Культ Оленя

Модераторы: Tibaren, Лемурий

Re: Культ Оленя

Сообщение Сабина » 29 янв 2013, 12:37

Евгений писал(а):
Сабина писал(а):Насчёт растаманов, так это я под Вас попыталась немножко закосить, посмотреть, до чего можно докатиться, если, не придавая особого значения выводам сонма учёных о происхождении названия Ростова, у которых, в их время правда гугла с википедией не было - но неужели они про Рустама толком ничего не знали !!! - основываться только на похожести созвучий в словах.

Сонма учёных! - нет, вы точно там что-то курите. А потом, в состоянии интоксикации, неловко утрируете и передёргиваете. Про Рустама это был лишь курьёз к слову упомянутый, причём о "похожести созвучий" речь не шла - перечитайте, это действительно родственные слова, но, конечно, исторически никак не связанные.


Вы перечитывайте, чтобы курьёзы свои, когда ещё раз приспичит на форуме, фильтровать. И оленя в христианской символике сами осиливайте - всё лежит на поверхности, интересно посмотреть, справитесь или нет. Относительно пола лося или оленя у меря: если у родственных меря марийцев лось - олицетворение Богини-матери (мне кажется, что в этом месте здесь несколько "передёрнули", если выражаться в Вашем стиле), совершенно необязательно, что у меря в пантеоне творилось абсолютно то же самое.
Насколько мне известно, лось у марийцев - зверь из свиты Кожла-Озы. Кожла-Оза - существо человеческого роста и облика, аналог русского лешего, которое ездит по лесу на лосе, посылает или не посылает удачу охотнику, может его погубить, карает тех, кто истребляет животных сверх меры или рубит лес на песчаных возвышенных и потому уязвимых местах. Есть миф о том, как два первых человека встретили в лесу лося, на рогах которого были письмена о судьбах их грядущего рода. Правда, экологическое мировоззрение марийцев всё время менялось. С внедрением скотоводства вращение звёзд вокруг Полярной звезды воспринималось как выпас небесного стада Дочерью неба. Созвездие Лося (Оленя, Коня) наверно лишь в этом смысле олицетворяло важное божество женского рода?

Особенно хорошо известны филигранные бронзовые олени-коньки из мерянских, мордовских и марийских могильников VI-XI веков. Как считает археолог Л. А. Голубева, подвески эти изготовляли девочки-подростки, когда готовились к свадьбе. В наиболее ранних подвесках лосиная (или оленья) сущность преобладает: на голове животного изображаются рога. И лишь на более поздних подвесках вместо рогов появляются уши, подчеркивая конский облик фигурки. Форма подвесок на оберегах мерян - все те же утиные лапки и бубенчики. На спине фигурок часто можно увидеть концентрические круги - символ живо-творящего Солнца.
В западно-финских землях (район Приладожья) археологи также встречают литые пластинчатые подвески и пластины с изображениями лося-оленя, позже - коня (VIII-XI века).
Итак, изображение коня появляется позже лося-оленя, и появляется оно вместе со скотоводством, которое к тому времени здесь утвердилось. Судя по археологическим данным, скотоводство начало развиваться на Севере с появлением Дьяковской культуры раннего железного века (VII век до н. э. - VII век н. э.). Позднее у финно-угров возникает обряд погребения, когда вместе с умершим хоронят и коня.
Академик Б. А. Рыбаков, крупнейший знаток славянского язычества, утверждал, что на севере России существовала легенда, по которой Солнце днем проделывает свой путь на конях по небу, а ночью плывет на утках по подземной реке. Как считают мифологи, образ солнечного коня был занесен на Север индоевропейцами. Достаточно вспомнить коней бога Гелиоса и квадригу Аполлона, также бога Солнца. Наиболее ранние свидетельства об индоевропейцах на севере Восточной Европы относятся к бронзовому веку (Фатьяновская культура, II тысячелетие до н. э.). Вероятно, именно этот народ принес сюда земледелие и скотоводство.
Любопытно, как не сразу образ лося-оленя уступил место образу священного коня. Например, в погребениях Пазырыкских курганов на Алтае (V-III века до н. э.) были открыты конские погребения, но с деревянными оленьими рогами и кожаными масками: конь все еще продолжает как бы исполнять роль лося-оленя. И еще долгое время народная память сохраняла поверья, связанные со священным оленем. Так, в Подмосковье вплоть до недавнего времени считалось, что после Ильина дня (2 августа) уже нельзя купаться в водоемах, поскольку "олень в воду помочился".

http://www.nkj.ru/archive/articles/9924/
Аватара пользователя
Сабина
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1388
Зарегистрирован: 06 окт 2004, 23:13
Откуда: Рига

Re: Культ Оленя

Сообщение Евгений » 29 янв 2013, 17:41

Сабина писал(а):И оленя в христианской символике сами осиливайте

Слив засчитан - нет никакого "первого дна" христианского в олене на гербе.
Сабина писал(а):Относительно пола лося или оленя у меря: если у родственных меря марийцев лось - олицетворение Богини-матери (мне кажется, что в этом месте здесь несколько "передёрнули", если выражаться в Вашем стиле), совершенно необязательно, что у меря в пантеоне творилось абсолютно то же самое.

1. Про "пол лося или оленя" речи не было.
2. То что меря марийцам родственны вы ответственно заявляете? А если вепсам? А как вы окончание множественного числа -k объясните? Хотя нет, не надо: я процитировал, что лось - олицетворение Богини-матери, из ВАМИ опубликованной здесь статьи о "ŠORDO ŠORGO" взятой с так настоятельно рекомендуемого вами сайта Merjamaa ( http://merjamaa.blogspot.ru/2013/01/sordo-sorgo.html ) Вы сами с собой спорите.
3. Я назвал передёргиванием ваше редактирование своих предыдущих сообщений с удалением ссылок на раскритикованные мной материалы о "бажовцах-рерихианцах" и ваше избирательное цитирование с обрезанием неудобных для вас мест.
Сабина писал(а):Насколько мне известно, лось у марийцев - зверь из свиты Кожла-Озы...

Ну и при чём тут это? Давайте вы не будете больше глупости плодить.
Аватара пользователя
Евгений
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1132
Зарегистрирован: 27 май 2006, 10:28
Откуда: Екатеринбург

Re: Культ Оленя

Сообщение Сабина » 29 янв 2013, 19:11

Евгений писал(а):
Сабина писал(а):И оленя в христианской символике сами осиливайте

Слив засчитан - нет никакого "первого дна" христианского в олене на гербе.

Вы это серьёзно? Нет, с Вас точно нужно плату брать за расширение Вашего кругозора и Ваши поползновения выглядеть умнее, чем на самом деле являетесь, - да мелочиться и лень, и неинтересно. Что-что Вы там критикой называете? Своё примитивное обсказывание по мелочам? Глупости насчёт Рустама и т.п. вплоть до изысканий у Бажова Вы сами на собственную ветку притащили.
Так что лучше не смешите мои пятки. Нате вот, кушайте, не обляпайтесь, пока в Рунете существует бесплатная "материализация духов и раздача слонов":

Христианство
Вернемся к вопросу, зачем оленю нужна змея. В разнообразных сочинениях, независимых от «Физиолога», сообщается о поедании змеи, и лишь «Физиолог» говорит о том, что цель оленя — убийство змея. В такой ситуации особый интерес приобретают свидетельства раннехристианских писателей, которые транслируют античный миф, не меняя его мотивацию. На их фоне яснее обозначается интересующая нас проблема манипуляции с текстом и, наконец, появляются некоторые основания обозначить замысел автора «Физиолога».
Христианский апологет Татиан упоминает оленя, который лечится, поедая змей. Осуждая искусство греческих врачей, Татиан вопрошает: «Почему верящий устроению вещества не желает поверить Богу? Чего ради ты не приходишь к более могущественному Владыке, лечишься, словно пес с помощью травы, олень с помощью гадюки, свинья с помощью речных раков, а лев — обезьян? И зачем ты обожествляешь мирские вещи?» (Татиан. Слово к эллинам. 18). Напротив, Василий Кесарийский видит в подобных примерах величие Творца: «Не какое-либо искусство резать корни, не опытное изведание трав открыло бессловесным познание полезного; напротив того, каждое животное естественным образом отыскивает спасительное для него, и имеет какое-то непостижимое сродство с тем, что сообразно природе» (Василий Великий. Шестоднев, с. 164).
В поучении коптского апы Поймена говорится об оленях, поедающих змей. Как видим, для создания поучения вовсе не требовалось сокрушать змея. Этот пример со всей очевидностью удостоверяет переделку сюжета автором «Физиолога». Змеиный яд жжет сердца оленей, и спасение они находят лишь напившись воды. Подобным же образом поступает и горный бык, описанный ал-Бируни. Указанные обстоятельства позволяют считать, что поучение коптского апы Поймена не отражает сведения «Физиолога»[2]. В поучении и иная интерпретация сюжета: оленям уподобляются монахи-пустынники, палимые ядом демонов лукавых; Христос же есть водный источник. Очевидно, что подобные сравнения не противоречат исходной мифологеме, хотя и не раскрывают её полностью.
«Говорил апа Поймен: Написано: „Как олень пребывает у источников водных, таким же образом и моя душа прибегает к Тебе, Боже“ (Псал. 41:2). Поскольку олени, пребывающие в пустыне, поедают змей и, когда яд жжет их сердце, поднимаются к водам, и, напившись, прохлаждаются от змеиного яда. Таким же образом монахи, пребывающие в пустыне, палимы ядом демонов лукавых, [но,] любя субботу и воскресенье, стремятся взойти к источнику водному, который есть плоть и кровь Господа, чтобы очиститься от всякой горечи лукавого»[3].
Особый интерес для нашего исследования имеет развернутый комментарий Василия Кесарийского к 28 псалму. Василий с видимым удовольствием размышляет на тему об оленях и змеях, мало связанную со строкой из псалма: «Глас Господа разрешает от бремени ланей». В полном согласии с античной традицией Василий пишет, что олень в лечебных целях поедает змею, предварительно изгнав её из убежища своим дыханием.
«Олень имеет такое устройство, что ему не могут вредить пресмыкающиеся; но, как говорят естествонаблюдатели, съеденная им ехидна служит для него очищением. А все ядовитые животные берутся в изображении злых и противных сил, как говорит Господь: даю вам власть наступать на змей и скорпионов, и на всю силу вражию (Лука. 10:19), и как ещё псалом обещает Пророку: на аспида и василиска наступишь (Псал. 90:13). Посему, когда слышишь в Писании имя оленя, необходимо искать в слове изображения чего-то лучшего. Ибо высокие горы [убежище] сернам (Псал. 103:18), и: как лань желает к потокам воды (Псал. 41:2). Но и всякий праведник имеет пребывание в вышних, к намеренному стремясь, к почести вышнего звания (Поел. к Филип. 3:14), и прибегает к удобопиемым источникам, ища первых начал богословия. Олень же дыханием своим извлекает ядовитых гадов, кроющихся в гнездах, и силою сего дыхания заставляет выходить из их убежищ. Посему святой, как именуется орлом за свою превыспренность и большею частью отделенность от земли, […] так и оленем — за противодействие злу. Посему и Соломон говорит: [утешайся женою юности твоей], любезною ланию и прекрасною серною; груди её да упоявают тебя во всякое время (Притчи. 5:19); а сим дает нам разуметь, что упомянутые теперь олени способны к учению богословия. Глас Господа, разрешает от бремени ланей. Посему, когда увидим какого-либо Божия человека совершенного и во всем преуспевшего, будем усиленно искать пользы в беседах с ним! Где есть олень, оттуда прогоняется всякая пресмыкающаяся злоба; потому что ядовитые гады не терпят запаха сего животного, бегут даже из места, где есть запах [жженых] оленьих рогов»[4].
В «Физиологе» (по сербской рукописи XVI в.) рядом с известной уже нам статьей об олене представлен и другой, традиционный сюжет: олень "ухаеть змi"а ськрьвена. поуханi"ю познаваеть ю и абi"е прогласить три гласи великы. и прилагаеть нос свои кь вратомь дуплине. и сводить дыханi"е своё вьнутрь. и где любо да лежить змi"и. вьсходить кь грьтану едена и погльщаеть его и погльтивь змi"а, течеть кь источникомь водныимь"[5]. Альтернативный вариант, где говорится о поедании змея, окончательно подтверждает следующие выводы.
Трех примеров из сочинений раннехристианских апологетов и учителей вполне достаточно, чтобы убедиться в переделке сюжета автором «Физиолога» и прояснить мотивацию внесенных им изменений. Олень, ищущий молодости, превратился в орудие победы над дьяволом. Эта совершенно немыслимая конструкция не имеет опоры в мировой мифологии. Придуманный автором «Физиолога» олень, убивающий змей, маргинальная фигура даже для христианской зоологии. Можно предположить, исходя из гипотезы, высказанной в предисловии, что описательная часть представляет собой загадку, адресованную посвящаемому. Загадка носит характер мнимого парадокса. И через толкование посвящаемый открывает для себя тайну священной истории. Но для нас в данном случае достаточно понимания, что олень не животное, а знак, некое производное от толкования.
Поскольку тема оленя и змеи привлекала внимание многих христианских переводчиков и сочинителей, то наряду с искаженным сюжетом продолжал существовать исконный античный сюжет, что самым любопытным образом отразилось в поздних литературных памятниках. Так, согласно «Словарю названий и символики» О. В. Беловой, олень обозначал: 1) Христа, изгоняющего дьявола; 2) обновление человека; 3) грешника[6].
Символическое толкование оленя восходит к Псалму 41:1. «Как лань желает к потокам воды, так желает душа моя к Тебе, Боже». Таким образом, олень стал символом набожности и религиозного стремления. Поскольку олень ищет свободу и убежище высоко в горах, он стал символом уединения и праведной жизни.
В христианской иконографии топчущий змею олень — эмблема уничтожения зла, а в Библии встречается аналогия между оленем, жаждущим воды, и человеческой душой, жаждущей Бога, — эти сравнения стали причиной того, что самец оленя часто символизирует набожность. Именно с этим значением оленя изображают на крестильных купелях, а также в религиозной живописи — пьющим у подножия креста.
иконография исходит из широко трактуемого 41-го псалма Давидова: «Как лань (в немецком тексте олень. — ред.) желает к потокам воды, так желает душа моя к Tебе, Боже» (41:2). Раннехристианский «Физиологус» повествует, что олень изрыгает воду во всякую земную щель, где могут укрываться ядовитые змеи, заставляя их всплыть, а затем растаптывает. «Tак и Господь наш побивает змия, диавола, водой небесной… Иначе говоря, аскеты также подобны оленям. Слезами раскаяния погашают они огненные стрелы зла и повергают великого змия, диавола, топчут его и убивают его». Все это повторяется в тексте средневековой книги о животных («Бестиарии»), при этом там прибавлено, что олени открыли волшебную силу ясенца (Dictamnus): когда охотничьи стрелы застревают в них. Употребление ясенца содействует исторжению стрел из тела и заживлению ран. Преодолевая течения вод, «возлагают они свои головы на спины плывущих впереди и облегчают так свой вес. Если попадают они в нечистое место, то стремглав скачут прочь от него. Tак и христиане… должны взаимно поддерживать друг друга и помогать друг другу: избегать всякого места, изобильного для греха: а уж если они подверглись воздействию диавольского яда змия, то должны прибегнуть ко Христу, истинному источнику, дабы исповедоваться и омолодиться» (Уитеркирхер).
В символике христианского средневековья (в пластике) олень иногда изображается поглощающим виноградные гроздья; это означает, что человек уже на земле может быть удостоен причаститься к благодати небесной. Стремление оленя к источнику вод (ключу) является олицетворением очищения человека водой крещения: «Зри: как олешек змей пожрет, Tо ключевую воду пьет, И сим от яда вновь он чист. И человек здесь видит смысл: Водой крещенья омовён, к безгрешной жизни годен он». Отсiда понятно, почему часто в рельефах на крестных камнях встречаiтся изображения оленей.
На Западе на протяжении средних веков олень часто символизировал путь уединения и непорочности, впрочем на некоторых эмблемах он даже изображался с распятием между рогами (обеспечивая таким образом последнее связующее звено в цепи взаимоотношений: дерево — крест — рога) (4).
В христианском символизме олень-самец означает религиозное воодушевление и рвение, поскольку новообращенные жаждали знания, «как олень жаждет источника». Олень, крошащий змею, — это Христос, побеждающий силы зла. Эмблема святых Адриана, Юстаса, Евстахия, Иды, Феликса, Юлиана Госпитальера. Олень-самец с распятием между рогами — эмблема святого Губерта. атрибут ЮЛИАНА ГОСПИТАЛИТА; с распятием между его рогами — ЕВСТАФИЯ и ГУБЕРТА. Оленя или лань (самку без -рогов), пронзенных стрелой, защищает ЖИЛЬ. В житиях св. Евстахия и Губерта рассказывается о явлении сияющего креста в рогах преследуемого охотниками оленя. Некоторые святые (Райнульф, Райнгольд, Освальд, Прокоп Богемский) изображаiтся с оленем как их атрибутом.

http://www.symbolarium.ru/index.php/%D0 ... 0%BD%D1%8C
Первые русские гербы начинают появляться в XII веке, следовательно, к тому времени их символика должна была непременно находить объяснение в христианстве.

А свою "гипотезу" ( в посте отПн янв 28, 2013 12:08 pm), как говорится, Вам имеет смысл засунуть туда же, куда я засунула ссылку на материалы по "бажовцам", потому как иначе получается перебор по информации того же сорта. Но если "бажовцы" для Вас так существенны, найти материалы по ним Вам трудности не представит.
Аватара пользователя
Сабина
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1388
Зарегистрирован: 06 окт 2004, 23:13
Откуда: Рига

Re: Культ Оленя

Сообщение Евгений » 30 янв 2013, 00:19

Сабина писал(а):Глупости насчёт Рустама и т.п. вплоть до изысканий у Бажова Вы сами на собственную ветку притащили.
Так что лучше не смешите мои пятки. Нате вот, кушайте, не обляпайтесь...

Девушка, не всё то глупость, что вы не понимаете. Спасибо, конечно, что вы смогли-таки закопипастить хоть что-нибудь в тему, только вот без хамства вашего информация о христианском символизме оленя смотрелась бы куда лучше. С другой стороны от вас, пока не разозлишь, вообще никакого толку.
Сабина писал(а):А свою "гипотезу" ( в посте отПн янв 28, 2013 12:08 pm), как говорится, Вам имеет смысл засунуть туда же, куда я засунула ссылку на материалы по "бажовцам", потому как иначе получается перебор по информации того же сорта.

Какого сорта? Которого вам понять не хватает знаний? И английский вы, наверное, не знаете, так что и работу Э. Джэйкобсон по ссылке, которую я давал, не посмотрели (да и про этимологию имени Раоста-Тахма не поняли)? А это серьёзная научная работа, в которой, например, разъясняется символизм борьбы животных в скифском искусстве, о котором Серж пренебрежительно сказал, что ничего эта борьба не значит, точнее:
Serg писал(а):Скифам и сарматам было всё равно кого терзать. Главное, выстроить цепочку убийств. Например, кабана рвёт пантера, а её режет человек.

а также новый, свежий взгляд на многое другое по теме культа оленя, но я не собираюсь переводить здесь пару сотен страниц для вашего образования.

Что же касается моей гипотезы, мне за неё не стыдно, особенно если учесть, что я её как она пришла мне на ум, так тут же и сформулировал - тему я создал, чтобы узнать что-нибудь от других людей, сам никаких предварительных концепций не имея, но, ввиду отсутствия компетентных ответов, выкладываю свои соображения, которые складываются у меня здесь и сейчас по мере размышления над затронутыми вопросами. Итак, я написал:
Евгений писал(а):Если рассмотреть сказки(сказы) Бажова, то сразу становится заметным, что все магические персонажи там - женские: Хозяйка Медной горы, Огневушка, Синюшка. Типологически Серебряное Копытце ведёт себя точно так же, как Огневушка-Поскакушка. ...Любопытно, что Бабка-Синюшка, очевидно, связана с водой, Огневушка - с огнём, Хозяйка Медной Горы - с камнем или металлом: это три первоэлемента из 4 или 5, не хватает только дерева и воздуха, или воздуха и эфира, в зависимости от типологии (китайской, индийской, греческой).


Для Хозяйки Медной Горы что характерно?
- Ну, теперь признал меня, Степанушко? - спрашивает малахитница, а сама хохочет-заливается.
Потом, мало погодя, и говорит:
- Ты не пужайся. Худого тебе не сделаю.
Парню забедно стало, что девка над ним насмехается да еще слова такие говорит. Сильно он осердился, закричал даже:
- Кого мне бояться, коли я в горе роблю!
- Вот и ладно, - отвечает малахитница. - Мне как раз такого и надо, который никого не боится. Завтра, как в гору спускаться, будет тут ваш заводской приказчик, ты ему скажи, да смотри не забудь слов-то:
"Хозяйка, мол, Медной горы заказывала тебе, душному козлу, чтобы ты с Красногорского рудника убирался. Ежели еще будешь эту мою железную шапку ломать, так я тебе всю медь в Гумешках туда спущу, что никак ее не добыть".
Сказала это и прищурилась:
- Понял ли, Степанушко? В горе, говоришь, робишь, никого не боишься? Вот и скажи приказчику, как я велела...
- Не забудь, Степанушко, как я говорила. Велела, мол, тебе, душному козлу, с Красногорки убираться. Сделаешь по-моему, замуж за тебя выйду!

Дальше тот же характер ХМГ проявляется при её общении с невестой Данилы, не стану цитировать, кому надо - перечитает. Промежуточный вывод какой - ХМГ ищет, ценит храбрость, смелость, готова выйти замуж за храбреца, сама же отличается властностью, повелевает, отдаёт приказы.

Теперь Синюшка:
- Как же тогда, - спрашивает Илья, - про земельное богатство понимать? Неуж ни за что считаешь? Бывает ведь...
- Бывать-то бывает, только ненадежно дело: комочками приходит, пылью уходит, на человека тоску наводит. Про это и не думай, себя не беспокой! Из земельного богатства, сказывают, одно чисто да крепко. Это когда бабка Синюшка красной девкой обернется да сама своими рученьками человеку подаст. А дает Синюшка богатство гораздому да удалому, да простой душе. Больше никому...
...Сама руками-то как крышку над колодцем подняла, а там и открылось богатства всякого. Доверху набито...
...Девчонка усмехнулась и говорит:
- Бабкой Синюшкой люди зовут, а гораздому да удалому, да простой душе и такой кажусь, какой видишь. Редко только так-то бывает.
Тогда уж Илюха понял, с кем разговор, и спрашивает:
- Перышки-то у тебя откуда?
- Да вот, - отвечает, - Двоерылко за богатством приходил. Сам в колодец угодил и кошели свои утопил, а твои-то перышки выплыли. Простой, видно, ты души парень.
Дальше Илья и не знает, о чем говорить. И она стоит, молчит, ленту в косе перебирает. Потом промолвила:
- Так-то, мил друг Илюшенька! Синюшка я. Всегда старая, всегда молодая. К здешним богатствам навеки приставлена.

Промежуточный вывод: Синюшка связана не только с водой, но и с богатством, ценит бережливость, но не любит жадность.

С Огневушкой чуть сложнее. Я когда вспоминал эти сказы позавчера, про Голубую Змейку забыл - та тоже золото показывала, колесом ходила-танцевала, и сажа у неё из одного из рукавов сыпалась (т.е. тема огня присутствует) - и смешал мысленно их образы. Однако же:
...На месте костерка одни угольки остались, а старатели всё сидят да на эти угольки глядят.
Вдруг из самой серединки вынырнула девчоночка махонька. Вроде кукленки, а живая. Волосенки рыженькие, сарафанчик голубенький и в руке платочек, тоже сголуба.

То есть в образе Огневушки звучит та же тема, что и в образе Голубой Змейки! В любом случае, хотя на материале сказки про Голубую Змейку это очевиднее, характерной чертой образа Огневушки, помимо связи с огнём, является то, что она вызывает у наблюдающих её споры, разногласия по поводу того, где она прошла, появилась, исчезла, т.е. - где искать золото, и лишь когда эти сомнения, разногласия устранены, когда торжествует единственно верная правда, обретается богатство:
...Проснулся Федюнька на другой день поздненько и видит - на вчерашнем огневище большая дудка вырыта, а старатели стоят у четырех больших сосен и все говорят одно:
- На этом самом месте в землю ушла.
Федюнька закричал:
- Что вы! Что вы, дяденьки! Забыли, видно! Вовсе Поскакушка под этой вот сосной остановилась... Тут и ножкой притопнула.
На старателей тут сомнение пришло. Пятый пробудился - пятое место говорит. Был бы десятый - десятое бы указал. Пустое, видать, дело. Бросить надо.
Все ж таки на всех местах испытали, а удачи не вышло...
...Начали они тут друг дружку расспрашивать, кто что видел. Все сошлось, только место, где девчонка в землю ушла, у разных сосен указывают...
...- Ты, парень, побереги тепло-то! Лучше о том подумай, как назад выберешься!
Федюнька на это и отвечает:
- Сама завела - сама выведешь!
Девчонка смеется:
- Ловкий какой! А если мне недосуг?
...
- Какая у тебя работа?
- Не видишь? Зимой лето делаю да таких, как ты, работничков забавляю. Думаешь - легко?

И ещё с работой Огневушка связана: про работу, так как здесь, ни с Синюшкой, ни с Горной Хозяйкой речь не идёт. Про Голубую Змейку, для обоснования её родства с Огневушкой:
Ну, а когда змейка двоим-троим, либо целой артели покажется, тогда вовсе черная беда. Все перессорятся и такими ненавистниками друг дружке станут, что до смертоубийства дело дойдет. У меня отец на каторгу ушел из-за этой голубой змейки. Сидели как-то артелью и разговаривали, а она и покажись. Тут у них и пошла неразбериха. Двоих насмерть в драке убили, остальных пятерых на каторгу угнали. И золота никакого не оказалось. Потому вот про голубую змейку и не говорят: боятся, как бы она не показалась при двоих, либо троих. А показаться она везде может: в лесу и в поле, в избе и на улице. Да еще сказывают, будто голубая змейка иной раз человеком прикидывается, только узнать ее все-таки можно. Как идет, так даже на самом мелком песке следов не оставляет. Трава, и та под ней не гнется. Это первая примета, а вторая такая: из правого рукава золотая струя бежит, из левого - черная пыль сыплется...
- А что если нам еще раз голубую змейку позвать? Только чтоб с одной стороны глядеть.
Ланко добавил:
- И чтоб не драться, а сперва разобрать, нет ли тут обмана какого!
...Ну, опять дракой кончилось. Подрались, наревелись, подошли еще раз посмотреть на пенек да на каменную дорожку, а ничего не оказалось. Пень, как пень, а никаких камней, ни золотых, ни простых, вовсе нет. Ребята и судят:
- Обман один эта змейка. Никогда больше думать о ней не будем...
... - Тетенька, мы тебя не звали.
- А я, - отвечает, - сама пришла поглядеть на охотников добыть золото без работы...

Как видите, и здесь тема работы звучит, как в сказе про Огневушку.

Сводим всё вместе:
Хозяйка Медной Горы: её сфера - камень-металл, её характер - власть, она отдаёт приказы, любит смелость
Синюшка: её сфера - вода-колодец, её характер - богатство, она хранит сокровища, не любит жадность
Огневушка: её сфера - огонь-костёр, её характер - искренность, она награждает тех, кто единодушен, в согласии, сама занята работой, любит "работничков".

В индо-иранской мифологии (ну, хорошо, в зороастрийской, но есть основания полагать, что эти представления не уникальны для зороастризма, а были распространены гораздо шире) каждой из сторон света соответствует своя стихия и своё идеальное качество:
Aša Vahišta (Наилучшая Правда) - огонь
Xšaθra Vairya (Благая Власть) - металл (минералы)
Spənta Ārmaiti (Святая Верность) - земля
Haurvatāt (Целостность/Полнота) - вода
Amərətāt (Бессмертие) - растения

С Кшэтрой/Властью-Металлом всё понятно даже из названия, с Ашей/Правдой-Огнём - вот ссылка на английскую вики про неё (извините, по-русски нет):
http://en.wikipedia.org/wiki/Asha_Vahishta
The significance of the term is complex, with a highly nuanced range of meaning. It is commonly summarized in accord with its contextual implications of 'truth' and 'right(eousness)', 'order' and 'right working'.
...Subject to context, aša/arta- is also frequently translated as "right working" or "[that which is] right". The word then (cf. Bartholomae's[16] and Geldner's[17] translations as German language "Recht") has the same range of meaning of "right" as in the English language: truth, righteousness, rightfulness, lawfullness, conformity, accord, order (cosmic order, social order, moral order).
..."Right working" also overlaps with both Indo-European *ár- "to (properly) join together" and also with the notion of existence and realization (to make real).
...The opposite of Avestan aša is druj, "lie."
Avestan druj, like its Vedic Sanskrit cousin druh, appears to derive from the PIE root *dreugh, also continued in Persian دروغ / d[o]rūġ "lie", German Trug "fraud, deception", and English trick.

Здесь мы видим все те качества, которые характерны для темы взаимодействия Огневушки и Голубой Змейки с героями-людьми - правда, согласие, порядок, работа, при отсутствии согласия - обман, розыгрыш.

Что касается хозяйки водных богатств Синюшки, вот что написано в статье про Хаурватат-Воду:
http://en.wikipedia.org/wiki/Haurvatat
Haurvatat was the Amesha Spenta associated with water (cf. apo), prosperity, and health. Etymologically, Avestan haurvatat derives from an Indo-Iranian root and is linguistically related to Vedic Sanskrit sarvatāt "intactness, perfection"...
...In Isis and Osiris 46, Plutarch translates Haurvatat as Πλοῦτος ploutos "wealth, riches" and equates the divinity with "Plutus," the Greek god of riches.


Таким образом, Хозяйка Медной Горы, Синюшка, и Огневушка/Голубая Змейка сочетают в себе качества, присущие соответствующим индо-иранским покровителям стихий, поэтому, учитывая то, что Серебряное Копытце взаимодействует с людьми по той же схеме, что и Синюшка с Огневушкой и Змейкой, можно предположить, что и этот персонаж соотносится с одним из Амеша Спента, только я ещё не смотрел с которым - надо перечитать.
http://bazhov.ru/txt/s21.htm
Аватара пользователя
Евгений
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1132
Зарегистрирован: 27 май 2006, 10:28
Откуда: Екатеринбург

Re: Культ Оленя

Сообщение Сабина » 30 янв 2013, 18:12

Евгений писал(а):Таким образом, Хозяйка Медной Горы, Синюшка, и Огневушка/Голубая Змейка сочетают в себе качества, присущие соответствующим индо-иранским покровителям стихий, поэтому, учитывая то, что Серебряное Копытце взаимодействует с людьми по той же схеме, что и Синюшка с Огневушкой и Змейкой, можно предположить, что и этот персонаж соотносится с одним из Амеша Спента, только я ещё не смотрел с которым - надо перечитать.
http://bazhov.ru/txt/s21.htm


Мне Вас даже жалко. Видите ли, абсолютно любое проявление материального мира, а также талантливо созданные образы в искусстве можно привязать к проявлению определённых стихий, дошас, гун и т.п. качеств из самых разнообразных древних религиозно-философских систем.
Книгу можно запихнуть в электронный переводчик, если добъётесь адекватного формата, но если сами Вы эту книгу читали или хотя бы просматривали, не показалось ли Вам, что автор находился под влиянием феминистских идей?
Самый архаичный пласт верований многих сибирских народов позволяет выделить и культ небесных лосих, взаимозаменяемых с важенками - рогатыми самками северного оленя, и культ лосихи с телёнком, и солнечного лося (оленя), но из этого вовсе не следует, что подобные воззрения оставались совершенно неизменными и повсеместными. Если бы язычники были догматичны и консервативны словно ортодоксы, тогда бы в гербе Ростова был изображён даже не олень, а мамонт. К тому же т.н. примитивные общества на войне полов особенно не заморачивались, поэтому логично предположить, что небесное лосиное(оленье) стадо всегда изобиловало особями любого пола и возраста, чтобы наиболее полно отвечать духовным запросам всех членов первобытного общества.
Архаичные верования у земледельцев сильно повыветрились, лишь у недавних охотников уцелели в наибольшей полноте. Язычников или недавних язычников характеризует практичность в отношениях с всевышними силами, поэтому в гербе Ростова никак не может подразумеваться важенка как атрибут каких-либо древних женских богинь. Воинственный Солнечный олень-оберег Ростового города - вот второе дно.
РостОвый - Ростов, как красивый - красив.
Аватара пользователя
Сабина
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1388
Зарегистрирован: 06 окт 2004, 23:13
Откуда: Рига

Re: Культ Оленя

Сообщение Евгений » 31 янв 2013, 01:25

Сабина писал(а):Мне Вас даже жалко. Видите ли, абсолютно любое проявление материального мира, а также талантливо созданные образы в искусстве можно привязать к проявлению определённых стихий, дошас, гун и т.п. качеств из самых разнообразных древних религиозно-философских систем.

Ну, я другого от вас и не ждал. Вместо того, чтобы привести конкретные аргументы - софистика.
Сабина писал(а): не показалось ли Вам, что автор находился под влиянием феминистских идей?

Нет.
Сабина писал(а):Самый архаичный пласт верований многих сибирских народов позволяет выделить и культ небесных лосих, взаимозаменяемых с важенками - рогатыми самками северного оленя, и культ лосихи с телёнком, и солнечного лося (оленя)...

Примеры культа "небесных лосих, взаимозаменяемых с важенками" приведите. Вы же опять откуда-то две строчки скопировали, чьи-то интерпретации безосновательные, а своего понимания не имеете, не ориентируетесь в том, о чём пытаетесь рассуждать. Дайте цитаты из этнографических материалов, я вас умоляю!
Сабина писал(а):Если бы язычники были догматичны и консервативны словно ортодоксы, тогда бы в гербе Ростова был изображён даже не олень, а мамонт.

Утрируете, мамонты жили слишком давно. И ошибаетесь, язычники настолько консервативны, что в культуре хантов и манси, не смотря на то, что они сотни лет как на север переселились, в тайгу, где нет лошадей, у них сохранился культ коня, и шаманские одежды у них были имитацией средневекового богатырского комплекса вооружения (шлем, рукавицы, пояс, колчан, седло) выполненной из ткани с аппликациями.
Сабина писал(а):...Язычников или недавних язычников характеризует практичность в отношениях с всевышними силами, поэтому в гербе Ростова никак не может подразумеваться важенка как атрибут каких-либо древних женских богинь. Воинственный Солнечный олень-оберег Ростового...

Нет, всё, не могу больше на вашу ерунду серьёзно отвечать - давайте вы будете обосновывать ваши заявления! Начните с подтверждения из серьёзных источников существования образа Солнечного оленя, а продолжите примерами аналогичных названий городов по краткой форме прилагательного. И без простыней пожалуйста, цитируйте кратко, выделяя места, имеющие к делу отношение, сопровождая цитаты вашими пояснениями.
Аватара пользователя
Евгений
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1132
Зарегистрирован: 27 май 2006, 10:28
Откуда: Екатеринбург

Re: Культ Оленя

Сообщение Сабина » 31 янв 2013, 13:57

Евгений писал(а): Ну, я другого от вас и не ждал. Вместо того, чтобы привести конкретные аргументы - софистика.

Знаете, по фэншую нельзя прямо напротив входа в дома дерево сажать. Но это вовсе не означает, что китайцы непосредственно оказали влияние на любого местного строителя, который то же самое скажет. Вы хотя бы для начала с легендами и преданиями Урала ознакомились, что ли, вот с такой книжицей, чем ерунду насчёт Хозяйки Медной горы и т.п. городить.
http://www.livelib.ru/book/1000309294
Образы, созданные Бажовым не соответствуют тютелька-в-тютельку фольклорным персонажам уральских русских. Более того, фольклорные персонажи создаются по тем же самым мотивам, по которым, к примеру, в пионерлагере дети рассказывают страшилки про чёрную руку, красную простыню. В "Жерминаль" у Эмиля Золя шахтёры верят в Чёрного человека: "А только вот Черного Человека надо остерегаться. - Что это за Черный Человек? - Старик углекоп. Бродит по шахте, и которая девушка согрешит..."

Евгений писал(а): Примеры культа "небесных лосих, взаимозаменяемых с важенками" приведите. Вы же опять откуда-то две строчки скопировали, чьи-то интерпретации безосновательные, а своего понимания не имеете, не ориентируетесь в том, о чём пытаетесь рассуждать. Дайте цитаты из этнографических материалов, я вас умоляю!

У Латынина можете посмотреть для начала, а вообще о взаимозаменяемости лося и оленя в мифологии от народов Сибири до славян, а также заменяемости оленя или лося на коня или быка в ритуалах и орнаментах материала в Сети хватает.

Евгений писал(а): Утрируете, мамонты жили слишком давно. И ошибаетесь, язычники настолько консервативны, что в культуре хантов и манси, не смотря на то, что они сотни лет как на север переселились, в тайгу, где нет лошадей, у них сохранился культ коня, и шаманские одежды у них были имитацией средневекового богатырского комплекса вооружения (шлем, рукавицы, пояс, колчан, седло) выполненной из ткани с аппликациями.

Они видимо знали, что кони на свете ещё существуют. Зато мамонтов представляли лишь как фантастических существ-владык нижних этажей мироздания:
Первое, что бросается в глаза в русских сказаниях о звере мамонте, их схожесть с соответствующими представлениями о мамонте в угорской мифологии. Однако если заимствования имели место, то отнюдь не прямые, а преломленные через соответствующие мифологические представления русского народа. Мамонт фигурирует в мифологии финно-угорского населения Западной Сибири: коми-зырян, ханты, манси, в качестве владыки подводного и подземного мира, повелителя вод и темного мира преисподней. Мамонт занимает в космогонической картине мира место в ее основании. Одной из эманаций мамонта в финно-угорском фольклоре и прикладном искусстве является огромная, обросшая от старости мхом щука или ящер: «...и егда ископовает пещеры, тогда согибается и простирается в подобие ползящаго змея (выделено мной. - С.Т.)». В том же уровне мироздания, что и у финно-угров, ящер присутствовал в системе языческих верований восточных славян, в особенности в северном регионе расселения последних.
http://www.ugra-start.ru/ugra/may-2011/250
Существует предположение, что лишь узоры в виде ромбов, ромбомеандровые и свастические орнаменты связаны с существовавшим некогда культом мамонта как объекта охоты или занимавшего ранее в мифологии место лося (оленя):
Следующая группа древнейших орнаментальных мотивов на территории Европейской части нашей страны представлена ромбом и меандром, которые впервые появляются на изделиях из бивней мамонта (23 тыс. до н. э.) на Черниговщине. Советский исследователь В. Бибикова предположила, что ромбы и меандры в орнаменте возникли как повтор естественного рисунка кости мамонта. Из этого она сделала вывод, что подобный орнамент для людей каменного века, населивших земли Восточной Европы, был своеобразным магическим символом мамонта, воплощавшего в себе (как основной объект охоты) их представления о достатке, мощи и изобилии.
http://www.booksite.ru/fulltext/jarni/kova/index.htm

Евгений писал(а):Начните с подтверждения из серьёзных источников существования образа Солнечного оленя, а продолжите примерами аналогичных названий городов по краткой форме прилагательного. И без простыней пожалуйста, цитируйте кратко, выделяя места, имеющие к делу отношение, сопровождая цитаты вашими пояснениями.

Учитывая, насколько несерьёзным поступком с Вашей стороны было возводить гипотезу о существовании индо-иранского влияния на творчество Бажова, у меня создалось впечатление, что Вы просто хотите использовать мои пояснения к серьёзным в вашем понимании этнографическим исследованиям, за неимением каких-либо других пояснений и даже самих материалов. Наверно кроме Википедии у Вас ничего не открывается. Вот "простыня" про Олешека Золотые рожки. Потрудитесь осмыслить самостоятельно.

Воплощение образа оленя или лося было связано в основном со временем, которое в строго определенные периоды природного движения одаривает человека самым необходимым, посылает ему оленью силу жизни. Это время (время миграций оленей и лосей) являлось для человека на ранних этапах мифологизации образа как бы завершающим этапом в определенном временном цикле жизни. А период между миграциями, судя по многочисленным сибирским писаницам, отождествлялся с кругами времени, которых было два - по количеству миграций. Циклы завершались «праздниками урожая», которым и в настоящее время - как результату прожитого круга времени и началу нового - воздается во всем мире. Постоянное участие в этих процессах и сопровождавших их обрядах и ритуалах всего коллектива формировало в мифологическом сознании одну из самых устойчивых форм отношений (ценности) к природе в образе оленя, лося. В более позднее время миф об олене, трансформируясь (например, в скифское время - олень, несущий солнце), сохраняет первоначальную идею: благодатное время, спускаемое людям солнцем или луной, доносится до человека оленем, который олицетворял собой и своими рогами Древо жизни. Он же хранит человека и в потустороннем мире в мифах культур скифского мира.
Миф об олене, с одной стороны, выражал цикличность времени жизни человека (рога - как спираль), с другой - отражал восприятие солнца, как источника жизни, обе эти стороны связывались в образе чудо-оленя. Развитый культ неба и связанный с ним образ оленя существовал до последнего времени у многих народов Севера, в частности у ненцев. Небу, а точнее духу неба (Нуму), ненцы ежегодно весной и осенью приносили в жертву белого оленя. Жертвоприношение осуществлялось на возвышенном и открытом месте. Оленя-самца ставили головой на восток и забивали особым ритуальным способом. Очень важным было при осуществлении этого жертвоприношения перехватить дух оленя до его издыхания. Дух оленя, по преданию ненцев, составляет главную часть жертвоприношения. Считалось, что Нум, дух неба, во время ритуала сходит с неба для принятия жертвы. Нуму посвящались и живые олени. Этому посвящению предшествовало жертвоприношение, во время которого оленевод теплой кровью жертвенного животного ставит на левом боку посвящаемого оленя специальную тамгу. Посвящаемые Нуму олени выбирались из числа не бывших в упряжке и обычно отличались своей мастью, величиной рогов и т. д. После посвящения их никогда уже не использовали для хозяйственных нужд, не ловили арканом, вообще старались не тревожить и не прикасаться к ним.
Первоначально размышления человека о природе вещей и явлений, как уже отмечалось, носили космогонический характер, где время в миропонимании представлялось, видимо, как чередование будничной активной жизни с повторяющимися особо феноменальными явлениями. Они, а в данном случае периоды миграций оленей в районах проживания той или иной общности людей, являлись основными событиями, фиксирующими календарный цикл - год. Осознание цикличности этих явлений, которые приносили человеку жизнеобеспечивающие дары, во времени связывалось с небом (солнцем, луной). В этом, очевидно, основа мотивации образа оленя и его философская идея.
Трансформируясь во времени, образ оленя не терялся в историческом пространстве. В скифское время ареал носителей мифологической идеи, связанной с образом оленя, по существу, не изменяется. Однако эта эпоха в древний образ привносит уже новую философию, характеризующую одну из сторон миропонимания того времени. Здесь образ оленя-символа выражает как бы динамику времени, связь его циклов (рис. 21).
«Движение» к небу (солнцу) самого оленя дополняется символизмом, заключенным в его рогах. Культурная и социальная память в скифское время уже связана с историческим временем, которое определено его ритмикой в различных сферах жизнедеятельности и природе. И поэтому в символических рогах скифо-сибирского оленя, думается, закодирована идея кругового пространственного движения (развития) жизни, где каждый виток рога есть повторение. Также распространен был другой образ оленя в культурах Сибири эпохи палеометалла. В нем рога символизируют уже не систему круговых движений жизни, а саму жизнь (рога-ветви), как ускорение, как связь ее разных уровней и миров.
Таким образом, в мифе об олене выражены два основных артефакта мифического сознания: артефакт круга и его повторения, т. е. осознания ритмики природы (оборачивания, вращения солнца, луны) и артефакт роста и взаимосвязей (рога как символ дерева). Изложенное позволяет рассматривать и моделировать мифологические концепции носителей древних культур, и особенно культур скифо-сибирского мира, на двух уровнях. Первый - это космогонический, на котором основная философская идея мифа реализуется в триедином (небо - человек - земля) миропонимании. И второй - особенный, т. е. элементарный, составляющий единство многообразных мифологических образов, символов, обрядов и так далее, которые выражают это триединство на уровне культуры, этнической общности, социума, региона и т. д. На этом и других уровнях одной из главных ипостасей бытия было восприятие архаическим сознанием времени и пространства. Их мифическое восприятие и выражение всегда сосуществовало с повседневным трудовым опытом, которые охватывались бытовым, обыденным понятием времени. Ритм бытового времени тогда воспринимался отдельно, регулируя повседневную жизнь. Он не всегда совпадал с мифическим временем из-за непредвиденных обстоятельств и прочих причин (засуха, стихийное бедствие, смерть вождя и т. д.). И тогда эти нарушения привычных, устоявшихся ритмов требовали нового, особенного мифологического объяснения. Так постепенно разнообразится внутреннее содержание мифа, при этом сохраняя свою основную идею.

http://www.kgau.ru/distance/culture/con ... ia/09.html
Аватара пользователя
Сабина
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1388
Зарегистрирован: 06 окт 2004, 23:13
Откуда: Рига

Re: Культ Оленя

Сообщение Евгений » 31 янв 2013, 17:44

Сабина писал(а):Вы хотя бы для начала с легендами и преданиями Урала ознакомились, что ли, вот с такой книжицей, чем ерунду насчёт Хозяйки Медной горы и т.п. городить.

Как сказал мой друг своей дочери: Не учи отца... правильно делать! Сабина, я вам с Урала пишу, посмотрите что под моим именем справа от сообщений написано. А затем взгляните ещё раз в конец моего предыдущего сообщения, где я настаиваю, чтобы вы внятно обосновывали свои заявления, без длинных простыней, комментируя цитаты своими замечаниями и выводами. Вы поступили прямо наоборот, да ещё и сами же заявили, мол, вот вам "простыня"! То, что вы раскрасили чужие мысли в вашем сообщении в разные цвета лишний раз подтвердило мои догадки, что вы не способны к адекватной дискуссии, и продолжать общение с вами - себя не уважать. Засим я отправляю вас в ignore.
Вложения
erotictrip.jpg
erotictrip.jpg (52.38 КБ) Просмотров: 5742
Аватара пользователя
Евгений
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1132
Зарегистрирован: 27 май 2006, 10:28
Откуда: Екатеринбург

Re: Культ Оленя

Сообщение Сабина » 31 янв 2013, 19:40

Евгений писал(а):Сабина, я вам с Урала пишу, посмотрите что под моим именем справа от сообщений написано. А затем взгляните ещё раз в конец моего предыдущего сообщения, где я настаиваю, чтобы вы внятно обосновывали свои заявления, без длинных простыней, комментируя цитаты своими замечаниями и выводами. Вы поступили прямо наоборот, да ещё и сами же заявили, мол, вот вам "простыня"! То, что вы раскрасили чужие мысли в вашем сообщении в разные цвета лишний раз подтвердило мои догадки, что вы не способны к адекватной дискуссии, и продолжать общение с вами - себя не уважать. Засим я отправляю вас в ignore.


Прискорбно, что Ваше место жительства не спасло Вас от интеллектуального банкротства. Банкроты любого пошиба всегда придираются к несущественным формальным мелочам, чтобы отсрочить своё фиаско.
Аватара пользователя
Сабина
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1388
Зарегистрирован: 06 окт 2004, 23:13
Откуда: Рига

Re: Культ Оленя

Сообщение Евгений » 04 фев 2013, 12:22

Осторожно надеясь, что детский сад с раскрасками уже ушёл…

Суть моих (точнее, тов. Э.Джейкобсон) возражений относительно «солнечности» образа оленя:
Многие современные учёные пользуются более ранними работами своих коллег не критично, полагаясь полностью на их выводы, и базируя на таких выводах свои построения. Идея о том, что образ оленя связан с солнцем в основном основана на изложении Окладниковым сибирского мифа об олене с золотыми рогами (Окладников 1964, Окладников и Мартынов 1972, Мартынов 1974, Мартынов 1990). Эта интерпретация г-на Окладникова была основана на амальгамировании сибирских преданий о космическом олене, который был так или иначе связан с золотом, и _следовательно_ (по мнению вышеуказанного учёного) связан с солнцем. Косвенным подтверждением «солнечности» мифического оленя послужила его крылатость на рассматривавшихся в соответствующей работе изображениях.

Изображения оленей, сделанные тагарской культурой, были обёрнуты в золотую фольгу, у них якобы были крылья – всё! На основании этого был сделан вывод, что олень олицетворял в этой культуре солнце, что солнце изображалось то как олень, то как солнечный диск, а позже, с вовлечением в хозяйствование лошади, оленя заменил на роли звериного воплощения солнца конь.
Эта гипотеза была принята без какой-либо критичности практически всеми последующими исследователями, экстраполировалась и развивалась на другие схожие образы и культуры, и поэтому фигурирует нынче, как догма. К сожалению, при возвращении к первоисточнику умозаключений, приведших историков в эту колею – к тагарским изображениям оленей – никакой их особой крылатости не обнаруживается! Более того, крылатых кошек, козлов и даже лошадей в скифском искусстве не просто больше, чем крылатых оленей, крылатые олени настолько малочисленны, что можно практически не заметить их. Да и золотых изображений других животных никак не меньше, чем золотых изображений оленей, что Окладников с Мартыновым, и все, кто их исследования брали за базу никак не учитывали. (Некоторые, как Баркова, сочли, что рога, крылья, и некоторые другие подобные элементы, придают животным солнечный характер, что это якобы следует из индо-иранской традиции - но это опять же основательности никакой не несёт).
Аватара пользователя
Евгений
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1132
Зарегистрирован: 27 май 2006, 10:28
Откуда: Екатеринбург

Re: Культ Оленя

Сообщение Сабина » 04 фев 2013, 13:54

Вы окромя Джейкобсон с трудами других авторов, отстаивающих "догму", непосредственно знакомились? С трудами Килуновской, например (стр.152) о "крылатости" оленей http://www.archaeology.ru/Download/Sbor ... hestvo.pdf
К тому же стилизация рогов оленей под солярные диски на оленных камнях говорит сама за себя.
Аватара пользователя
Сабина
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1388
Зарегистрирован: 06 окт 2004, 23:13
Откуда: Рига

Пред.

Вернуться в Средние века

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 5