El_mariachi » 26 ноя 2009, 23:45
Из письма кантора и пресвитера храма Гроба Господня Анселла , епископу Парижскому Галлону и архидьякону Стефану (1108г.):
«Кроме того, из числа даров, которыми наградил меня Бог, к славе и почету и. к приумножению величия Вашей церкви, и Вас, и города Вашего посылаю Вам дар величайший и несравненный, а Именно крест, сделанный из дерева Святого Креста, и поручаю этот дар Вашему поверенному Ансельму, от которого я получил Ваши письма, нам адресованные. Как мы смогли прочесть в сирийских и греческих книгах, перекладины Креста Христова были из четырех кусков дерева: на одном Пилат написал титул, на другом были растянуты Его руки и прибиты ладони, третий — тот, на котором было подвешено Его тело, а четвертый, на котором был закреплен сам крест, пропитался кровью, сочившейся из бока и стоп, и тем самым был освящен. Так вот крест, который я Вам посылаю, сделан из двух кусков дерева, ибо в нем еще имеется вставка. Вставка из древа, на котором Он висел, и обрамление из подножия, на котором держался крест, - обе части почтенные, обе святые. Давид - царь георгиан, заодно со своими предками владел и охранял Каспийские врата, где заключены Гог и Магог, - а сын его занят этим и по сию пору. И страна его, и царство расположены, с нашей точки зрения, - по отношению к мидянам и персам - перед стеною. И этому кресту на протяжении своей жизни этот Давид выказывал высшую любовь и почтение, когда же он умер и сын стал во главе его царства, достопочтенная его супруга предпочла святость знатности, обрила голову, облачилась в монашеское платье и, взяв с собой немногих, но множество золота, отправилась в Иерусалим с намерением не возвращаться назад, а закончить там жизнь в смиренном молчании и молитвах. Золото, что привезла с собою, она распределила по конгрегациям, находящимся в святом граде, раздала нищим и паломникам, а затем под началом господина патриарха Гиббедина основала в Иерусалиме конгрегацию георгианских монашек. По прошествии времени по просьбе сестриц и самого патриарха она приняла на себя управление конгрегацией, снова раздавая и расходуя, и вот, заботясь о нуждах своей конгрегации, издержала все, что привезла с собою, а тут случился голод в наших местах, и она вместе с теми, кто был под ее началом, многое принимала в дар, а многое брала взаимообразно, поступая так никоим образом не ради нужд, своего тела, но заботясь о нуждах порученной ей конгрегации, движимая одним благочестием. Вот по какой причине; это древо бесценное обрело цену, и вот я посылаю его Вам, моля о том, дабы Вы приняли его с почтением, как тому и надлежит быть. Воистину, дабы это осталось в памяти потомков и преемников наших, запишите в Ваших книгах о том и откуда Вы получили его: «Анселл, клирик наш, этот крест из Древа Святого Креста прислал Церкви нашей и нам из Иерусалима». Желаю лишь того, чтобы Вы любили меня, Вас любящего, и после смерти моей поминали меня в своих молитвах. А к чьей груди прикоснется этот крест и благополучно ли удастся ему попасть к Вам - напишите мне о том в ответное посланий. Коли Вы желаете узнать, по какой причине, какой ради надобности, эта частица была отделена от Креста Господня, то я постараюсь изложить Вам то, что узнал из книг и рассказов стариков сирийских. Сказано в Евангелии: «Много сотворил Иисус пред учениками Своими и других чудес, о которых не написано в книге Сей", - да и Вы многое читали, но только не все. Ведь у греков есть много такого, чего нет у латинян. Однако Вам известно из книг о том, что святая Елена приказала рассечь Крест Господень посредине - один крест отвезла к сыну в Константинополь, другой оставила в Иерусалиме. И этот, оставшийся, Хосров, разорив Иерусалим, похитил и увез в Персию, а император Ираклий, убив Хосрова, возвратил обратно в Иерусалим и поместил на Лысой горе, чтобы там ему поклонялся народ. После смерти Ираклий племя неверное стало притеснять христиан до такой степени, что стремилось изничтожить само имя Христово, память о Кресте и Гробе стереть вовсе. Разведя большой костер, они сожгли часть Гроба и собирались уже сжечь и Крест, но христиане его спрятали, за что многим пришлось поплатиться жизнью. После этого, посовещавшись, христиане разделили Крест на множество частей и разослали их по церквам правоверных, дабы если одна часть и окажется сожженной, то остальные будут целы. Итак, в городе Константинополе, кроме креста императора, находятся еще три, на Кипре два, на Крите один, в Антиохии три, в Эдессе один, в Александрии один, в Дамаске один, в Иерусалиме четыре: один у сирийцев, один у греков в церкви святого Саввы, один у монахов из долины Иосафатовой и одним владеем мы, латиняне из храма Гроба Господня, и он в полторы ладони длиной, в дюйм шириной и в четыре толщиною. Еще один у патриарха георгиан и один у георгианскогр царя, как раз этот теперь и принадлежит Вам по Божьей милости. И ныне, ради приумножения Вашей радости, к вящим славе и почету Вашей церкви, королевского достоинства и города Вашего, и Вас, прилагаю к величайшему дару, несравненному сокровищу, я со всей своей преданностью посылаю Вам дар величайший и несравненный, а именно крест, сделанный из камня Гроба Господня Бернардом, по Вашему свидетельству, человеком достойным, регентом церкви святой Женевьевы, смиренно моля о том, дабы Вы приняли его с почтением, как тому и надлежит быть. Желаю лишь того, чтобы Вы любили меня. Вас любящего, и после смерти моей, поминали меня в своих молитвах. А к чьей груди прикоснется это сокровище и благополучно ли удастся ему попасть к Вам напишите мне о том в ответном послании. Пребываете в здравии.»
(MPL CLXII, col. 729-732)
Из «Историй деяний христиан в Палетине и на Востоке» Гийома Тирского (XII-XIII вв.):
«Поведаю вам о георгианах, у которых в монастыре хранится одна из частей Креста, о том, что они за народ, а не какова их страна. Страна их называется Аваг, и там есть и король и королева. Другие народы называют эту страну страною женщин. А называется оная страною женщин потому, что царица той страны скачет верхом и ведет за собою войско женщин точно так же, как король ведет мужчин, В стране этой.у женщин только одна грудь, и я расскажу вам почему. Когда девушка родится и достигает созревания, ей удаляют правую грудь каленым железом, а левую оставляют так, чтобы она могла кормить ею детей. А того ради удаляют правую грудь, чтобы она не мешала ей метать копье во время сражения.»
(RCH. Occ. II, 504; Michelant, Raynold 1882: 47)
Dies diem docet