Великое княжество Литовское

Модераторы: Лемурий, Tibaren

Сообщение Vilas » 31 июл 2007, 19:18

Молодец Дубонис. Но главная его заслуга - "открытие" социального слоя древней Литвы (в русской письменности ВКЛ - "леити", "лейти"), давшее название этносу и Литве.
Аватара пользователя
Vilas
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 452
Зарегистрирован: 31 июл 2005, 16:20
Откуда: Литва, Вильнюс

Сообщение Litcvin » 16 окт 2008, 19:54

Юлли писал(а):Артурас Дубонис
Борьба за литовский престол после смерти короля Миндаугаса (1264-1268 гг.)
http://www.history.org.ua/ua/UaSentr4/133-143.pdf

Привет всем!!! Уважаемые любители истории,раскажите пожалуйсто о Миндаугасе,кто это такой,местность,откуда он появился,что представляла собой местность до его появления,и чем стала после.Только если можно,то кратко в нескольких словах. На наиболее интересующих меня вопросах,я буду акцентировать Ваше внимание и просить рассказать подробней. Искренне,от всей души Вас благодарю.
Ад прадзедаў з пакон вякоў нам засталася спадчына
Litcvin
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 2
Зарегистрирован: 08 окт 2008, 22:32
Откуда: Брест

Сообщение Aristoteles » 17 окт 2008, 08:01

Litcvin писал(а):
Юлли писал(а):Артурас Дубонис
Борьба за литовский престол после смерти короля Миндаугаса (1264-1268 гг.)
http://www.history.org.ua/ua/UaSentr4/133-143.pdf

Привет всем!!! Уважаемые любители истории,раскажите пожалуйсто о Миндаугасе,кто это такой,местность,откуда он появился,что представляла собой местность до его появления,и чем стала после.Только если можно,то кратко в нескольких словах. На наиболее интересующих меня вопросах,я буду акцентировать Ваше внимание и просить рассказать подробней. Искренне,от всей души Вас благодарю.


В инете вообще ничего не нашли?
Disce, sed a doctis, indoctos ipse doceto
Аватара пользователя
Aristoteles
Модератор
Модератор
 
Сообщения: 3251
Зарегистрирован: 02 фев 2008, 00:17
Откуда: Северщина

Сообщение Litcvin » 17 окт 2008, 10:46

Aristoteles писал(а):В инете вообще ничего не нашли?

Да как-то слабенько :wink: ,аргументации ровно 0 ,естесно и доверия стока же :? . Может Вы можете аргументированно рассказать? Был бы очень благодарен. А то ведь и не понятно,Миндаугас,или Миндовг, какого рода и племени? С какой территории?
Ад прадзедаў з пакон вякоў нам засталася спадчына
Litcvin
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 2
Зарегистрирован: 08 окт 2008, 22:32
Откуда: Брест

Сообщение Vilas » 07 янв 2009, 19:08

Litcvin писал(а):
Aristoteles писал(а):В инете вообще ничего не нашли?

Да как-то слабенько :wink: ,аргументации ровно 0 ,естесно и доверия стока же :? . Может Вы можете аргументированно рассказать? Был бы очень благодарен. А то ведь и не понятно,Миндаугас,или Миндовг, какого рода и племени? С какой территории?

Материала полно, если захотите - найдёте без особых проблем. Миндовг, он же Миндаугас, Мендог, Миндог и т.д. - предполагаемый основатель литовского государства. Его имя пишется по разному потому, что литовцы не имели никакой письменности, начинали использовать русскую только в конце 14 века. А Миндаугас жил в середине 13 века. Литовское государство, вероятно, основал не он, а его дед, имя которого история не сохранила, т.е. еще до прихода Миндовга Литва освободилась от зависимости Руси (Полоцка). Это датируется примерно 1180-1183 годами. Дайте запросы в интернете по выше названным именам - найдёте всё что захотите, и еще столько же. ;)
Аватара пользователя
Vilas
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 452
Зарегистрирован: 31 июл 2005, 16:20
Откуда: Литва, Вильнюс

Сообщение Arkturus » 08 янв 2009, 17:15

Литовское государство, вероятно, основал не он, а его дед, имя которого история не сохранила

Что-то до 1260-ых не заметно единства у литовских князей - сплошной феодализм и междусобойчики.
Литва освободилась от зависимости Руси

А как же Владимир Полоцкий, который в 1216 "собрал большое войско из литовцев и русских"?
Vitam patriae honorem nemini!!!
Аватара пользователя
Arkturus
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 339
Зарегистрирован: 25 сен 2005, 19:40
Откуда: Менск, Беларусь

Сообщение Князь » 08 янв 2009, 21:25

Litcvin писал(а):
Aristoteles писал(а):В инете вообще ничего не нашли?

Да как-то слабенько :wink: ,аргументации ровно 0 ,естесно и доверия стока же :? . Может Вы можете аргументированно рассказать? Был бы очень благодарен. А то ведь и не понятно,Миндаугас,или Миндовг, какого рода и племени? С какой территории?

просто сейчас много новомодных псевдоисторических теорий... о том, что литовцев не было, а Миндовг был белорусом.. ну или что монголов не было, а Батый, на самом деле, есть ни кто иной как Александр Невский :D
Но в наших венах кипит небо славян! (с)
Аватара пользователя
Князь
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 5584
Зарегистрирован: 21 окт 2004, 00:08
Откуда: Voronovo City

Сообщение hetyta » 12 май 2009, 19:27

С интересом прочитал все эту ветку и как любитель истории в живописи сделаю одно замечание по поводу картины Яна Матейко "Баторий под Псковом", о кторой было сказано, что "Псков то поляки и литвины не взяли, однако, как немецкие генералы, выиграли войну в литературе и искусстве" и что "молодые" государства, возникшие на постсоветском пространстве (за исключением России, естественно), почему то пытаются самоутвердиться за счет именно России.” Ну чтож, трудно чтобы мастер Ян хотел самоутвердиться за счет путиновской России, потому что в 1893 г. его не было среди живых, он понятия не имел что такое "советы", "Советский Союз" а тем более "советское пространство". Можно однако сказатать, что картина будучи частей культурной деятельности реализованной в троих заборах "ku pokrzepieniu serc", была попыткой самоутвердиться за счет царской России.
Дальше. Не было псковской войны. Была война Стефана Батория с Иваном Грозном- продолжение ливонской войны, которая началась намного раньше. Осада Пскова была только крупным эпизодом этого конфликта и хотя окончилась неудачей, это от московитов пришло приглашене к мирным разговорам. Картина Матейко не изображает взятия Пскова, только победу РП над Московским Государством на том этапе ливонской войны, на котром Речью Посполитой владел Баторий. Картина в ровной степени представляет личный триумф Иштфана над Иоанном. Надо помнить о оскробительной кореспонденции обеих владельцeв и том, что они, отнюдь, не вели этого спора согласно принципу "ничего личного только бизнес".
Немножко о том, что представляет живопись. Об этом можно почитать здесь

http://www.pskovcity.ru/hron20021.htm

ЕСТЬ ТАКАЯ КАРТИНА

А правда, что есть картина, на которой изображены псковичи, стоящие на коленях перед Стефаном Баторием и передающие польскому королю, осадившему Псков, чуть ли не ключи от города? Подобный вопрос слышит, наверное, каждый музейный сотрудник или экскурсовод, рассказывающий о знаменитой осаде Пскова в 1581 г.

Да, правда. Такое впечатляющее монументальное живописное полотно на известный исторический сюжет, созданное польским художником Яном Матейко 130 лет тому назад и представленное ныне в экспозиции Национального музея в Варшаве, существует на самом деле. Более того, эта работа самого выдающегося польского живописца XIX в., по словам художественного критика Юлиуша Стажиньского, выразившего распространенное мнение, "по праву считается вершиной художественных достижений Матейко как по силе выражения, так и по замечательной гармоничности композиции и цвета".

О другой работе Матейко, написанной семью годами позже, "Баторий под Псковом", в 1879 г., тот же исследователь творчества художника справедливо замечает, что "Битва под Грюнвальдом" стоит особняком не только в истории польской живописи, что "в истории всемирного искусства XIX столетия нет другой столь сильной по произведенному впечатлению картины великой исторической битвы". Слава Яна Матейко, его почитание на родине и за ее пределами были беспримерны. Триумф "Битвы под Грюнвальдом" (1878 -1879 гг.) сродни тому ошеломляющему восторгу, в который почти полвека до того повергла Европу "Помпея" Карла Брюллова.

Первые этюды к картине "Баторий под Псковом" Ян Матейко сделал в 1869 г. Три года спустя работа была завершена. В это время художник уже широко известен, он принят Европой: две золотые медали и орден Почетного легиона в Париже убедительно о том свидетельствуют. В 1874 г. Матейко выставляет своего "Батория..." в столице Франции. Восторженный прием работы живописца завершается избранием его членом Institut de France и сразу за этим - членом Берлинской академии искусств.

ЯН-АЛОИЗИЙ МАТЕЙКО родился в 1838 г. в Кракове. В это время его великий русский собрат Карл Брюллов, обласканный европейской славой, уже третий год всецело захвачен грандиозным по размаху замыслом-работой над исторической картиной "Осада Пскова польским королем Стефаном Баторием в 1581 г.". И, конечно, ничто не предвещало в тот год, что родившийся в семье краковского преподавателя музыки, чеха по национальности, мальчик тридцать с лишним лет спустя с неменьшим увлечением, полной отдачей недюжинных своих сил и огромного художественного дара уйдет в создание живописного полотна на тот же самый сюжет.

Может быть, имея в виду эту работу художника, на исходе века Илья Репин напишет: "Матейко имел великую национальную душу и умел горячо и кстати выражать любовь к своему народу своим творчеством. В годину забитости, угнетения порабощенной своей нации он развернул перед ней великолепную картину былого ее могущества и славы".

Надо сказать, что современная Матейко русская художественная демократическая критика с большой похвалой, часто переходящей в восторженное почитание, откликалась на картины польского живописца. Так, И. Е. Репин, впервые увидевший "Стефана Батория под Псковом" и тогда же высоко его оценивший на Всемирной выставке в Вене в 1873 г., год спустя писал об этой картине из Парижа П. М. Третьякову: "Матейко тоже красуется (венская его вещь "Стефан Баторий"), интересная вещь и серьезная, но французы ее не понимают, называют ковром гобелена".

Но возвратимся к интересующей нас картине, о которой и в России, и в Европе, при жизни Яна Матейко и по его кончине, было сказано немало любопытного и противоречивого. Известные своей откровенно чрезмерной литературностью критические обзоры современного искусства В. В. Стасова не обошли стороной и творчество польского художника. В статье-обзоре он пишет: "Нынешнее искусство в Европе": "...все его картины громадных размеров, и тут-то, на десятках больших фигур, в настоящий рост, выказывается капитальное его мастерство. У него нет других сюжетов, кроме отечественных, оттого так сильно и правдиво все, что он пишет. Характеристики его почти всегда изумительны по верности, и ничто не может быть историчнее, чем иезуит Поссевин, уговаривающий зверообразного Стефана Батория, с надменностью сидящего на медвежьей; шкуре, внять мольбам русского посольства, вымаливающего мир. Иезуитский взгляд, иезуитские мягкие, точно бескостные пальцы, протянутые и доказывающие, физиономии мужиковатых и смирных русских бояр, блеск польского лагеря под Псковом, с крылатыми всадниками и полуазиатскими канцлерами и воеводами, - таких картин немного встретишь в европейских музеях". И, выделяя Матейко среди "художников, наделенных истинным даром историчности", как бы в подтверждение высочайших творческих возможностей этого исключительного дарования, глашатай русского демократического искусства замечает: "Что касается до русского духовенства и послов, то, кроме великолепных, талантливых попыток покойного Шварца, ни одна еще из всех наших исторических картин не представляла с такою поразительною верностью индивидуумов древней Руси, с их финско-татарскими физиономиями, тяжелым складом и покорными глазами".

Сложившийся в современной Стасову России общественный порядок и все то, с чем связана история Отечества, настолько ненавистны этой одиозной фигуре, что во всем, хоть чем-то их унижающем, он видит проявление и выдающегося таланта художественной личности, и некую историческую закономерность, направленные на их разрушение.

Известно, какое глубокое влияние на польскую культуру и искусство оказало восстание 1863 - 1864 г.г. и его жестокое подавление. Обращение к прошлому, к старой истории с ее славными и гордыми именами и событиями становится определяющим в творчестве крупнейших польских художников, поэтов, драматургов, историков. К этому времени относится и работа Яна Матейко над картиной "Баторий под Псковом", в которой живописец, как пишет современный историк искусства, "приходит к безудержному прославлению феодально-магнатской Польши, к утрате понимания истинного хода исторического процесса". О присутствии в картине своеобразного "апофеоза высокомерного и деспотичного монарха" говорит и уже упоминавшийся нами ранее автор монографии о художнике Юлиуш Стажиньский, обращающий все же внимание на то, что "в этой картине художник мог легко воспользоваться подходящим историческим сюжетом для поверхностного и непродуманного восхваления победы польского оружия. Матейко же, наряду с представлением побежденных во всем присущем им местном колорите, подчеркнул их образ, исполненный достоинства и благородной гордости".

Центральная фигура картины, конечно же, сам Стефан Баторий, восседающий на походном троне, поставленном на шкуру медведя. Рыцарские доспехи, шпага, атласная мантия, высокомерный, надменный взгляд полузакрытых глаз, как бы завершающий продуманную театральную постановку фигуры монарха, составляют единый образ героя, подчинившего своему величию все, происходящее вокруг. Справа от короля - в полный рост фигура канцлера Яна Замойского, когда-то выделенного Баторием среди краковского дворянства, обласканного почестями и наделенного огромной властью: канцлерской печатью, гетманской булавой и, в довершение ко всему, рукой племянницы монарха Гризельды.

В центре горизонтального холста - выразительная фигура папского легата Поссевина, который при содействии иезуитов прилагал немалые усилия для распространения в России влияния Ватиканского престола. В каком-то смысле (и композиция картины это подтверждает) все, представленное художником действо (и справа, и слева) происходит вокруг Поссевина. В одной из своих статей В. В. Стасов назвал работу Матейко "Иезуит Поссевин уговаривает зверообразного Стефана Батория выслушать русских послов, просящих мира". И если есть какие-то основания говорить о наличии в картине Матейко некоторого психологизма, то, несомненно, это касается исключительно персоны Поссевина, необычайно глубоко, психологически убедительно и исторически достоверно переданной художником.

Со стороны "просящих мира" выделяются два персонажа - коленопреклоненный владыка полоцкий Киприан, в богатом, шитом золотом облачении, на дорогом плоском блюде протягивающий польскому королю хлеб, видимо, символизирующий просьбу о пощаде и мире. Несколько в стороне от владыки Киприана, скорее с трудом, по-стариковски, приседающий, нежели падающий на колени, - Иван Нащокин.

Картина "Баторий под Псковом", как и другие исторические работы Матейко, насыщена тщательно проработанными деталями. Что касается исторического реквизита: одежды, вооружения и прочего, то здесь с Матейко трудно кому-либо соперничать. В этом плане произведение изобразительного искусства, как это иногда случалось, становится еще и историческим документом. Вспомним, что в 1860 г. Матейко завершил работу над альбомом "Одежда в Польше", который и по сей день является образцом научного подхода художника к "искусству кройки и шитья". В России Х1Х-го века подобную работу блестяще исполнил Федор Григорьевич Солнцев.

Ян Матейко прожил недолгую жизнь: он умер пятидесяти пяти лет. Оставленное же художником наследие - велико и значимо не только для его родины. Влияние Матейко испытали на себе многие. Так, выдающийся польский драматург и художник Станислав Выспяньский в 1886 г. сделал попытку создать драматургическое произведение "Баторий под Псковом". Непосредственным источником, предметом вдохновения для драматурга послужила картина Матейко. И впоследствии Ст. Выспяньский неоднократно предпримет попытки перенесения живописи Матейко на сцену. "Большие композиции Матейко навсегда останутся для него источником вдохновения, особенно в поэтических и драматических произведениях", -пишет биограф и исследователь творчества Ст. Выспяньского Алиция Оконьска.

Когда-то В. Стасов написал о Матейко: "Если этот человек подольше проживет, мы, наверное, дождемся от него еще многих взмахов могучего орлиного крыла". К сожалению, земной путь польского художника оказался коротким. Его же искусство никого не оставляет равнодушным и поныне.

Владимир ГАЛИЦКИЙ, заведующий художественным отделом Псковского Государственного объединенного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника


Картина Матейко это своего рода аллегория борьбы Стефана Батория и Ивана Грозного. Матейко тщательно изучал исторический материал и эпоху, которым были посвящены его картины. Артист прекрасно знал, что Баторий не мог принять московского посольства, потому что уже 1 декабря его не было под Псковом, кстати, послы царя Ивана ни разу не появились в польско-литовским лагере.
Чтобы правильно понять смысл работ Матейко надо не только хорошо разбираться в истории, но также обратить внимание на мелкие детали появляющиеся на картинах. На них накоплено множество исторических персонажей и символов. С одной стороны Матейко верно отдавал историческую действительность, с другой позвалял себе на далеко идущию артистическую свободу.
К примеру, на картине Станислав Жолкевский в 1582 году представлен в гусарском наряде 17гo столетия. Надо также обратить внимание на вид будущего гетмана, который держит саблю только частично всунутую в ножны. С другой стороны костьюм Батория Матейко отдал с полной исторической точностью. Доспехи, шкофия а также сабля которую Баторий держит в руках лично принадлежели королю. На живописи представлена также „черная легенда” папского легата Поссевино, которая по сий день существует в польской историографии. На этой живописи, так как и на других картинах Матейко, большое число исторических личностей тонкостей и символов без знания которых трудно сказать о нее с толком.

В связи с картиной Матейко у меня вопрос к форумчанам. Может кто-то знает ответ. В описаниях картинты Матейко нашел информацию, что этa персонa Изображение этo Федор Оболенский, дело однако в том, что присутсвие никакого Федора Оболенского под Псковом в 1581-82 гг мне не известено. В РБСе тоже нету следа по таком человеке. Выл ли вообще в 80тых годах 16 в. какой-нибудь Федор родом из этого княжеского рода занимающий должность хотя бы среднего ранга в Московском Государстве?
Аватара пользователя
hetyta
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 123
Зарегистрирован: 13 мар 2007, 17:32

Сообщение thor » 13 май 2009, 07:27

Надо искать прежде всего в разрядных книгах, а потом посмотреть, к примеру, в "Бархатной книге". Ежели камрад hetuta неплохо читает по русски, то ссылка на разряды вот: http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Russ/xv.htm
Однако ежели камрад может подождать, то поищу у себя в укопах, может, найдем что-либо более конкретное... :D :wink:
cogito, ergo sum
Аватара пользователя
thor
Модератор форума
Модератор форума
 
Сообщения: 7725
Зарегистрирован: 18 апр 2006, 11:14
Откуда: Белгород

Сообщение thor » 14 май 2009, 12:52

Сыскал таки в разрядных книгах только одного князя из рода Оболенских, который подходит вроде бы как под означенного персонажа с картины Матейко. Речь идет о воеводе князе Федоре Ивановиче Лыкове, сыне Ивана Васильевича Лыкова (служил князю Андрею Старицкому), внуке Василия Ивановича Лыкова, правнуке Ивана Владимировича Лыко Оболенского (служил Ивану III и его брату Борису), правправнуке Владимира Ивановича Тарусского, правправправнуке Ивана Константиновича Тарусского, пятого сына Константина Юрьевича Оболенского, сподвижника Дмитрия Донского.
О карьере князя. Федор Лыков впервые появляется на страницах разрядных книг в сентябре 1549 г., когда на свадьбе Андрея Старицкого стоял у княжеского изголовья (следовательно, он родился скорее всего во 2-й пол. 30-х гг. XVI в.). В марте 1555 г., когда была свадьба Владимира Андреевича Старицкого, Федор нес каравай к церкви. В 1558 г. участвовал в ливонском походе головой в полку левой руки. Следующий шаг в его карьере – голова в передовом полку в ливонском походе 1560 г. В чине стольника князь был есаулом в государевом полку в Полоцком походе 1562/1563 гг., командовал 96 детьми боярскими. В 1570 г. Федор был наместником в Новгороде-Северском, затем в 1571-1574 гг. годовал в Полоцке, а осенью того же был назначен 2-м воеводой сторожевого полка в планировавшийся поход на Колывань (Ревель). С марта 1577 г. Федор был наместником в Невеле. В июне 1579 г., когда Иван Грозный собирался походом на Ливонию, Федор Лыков был головой в государевом полку. В 1580 г. был назначен 1-м воеводой в Великие Луки, где и был взят в плен 5 сентября того же года, когда город был взят войсками Стефана Батория. И, судя по тому, что в разрядных книгах он больше не появляется (следующий Оболенский-Лыков с теми же инициалами, что встречается при Федоре Ивановиче и при Борисе-царе – его родственник, Ф.И. Лыков-Белоглаз), Ф.И. Лыков помер или в плену, или же вскоре после возвращения из него. В общем, захудалый князюшка, самое большее, чего он достиг, так это чина окольничего. :D :wink:
cogito, ergo sum
Аватара пользователя
thor
Модератор форума
Модератор форума
 
Сообщения: 7725
Зарегистрирован: 18 апр 2006, 11:14
Откуда: Белгород

Сообщение Alexy » 20 май 2009, 16:40

Vilas писал(а):Молодец Дубонис. Но главная его заслуга - "открытие" социального слоя древней Литвы (в русской письменности ВКЛ - "леити", "лейти"), давшее название этносу и Литве.
Лейды (это слово в славянских языках преобразилось в люди, а в немецком - лёйтэ) - это разве какой-то высокопоставленный социальный слой? Я думал, что это простолюдины?
Alexy
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 55
Зарегистрирован: 08 янв 2006, 03:08

Сообщение ramtamtager » 02 июн 2009, 00:21

Vilas писал(а):
Фрерин писал(а):Да? а кто тогда же вошел в состав Речи Посполитой, кроме Польши? Вначале Литва была поглащена Польшей (некоторые районы успели перебежать в Россиию.)

Речь Посполита формально была федерацией равноправных. Вам, наверное, это известно: как и Польша, Литва сохранила свою армию, законы, денги, гражданство и даже внешнюю политику (правда, только по сношениям с Москвой - в восточном направлении после возвышения Московиии осталось только одно государство). Литва жила своей жизнью. Был общий парламент и монарх. Другое дело, что, глядя со стороны, в такой федерации главенствовала Польша, а в ВКЛ - польская культура и язык. Беда в том, что литовского письменного языка долго небыло, а когда появился - было слишком поздно, общественность к тому времени ополячилась. Это обстоятельство не дало утвердиться и русскому языку, который имел все шансы стать главным языком общества, а не только в канцелярии. Мы в Литве это называем платой за скорейшую цивилизацию. И в правду - Литва в 16 веке ничем особенно неотличалась от других стран центральной Европы, в смысле цивилизованности.

Фрерин писал(а):А потом уж Россия...


Нет, это война с Московией заставила Литву скорее заключить унию с Польшей. А после "потопа", ученённого московитянами, Литва потеряла даже и теоретические шансы быль великой державой.

Не московитами,а русскими.
А вот про устроенный русскими потоп можно поподробнее?
Особенно как русские устроили польско-шведскую войну и восстания казаков.
ramtamtager
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 97
Зарегистрирован: 11 апр 2007, 00:40

Пред.

Вернуться в Средние века

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 33