"Асколд и Дир" или "Николай и Ирина"?

Модераторы: Tibaren, Лемурий

"Асколд и Дир" или "Николай и Ирина"?

Сообщение Mahmut » 26 май 2013, 00:06

Поелику регулярно факультативно в некоторых топиках возникает тема "Аскольда и Дира", запостю для уважаемых форумчан эту заметку. Для обсуждения тоже...

Аскольд и Дир персонажи только русских летописей, причём персонажи изначально без биографий, и единственное, что с ними изначально связано - это их гибель при захвате Киева. Других оригинальных деяний у них не было: в наиболее древнем тексте отображённом в НПЛ, эти "два варяга" появляются невесть откуда после первого похода руси на Царьград, после смерти Кия, Щека и Хорива, и после "дани мечами". То что Аскольд и Дир, якобы, "воевали с древлянами и уличами", дублирует сообщение из более поздней эпохи Игоря, который после исчезновения Олега, также "воевал" с теми же "древлянами и у(г)личами". Автор ПВЛ подошёл к этому сюжету более творчески: понятное дело, что никаких варягов и уж тем более руси по его мнению до Рюрика не было и быть не могло, то у Аскольда и Дира сразу "нашёлся хозяин"... Рюрик, естественно, тот самый, который "пояша по собе всю русь" - так сразу "двух зайцев убиваем": и "варяги-русь" пришли в Киев, и есть кому приписать первый поход на Царьград - варягам-руси Аскольду и Диру. С Кием, Щеком и Хоривом в ПВЛ поступили проще: Кий вроде княжил, и "к царю ходил", но это было неизвестно когда. Понятно, что творческий процесс не остановить, а посему в некоторых новгородских летописях Кия, Щека и Хорива с сестрой (или двумя сёстрами) ни к каким исконным полянам не относят, а описывают просто, как новгородских разбойников, пойманных при князе Олеге, но вымоливших себе пощаду. Тут уже нет ни одного "бесхозного" персонажа...
Вернёмся, однако, к Аскольду и Диру. Единственный сюжет, связанный с обоими персонажами: коварное убийство их Игорем (автор ПВЛ, имевший перед глазами переводы договоров 912 и 945 гг, сообразил, что логичнее это убийство приписать Олегу). Драма связана с Угорской горой, поэтому давно обратили внимание, что"аскаладо" по-венгерски "коварный", то есть топоним "Аскольдова могила" в этой трактовке означает "Коварная могила", а захороненного действительно убили "коварным" способом.
Впрочем на Угорской горе в 10 - 11 вв по-видимому проживали реальные угры (венгры), которые могли проявить собственную творческую инициативу и повлиять на сложение легенды о коварном убийстве. Мы, однако, обратим внимание на такую деталь: во всех ранних вариантах рассказа об убийстве Аскольда и Дира обязательно фигурируют два христианских сооружения, посвящённых Николе и Ирине, и прямо связанных с "могилами" Аскольда и Дира соответственно. Заметно, что имена Никола-Аскольд и Ирина-Дир "перекликаются" между собой, но частично, и это наводит на мысль, что в первоисточнике рассказа "о коварном убийстве" никаких "Аскольда и Дира" не было, а были другие персонажи - христиане Никола и Ирина. Для русских летописцев столь раннее пребывание князей-христиан в Киеве было недопустимо: первой княгиней-христианкой была Ольга, а официальное крещение вообще связывалось с Владимиром Святославичем, прямым потомком того Игоря, который по версии первых сочинителей и убил "некнязей". По нашему мнению в первой записи легенды Игорь (?), захватывая Киев, убивает пару местных правителей, носящих христианские имена - Николу и Ирину, но переписчик по-своему прочитал имена: приблизительно вместо "николаи.а.ирина" - "асколд.и.дир.(ина)". В русских источниках иногда случаются замены А<->Д, что связано с отдельными случаями нечётко прописанных или близких по начертанию графов. Превращение же NI>AC вполне вероятно, если в N верхние отсечки слились, а слегка изогутая I отдалённо напоминала "открытую" С.

Изображение
Рисунок: возможно так появилось имя "Асколд".

РS. Иногда, доказывая "историчность" Дира, ссылаются на чисто произвольное вычитывание "царя ал-Дира, первого из славянских царей" у Массуди. "Ал-Дира" получилось скорее по недоразумению: переводчики-востоковеды просто выбрали из нескольких вариантов тот, к которому можно найти параллели в других источниках, то бишь подогнали чтение под, упомянутого в русских летописях "князя Дира". Насамделе логичнее читать "ал-Эдина", то есть передача славянского "Единый" или "один из" - и впрямь "первый из" по-видимому то же, что "единый из"...
Аватара пользователя
Mahmut
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 957
Зарегистрирован: 04 дек 2010, 18:04

Re: "Асколд и Дир" или "Николай и Ирина"?

Сообщение козлов » 26 май 2013, 11:43

Махмут,как Вы думаете у(г)личи-уличи их имя может означать угол -остров?
Просто отделенная территория,угол-остров?
Ул-угол-остров?
козлов
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 983
Зарегистрирован: 13 янв 2012, 17:34

Re: "Асколд и Дир" или "Николай и Ирина"?

Сообщение Mahmut » 26 май 2013, 12:06

Всё может быть. Не исключаю, что "угличи" соответствуют "луколянам" Баварского географа (до 850 г.), то есть словопроизводство от "лука, излучина" аналогично - от "угол". Либо жившие на реке Угол, совр. Орель - притоке Днепра.
Аватара пользователя
Mahmut
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 957
Зарегистрирован: 04 дек 2010, 18:04

Re: "Асколд и Дир" или "Николай и Ирина"?

Сообщение козлов » 26 май 2013, 12:48

Тогда и Ул вороси -остров порога(ф-п-в) порог-форос-ворог(ж).

При том,что славянским автор мог считать "болгарский",а полногласие и незнакомые звуки мог по всякому передавать.
козлов
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 983
Зарегистрирован: 13 янв 2012, 17:34

Re: "Асколд и Дир" или "Николай и Ирина"?

Сообщение Gurga » 30 май 2013, 21:21

На могиле Аскольда некий Ольма построил церковь св.Николая.
Возникают вопросы:
- кто такой Ольма?
- когда построил? - для кого построил?
- где взял средства?
- какую церковь построил деревянную или каменную)?
- кем ему приходился Аскольд?

Известно, что храмы на Руси в X-XIвв строили только князья.
Gurga
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 461
Зарегистрирован: 16 янв 2012, 10:32


Вернуться в Средние века

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 5