Китайский веер для английской королевы

Модераторы: Лемурий, Tibaren

Сообщение sasha a » 17 ноя 2008, 07:03

Где-то в эти годы Англия подмяла под себя Нидерланды. Испанский король все еще де-юре владел южной частью, но, если я не ошибаюсь, после поражения Армады потерял и эту часть Нижних Стран.

Вот красноречивый портрет: Елизавета стоит, а нидерландские послы - перед ней на коленях просят помощи военным снаряжением и деньгами. Королева так держит руку, будто кормит посла. Это портрет создан в 1585 г., незадолго до военной экспедиции герцога Лейчестера. Тот был принят в Нидерландах с ликованием.

Изображение
sasha a
Полибий
Полибий
 
Сообщения: 3298
Зарегистрирован: 10 сен 2004, 23:28
Откуда: MD

Сообщение sasha a » 17 ноя 2008, 17:05

Как и следовало ожидать, после победы над Испанским флотом появился портрет Армада, на котором Елизавета изображена с глобусом.

Изображение

Пальцы королевы недвусмысленно покоятся на Америке. Корона и глобус - символы мирового господства Англии.

Веер - в левой руке. Королева опирается на рукоятку, как на эфес шпаги. Но веер - персидского образца, в виде опахала.
sasha a
Полибий
Полибий
 
Сообщения: 3298
Зарегистрирован: 10 сен 2004, 23:28
Откуда: MD

Сообщение sasha a » 27 ноя 2008, 05:34

Еще несколько портретов 1590-х годов.

Изображение[/url]
sasha a
Полибий
Полибий
 
Сообщения: 3298
Зарегистрирован: 10 сен 2004, 23:28
Откуда: MD

Сообщение sasha a » 27 ноя 2008, 05:35

Изображение
sasha a
Полибий
Полибий
 
Сообщения: 3298
Зарегистрирован: 10 сен 2004, 23:28
Откуда: MD

Сообщение sasha a » 27 ноя 2008, 21:29

Мы, наконец, добрались до портрета, который заинтересовал Аналогопотом, так называемый The Ditchley Portrait, 1592 г.

Изображение

Надо сказать, что та информация, которую мне удалось собрать, несколько ошеломила меня.
sasha a
Полибий
Полибий
 
Сообщения: 3298
Зарегистрирован: 10 сен 2004, 23:28
Откуда: MD

Сообщение sasha a » 27 ноя 2008, 21:47

Заказчиком портрета являлся некий придворный господин по имени Генри Ли (Sir Henry Lee ), который был фаворитом королевы на протяжении почти 30 лет, в 1559-1590-х гг.
Портрет был им заказан в память о визите королевы в сентябре 1592 г. его поместья "Дичли" (от которого портрет получил название). Королеве в то время было 59 лет. И по слухам, этот прием был организован Ли, чтобы заслужить прощение королевы, которая приревновала его к придворной даме по имени Анна Вейвасоур (Anne Vavasour).
Анна была постоянной любовницей сэра Генри на протяжении нескольких лет, но после смерти жены (1591), сэр Генри стал жить с ней открыто.
Мадам Анна, до того как сойтись с сэром Генри, (а было это примерно в 1570-х) была любовницей де Вира, который в то время был женат на дочери сэра Сесила (глава Тайного королевского кабинета и государственный секретарь, один из главных учредителей Московской торговой компании). У Анны родился сын от де Вира. Но после смерти жены де Вира, они так не поженились, и Анна стала любовницей сэра Генри.
Треугольник давнишний, и не понятно, чего ради королева приревновала сэра Генри.
Итак, в сентябре 1592 г. поместье Дичли посетила королева. Три дня шли празднования, пиры, охота, увеселительные прогулки и театральные мистерии.
В память об этом празднике сэр Генри заказал огромное изображение королевы - около 2 м. высотой (самый большой из известных портретов Елизаветы).
А теперь взгляните на портрет его любовницы Анны и сравните его с королевским. ( на стр. 76) Что мы видим?


Elizabethan Women and the Poetry of Courtship
sasha a
Полибий
Полибий
 
Сообщения: 3298
Зарегистрирован: 10 сен 2004, 23:28
Откуда: MD

Сообщение sasha a » 28 ноя 2008, 17:40

Таки никто не нашел 10 отличий или 10 совпадений на двух портретах?

ОК, моя точка зрения:

Оба портрета были созданы примерно в одно и то же время одним и тем же художником - Marchus Gheeraerts the Younger.
На портретах изображены две женщины в рост, в платьях одного фасона и похожей расцветки. У обеих - один и тот же аксессуар - веер китайского (складного) образца на ленточке.

Но! Женщины стоят как бы в зеркальном отражении: Анна - повернута чуть влево, королева - вправо. Портрет Анны выполнен в реалистичной манере, ее лицо задумчиво, взгляд обращен как бы внутрь -перед нами особа одухотворенная, живая. Веер висит на ленте - она не намерена использовать свое женское оружие. (что она держит в левой руке - не могу понять)

Портрет королевы выполнен в совершенно другом стиле, больше напоминает декорации к театральной пьесе: королева застыла в неестественной позе, с выпученными глазами, веер зажат в правой руке весьма воинственным образом.
Театральность подчеркнута в условном изображении Дня и Ночи, а также - в глобусе, на котором стоит королева. Ее туфельки попирают графство Оксфордшир, где находилось поместье Дичли.
При этом Англия находится на вершине глобуса - этакий Пуп Земли.
Как не вспомнить тут известное выражение Шекспира: "Весь мир - театр, и люди в нем - актеры".

На портрете три надписи:
слева: 'She gives and does not expect';
справа 'She can but does not take revenge',
и справа внизу 'In giving back she increases (?)'.

Справа же находится сонет, авторство его приписывают сэру Генри Ли. (холст был обрезан, поэтому часть сонета утеряна.):

DITCHLEY PAINTING SONNET

The prince of light, the Sonne by whom thin(gs)
Of heaven the glorie, and of earthe the (grace?)
Hath no such glorie as ( . . .) grace to go ( . . . )
Where Correspondencie May have no plac(e)

Thunder the Image of that power dev(ine)
Which all to nothinge with a word c(. . . )
Is to the earthe when it doth ayre r( . . . )
Of power the Scepter, not of wr( . . . )

This ile of such both grace ( . . . ) power
The boundless ocean ( . . .) em( . . .)
P( . . .) p(rince?) ( . . . ) the ( . . )ll ( . . .)
Rivers of thankes retourne for Springes ( . . )

Rivers of thankes still to that oc(ean) ( . . .)
Where grace is grace above, power po(wer)
sasha a
Полибий
Полибий
 
Сообщения: 3298
Зарегистрирован: 10 сен 2004, 23:28
Откуда: MD

Сообщение sasha a » 29 ноя 2008, 20:33

Итак, с 1592 г. в поместье Дичли, в одной из парадных зал дома сэра Ли висели два портрета. На одном изображена его любовница Анна, на другом королева.
Дамы и кавалеры с любопытством разглядывали полотна во время приемов и перешептывались:
- Ах, - говорили дамы, - обратите внимание на позы, они почти одинаковы. А платья? Очень похожи. Интересно, кто у кого "слямзил" фасон?
Дамы прыскали и прикрывали губки только что вошедшими в моду китайскими складными феерами.
- Вы обратили внимание на эти портреты? - вопрошали кавалеры. - Королева выглядит как-то странно... Что-то неестественное в ее позе и лице. Она напоминает....
Дальше развивать эту тему кавалеры не решались. И без слов было понятно, на кого похожа Елизавета на портрете.

Сэр Ли терпеть не мог этого портрета. Когда ему предложили еще раз принять королеву в своем поместье, он отказался, мотивировав свой отказ тем, что это обойдется ему слишком дорого. (Сэр Ли лукавил, приемы королевы в поместьях ее подданных устраивались вскладчину. Каждый из приглашенных должен был обеспечить хозяина тем или иным продуктом - вино, туши свиней, коров или оленей, птица, рыба, овощи, грибы. Иные предоставляли своих слуг и поваров. Списки сохранились в бумагах Эгертона (стр. 341-342):
http://books.google.com/books?id=hRUawucU0qgC&pg=PA493&dq=dansyck#PPA341,M1

В 1597 г. французский посол Andre Hurault-Sieur de Maisse удостоился аудиенции у Елизаветы. По его словам, королева выглядела морщинистой, пожилой, почти беззубой женщиной в рыжем парике и вычурно одетой.
Из-за того, что у королевы зубы были редкие, а слевой стороны многих не хватало, то понять, что она говорит, Было невозможно.

As for her face, it is and appears to be very aged. It is long and thin, and her teeth are very yellow and unequal, compared with what they were formerly, so they say, and on the left side less than on the right. Many of them are missing so that one cannot understand her easily when she speaks quickly. Her figure is fair and tall and graceful in whatever she does; so far as may be she keeps her dignity, yet humbly and graciously withal."

Итак, на кого же была похожа королева? Ответ витал в воздухе:
НА МАРИОНЕТКУ.

Кто же дергал за веревочки?
sasha a
Полибий
Полибий
 
Сообщения: 3298
Зарегистрирован: 10 сен 2004, 23:28
Откуда: MD

Сообщение sasha a » 02 дек 2008, 21:23

Ответ на вопрос также витал в воздухе: сэр Вильям Сесил, государственный секретарь, глава Тайного кабинета, королевский казначей.

В 1592 г. ему исполнилось 72 года. Здоровье уже было не то. Его мучили головные боли, иногда правая рука отказывалась двигаться. Тогда его корреспонденция переадрисовывалась к сыну - Роберту. А объем корреспонденции был невероятно велик. После смерти сэра Уолсингема (1590), главы английской разведки, вся информация от резидентов из Франции, Нижних стран, Испании, Ватикана, России стекалась в кабинет сэра Сесила.
В конце 1592- начале 1593 г. он был серьезно болен. Как писал один из англичан: "Лорд Казначей был опасно болен, но уже поправился, слава Богу, т.к. все королевство зависит от него. Если он умрет, нет никого из окружения королевы, кто мог бы управлять страной так, как сейчас". (The Lord Treasurer has been dangerously ill but is well recovered, thanks be to God, for the whole state of the realm depends on him. If he go, there is not one about the Queen able to wield this state as it stands).

Исследователи называют 1593-95 гг "лебединой песней" сэра Вильяма Сесила. В это время Англия была сильна как никогда. Однако к 1597 г. силы стали оставлять его, и 4 августа 1598 г. он скончался.

Его место занял сын - Роберт Сесил.
Королеве уже было далеко за 60. Ее скипетр и корона должны были вот-вот перейти к Якову 1ому.
В 1600 г. (за три года до ее смерти) сэр Роберт Сесил заказал портрет королевы тому же художнику, который писал предыдущий "марионеточный" портрет - Marcus Gheeraerts, the Younger. Новое полотно получило название "Портрет-радуга".

Рекомендую внимательно присмотреться к ее платью. Эта вышивка - уши, глаза и сомкнутые губы - не вызывает ли каких-нибудь ассоциаций?


Изображение
sasha a
Полибий
Полибий
 
Сообщения: 3298
Зарегистрирован: 10 сен 2004, 23:28
Откуда: MD

Сообщение Analogopotom » 02 дек 2008, 22:39

Мф. гл 13
9 Кто имеет уши слышать, да слышит! 1-9: {Мк 4:1-9}; {Лк 8:4-8}

10 И, приступив, ученики сказали Ему: для чего притчами говоришь им?

11 Он сказал им в ответ: для того, что вам дано знать тайны Царствия Небесного, а им не дано,

12 ибо кто имеет, тому дано будет и приумножится, а кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет; {Мф 25:29}; {Мк 4:25}; {Лк 8:18}

13 потому говорю им притчами, что они видя не видят, и слыша не слышат, и не разумеют; 10-13: {Мк 4:10-12}; {Лк 8:9-10}

14 и сбывается над ними пророчество Исаии, которое говорит: слухом услышите - и не уразумеете, и глазами смотреть будете - и не увидите, {Ис 5:21}

15 ибо огрубело сердце людей сих и ушами с трудом слышат, и глаза свои сомкнули, да не увидят глазами и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и да не обратятся, чтобы Я исцелил их. 14-15: {Ис 6:9-10}; {Ин 12:40}; {Деян 28:26-27}


Сомкнутые губы тоже на платье?
Если на лице Елизаветы, то маленький, закрытый рот - это символ скромности.
Змея на рукаве, без сомнения, символизирует Мудрость.
Изображение
Аватара пользователя
Analogopotom
Администратор
Администратор
 
Сообщения: 4598
Зарегистрирован: 25 мар 2006, 00:21
Откуда: РСФСР

Сообщение Scaevola » 02 дек 2008, 23:20

Змей на платье держит в пасти яблоко. Получается - тот самый Змей-Искуситель.
И при этом завязан в роскошный кельтский узел.
"Я ненавижу сплетни в виде версий!" В. С. Высоцкий
Аватара пользователя
Scaevola
Модератор форума
Модератор форума
 
Сообщения: 1472
Зарегистрирован: 26 июл 2008, 20:42
Откуда: Москва

Сообщение Analogopotom » 03 дек 2008, 00:41

Scaevola писал(а):Змей на платье держит в пасти яблоко. Получается - тот самый Змей-Искуситель.
И при этом завязан в роскошный кельтский узел.

Змей, конечно, хорош, однако узел не такой уж и роскошный. Видали и покрасивше.
Интересно, что мы должны увидеть - элементы китайского влияния на английскую моду или след масонов?
Изображение
Аватара пользователя
Analogopotom
Администратор
Администратор
 
Сообщения: 4598
Зарегистрирован: 25 мар 2006, 00:21
Откуда: РСФСР

Сообщение Scaevola » 03 дек 2008, 09:25

Analogopotom писал(а):
Scaevola писал(а):Змей на платье держит в пасти яблоко. Получается - тот самый Змей-Искуситель.
И при этом завязан в роскошный кельтский узел.

Змей, конечно, хорош, однако узел не такой уж и роскошный. Видали и покрасивше.
Интересно, что мы должны увидеть - элементы китайского влияния на английскую моду или след масонов?

Элементы китайского влияния отсутствуют напрочь.
Про масонов ничего не скажу, потому что плохо знаю (у них, вроде, змей кусал себя за хвост).
Но, судя по месту, занимаемому змеем в пространстве картины, значение ему придавалось большое.
"Я ненавижу сплетни в виде версий!" В. С. Высоцкий
Аватара пользователя
Scaevola
Модератор форума
Модератор форума
 
Сообщения: 1472
Зарегистрирован: 26 июл 2008, 20:42
Откуда: Москва

Сообщение sasha a » 03 дек 2008, 17:35

Китайского в портрете, как правильно заметил уважаемый Scaevola, ничего нет.
С китайскими мотивами было покончено в предыдущем, 1599 г., когда появился The Hardwick Portrait, выполненный в мастерской художника Nicholas Hilliard. Как видим, портрет представляет собой вариацию "марионеточного"полотна.


Изображение
sasha a
Полибий
Полибий
 
Сообщения: 3298
Зарегистрирован: 10 сен 2004, 23:28
Откуда: MD

Сообщение sasha a » 03 дек 2008, 17:41

Все та же поза, однако другие декорации, другой костюм и веер персидского образца (Елизавета опирается на него, как на ручку шпаги), перчатка в правой руке - видимо для того, чтобы бросить вызов обидчику и сразиться с ним на веерах.
Внимание привлекает роскошная юбка, как принято считать, вышивка была сделана в мастерской, принадлежавшей вдовствующей герцогине Бесс (Elizabeth Talbot, Countess of Shrewsbury (July 27, 1527 – February 13, 1608), known as Bess of Hardwick).

Я бы сказала, что вышивка выполнена в китайском стиле (для европейцев более характерны растительные узоры).
sasha a
Полибий
Полибий
 
Сообщения: 3298
Зарегистрирован: 10 сен 2004, 23:28
Откуда: MD

Пред.След.

Вернуться в Средние века

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 13