thor писал(а):Интересно, а кто-нибудь серьезно изучал проблему пропагандистской войны между Иваном Грозным Сигизмундом II и Баторием?
Хороший вопрос!
В качестве примера русской пропаганды хотел бы привести книгу Юрия Крижанича (Юрия Сербенина) «Политика». Хотя сочинение было написано спустя 80 лет после смерти Ивана Грозного, в разгар Русско-польской войны за Украину, однако она в полной мере отражает русский взгляд на взаимоотношения с Польшей:
«О том, что русское правление лучше польского
… Сие правоверное, преславное королевство (Крижанич – серб по национальности поэтому вместо термина «царство» использует «королевство») боголюбивого нашего царя, государя и великого князя Алексея Михайловича, всея Великой, и Малой, и Белой Руси самодержца, потому безмерно уважаемо, удачливо и счастливо, что в нем имеется совершенное самовладство. И следовательно, можно в нем исправить все ошибки и изъяны, которые из-за нерадивости исполнителей могли доселе войти в обычай и из-за которых печалится народ…
Но ведь нет такой хорошей вещи, на которую не нашлось бы хулитилей. Оттого же клевещут и на самовладство.
Немцы и поляки особенно хулят самовладство, а восхваляют свой беспорядок и твердят поговорку: «Польша держится беспорядком». А немцы о королях говорят так: «Король испанский – король холопский, король французский – король боярский, король польский – король королевский, царь немецкий – государь всего света». А это потому, что испанский король – совершенный самовладец и может полностью повелевать всеми своими властелями, и его слушаются. А французы менее покорны, а у поляков и немцев вообще короля никто не слушает.
Поэтому, чтобы наши люди не соблазнились и не заразились этим польским недугом, хорошо и полезно их вразумить и обстоятельно объяснить, почему русское самовладство намного достойнее польского беспорядочного правления.
Первая причина: потому, что на Руси, как мы уже до этого доказали, легко можно исправить все изъяны и ошибки правления. А у поляков их нельзя исправить.
Вторая причина: потому, что на Руси есть только один господин, который располагает жизнью и смертью подданных. А у поляков сколько властелей – столько королей и тиранов, сколько бояр – столько судей и палачей. Всякий может убить своего крестьянина, и никто с него не спросит и не накажет за это.
Третья причина: если на Руси бывают в тягость корчемные откупы и монополии одного только великого государя, то у поляков и в Литве существуют ещё более тяжелые монополии в боярских городах и селах. Ибо везде или евреи-откупщики сидят, или сам боярин раздает холопам вонючее питьё, которое они выливают на помойку, но однако же должны за него платить.
Четвертая причина: потому, что у поляков дозволено процветать всяки волкам, пожирающим души, то есть еретикам. Ибо к полякам сбегаются всех народов еретики, губители душ и служители дьявола, изгнанные из других мест. А на Руси они не могут ни жить, ни приходить, а, по Божьей милости, сохраняется правая вера.
Пятая причина: Польская земля – это прибежи людей со всего света. Ибо подобно тому, как на корабле вся грязь стекает в трюм, а на дворе в лужу, так и в Польскую землю сходятся и свободно там живут всех народов злодеи: разбойники, воры, изменники, еретики, всякие преступники. И вдобавок приходят туда целые бродячие народы. Оттого и сложены латинские стихи:
Польша – это новая Вавилония,
Немцев, цыган, армян и шотландцев колония,
Рай – для евреев, ад – для крестьян,
Клад для чужеземцев и бродяг из всех стран.
Земля её – прибежище для людей всего мира,
А для расточителей – корчма и квартира.
Сеймы собираются беспрестанно,
Люди волнуются постоянно,
Чужеземцы ею управляют,
А все народы её презирают.
(Это не выдумка Крижанича, а перевод польского оригинала, в примечании переводчиком даны следующие пояснения: «Эти стихи широко распространены в польской литературе первой половины XVII в. (СМ. S. Kot. Polska rajem dla Zidow… Warszawa, 1937)»)
…Седьмая причина: потому, что у поляков ни одно сословие не может быть довольно своим жребием, ни земледельцы, ни посадские люди, ибо господа их мучают и безнаказанно убивают, евреи терзают их, как бесы, а воины поедают их с кожей и костями. А на Руси их никто не притесняет.
Не могут быть довольны воины, ибо им никогда не платят жалования, и они не могут жить ничем иным, как воровством, разбоем и грабежом крестьян. А на Руси воинам всегда определена плата.
Не могут быть довольны местные торговцы, ибо рядом с ними торгуют обманщики всего света – цыгане, шотландцы, армяне, евреи. А евреи чеканят поддельные деньги, и принимаются там самые негодные деньги из всех соседних королевств. А на Руси не дозволено жить цыганам и евреям.
Не могут быть довольны и сами дворяне, кои так хвастают своей разнузданной свободой, ибо из-за непрерывных сеймов они никогда не имеют покоя, а всегда скитаются и разъезжают…
Не могут быть довольны и сами властели и весь народ польский, ибо при таком беспорядке они всегда должны терпеть чужеземных королей и вовеки не могут поставить короля из своего народа. А наш русский народ имеет благочестивых царей и государей из своего собственного племени согласно Божьей заповеди во Второзаконии, в гл. 17, где написано: «Не ставьте царем чужеземца, раз он не брат ваш»…» (Любопытно, но после смерти государя Федора Алексеевича эта книга в дореволюционной России никогда полностью не издавалась)
«В конце концов не могут быть довольны и сами эти сосватанные чужеземные короли, ибо сейм заглушает их своим обычным криком, и если они что-либо прикажут, то люди их не слушают.
Вывод. Если бы кто-нибудь обошел кругом весь свет, чтобы отыскать наихудшее правление, или если бы кто-нибудь нарочно захотел выдумать наихудший способ правления, он не смог бы найти иного, более подходящего способа, нежели тот, коим ныне правят в Польской земле. А главные причины этого – своевольство, чужебесие и чужевладство.
ИБО ИЗ ВСЕХ НЕСЧАСТИЙ, ЧТО МОГУТ ВЫПАСТЬ НА ДОЛЮ СМЕРТНЫМ ЛЮДЯМ, НЕТ ХУЖЕ, ПОЗОРНЕЕ И НЕДОСТОЙНЕЕ ЧЕСТНОГО МУЖА, НЕЖЕЛИ ЧУЖЕВЛАДСТВО, ТО ЕСТЬ ТО, ЧТО ИМ ПРАВИТ ЧУЖЕЗЕМЕЦ. МУЖ, КОТОРЫЙ УМЕЕТ ДОРОЖИТЬ ЧЕСТЬЮ, ДОЛЖЕН СКОРЕЕ СТО РАЗ УМЕРЕТЬ, НЕЖЕЛИ ДОПУСТИТЬ В СВОЕЙ СТРАНЕ ЧУЖЕВЛАДСТВО».
Между прочи м в этой книге дан довольно подробный и оригинальный разбор иностранной литературы написанной о России, в том числе и о временах Ивана Грозного.