Helgi » 06 май 2007, 15:46
Время правления Карла IX это непрекращающиеся религиозные войны. И, как мне показалось, французская историография (не беллетрист Дюма) не менее безжалостна к этой эпохе. Однако, общая оценка событий эпохи не переносится на короля по той причине, что он уже не управлял происходившим, что трудно сказать о царе Иване.
Религиозные войны бессмысленно сравнивать с политические убийствами и садизмом приписываемым Ивану Васильевичу. Необходимо понимать психологию человека XVI века. Вообще для большинства людей собственноручно лишить жизни себе подобного это личностная катастрофа. Для человека того времени убить единоверца – грех. Грозный признает это и кается. Верить или не верить, это скорее вопрос жизненных ориентиров. Можно сказать, что зверство Ивана Грозного это измышления врагов сдобренные мифологизированной историей от Романовых, а можно представить царя как кровопийцу а-ля Влад Цепеш, садистом убивающих ради удовольствия.
И то и другое недоказуемо, так как вопрос идеологический. У меня на днях была содержательная беседа. Приблизительно такого характера:
- Разорил Новгород.. в проруби топил…
- вражеская пропаганда, синих новгородских младенцев до сих пор никто из проруби не достал. Где доказательства. Давайте, предъявляйте младенцев. Нет? Тогда не трогайте православного царя.
- Так ведь заброшен был город... Не сами ж они ушли?
- И поделом. За измену. А кто ключи врагу предлагал!?
- Не по-людски это.
- А гугенотов на пиках носить это по-людски?
- Тоже не по-людски. Курбский ведь пишет…
- Враг он и предатель, врет все.
- А немцы говорят…
- Подкуплены! Немчуре врать, что с горы катиться. Врут, все врут. Это же пропагандистская компания против русских. Очернить хотели русского царя, мол мясом человеческим питается, душегубец и содомит. Целую историю сочинили. А он примерный муж и хороший отец...
- Стоп, стоп, стоп. Так вы ж говорите они все 16 веке душегубцы и содомиты. В чем же преступление если он такой же как все?
- Так они хотели показать что он больше всех содомит и душегубец.
- Даже больше Генриха III?
- Больше.
- И больше Тюдоров?!
- Конечно, его родимого, светлого и безвинного очернить хотели и до сих пор попрекают тем, что другим в заслугу ставят.
- Да, но почти все боярские фамилии в его правление исчезли…
- Жалел сильно народ, вот своевольное боярство то и извел. Вырожденцы они были – пьянство, инцест и излишества нехорошие. Вот сами и пресеклись. А тех немногих кого побил… так то не со злобы. Все ж для дела! Не хочется, а надо. Бывало, посадят на кол боярина, тот кровью изойдется, глаза выпучит мутные, ждет когда кол из горла выйдет. А царь-то не злобствует – сразу жалеть, причитать, свечку поставит пудовую, образок монастырю подарит. В какой монастырь не заедешь, везде есть икона Иваном Васильевичем подаренная. Вот такой красоты душевной человек был. А какие письма писал проникновенные, уууу! Светел и ясен был наш венценосный лирик. Жаль только не всех бояр извел….
- ага, а то б тогда после него Малюта правил )))) Ну а людей-то зачем мучил?
- А что, Петр не мучил?
- Да черт с ним с Петром, не о нем речь!
- А что это Петру можно головы рубить, а Ивану нельзя?!
- …и Петру нельзя, поделикатней нужно решать такие дела… бел кольев, без отрывания бород и конечностей.
- Нельзя деликатней! Время было такое. Это же не он. Это время виновато. А еще бабки, прабабки-отравительницы, отец самодур. Гены такие, понимаете, наследственность дурная.
- Так все-таки безвинно людей убивал?
- Необходимые издержки. Вы верно судите по своим либеральным меркам – раз садист, значит непременно негодяй. Вы и Родину наверное не любите?
- Я не либерал вовсе. Боже упаси либералом быть! Я вообще к политике равнодушно отношусь.
- Так чего ж вам все русское противно? Не любите нашего доморощенного, исконного, березкавового генриха-восьмого!
- Не люблю, не симпатичен он мне. Эта крючковатый нос, борода-мочалка нелепая…
- Вот! В этом ваша проблема. Вы изначально предвзято подходите к личности грозного царя. Россию не любите, в романовскую мифологизированную историю поверили! Ничего мы вас еще научим…
Мне кажется, что это вопрос мировоззренческий. Он выходит за плоскость истории в морально-этическое измерение. Поэтому НИКАКОГО взаимопонимания здесь не может быть. Как с детства повелось, кому ермолка нравится, кому сюртук с брыжами, кому кафтан с рукавами.
я так думаю