Крестоносцы и Грузия

Модераторы: Лемурий, Tibaren

Re: Крестоносцы и Грузия

Сообщение Ilik » 17 мар 2010, 08:17

El_mariachi писал(а):Причины отмены крестового похода при Каликсте III(Борджа)
В центре правления папы Каликста III было завершение антитурецкой крестовой войны. В интересах этого он развил бурную дипломатическую деятельность. 15 мая 1455 года папа обратился к герцогу Бургундскому, отпустил ему и всей его армии грехи, обложил налогом доходы всех церквей (взималась десятая часть) и опубликовал буллу "In sacra", своего рода воззвание "капитана тонущего корабля". С этого момента начал действовать новый вид папского налогообложения под предлогом покрытия нужд борьбы с турками.
Пропагандистами крестового похода были францисканцы; наиболее известный среди них — Святой Иоанн Капистран. Согласно планам папы, надо было организовать одновременное нападение на турок с суши и с моря: на Балканах — Янош Хуньяди (регент Венгерского королевства), на море — папа и Венеция. В интересах этого Каликст III создал самостоятельный папский военный флот. Однако, несмотря на усилия папы, борьба против турок легла в тот период в первую очередь на плечи лишь Венгрии и Албании. Франция только накануне закончила Столетнюю войну, Венеция дорожила торговлей с Турцией и не желала крестовым походом нанести удар своим торговым интересам. Не отозвались ни Флоренция, ни Генуя, несмотря на угрозы папы применить всеобщий интердикт.
Армия крестоносцев под предводительством Яноша Хуньяди в 1456 году одержала блестящую победу над турками под Нандорфехерваром (ныне Белград); тем самым удалось остановить османских завоевателей почти на полстолетия. В результате разразившейся после этой победы эпидемии чумы погибли и Хуньяди, и Капистран.
В 1457 г. Каликст III решил созвать общеевропейский конгресс в Риме для обсуждения вопроса о крестовом походе. Миланский посланник Каррето 4 февраля 1458 г. писал своему герцогу: "На турецкую проблему никто еще не откликнулся и никто не приезжал в Рим"...

Если мы входим в эту эпоху поздних Крестовых походов, то давайте вспомним любопытный эпизод о взаимоотношениях крестоносцев и Грузии в это время.
В эти годы в апогее своего могущества находилось Бургундское герцогство, а Филипп III Добрый унаследовал дух и традиции фламандского участия в Крестовых походах. В 1442 г. он принял в Шалоне посольство византийского императора и уже тогда принял решение о плане участия Бургундии в антиосманском Крестовом походе, который провозгласил папа Евгений IV. Герцог обещал папе и византийским послам помощь Бургундии на море.
С 1438 г. в Антверпене, Брюсселе и Слейсе строился бургундский флот, который должен был отправиться на Восток. Обойдя Европу, эскадра, которой командовал камергер герцога Жоффруа де Туаси, помогала госпитальерам в обороне Родоса в 1441-1442 гг., а затем ушла для дооснащения в Ниццу. Тем временем в Венеции оснащалась вторая бургундская эскадра Валерана де Ваврина.
Корабли де Туаси появились перед Константинополем в октябре 1444 г., а обе эскадры соединились в Босфоре только к марту 1445 г., когда уже стало ясно, что Крестовый поход потерпел неудачу: поражение под Варной 10 ноября 1444 г. от огромной османской армии, которая незадолго до этого переправилась через Проливы из Азии в Европу. Что было делать бургундцам? Корабли Ваврина отправились к устью Дуная, чтобы попытаться спасти тех, кого еще можно было спасти и установить связь с Яношем Хуньяди, а эскадра Туаси отправилась на восток, в сторону Трапезунда и Грузии. Его корабли начали вести каперскую войну сначала против турок, а затем и против греков. При встрече с трапезундским императором Иоанном IV на его упрек в том, что бургундцы воюют и против христиан, Жоффруа де Туаси ответил, что имеет приказ бороться не только против турок, но и против всех схизматиков, не подчиняющихся Папе Римскому.
После остановки в Трапезунде корабли крестоносцев взяли курс к Кавказскому побережью и внезапно атаковали порт Вати (Батуми), принадлежавший грузинскому княжеству Гуриели. Десант бургундцев высадился в городе, но проиграл сражение, а Жоффруа де Туаси был ранен и попал в плен к грузинам. Это было в мае 1445 г.
Стоявшие на рейде бургундские галеры ушли в Кафу, где встретились с эскадрой Валерана де Ваврина. Узнав о том, что случилось, Ваврин отравил в Трапезунд капитана одного из своих кораблей госпитальера Реньо де Конфида с просьбой к императору о посредничестве в освобождении де Туаси. Иоанн IV охотно откликнулся на эту просьбу и Жоффруа де Туаси через некоторое время был освобожден с условием, что бургундцы больше не будут нападать на Гурию.
:)
Аватара пользователя
Ilik
Модератор форума
Модератор форума
 
Сообщения: 2290
Зарегистрирован: 27 ноя 2008, 10:23
Откуда: Израиль

Re: Крестоносцы и Грузия

Сообщение El_mariachi » 19 мар 2010, 00:27

Ilik

Вы как я вижу больше меня осведомлены в этой теме:) Хотя про гуриицев я что-то слышал, только немного по другому, там они охотились и вдруг видят всадников крестоносцев бежавших после падения Иерусалима, или это другая история, не помню точно.
Dies diem docet
Аватара пользователя
El_mariachi
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 2632
Зарегистрирован: 22 ноя 2008, 20:04
Откуда: Сан-Франциско

Re: Крестоносцы и Грузия

Сообщение El_mariachi » 28 мар 2010, 02:44

Вот что я сегодня нашел в библиотеке Ватикана

Изображение

http://www.vatlib.it/BAVT/edition/liens/SeeDoc.asp?SetEID=BOOKLINE_IMAGE&Elt=BOOKLINE_IMAGE17052005095332921

А потом узнал и это:

В 1556 году картлийский царский трон занял 19-летний сын Луарсаба Симон I. Симон женился на дочери царя кахов Левана. В 1561 году Симон решил освободить Тбилиси от кызылбашей и обратился за помощью к Левану. Леван выслал войско под командованием своего сына Георгия, однако кызылбаши ввели в город новые военные силы. Грузины разбили лагерь у села Цихедиди и стали готовиться к бою. Но их подвела непростительная халатность командующего сторожевым отрядом, который в пасхальную ночь вместе со своим отрядом отправился в Мухатгверди на обедню. Кызылбаши воспользовались этим и неожиданно напали на грузинский лагерь. Грузины не растерялись и бросились в атаку, но в бою был убит сын Левана Георгий, после чего кахетинцы уклонились от дальнейшей борьбы и Симон был вынужден отступить. Шах назначил правителем Тбилиси и Квемо Картли принявшего ислам брата Симона Дауд-хана. Симон неоднократно наносил поражение своему брату, но освободить Тбилиси не смог.
В 1569 году кызылбаши вновь вторглись в Картли. Проводником врага в Картли был предатель Кахабер Корганашвили. Во время сражения при Парцхиси царь Симон со своим немногочисленным отрядом отделился от основного войска. Корганашвили узнал царя и тотчас сообщил о нем иранцам. Кызылбаши уничтожили царский отряд, а Симона захватили в плен и отправили в Иран. Шах-Тамаз попытался обратить царя в мусульманскую веру, но безуспешно. Тогда шах заточил его в Аламутскую крепость (Крепость была известна не только своей неприступностью, но и тяжелыми климатическими условиями местности). Предатель Корганашвили понес справедливое наказание: Сачино Бараташвили сбросил его с Геликарской скалы.
Формально царем Картли в 1569-1578 годах считался Дауд-хан (Давид XI), но реально ему подчинялись лишь Тбилиси и Квемо Картли.
В 1578 году турки нарушили Амасийский договор. В том же году в Чилдырской битве они разгромили кызылбашей и со стороны Самцхе вошли в Картли. Лала-Мустафа паша взял город Тбилиси. Дауд-хан сначала бежал к крымскому хану, а затем явился к султану и выразил ему свою покорность. Он так и остался в Турции, где и составил свой медицинский справочник «Ядигар дауди». Турки поставили свои гарнизоны в тбилисских крепостях и посадили правителем турецкого пашу. Почти весь южный Кавказ был для Ирана потерян. Иранский шах Худабенде не состоянии был сдержать османов. В такой ситуации шахский двор решил освободить из плена царя Симона и использовать его для борьбы с османами.
Вернувшись в Картли, Симон возглавил борьбу народа против турецких завоевателей. В 1582 году турки прислали в Картли 20-тысячное войско. Проводником в нем был принявший ислам князь Самцхе атабаг Мустафа (Манучар). Симон нанес туркам жестокое поражение у Мухрани и обратил их в бегство. Турецкие военачальники всю вину свалили на Манучара, и, обвинив его в предательстве, решили захватить его в плен. Однако Манучару и его сторонникам удалось вырваться из турецкого лагеря. Манучар вновь принял христианство и поднял в Самцхе восстание против османов.
В 1590 году между и Ираном и Турцией был заключен мирный договор, согласно которому новый шах Ирана Абасс I (1587-1629) вынужден был уступить Турции всю Грузию. Усиление Турции встревожило европейские страны и они решили создать антиосманскую коалицию. Царь Симон получил письмо от папы Римского с призывом вступить в коалицию. Грузинский царь с радостью откликнулся на этот призыв и отправил письмо королю Испании Филиппу II, выражая в нем свое согласие. К сожалению, попытка создания антиосманской коалиции и на сей раз не увенчалась успехом.
Тем временем царь Симон продолжал борьбу с турками. Началась осада грузинами Горийской крепости, продлившаяся девять месяцев, а к этому времени наступил великий пост. Турки ослабили свою бдительность, зная, что в период поста грузины воздерживаются от активных действий. Этим и воспользовался царь Симон и освободил город Гори. Настал черед Тбилиси. Обеспокоенные успехами грузин, турки выслали огромную армию. Симон не успел собрать войско и с малочисленным отрядом вышел навстречу врагу. Он перекрыл путь османам и не впустил их в Тбилиси. Было решено дать бой. Перед началом боя грузины приняли причастие и перед смертью простились друг с другом. Битва длилась пять часов. В конце концов численное превосходство турок взяло верх и грузины начали отступать. У села Парцхиси на узкой дороге чей-то конь наскочил на царя и царский конь упал в топь. В том момент, когда грузины помогали царю выбраться, подоспели османы. Один из них узнал царя и тотчас сообщил начальству. Грузины, до последней минуты защищавшие своего царя, были все убиты, а царь Симон схвачен и отправлен в Турцию. По приказу султана османы три дня праздновали пленение Симона.
В 1611 году царь Симон I скончался в плену. Грузины за высокую цену выкупили прах своего славного царя и похоронили в Светицховели рядом с отцом Луарсабом I.
Dies diem docet
Аватара пользователя
El_mariachi
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 2632
Зарегистрирован: 22 ноя 2008, 20:04
Откуда: Сан-Франциско

Re: Крестоносцы и Грузия

Сообщение pan » 29 мар 2010, 12:54

Некоторые небезынтересные подробности жизни царя Симона I сообщает историк Платон Иосселиани. Например, о том, что перед первым пленением Симона, против него был поднят чуть ли не весь Кавказ: «Персидский Шах-Тамаз, разъяренный неуступчивостью Симона, вновь велел Хану Ганжинскому и Бегларбегу Шамахийскому помочь новому царю [Даутхану - прим. pan] в победе над братом его, взять в помощь Шамхала Дагестанского и побудить к тому черкесов. Подкупленные горцы двинулись со всех мест Кавказа и вступили в бой в Парцихе.»
(Иосселиани П. Исторический взгляд на состояние Грузии под властью царей-магометан. – Тифлис, 1849, стр. 22-23)

Он же сообщает, что царя Симона заточили в Аламутский замок в 1573 г. , освободил же его в 1576 г. Шах-Исмаил, правивший недолго, а занявший престол его брат – Шах Худабенд, отправил Симона обратно в Грузию в 1582 г.
Несколько иные подробности второго пленения царя Симона:
«Перед сражением, осматривая местность с 12 человеками подошел он на близкое расстояние к неприятельскому лагерю и преследуемый ими, вместе с лошадью погряз в тине речки и царь попал в плен. Турки отправили его в Константинополь и там он скончался в 1611 г.»
(Иосселиани П. Исторический взгляд на состояние Грузии под властью царей-магометан. – Тифлис, 1849, стр. 24)
Аватара пользователя
pan
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 800
Зарегистрирован: 19 янв 2007, 02:50

Re: Крестоносцы и Грузия

Сообщение El_mariachi » 30 мар 2010, 00:01

pan

Интересно. А я вот предполагаю, что попытка создания антиосманской коалиции, на этот раз не увенчалась успехом из за поражения испанской армады.
А еще интереснее откуда на гербе взялся слон?!
Dies diem docet
Аватара пользователя
El_mariachi
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 2632
Зарегистрирован: 22 ноя 2008, 20:04
Откуда: Сан-Франциско

Re: Крестоносцы и Грузия

Сообщение pan » 30 мар 2010, 13:17

El_mariachi писал(а):А еще интереснее откуда на гербе взялся слон?!


К моменту создания портрета слон на гербе уже не был чем-то необычным. Слон на европейских гербах появляется со времени крестовых походов, напр. графов фон Хельфенштейн, как щитоносец в гербе Оксфорда. Он символизирует такие христианские добродетели, как стойкость, верность, целомудрие или даже самого Христа – «духовного и блаженного элефанта», «мысленного слона» . Еще в античности люди были убеждены, что «слоны хранят верность клятве» (Плиний. Естественная история I, 3), «Насчет слонов (известно что) нет никого более верного клятве и более преданного божественному. Конечно, потому именно, что они обладают познанием (божественного)» (Цельс. Правдивое слово (цит. по Ранович А. Б. Античные критики христианства. – М., 1990, стр.298)), о «благочестии» и «благонравии» слонов упоминают также Цицерон, Плутарх и др.
Зная о судьбе Симона I, западный художник мог этой фигурой отразить в гербы черты его характера.
Аватара пользователя
pan
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 800
Зарегистрирован: 19 янв 2007, 02:50

Re: Крестоносцы и Грузия

Сообщение El_mariachi » 30 мар 2010, 15:34

Нуу это вообще интереснее интересного:) Спасибо!
Dies diem docet
Аватара пользователя
El_mariachi
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 2632
Зарегистрирован: 22 ноя 2008, 20:04
Откуда: Сан-Франциско

Re: Крестоносцы и Грузия

Сообщение El_mariachi » 04 апр 2010, 21:57

Немного статья не понравились, но вот что там интересного:

«Голгофский синаксарь» содержит поминальные синодики с перечислением имен знатных тамплиеров жертвовавших Крестовому монастырю щедрые дары в виде поместий и крупных денежных взносов. Этот уникальный документ, один из немногих дошедших до нас, свидетельствует о тесных контактах грузинских монахов Крестового монастыря с братьями ордена тамплиеров. Более того, из документа следует, что между монахами Крестового монастыря и тамплиерами существовало Евхаристическое общение, а тамплиеры в рукописи именуются «братьями». В 1155 г. рукопись была переписана неким Георгием Додосом, вероятно, греком-монахом владевшего грузинским языком. Памятная запись «ბერძენთა ზედა მეფობასა მანოელისსა, ქართლს - დიმიტრისსაჲ, იჱრუსალიმს - ბულდიონისსაჲ» свидетельствует о том, что перепись была окончена в период правления «греческого царя Мануила, грузинского - Димитрия, иерусалимского - Булдиона (т.е. Балдуина III)», и «დასაბამითგანნი წელნი იყვნეს ხღნთ და ქრონიკონი ტოე» - по грузинской системе летоисчисления от сотворения мира ( =6759-5604=1155 году) и по «грузинскому хроникону» (=375-780=1155 году)20. Одна из поминальных агап рукописи гласит: «ჯვარო პატიოსანო, შეიწყალე ძმაი ჩვენი ჯოფრე ფაუსათ»21, - «Честной Крест, помилуй брата нашего Жофре Фаусата». Тут следует подразумевать Жоффруа де Фуше, француза по происхождению и одного из видных членов ордена тамплиеров, талантливого дипломата, прецептора (в 1164 г.) и одновременно прокуратора ордена. Другая агапа22, вероятно, воспоминает Филиппа де Мийи, будущего магистра ордена тамплиеров, его супругу Изабеллу (Елизавету), их дочь Елену и ближайших членов этой аристократической семьи. Когда составлялась данная агапа, Филипп де Мийи был собратом ордена тамплиеров, но позже, овдовев, он вступил в орден и стал его магистром. Ещё одна агапа воспоминает: «ჯვარო პატიოსანო, ადიდე და შეიწყალე სირ პერ კუმანდური ტაძრელთა», - «Честной Крест, возвеличь и помилуй сира Пэра (Пьера), командора храмовников» и т.д. «Голгофский синаксарь» является не единственным документом, свидетельствующим о близких контактах грузин с тамплиерами на Святой земле. Л. Менабде приводит две поминальные агапы из грузинского Евангелия, датируемого 1155-1187 гг., на станицах которого воспоминаются латиняне и, возможно, это также тамплиеры. Сегодня это Евангелие хранится в Париже, но было оно обнаружено всё в том же Крестовом монастыре23. «ქრისტე ღმერთო, შეიწყალე ძმაი ჩვენი პერ მარტინე, პერ გონსალ» - «Христе Боже, помилуй брата нашего Пьера Мартина и Пьера Гонсала»; «უფალო ღმერთო, შეიწყალე ძმანი ჩუენნი კონდოფრე და კოსტანტინე და ბოტიერ» - «Господи Боже, помилуй братьев наших Кондофрэ (Годфруа) и Константина, и Ботьера». Уникальность этих средневековых рукописей пока не оценена по достоинству, даже сам «Голгофский синаксарь» остается до конца не изученным.

http://www.templiers.info/web/a01.php?p ... iya#_edn29

Монастырь Святого Креста в Иерусалиме

Изображение
Dies diem docet
Аватара пользователя
El_mariachi
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 2632
Зарегистрирован: 22 ноя 2008, 20:04
Откуда: Сан-Франциско

Re: Крестоносцы и Грузия

Сообщение El_mariachi » 04 апр 2010, 22:26

Oрден тамплиеров и Грузия http://www.templiers.info/forums/index. ... 261.0.html
Dies diem docet
Аватара пользователя
El_mariachi
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 2632
Зарегистрирован: 22 ноя 2008, 20:04
Откуда: Сан-Франциско

Re: Крестоносцы и Грузия

Сообщение Ilik » 22 апр 2010, 15:54

И насчет Четвертого Крестового похода.
Были ли как-то согласованы действия крестоносцев и Грузии против Византийской империи? Или царица Тамар лишь умело воспользовалась своевременной информацией о бедственном и бессильном положении осажденного Константинополя? Имею ввиду занятие грузинскими войсками восточной фемы Халдия и дальнейшее их движение на запад вдоль черноморского побережья в фему Пафлагония.
Возглавляли эти силы братья Алексей и Давид Комнины, которым Тамар приходилась теткой по отцу и которые бежали в Грузию еще в 1185 или 1186 гг. после гибели деда и отца. После падения Константинополя в апреле 1204 г. Алексей провозгласит себя в Трапезунде василевсом ромеев и Грузия получит на своем западном фланге верного союзника - понтийскую Трапезундскую империю - перед лицом постоянной сельджукской угрозы.
Аватара пользователя
Ilik
Модератор форума
Модератор форума
 
Сообщения: 2290
Зарегистрирован: 27 ноя 2008, 10:23
Откуда: Израиль

Re: Крестоносцы и Грузия

Сообщение El_mariachi » 22 апр 2010, 21:17

Ilik

На счет согласования не знаю. Но созданию Трапезундской империи предшествовала цепь событии, в 1195 году в Шамкорской битве был разгромлен грузинскими войсками союз сельджуков и Багдадского халифата, в 1203 году были разгромлены войска румского султаната, в 1201-1203 Армения присоединена к Грузии, в 1204 году взяли Карс, и только после этого создали Трапезундскую империю, тоже с помощью грузинских войск.
Наверное все-же согласования были, на тот момент Константинополь всем мешал.

Вот про Шамкорскую битву: http://en.wikipedia.org/wiki/Battle_of_Shamkor
Dies diem docet
Аватара пользователя
El_mariachi
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 2632
Зарегистрирован: 22 ноя 2008, 20:04
Откуда: Сан-Франциско

Re: Крестоносцы и Грузия

Сообщение El_mariachi » 10 июн 2010, 21:17

Некоторые источники по истории грузинских обителей в Иерусалиме

Некоторые отрывки из «Истории Иерусалимских патриархов» и грамот грузинским царям и духовенству, Патриарха Святого Града Иерусалима и всея Палестины Досифея II (1641-1707), в миру Нотара.


Грамота картлийскому царю Ираклiю I (1688-1703, Николаю Давидовичу до 1674г., и Назарли-Хану с 1688г.)

«Родъ Багратiоновъ, и отъ нихъ Мепы, т. е. благочестивейшие цари иверскiе, искони были защитниками и ктиторами святого и живоноснаго Гроба и прочихъ пречестныхъ поклонеiй. Защитниками, потому что, во время войнъ греческихъ царей съ султанами египетскими, монастыри Св. Iерусалима подвергались опасности конечнаго раззоренiя, а цари иверскiе, какъ друзья султановъ египетскихъ, сохранили эти святыя обители, и мы застали ихъ ктиторами, ибо во время войнъ грековъ и франковъ съ арабами и султанами египетскими крайне обветшали монастыри и приближались къ последнему разрушенiю; а цари иверскiе поддерживали ихъ, какъ это видно, между прочимъ, изъ одной записки на грузинскомъ языке, хранящейся на Св. Голгофе, которую составилъ приснопоминаемый царь Вахтангъ Горгасалъ: блаженной памяти Кснисъ-Эристави, который постригся тутъ въ монахи и переименованъ быль архимандритомъ отцомъ Iосифомъ, — и, если угодно, спросите сего св. архимандрита, — онъ вамъ поведаетъ это, потому что онъ виделъ и читалъ упомянутыя записки. Итакъ, поелику иверiйцы помогли грекамъ въ нужде ихъ, вотъ и мы теперь служимъ иверiйцамъ въ ихъ нужде... Въ Iepyсалиме произносится анафема тому, кто говорить, что есть различiе между иверiйцемъ и грекомъ. Светлость твоя, вспомни еще и то, что блаженной памяти святейшiй патiархъ киръ-Феофанъ ходилъ къ вамъ, и блаженной памяти дедъ твой Теймуразъ (Теймураз I царь Кахетии, 1606-1648) принялъ его, угощалъ и далъ ему много денегъ (между прочимъ и золотую чашу, осыпанную драгоценными камнями, проданную имъ въ Константинополе за 12,000 пiастровъ), и онъ, возвратившись, уплатилъ долгъ Св. Гроба. Какъ Св. Константинъ, такъ и прочiе цари иверскiе почитаются и восхваляются у Св. Гроба. Отъ сего рода происходить и твоя светлость, и этихъ царей ты потомокъ и наследникъ, и что отменно хорошо имеешь и благочестiе ихъ. Ибо вы прислали намъ изъ Испагана съ блаженной памяти царицею вашею матерью кира-Еленою однажды 1,667 пiастровъ, а въ другой разъ 1,000 пiастровъ и люди ваши особо прислали свои деньги и вещи... Обстоятельства понудили тебя переменить отеческую и святейшую веру... Пусть по виду ты будешь иноплеменникомъ, но въ сердце пребывай благочестивымъ, дабы не забыть своего спасенiя котораго более уже не обрящешь. Сохраняя же свою цель, ты долженъ делать многое въ оправданiе свое... Не забудь Iерусалима; но пришли что нибудь, не только для поминовенiя, но и ради чести и для обновленiя какого-либо монастыря отъ твоего имени... Попекись и другимъ образомъ о монастыряхъ Креста и находящихся въ Iерусалиме, и не отговаривайся, что это дело каnоликоса и архiереевъ. Созови соборъ; прикажи каnоликосу и прочимъ исполнить то, о чемъ мы пишемъ... Въ Iерусалимъ прежде приходили малолетнiе иверiйцы и въ монастыре воспитывались и делались священниками, монахами, дiаконами и привыкали къ посту, бденiю и молитве... Если въ Iерусалимскомъ Крестномъ монастыре игуменомъ долженъ быть иверiецъ, то пусть пришлется благочестивый, и съ нимъ дiаконы, пресвитеры и проч., дабы научились они послушанiю, благочестiю, посту и проч. Iерусалимскiй монастырь Креста былъ въ долгахъ. Иверiйцы 250 летъ ежегодно платили джереме (налогъ) за одну мечеть, а мы съ издержками исходатайствовали хаттишерифъ и освободили монастырь отъ этой платы; съ техъ поръ, какъ мы приняли его въ свое веденiе, ежегодно издерживаемъ до 600 пiастровъ и поддерживаемъ его. 1,600 пiастровъ издержаны на крышу... Что касается до нечестивыхъ персовъ, то улыбайся имъ и кланяйся, лишь бы тебе принести пользу христiанамъ. Когда персидскiй шахъ потребуетъ людей, старайся давать ему сколько возможно меньше, а другому кому-нибудь, кроме его, никогда не давай христiанина. Запрещай боярамъ продавать христiанъ магометанамъ. Избегай греховъ, сколько можешь. Слушай литургiю, когда можешь, и прочитывай прочую службу, сколько можешь. Раздавай милостыни церквамъ, сколько можешь. Позаботься о жене и детяхъ своихъ, чтобы по смерти твоей не взяли ихъ въ Испаганъ и не обратили въ магометанство. Живи многiя лета; а когда придетъ смерть и застанетъ тебя въ томъ состоянiи, въ какомъ теперь находишься, тогда часто повторяй: верую во единаго Бога, и такъ умри.»



Грамота царю Вахтангу VI (1675-1737), от 1706г.
«Наипаче высокомерiе и расточительность игуменовъ причинили много зла монастырю Св. Креста; и вотъ уже 37 летъ мы заботимся объ исправленiи его; да не только мы, а и отцы и праотцы ваши, со времени блаженнаго Дометiя католикоса, старались освободить монастырь отъ долговъ и едва могли въ теченiи 50 летъ доставить ему эту свободу; и теперь нужно намъ и вамъ вместе быть внимательными къ монастырю, да не задолжаетъ онъ въ другой разъ, потому что уже не избавиться ему более отъ долговъ... Съ техъ поръ какъ мы ездили въ Иверiю и какъ находятся тамъ отцы Св. Гроба, много добра сделано въ Иверiи, и доселе делается оное... (Далее, патриарх просит у Вахтанга какого нибудь дома для Святогробцев и несколько свободных служителей). „Светлейшiй царь киръ Вахтангъ! Ты вопрошаешь и требуешь наставленiя: — поелику де Персидскiй шахъ отовсюду требуетъ ceбе христiанъ, и беретъ и обращаетъ ихъ въ свою веру, посему набираю и отсылаю ихъ и я; иначе и быть не можетъ, потому что именно такой дани шахъ требуетъ съ Иверiи; и если ему не дать ихъ, то возгорятся войны, и подвергнутся угнетенiю уже вее христiане Иверiи. Таковъ твой вопросъ! А требуешь ты какого-либо канона (эпитимiи), дабы не остаться въ грехахъ предъ Богомъ. Ответь нашъ таковъ! Поелику уже невозможно не давать сей подати, то нужно тебе делать два дела: одно, чтобы не погрешать, а другое, — принять эпитимiю. Первое дело: выбирай и отсылай христiанъ сколько можно менее, т.е. изъ желанiя казаться усерднымъ, не увеличивай числа рабовъ и не предавай христiанъ въ руки нечестивыхъ. Поелику ты набираешь и отправляешь ихъ по неотложному обычаю, то не присоединяй къ тому своего рвения... И такъ смотри, не давай больше того числа, какое требуется. Второе дело: какъ бы ни отдавались христiане, все же тутъ есть грехъ; посему-то Св. отцы налагаютъ эпитимiю не только за добровольное убiйство, но и за невольное. И такъ ты хорошо поступилъ, золотой мой, что потребовалъ канона... Храни церковь отъ волковъ, или отъ антихристовъ-еретиковъ, и особенно предвидь злоумышленiе ихъ и заблаговременно уклонись отъ собеседованiя съ ними, и не люби ихъ: какъ это делали древнiе самодержцы и иверскiе владетели и цари, и за то были почтены въ настоящемъ веке, и прославляются въ будущемъ ...Изгони латинскихъ священниковъ изъ Тифлиса. Армяне, каковы бы они ни были, смотрятъ только на свои дела; и православные не имеютъ никакого стесненiя отъ нихъ... Ересь армянъ гораздо сноснее ересей папскихъ... а латиняне достойны ненависти и отверженiя, во первыхъ потому, что они искушаютъ армянъ, вашихъ подданныхъ, разделяютъ ихъ на двое и причиняютъ симъ несчастнымъ много зла; во вторыхь потому, что они суть наветники на православныхъ и пишутъ въ Римъ, будто они владетелей и большое число христiанъ сделали латинянами, и такимъ образомъ клевещутъ на церковь; при томъ они знаютъ мiрскую мудрость и обманываютъ людей красными словами, ложно изъясняя Св. Писанiе и превратно толкуя Св. отцевъ... Это зло не есть давнее, а ошибка вашего деда Теймураза I... Его высочество царь Георгiй X (царь Картли, 1560/1565 — 1606) заповедалъ намъ это и только сказалъ, что сперва онъ уничтожить долгъ Креста, т.е. освободить отъ долга монастырь Крестный, а потомъ отдастъ церкви, какiя имеютъ латины, а именно: находящуюся въ Тифлисе отдастъ игумену Крестному, а находящуюся въ Гори армянамъ, и латинскихъ монаховъ изгоните изъ Карталинiи, да освободится мipъ отъ золъ ихъ. Пусть исполнитъ все это светлость твоя; и простятся грехи твои одинъ за другимъ, — все, все, поелику тебе данъ канонъ полный. Мы позаботились о вашихъ монастыряхъ и уплатили долги ихъ. Теперь уже 37 лете, какъ мы трудимся, т. е. со времени Дометiя католикоса, и за то просимъ отъ лица вашего только одной милости: отберите церкви отъ латинскихъ монаховъ и удалите ихъ отъ себя. Латины домогались въ Iерусалим купить монастырь Креста у агарянъ. Они во всей Франкiи не позволяютъ ни одному православному священнику литургисать, ежели онъ не будете воспоминать папу: почему же они священнодействуюте въ Карталинiи и поминаютъ папу, а не католикоса? Изгоните оттуда латинскихъ монаховъ... которые одного нечистаго и грешнаго человека называютъ вторымъ на земле Богомъ, погубили царство православныхъ; они усилили агарянъ; они наветуютъ на православныхъ въ Польше, на островахъ и во всемъ мipе... они для насъ хуже агарянъ»



Грамота отъ 1699 г.
«Очень хорошо известно любви вашей, въ какомъ состоянiи находились иверскiе монастыри въ Iерусалиме. Они едва не разрушились до основаiй, будучи столько летъ заперты. Какой монахъ, или мiрянинъ, изъ иверiйцевъ, приходилъ въ Iерусалимъ, турки заключали его въ башню и требовали отъ него денегъ; имения Крестнаго монастыря они захватили и обратили въ свою собственность; изъ игуменовъ Крестныхъ Гаврiила убили Iосифъ бежалъ ночью изъ Iерусалима, а Мелетiй столько летъ содержался въ темнице. Латины и армяне намеревались купить сiи монастыри и сделать ихъ собственными; и уже кто бы могъ вырвать ихъ изъ рукъ ихъ? Тогда мы, видя столь великое зло и столь великое безчестiе, которое пало бы на весь родъ православныхъ и преимущественно на иверiйцевъ, собрались въ путь по милости Божьей, и, не смотря на нездоровье свое и нужды Св. Гроба, оставили все и одинокiе пришли въ Иверiю, терпя то жаръ, то холодъ. Наконецъ, съ помощью Божiею устроили следующее: 1) монастыри иверскiе освободили отъ долга; 2) уплачиваемъ проценты ихъ; 3) по судебному решенiю высвободили именiя ихъ; 4) эти монастыри столько летъ были затворены, а теперь въ нихъ совершается богослуженiе; 5) книги иверскiя, бывшiя добычею мышей, мы бережемъ какъ свои; 6) въ монастыре Крестномъ существуетъ, по одному имени, мечеть, за которую иверiйцы, уплачивая частые джереме, нажили большой долгь; а мы освободили его отъ
долга, уплативъ 1,500 пiастровъ и выхлопотали хаттиерифъ, чтобы турки впредь не делали никакихъ следствiй и никакой расправы касательно этой мечети; а это стоило намъ более 2,000 пiастровъ»



Грамота писанная из Константинополя, отъ 1706г.

«Мерность наша объявляетъ настоящею патрiаршею граматою, что такъ какъ пречестный монастырь честнаго и животворящаго Креста, находящiйся въ Iерусалиме и издревле данный Богомъ христолюбивымъ иверiйцамъ, отъ обстоятельствъ времени, впалъ въ столь тяжкiй долгъ, что отцы иверiйскiе покинули его; и такъ какъ монастыри, Крестный и все прочiе, принадлежащiе иверiйцамъ, находились въ запустенiи около 40 летъ, и едва не пришли въ конечное разоренiе, притомъ латины и армяне хотети выкупить ихъ у заимодавдевъ агарянъ, то по промыслу Божiю, мы трое, во имя святой Троицы, именно: его высочество царь киръ-Георiй, светлейшiй брать его Михаиль киръ-Леванъ, и я, мы согласились поправить cie дело на такомъ условiи, что наши будутъ труды, а ихъ светлости дадутъ деньги. И такъ, мы одни отправились въ Иверiю и трудились всячески, ихъ же светлости пожертвовали несколько денегъ на уплату долга, и при большихъ трудахъ, какъ сказано, мы освободили монастыри и поправили ихъ, уплативъ долгъ, благоволешемъ Божiемъ, а деньги, которыя, по условiю, должны были дать намъ ихъ светлости для уравненiя и совершенной уплаты долга Честнаго Креста, мы получили отъ нихъ стойныя и сполна, и нечего намъ более требовать отъ светлостей, даже ни одного овола... Еще именiя Крестнаго монастыря захватили было соседнiе агаряне; но мы выхлопотали судебные приказы и высвободили ихъ, да будутъ монастырскими попрежнему Еще: по навожденiю некоторыхъ людей, говорившихъ, что внутри монастыря была мечеть, кадiи ежегодно брали съ насъ много пунговъ денегь, даже после того, какъ мы уплатили монастырскiе долги; но, по милости Божiей, мы постарались и исходатайствовали хаттишерифъ и избавили монастырь отъ этой тяжести. Еще какъ Крестный монастырь, такъ и прочiя обители иверiйцев, какия находятся въ святомъ Iерусалиме, отъ долговременности обветшали и пришли почти въ разрушенie; но мы, по силамъ нашимъ, возобновили ихъ, по¬крыли и еще до сихъ поръ подновляемъ, и израсходовали на нихъ столько пунговъ денегь... Bсе эти расходы, ко¬торые сделала патрiархiя, простираются уже за 30 пунговъ аслановъ. Поелику же все они пожертвованы христiнами-греками (даръ добрый! ибо братья помогли братьямъ), посему мы, не только не требуемъ отъ иверiйцевъ въ пополненiи ихъ ни много, ни мало, но еще возвращаемъ имъ, какъ монастырь Честнаго Креста, такъ и прочiе, как-то: Св. Николая, Свв. Феодоровъ, Св. Василiпя, Св. Анны и Св. Георгiя еврейскаго, безъ долговъ и свободные во всехъ отношешяхъ, и ни мы сами, ни после насъ святейшiе патрiархи Св. града Iерусалима, ни святые отцы и наместники всесвятаго Гроба, не будемъ требовать съ иверiйцевъ денегь ни много, ни мало, ни въ заменъ техъ, кои мы дали на уплату долговъ и процентовъ, ни въ счетъ техъ, кои мы пожертвовали на обновленiе, на ходжеты, на приказы, на хаттишерифы и другие разные расходы; но да будутъ монастыри ихъ свободны отъ всякаго домогательства, отъ всякаго долга и всякой докуки, и да будуть въ нихъ действительными полными хозяевами христолюбивые иверiийы. А когда Богъ благоволить, и изъ Иверiи придетъ игуменъ, тогда онъ пусть приметь въ свою власть все монастыри попрежнему, только пусть соображаетъ расходы съ приходами, дабы не ввести ихъ въ долги и не вторгнуть вторичной опасности. Равнымъ образомъ, сколько бы иверiйцевъ ни пришло на поклонение Св. Гробу, никто изъ нихъ да не требуетъ изъ патрiархiи содержанiя, или займа, или подарковъ: пусть сами себя содержать... къ погашенiю же долга монастыря Крестнаго греки не въ праве требовать ни одного овола, поелику онъ уже уплаченъ. Вотъ что объявляетъ мерность наша, заботящаяся и о чести христолюбивыхъ иверiйцевъ, и о мирномъ состоянiи монастыря Крестнаго! Кто православный христiанинъ, тотъ приметь все это, а кто будетъ противоречить, или мыслить иначе, тотъ есть язычникъ и мытарь, врагъ церкви, наветникъ чести иверiйцевъ, отверженный благодатею Божiею и лишенный славы Божiей. A прiемлющiе все это и хранящiе со всякимъ вниманiемъ в благоговенiемь, какъ иверiйцы, такъ и греки, суть Св. члены Св. церкви Христовой, и имеють лагословенiе Отца и Сына и Св. Духа, и получать венецъ славы въ день Господень»



Отрывок из «Истории Иерусалимских патриархов», конец XVIIв. (?)
«…послe смерти Николая (Никифора) собрали все, что осталось у него, присоединили къ этому 100,000 пiастровъ и послали въ 1659 г. черезъ еп. тифлисскаго Iece вместе съ несколькими знатными лицами эту сумму въ Iерусалимъ, чтобы заплатить ростовщикамъ и выкупить грузинскiе монастыри въ Палестине; но несколько мусульманъ узнавши это, напали на нихъ близъ Мелитены и ограбили ихъ. Въ 1666 г., въ патрiаршество Нектара, некто Иларiонъ, изъ грузинскихъ евреевъ, игуменъ Тцаленджихскаго монастыря въ Мингрелiи, прибыль въ Iерусалимъ; здесь онъ поспорилъ немного съ патрiархомъ и уехалъ обратно въ Грузiю со всемъ темъ, что онъ привезъ съ собою. Въ 1663 г. прибылъ въ Iерусалимъ монахъ Iосифъ Бараташвили, посланный изъ Карталинiи. Будучи человекомъ не энергичнымъ, онъ далъ ростовщикамъ крайне невыгодные для монастырей векселя и отправился обратно въ Грузiю. Въ 1666 г. прибылъ въ Iерусалимъ Халибели съ 10,000 пiастровъ, это былъ человекъ недобрый, который не любилъ патрiарха; онъ далъ деньги ростовщикамъ, переменилъ векселя, причисливъ проценты къ капиталу, такъ что долги Крестнаго монастыря возрасли до 94,000 пiастровъ, после чего онъ такъ же поспешно уехал въ Грузiю. Iосифъ грузинъ собралъ въ Грузш 40,000 пiастровъ, 50 золо-тыхъ цеочекъ, много другихъ драгоценностей и одинъ образъ въ дорогомъ окладе; онъ отправился моремъ изъ Трапезунда на лазскомъ судне, которое вместе съ пассажирами погибло въ море. Наконецъ, католикосъ карталинскiй Дометiй, братъ царя, собралъ во всей Грузiи 100,000 пiастровъ и решился отправиться одинъ въ Iерусалимъ, но умеръ до отъезда, и собранная сумма была издержана. Между темъ, мусульмане взяли грузинскiе монастыри въ залогъ и запечатали. Вскоре католики и армяне захотели выплатить долги и получить первые — монастырь Св. Николая, вторые же — все остальныя владенiя грузинъ; тогда мы решились съ помощью Божьей освободить ихъ, написали несколько разъ въ Грузiю и, наконецъ, решились лично отправиться туда. Освобожденiе грузинскихъ монастырей было целью нашего путешествiя и нашихъ усилiй; для этого надо было заручиться содействiемъ паши (губернатора Иерусалимского), такъ какъ все знатныя лица были заинтересованы въ этомъ долге, и они хотели получить сполна всю сумму, безъ малейшей скидки. Получивъ на 3-й день пасхи 8,000 золотыхъ, паша въ тотъ же день принялся за дело. Кадiй, будучи человекомъ мягкаго характера и, получивъ свою долю, волею-неволею молчалъ. Секретарь Кадiя пришелъ въ naтpiapxiю и, при помощи несколькихъ мусульманъ, мы его удовлетворили, такъ что въ теченiи одной недели мы выплатили 94,000 пiастровъ монастырскаго долга и банкирамъ не менее 50,000 пiастровъ: одинъ получилъ всю сумму, другой более половины, третiй половину или менее половины. Кадiй былъ смененъ, но его преемникъ ничего не могъ сделать, и дело такимъ образомъ кончилось.»


«Памятники грузинской старины въ Святой земле и на Синае», профессор А.А.Цагарели, С.-Петербургъ, 1888г.

http://beroma.livejournal.com/49287.html#cutid1
Dies diem docet
Аватара пользователя
El_mariachi
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 2632
Зарегистрирован: 22 ноя 2008, 20:04
Откуда: Сан-Франциско

Re: Крестоносцы и Грузия

Сообщение Ilik » 13 июн 2010, 10:20

Добавлю кое-что любопытное по Крестному монастырю.

Грузинский архиепископ Тимофей, совершивший путешествие в Иудею в 1757-1758 гг., передает предание, согласно которому монастырь был основан первым христианским царем Грузии Мирианом в 318 г., совершившим паломничество в Иерусалим по совету св.Нины. В V в. воинственный царь Вахтанг (Горгасал - ?) завоевал, по преданию, всю Святую Землю, включая Иерусалим, построил здесь много других монастырей, которые долгое время оставались во владении Грузинской церкви, охраняемые грузинскими воинами, оставленными в стране специально для этой цели.
В последующие столетия Крестный монастырь, как и другие, был неоднократно разоряем во время вражеских нашествий и наконец, в середине XI в. был восстановлен благодаря щедрости царя Баграта III. Уже во времена Иерусалимского королевства, в конце XII в. соборный храм Крестного монастыря был расписан внутри Шотой Руставели. В XVI в. монастырский храм был еще раз обновлен на пожертвования правителя Мингрелии Льва Дадиана и его супруги, а в XVII в. монастырь за долги попал в руки Греческой церкви.
В середине XIX в. в этом давным-давно уже греческом монастыре все еще сохранялись древние грузинские рукописи, которые, по свидетельству очевидца, были "свалены грудою на каменном полу, без всякого порядка, покрытые пылью веков".
Аватара пользователя
Ilik
Модератор форума
Модератор форума
 
Сообщения: 2290
Зарегистрирован: 27 ноя 2008, 10:23
Откуда: Израиль

Re: Крестоносцы и Грузия

Сообщение El_mariachi » 13 июн 2010, 22:12

Ilik

Нет, то что Горгасали завоевал Палестину и был грузинским Годфридом Бульенским это конечно сказки:)
А предание гласит следущее.
После того как Мириан объявил христианство гос.религией, Константин передал ему земли в Иерусалиме(где потом и построили монастырь). И считается что именно на том месте(где сейчас монастырь), в свое время Лот посадил 3 дерева, и эти деревья когда росли, прирослись к друг-другу, образовав одно дерево. Но когда Соломон задумал построить Храм, дерево пришлось срубить, но его не использовали в строительстве, а применили как мост на маленьком пруду, по преданию именно из этого дерева в последствии сделали тот крест на котором распяли Иисуса.
Наверное поэтому такое название "Крестовый монастырь", кстати в Мцхете есть Церковь с таким же названием, очень красивый.

Построил монастырь(как говорят грузинские источники) Горасали, но его потом разрушили. И только в средние века он опять стал культурно-религиозным центром Грузии в Палестине.
А греки правда там наглумились над фресками, и даже уничтожили (на одной из колон) единственный в мире портрет Руставели
Изображение
Dies diem docet
Аватара пользователя
El_mariachi
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 2632
Зарегистрирован: 22 ноя 2008, 20:04
Откуда: Сан-Франциско

Re: Крестоносцы и Грузия

Сообщение Ilik » 17 июн 2010, 11:07

El_mariachi писал(а):Ilik
Нет, то что Горгасали завоевал Палестину и был грузинским Годфридом Бульенским это конечно сказки:)

В каждой сказке есть доля правды.
Я думаю, что легенда о крестовом походе Горгасала (условно назовем это так), явно возникшая много позже времени правления этого знаменитого царя, связала с его именем не события, современником которых он был, а то, что происходило через 130 лет, примерно, после его правления. Имею ввиду годы ожесточенной войны между арабами и ромеями за Сирию и Палестину. А точнее, 636 г. н.э., когда энергичный император Ираклий подготовил широкомасштабное контрнаступление, целью которого было освобождение Сирии, Иудеи и Заиорданья от арабской оккупации и изгнание мусульманских войск обратно в пустыню. Именно этот поход 636 года, учитывая его размах и цели, а также многоплеменный состав участников (об этом ниже), называют - я это встретил недавно в литературе - походом в духе Крестовых походов последующих веков.
Исходный район сосредоточения византийской армии располагался в северной Сирии и для участия в кампании в этот район стягивались силы со всех концов империи. По сообщению раннего арабского хрониста аль-Вакиди, кроме собственно греков там были армянские войска, грузины, славяне, арабы-христиане и даже франки. Вероятно, из византийских владений в Италии. Дальше события развивались следующим образом. Огромная византийская армия (от 50 до 200 тыс. по разным оценкам) очистила от арабов долину Оронта, освободила Дамаск и вообще вытеснила их из Сирии. Христианские войска вступили в Палестину и в долине реки Йармук (левый приток Иордана) натолкнулись на арабскую армию, которая значительно уступала им в численности. К слову сказать, такие ключевые пункты греческой Палестины как Иерусалим и Кейсария на тот момент все еще удерживались византийскими гарнизонами.
Итак, после встречи обеих армий в долине Йармука византийские полководцы, а их было сразу несколько, в течение месяца(!) не решались напасть на арабов и посредством переговоров уговаривали их миром уйти из захваченных византийских владений. Арабы отказывались и ждали подкреплений. Стояние на Йармуке окончилось ожесточенной трехдневной битвой. У христиан было численное превосходство, но не было единоначалия и боевой дух их огромной разноплеменной армии был не слишком высок. Мусульманские же войска, напротив, отличал высокий боевой дух и у них был такой талантливый полководец как Халид ибн аль-Валид. Победа досталась арабам.
Среди же тех тысяч бойцов разбитой армии, уходивших через Сирию обратно на север, наверняка были и уцелевшие грузинские воины, которые донесли до дома рассказы о причудливых странах на далеком Юге, о походе великой армии и об освобождении тогда еще христианских земель от власти неверных. Проходили столетия и эти рассказы, передаваемые из уст в уста, неизбежно искажались и обрастали фантастическими деталями. А далекие потомки уже естественным образом могли связать тот давний и почти забытый поход грузинских воинов куда-то далеко на юг, в сторону Святой Земли, с именем прославленного царя, который правил приблизительно в то же самое время. С именем Вахтанга Горгасали.
Так выглядит моя версия на данный момент, но я на ней не настаиваю. 8)
El_mariachi писал(а):А предание гласит следущее.
После того как Мириан объявил христианство гос.религией, Константин передал ему земли в Иерусалиме(где потом и построили монастырь). И считается что именно на том месте(где сейчас монастырь), в свое время Лот посадил 3 дерева, и эти деревья когда росли, прирослись к друг-другу, образовав одно дерево. Но когда Соломон задумал построить Храм, дерево пришлось срубить, но его не использовали в строительстве, а применили как мост на маленьком пруду, по преданию именно из этого дерева в последствии сделали тот крест на котором распяли Иисуса.

Да, и через отверстие в полу монастырского храма можно увидеть пятачок древней поверхности, на котором когда-то росло это дерево. Важное место поклонения для христиаских паломников.
El_mariachi писал(а):Построил монастырь(как говорят грузинские источники) Горасали, но его потом разрушили. И только в средние века он опять стал культурно-религиозным центром Грузии в Палестине.
А греки правда там наглумились над фресками, и даже уничтожили (на одной из колон) единственный в мире портрет Руставели

Насчет глумления ничего не могу сказать, но русский архимандрит Леонид Кавелин, посетивший Крестный монастырь в 1858 г., еще застал там поврежденные фрески с изображениями грузинских царей Мириана, Вахтанга, Баграта III, ряда грузинских католикосов, самого Шота Руставели и др. По словам Кавелина, всем русским посетителям монастыря греки говорили одно и то же: восстанавливайте фрески или мы их закрасим.
Аватара пользователя
Ilik
Модератор форума
Модератор форума
 
Сообщения: 2290
Зарегистрирован: 27 ноя 2008, 10:23
Откуда: Израиль

Пред.След.

Вернуться в Средние века

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 45