераторы: Лемурий, Tibaren

Сообщение Архивариус » 25 сен 2008, 15:04

Хромец писал(а):
Если вы филолог (а иначе как можно оценить содержание) -вот пример статьи на тему:
http://www.philology.ru/linguistics1/dy ... val-02.htm
М. Т. Дьячок, В. В. Шаповал
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ ЯЗЫКОВ
(Новосибирск, 2002.
Следует сказать что цифры у времени начала расхождения разнятся в разных школах,но направление в целом такое. <...>

Если не архитектор и не искусствовед,может стоит сперва почитать:
http://www.hram.voskres.ru/arh-sergii-golubtsov.html
:wink: ...


Спасибо за ссылки. Ознакомлюсь с содержанием, тогда и выскажусь.

Оба-на.... Дать ссылочку в Википедии на Ярослава Мудрого?
Кого из Плантагенетов будете с ним сравнивать?


Не стоит утруждать себя. Я и сам могу руки к клаивиатуре протянуть и набрать нужные символы. Мне, вот, интересно: а как Вы собираетесь увязать Ярослава Мудрого с Плантагенетами? Ведь первый отдал Богу душу в 1054 г., т.е. ровно за сто лет до того, как Генрих II (первый король из династии Плантагенетов) взошёл на престол Англии. :wink: Напомню свой вопрос: а велика ли была власть великого князя в этот же период на Руси?

Часто встречающееся заблуждение.... Вы плохо представляете себе личность Скотта,об этом говорит ваше замечание :"Но он, прежде всего, писатель. "...


Я, конечно, не литературовед, но представление о творчестве В. Скотта имею. Знаю, что он и исторические труды оставил - "История Шотландии". Да только какое это имеет отношение к обсуждаемому вопросу? Разве Скотт в своих романах предложил какую-то верную концепцию? Нет: "...Каждый его роман основан на определенной концепции исторического процесса в данное время. Так, «Квентин Дорвард» дает не только яркий художественный образ Людовика XI и его окружения, но вскрывает сущность его политики как этапа в борьбе буржуазии с феодализмом. Концепция эта может быть неверна..." Фактология в его романах также не идеальна. Помнится в имеющемся у меня издании "Квентина Дорварда" есть примечание редактора, в котором указывается ошибочная датировка писателем смерти Арденнского Вепря. Так в чём же заслуга писателя? Правильно, его творчество дало толчок для развития европейской исторической науки: "...Концепция эта может быть неверна, как неверна она в «Айвенго», где центральным фактом для Англии конца XII в. выдвинута национальная борьба саксов с норманнами, но все же исторический подход к прошлому, историческая концепция «Айвенго» оказалась необыкновенно плодотворной для науки истории, — она была толчком для известного французского историка Ог. Тьерри..." Но это не даёт оснований для привлечения произведений писателя в качестве аргументов!
Архивариус
 

Сообщение Архивариус » 26 сен 2008, 14:13

Хромец писал(а):
Архивариус писал(а):А как Вы тогда объясните тот факт, что Владимир Святославович в целях укрепления государственного единства провёл унификацию богов, создав единый пантеон? Ведь это же свидетельство того, что до этой реформы у жителей разных земель, вошедших в состав державы Владимира Святого, были разные божества!

Какой интересный вывод! Не могли бы вы назвать славянские племена не признававшие,например ,Волоса (Велеса) богом?


Вопрос сложный, т.к. прямых свидетельств того, что одно племя поклонялось Волосу, а другое Даждьбогу, в летописях Вы не найдёте. Можно говорить только о косвенных доказательствах существования этого факта.

Вот, что, например, писал по этому поводу академик Рыбаков: "...Давно отмечено историками, что в средневековой Руси, особенно на Севере, культ Волоса был весьма значимым. В Новгороде память о языческом Волосе сохранилась в устойчивом наименовании Волосовой улицы, на холме y южной оконечности детинца в "Людине конце".
Христианской заменой Волоса был святой Власий и на этой Волосовой улице, очевидно, в древние времена была поставлена церковь святого Власия. В 1184 г. церковь уже потребовала полного обновления: "срубиша церковь нову святого Власия".
В этой церкви служил поп Илья, ставший первым архиепископом Новгорода (ранее были епископы). В 1379 г. деревянную церковь Власия еще раз обновили, а в 1407 г. "поставиша церковь камену святой Власей в Людине конце".
Церковь Власия была поставлена и во Пскове. В 1373 г. каменную церковь Власия псковичи поставили на Торгу (где и надлежало быть в языческие времена идолу Волоса), но не на месте старой церкви, а "на другом месте". В 1389 г. постройку дополнили каменным
притвором. А в 1420 г. во время страшной эпидемии ("бысть мор велик зело"), свирепствовавшей шесть месяцев, псковичи решили отыскать фундамент первоначальной церкви Власия, поставленной, по всей вероятности, непосредственно на месте идола Волоса, как
предписывалось обычаем времен крещения Руси.
"Тогда посадники псковъскыя и весь Псков начата искати священного места, где была первая церков святый Власей. А на том месте стояше двор Артемьев Воротове и псковичи давше ему сребро и спрятавше (исследовав) двор, обретоша престол".
Смысл археологических раскопок 1420 г. заключался, по-видимому, в том, чтобы найти древнее, вдвойне священное, место -- и языческое капище и одну из первых церквей Пскова.
Исконным был культ Велеса и в Ростове. Судя по житию Авраамия Ростовского, "Чудский конец (города) поклонялся идолу каменну, Велесу". Миссионер Авраамий сверг идола и поставил на его месте церковь, но не святого Власия, а в честь праздника богоявления (6
января), завершавшего цикл зимних языческих святок с их гаданиями, заклинаниями и маскарадами.
Необычная замена Волоса-Велеса не христианским Власием, а праздником богоявления в сопоставлении с этнографией позволила высказать предположение, что "моления Велесу не ограничивались только заключительным днем зимних святок, а начинались с Нового года
(языческий год -- с 1 января) и продолжались все те шесть дней, которые отмечены разгулом нечисти ... Святки делились на две половины: первая (включая новогоднюю ночь с 31 декабря на 1 января) была посвящена будущему урожаю и гаданию о замужестве, а вторая
(начиная с новогодней ночи) была связана со скотом и зверьем и представляла собой "велесовы дни".
В этой связи представляет интерес еще один пример: в Великом Устюге в центральной древней части города существовал храм святого Власия, который был впоследствии переименован в храм Богоявления.
Власий Севастийский, созвучный языческому скотьему богу Волосу, был заменен праздником богоявления, к которому приурочен целый ряд обрядов заклинания скота: хозяин в шубе вверх мехом кормит в этот день скот особым освященным хлебом и заклинает его иконой,
богоявленской водой из "иордани" и манипуляциями с топором, долженствующими оградить скот от хищников.
Культ Волоса существовал и во Владимире на Клязьме. Здесь известен пригородный Никольский -- Волосов монастырь, построенный по преданию на месте капища Волоса.
Существовало капище Волоса и в Киеве, но не на Княжеской Горе близ теремного двора, а внизу на Подоле y торговых пристаней Почайны.
"А Волоса идола, его же именоваху скотья бога, веле (Владимир) в Почайну-реку въврещи".
Капище Волоса в Киеве находилось там, где останавливались ладьи новгородцев и кривичей. Поэтому можно в общем виде согласиться с исследователями, считающими Волоса-Велеса или богом "более широкой части населения" или "богом новгородских словен".
К аргументации этих исследователей можно добавить такие соображения: договор 911 г., предусматривавший контрибуцию с Византии не только на города Среднего Поднепровья (Киев, Чернигов, Любеч, Переяславль), но и на отдаленные северные города (Ростов, где
известен идол Велеса, и Полоцк), содержит упоминание Волоса.
Договор Игоря 944 г., явившийся результатом не победы, а лишь угрозы, предусматривал уменьшенную контрибуцию только на три приднепровских города: Киев, Чернигов и Переяславль. Бог Волос в договоре не упомянут. Святослав, в юности сам княживший в Новгороде,
вокруг которого его мать, Ольга, установила погосты, вновь включил в свой договор 971 г. северного бога Волоса..."
(Рыбаков Б.А. Язычество Древней Руси. - М.: Издательство "Наука", 1987.). Извините за пространную цитату, но сокращать тут, в общем-то, нечего.

Или вот такие слова: "...Первое, что бросается в глаза, -- это отсутствие в пантеоне 980 г. многих божеств, связанных с литовско-латышскими племенами и их славянскими соседями. Таковы Лада, Леля, "Яже" (Jesse, Jesza), вилы и Велес-Волос, хорошо представленные в балтском, русском и польском фольклоре. Необходимо помнить о широком расселении балтских народов в Восточной Европе со времен бронзового века, когда пастушеские племена носителей "шнуровой керамики" заселили часть Верхнего Поволжья и доходили даже до Галича Вологодского. Вполне возможно, что именно тогда на всем этом обширном пространстве лесной зоны и распространился культ Велеса-Волоса, "скотьего бога".
Этнографические данные о культе Лады и Лели тоже дают нам обширную область восточнопольских и литовских земель, а также зону расселения русских от Верхнего Днепра до Северной Двины. В этих же пределах чтился и Ярило (Herovitus западных славян)..."
(Там же.).
Архивариус
 

Сообщение Архивариус » 29 сен 2008, 12:23

Хромец писал(а):
Если вы филолог (а иначе как можно оценить содержание) -вот пример статьи на тему:
http://www.philology.ru/linguistics1/dy ... val-02.htm
М. Т. Дьячок, В. В. Шаповал
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ ЯЗЫКОВ
(Новосибирск, 2002.
Следует сказать что цифры у времени начала расхождения разнятся в разных школах,но направление в целом такое.


М-да. Эта статейка лишний раз даказывает, что лингвистика не является точной наукой. Судите сами: С.Е. Яхонтов определил время, прошедшее от разделения украинского и русского языком, в 500 лет. По методике М. Сводеша вырисовываются те же 500 лет, а с учётом корректив, внесённых в его методику С.А. Старостиным, - 800 лет. Наконец, исходя из утверждения авторов предложенной Вами статьи - "...Считается, что за 1000 лет меняется 14% слов из списка М. Сводеша...", получаем третьи цифру - 1.000 лет. Какому результату верить? Ошибка в полтысячелетия хороша для палеонтологии, но не для истории.
Архивариус
 

Сообщение Архивариус » 29 сен 2008, 12:36

Хромец писал(а):Если не архитектор и не искусствовед,может стоит сперва почитать:
http://www.hram.voskres.ru/arh-sergii-golubtsov.html
:wink:
Если бы читали неизданное Хромца внимательно,то обратили бы внимание,что я говорил лишь о многобразии строительных приемов наших предков,творческую переработку ими чужих канонов. И с сожалением не увидел примеров как на место Вихантии можно поставить Юго-Западну. Русь,а на место Руси-Новгород. Попробуте внимательно прочесть данную вам ссылку. :)


Читал, читал. Но уж больно лихо автор проскакал на горячем коне через весь домонгольский период. Рекомендую Вам книгу Раппопорта П.А. "Зодчество Древней Руси". Он внимательно рассмотрел развитие древнерусский архитектуры в домонгольский период. В частности, автор говорит о её изменчивости в зависимости от региона: "...в ряде южно-русских и среднерусских политических центров (Киев, Чернигов, Рязань, Волынь, Смоленск) сохранялась единая киевская архитектурная школа, а в других землях уже в первой половине XII в. развитие пошло иными, вполне самостоятельными путями. К середине XII в. на Руси помимо киевской существовали уже новгородская, полоцкая, галицкая и владимиро-суздальская архитектурные школы." (Раппопорт П.А. Зодчество Древней Руси. - Л.: Ленинградское отделение Издательства "Наука", 1986. - с. 68.). И далее П.А. Раппопорт описывает все отличительные особенности разных школ. К сожалению, привести всё я не могу - для этого нужно выложить весь труд учёного.

И пусть Вас не вводит в заблуждение термин "школа". Для примера можно сослаться на работу архиепископа Сергия: "...В целях наиболее полного представления об этом процессе и его вариантах рассмотрим эволюцию базиликальных храмов в армянском и грузинском храмовом зодчестве.
Древнейшая армянская церковь, будучи тесно связана с Востоком, сохраняет своеобразный архаизм своей храмовой архитектуры.
Здесь налицо и базиликальные формы двухскатных кровель и центрическая купольная система завершения храмов.
Центричность здесь поглощается базиликальными древними формами.
Для армянской храмовой архитектуры характерно последующее развитие центрично-купольной композиции и крестчатого в плане храма, вначале вписанного в прямоугольник близкий к квадрату, а затем перешедший в наружное выражение креста [12].
Следует также отметить наличие в архитектуре круглых храмов (ротонд), которые в последующем своем развитии переходят в ярусную их композицию.
Армянское храмовое зодчество было связано с архитектурой Сирии и Малой Азии.
Что же касается древнейшей грузинской храмовой архитектуры, то тип ее базилик весьма был сроднен армянским зданиям. Однако и в ней наблюдается тот же процесс перехода базилик к иным формам своего выражения.
Вначале базиликальная композиция храмов Грузии была в плане строго выдержанным продольным прямоугольником с выступающей вперед апсидой и возвышающимся средним нефом [13].
Особенностью данного типа являлось отсутствие притвора на западе (нартекса). Его заменял ряд открытых портиков с северной стороны, заканчивавшихся апсидой в восточной их части. В них, по-видимому, помещались оглашенные, впереди же в небольшом помещении приготовлялись просфоры для проскомидии [14]. Впереди, с южной стороны, примыкал к алтарю баптистерий с восточной и южной апсидой, от которого также шли портики к западной стене храма.
Устройство портиков следует рассматривать в связи с архитектурой Армении, Малой Азии и Сирии.
Впоследствии апсиды не всегда выступают за пределы восточной стены, вследствие чего храм получает формы прямоугольника, но со стенами иногда имеющими тройные выступы со всех сторон.
Имеют место базилики, у которых продольные нефы отделены друг от друга глухими стенами со смежными проходами между ними (так называемые трехцерковные базилики).
С конца VI в. получают рапространение крестово-купольные храмы, вписанные в четырехугольник, подобно замечательному храму в Джвари, особенностью которого является устройство стен с тройными выступами и прекрасное соотношение архитектурных масс между собой с соответствием внутреннего вида наружному. Строгий четкий силуэт храма весьма характерен для сложившегося грузинского храмового зодчества. Встречаются храмы крестообразные не только в плане, но и в наружном их выражении (храм в Дзвели-Гавази).
Следует отметить весьма большие барабаны, часто имеющие восьмигранную форму, заканчивающиеся такими же граненными наружными куполами.
Грузинская храмовая архитектура имеет свой национальный путь развития, вне зависимости от Византии. Однако, для обеих культур характерно общность в развитии центрально-купольной композиции храмов, имеющих своим началом базилики с купольным завершением.
Позднее, в VII веке, в Грузии возникают храмы с куполами на четырех опорных столбах, сохраняющие в четырехугольном плане форму равноконечного креста. В зависимости от их основных конструкций строится соотношение прочих частей здания [15].
В отличие от армянских храмов, в Грузии наблюдается присутствие открытых хоров в притворе и почти всегда наличие наружного выражения алтарных апсид.
Храмы Грузии и Армении отличаются четкими конструктивными формами, которые они удерживают на протяжении многих столетий. Строгость форм еще более отражают двухскатные перекрытия кровель и завершение зданий коническими куполами. Это обстоятельство придает им архаичный вид и сближает со строгостью форм древних базилик..."
http://www.hram.voskres.ru/arh-sergii-golubtsov.html

Сильно ли отличаются между собою средневековые армянская и грузинская церковная архитиектуры? Значительнее ли, чем школы домонгольской Руси?
Архивариус
 

Сообщение Архивариус » 29 сен 2008, 13:09

Убедительная просьба к модераторам перенести эту тему в раздель "Средневековье".
Архивариус
 

Пред.

Вернуться в Средние века

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 56