Китайский веер для английской королевы

Модераторы: Лемурий, Tibaren

Сообщение sasha a » 10 ноя 2008, 06:21

Еще один «портрет с решетом» появился, в 1583 г., художник Quentin Metsys the Younger.

Изображение

Королева держит сито в левой руке, она – в черном платье. На кромке решета надпись A TERRA ILBEN / AL DIMORA IN SELLA' (The good falls to the ground while the bad remains in the saddle). На глобусе – корабли, плывущие на запад, и та же фраза: TVTTO VEDO ET MOLTO MANCHA ('I see all and much is lacking'). Америка – вот куда направляются английские корабли.

На колонне у правого плеча – сцены из «Дидоны и Эней». Сам портрет имеет надпись: STANCHO RIPOSO & RIPO SATO AFFA NNO ('Weary I am and, having rested, still am weary.' «Утомленная я и, даже отдохнув, я все еще утомлена» -?). В фигуре придворного искусствоведы видят сэра Кристофера Хаттона (Sir Christopher Hatton.)

Портрет был найден в 1895 г. свернутым в трубку, на чердаке в замке Palazza Reale in Siena. Поместье в конце 16 в. принадлежало семье Медичи.

Современный вид поместья:

http://www.italianview.com/florence/palazzoreale.php

Кому из семейства Медичи предназначались "королевские когти" в черном платье? Не знаю.
sasha a
Полибий
Полибий
 
Сообщения: 3298
Зарегистрирован: 10 сен 2004, 23:28
Откуда: MD

Сообщение Евгений » 10 ноя 2008, 09:38

sasha a писал(а):Но и это еще не все. Слово «Cloth» имеет омоним: «Claws», что означает «когти».


Нет, это не омонимы. Даже если в те времена произношение этих слов было иным, омонимами они не являлись. Разные гласные, разные конечные согласные. Это как сказать что "глаз" и "класс" - омонимы.
Аватара пользователя
Евгений
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1178
Зарегистрирован: 27 май 2006, 10:28
Откуда: Екатеринбург

Сообщение sasha a » 10 ноя 2008, 17:26

Формально вы, конечно, правы.
Однако хочу заметить, что парадные портреты королевы предназначались, как вы понимаете, не самой королеве или ее придворным дамам, а служили дипломатическим целям, выражая то или иное направление во внешней политике Англии, которое правительство желало донести до послов в неформальном виде (ибо официальное заявление братанского правительства и сведения, полученные в кулуарах гринвичского дворца, - это две большие разницы.)
Так вот, я не знаю, как произносили английские слова испанские, итальянские, французские или датские послы, но знаю точно, что русские коверкали звуки, как могли. Имена английских (и не только английских, а также итальянских, немецких и татарских) купцов и послов перекраивали так, что и мама родная не узнала бы.
К примеру, Jerom Horsey проходил под кличкой Еремей Горший, доктора Timothy Willis называли Тимофей Ульс и т.д.
ДОгадываюсь, что и французы в те времена коверкали английские слова ничуть не хуже, чем сейчас.

Таким образом, если посол на слух с трудом различал английские дифтонги, то незначительная разница в произношении давала широкий простор для игры понятиями.

Двусмысленность всегда ценилась в дипломатии больше, чем прямолинейность (в первом случае существует замечательная возможность заявить: "Вы нас неправильно поняли: сито олицетворяет девственность, а не когти. Мы и не хотели вас пугать..." или "А ведь мы вас предупреждали ситом, а вы нас неправильно поняли, приняв когтистую даму за невинную деву"). И вуаля... посол весь в дерьме, и переговоры провалены.
sasha a
Полибий
Полибий
 
Сообщения: 3298
Зарегистрирован: 10 сен 2004, 23:28
Откуда: MD

Сообщение Analogopotom » 10 ноя 2008, 22:19

Символы, цвета, аксессуары, жесты имели бОльшее значение, чем надписи, которые далеко не каждый мог прочитать, а уж тем более так или иначе истолковать двойной смысл или игру слов.
Каждая надпись на портрете продиктована самой заказчицей или, по крайней мере, была одобрена ею.
Саша, Вы случайно не знаете, в Англии существовал закон, запрещающий изображать царственых особ без их на то разрешения?

Интересно, известны ли портреты Елизаветы, заказаные не ею самой, а кем-то из ее приближеных, то есть портреты, для которых она не позировала, как тот, кисти Маркуса Герарда Младшего?
Изображение
Аватара пользователя
Analogopotom
Администратор
Администратор
 
Сообщения: 4598
Зарегистрирован: 25 мар 2006, 00:21
Откуда: РСФСР

Сообщение sasha a » 10 ноя 2008, 23:47

По поводу специального закона - ничего не знаю, но известно, что русский посол Писемский, сватая за Ивана Грозного леди Марию Гастингс, просил у королевы ее портрет ("на доске и на бумаге").

Портреты Елизаветы, написанные по заказу ее подданных, существуют (один из них - Портрет с радугой - написан по заказу сэра Роберта Сесила. Скоро дойдем и до него). Но позировала ли для таких портретов сама королева - не знаю.
sasha a
Полибий
Полибий
 
Сообщения: 3298
Зарегистрирован: 10 сен 2004, 23:28
Откуда: MD

Сообщение sasha a » 11 ноя 2008, 00:15

В 1585-х гг. появляется целая группа портретов королевы, скопированных с холста кисти John Bettes the Younger. Елизавета держит персидский веер перьями вверх. "Ремиксы" портрета сейчас находятся в Elizabethan Club of Yale University, Lord Astor, Hever Castle, Kent, National Portrait Gallery, London.

Изображение
sasha a
Полибий
Полибий
 
Сообщения: 3298
Зарегистрирован: 10 сен 2004, 23:28
Откуда: MD

Сообщение sasha a » 11 ноя 2008, 00:19

Однако в том же, 1585, году написан портрет с противоположным значением: Елизавета в красном (Парламентском) платье, с королевскими регалиями, держит в левой руке веер рукояткой вверх, причем держит – достаточно крепко.

http://www.naergilien.info/research/Portraits/Elizabeth/gloriana1.jpg

(Не помещается у меня этот портрет)
sasha a
Полибий
Полибий
 
Сообщения: 3298
Зарегистрирован: 10 сен 2004, 23:28
Откуда: MD

Сообщение sasha a » 11 ноя 2008, 00:23

К 1585 г. относится, пожалуй, самый интересный, с моей точки зрения, портрет Елизаветы: «Портрет горностаем»

Изображение
sasha a
Полибий
Полибий
 
Сообщения: 3298
Зарегистрирован: 10 сен 2004, 23:28
Откуда: MD

Сообщение Analogopotom » 11 ноя 2008, 01:09

sasha a писал(а):К 1585 г. относится, пожалуй, самый интересный, с моей точки зрения, портрет Елизаветы: «Портрет горностаем»
Прикольное зверюшко.
Да. Портрет интересный. Когда упорядочатся мысли - выскажусь.
Первое впечатление - наряд для некромантического сеанса, организованного Джоном Ди. Хотя он в 1585 году, если мне память не изменяет, жил при дворе Рудольфа.
Изображение
Аватара пользователя
Analogopotom
Администратор
Администратор
 
Сообщения: 4598
Зарегистрирован: 25 мар 2006, 00:21
Откуда: РСФСР

Сообщение sasha a » 11 ноя 2008, 02:26

Упорядочивайте свои мысли, а я пока выскажу свои.

Портрет сделан по заказу сэра Вильяма Сесила, государственного секретаря первого советника королевы. Художник - Nicholas Hilliard. Судя по платью польского стиля, с застежками froggings, смысл картины должен был быть понятен польскому королю Стефану Баторию.
Что же увидел посланник короля на полотне?
В первую очередь бросаются в глаза две контрастные фигуры: королева – черное с белым, и горностай – белое с черным. Оба – коронованные особы. Но у первой корона, где и положено – на голове, а у второго – на шее, как ошейник. Королева – доминирует, зверек выглядит милым и безобидным.
Сам горностай, естественно, изображен не натуралистически, а в соответсвии с геральдической символикой: его белая шкурка покрыта черными «хвостиками» (в то время как у натурального – четное пятнышко только на хвостике).
С горностаем связана легенда, популярная в то время в Англии: этот зверек так боится запачкать свою шкурку, что предпочтет смерть, чем позволит запятнать себя. Охотники окружают его, как волчьими флажками, грязью и таким образом ловят. Девиз горностая "Malo Mori Quam Foedari," (Rather death than disgrace = Лучше смерть, чем бесчестье).
В сборнике Minerva Britanna (1612 г.), имя создателя которого Henry Peacham связывают с Шекспиром, помещено следующее сочинение, посвященное горностаю

Изображение
sasha a
Полибий
Полибий
 
Сообщения: 3298
Зарегистрирован: 10 сен 2004, 23:28
Откуда: MD

Сообщение sasha a » 11 ноя 2008, 02:32

Вот здесь можно посмотреть, как ловят геральдического горностая:

http://f01.middlebury.edu/FS010A/STUDENTS/n075.htm

Исследователи единодушно признают, что горностай – это символ королевской власти, и считают, что горностай, так же как и решето, является символом чистоты и невинности королевы-девственницы. Я думаю, что горностай на портрете имеет отношение к польскому королю Стефану Баторию. Если вы обратите внимание, горностай – без хвоста. У королевского зверька нет самого главного, из-за чего ценится его шкурка.

Что это значит? Почему на портрете изображены ветвь лавра (символ мира) и меч (символ войны) ? Каким образом это связано с Польшей? Ответ прост: летом 1585 г. Англия выполняла роль посредника в переговорах между Россией и Польшей. От Англии зависило, как повернется дело – война или мир. Переговоры велись по поводу возвращения в Россию королевы Ливонии Марии Владимировны со всеми детьми.

Елизавета держит оливковую ветвь, и мы знаем, что дело завершилось миром: Мария Владимировна вернулась в Россию весной следующего, 1586 г. Через полгода, в декабре 1586 г., Стефан Баторий умер, не оставив наследника.
Я думаю, что горностай без хвоста символизирует польского короля без наследника. Корона на его шее – он окольцован и зависит от воли Англии. Жестокая картина.

В том же, 1585 г., был создан парный портрет художником Marcus Gheeraerts the Elder, где королева также изображена в польском платье, но оно гораздо скромнее по отделке, почти домашнее, возможно, картина предназначалась для персоны не королевского статуса. Елизавета - с оливковой ветвью в правой руке и с мечом у ног. На шнуре под левой рукой, сжимающей перчатку, висит веер рукояткой вверх. Вместо горностая на картине изображена собачка, преданно смотрящая на королеву.

Изображение

Кому предназначался второй портрет? Я думаю, - Борису Годунову, преданному «государеву слуге».
sasha a
Полибий
Полибий
 
Сообщения: 3298
Зарегистрирован: 10 сен 2004, 23:28
Откуда: MD

Сообщение Scaevola » 11 ноя 2008, 04:02

sasha a писал(а):В первую очередь бросаются в глаза две контрастные фигуры: королева – черное с белым, и горностай – белое с черным. Оба – коронованные особы.

Насчёт чёрного платья королевы - совершенно не уверен.
Качество репродукции допускает, что оно тёмно-синее.
Если это так, то полностью меняется весь смысл.
"Я ненавижу сплетни в виде версий!" В. С. Высоцкий
Аватара пользователя
Scaevola
Модератор форума
Модератор форума
 
Сообщения: 1472
Зарегистрирован: 26 июл 2008, 20:42
Откуда: Москва

Сообщение sasha a » 11 ноя 2008, 05:10

Посмотрите здесь:

Портрет с горностаем
sasha a
Полибий
Полибий
 
Сообщения: 3298
Зарегистрирован: 10 сен 2004, 23:28
Откуда: MD

Сообщение Scaevola » 11 ноя 2008, 05:29

Посмотрел. Сомнения резко усилились - среди квадратных камней в украшениях королевы есть красные и чёрные. Но чёрные ювелирные камни - это только редчайшие чёрные алмазы :roll:
1 к 1 000 000, что в оригинале на портрете эти камни синие, как и платье.
А тёмно-синий - один из трёх допустимых цветов для изображения геральдического пурпура.
"Я ненавижу сплетни в виде версий!" В. С. Высоцкий
Аватара пользователя
Scaevola
Модератор форума
Модератор форума
 
Сообщения: 1472
Зарегистрирован: 26 июл 2008, 20:42
Откуда: Москва

Сообщение Scaevola » 11 ноя 2008, 05:43

sasha a писал(а):В том же, 1585 г., был создан парный портрет художником Marcus Gheeraerts the Elder, где королева также изображена в польском платье, но оно гораздо скромнее по отделке, почти домашнее, возможно, картина предназначалась для персоны не королевского статуса. Елизавета - с оливковой ветвью в правой руке и с мечом у ног. На шнуре под левой рукой, сжимающей перчатку, висит веер рукояткой вверх. Вместо горностая на картине изображена собачка, преданно смотрящая на королеву.

В середине красных ножен меча герб.
Чей это герб? :?: Кто оказался у ног королевы?
"Я ненавижу сплетни в виде версий!" В. С. Высоцкий
Аватара пользователя
Scaevola
Модератор форума
Модератор форума
 
Сообщения: 1472
Зарегистрирован: 26 июл 2008, 20:42
Откуда: Москва

Пред.След.

Вернуться в Средние века

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 92