Поэтому произведения Даниила Заточника так высоко и оценены в современной науке - как первые признаки растущего самосознания древнерусской народности.
Ну, вряд ли Даниила Заточника можно считать выходцем из народа, скорее он относится к той категории, которую я перечислил.ъ
Цитата из Википедии:
Даниила Заточника считали боярским холопом (Н. К. Гудзий), сыном княжеской рабыни (Ф. И. Буслаев), членом младшей княжеской дружины (Е. И. Модестов), думцем князя (П. П. Миндалев), дворянином (И. У. Будовниц). М. Н. Тихомиров, отмечая отличное знание Даниилом Заточником ремёсел, выводил отсюда принадлежность его к ремесленникам. Н. Н. Воронин считал, что деятельность Даниила Заточника связана с городом Владимиром, временем бурной строительной деятельности Андрея Боголюбского.
Как тогда назвать население любого раннефеодального государства? Ведь сначала из близкородственных племен создается народность, а потом из нее кристаллизуется нация современного типа.
Тогда почему не возникла древнефранцузская народность на территориии империи Карла Великого? Это ведь тоже раннефеодальное государство.
Ну, паны продавали холопов и в более поздние времена - и в Польше, и на Украине, и в России...
Новгородцы продавали ПЛЕННЫХ суздальцев.
Если правильно помню у Короткевича, он в "Черном замке Ольшанском" описывает старинный обычай, бытовавший на землях Белоруссии, что пан мог, если замерзнет на охоте, отогревать ноги в распоротом животе своего холопа...
Хм... Что-то я такого не помню, но в любом случае не стоит художественное произведение приводить как источник. По 3 Статуту ВкЛ подобное поведение могло стоить шляхтичу головы.
Согласен, многие смерды Х в. откуда-нибудь из полоцкой или новгородской глубинки и о Киеве-то не слыхали. Высокие мысли о единстве Земли Русской им были не по уровню развития.
Да и полоцкие князья тоже плевали с высокой колокольни на какую-то Русь. Хотя бы потому, что не считали себя Рюриковичами. Общность полоцкой земли да была, не смотря на раздробленность (в грамоте Изяслава прямо написано "Полотеск Витбеск одно есть"), но вряд ли полочане считали себя частью Киевской Руси. Например сразу после смерти Мстислава они выдворили его наместника из Полоцка и посадили Василька Святославича.
А как в белорусском фольклоре отражены поляки? Украинцы?
поляки как ни странно в белорусском фольклоре не воспринимаются как чужие, но это скорее связано с тем, что до 1920-ых этнических поляков в Беларуси небыло. В основном это была местная полонизированная шляхта. А вот с украинцами сложенее. Как народ их в белорусском фольклоре нету, а казаки воспринимаются исключительно отрицательно, но это опять же в силу того, что казаки приходили как правило вместе с русскими.