В чём суть летописного рассказа о призвании руси?

Модераторы: Лемурий, Tibaren

Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?

Сообщение Алексан » 02 апр 2015, 16:26

Арсений писал(а):Нужен сам комментарий или отзыв о комментаторе? Фемистий "признавал нематериальную природу «деятельного ума». Более подробно тут (http://iph.ras.ru/uplfile/smirnov/ishraq/3/28_rushd.pdf )

"Проблемой ума и возможного бессмертия души также занимался Фемистий (ок. 317–388), условно относимый к перипатетикам. Условно, потому что помимо явно доминирующего «аристотелевского бэкграунда» в его текстах весьма заметны черты влияния платонизма и стоицизма, противоречащие «ортодоксальному аристотелизму». Его парафраз к «О душе» Аристотеля во многом учитывает опыт Александра Афродисийского (в особенности, его утраченный трактат «О душе»). Он, как и Александр Афродисийский, признавая нематериальную природу «деятельного ума», утверждает, что, согласно Аристотелю, говорить об индивидуальном бессмертии человеческой души невозможно.
Как видно, работ по философии Аристотеля крайне мало. Без преувеличения можно сказать, что традиции комментирования Аристотеля в нашей стране практически отсутствуют. Впрочем, это неудивительно. До сих пор не все тексты Аристотеля переведены на русский язык. Если стараниям Лосева мы имеем все же имеем «Русского Платона», «Русский Аристотель», к сожалению, пока еще не состоялся. Правда, некоторые положительные изменения нельзя не заметить. Появляются новые переводы Аристотеля. Например, «О памяти и припоминании» в переводе С.В. Месяц (см. «Вопросы философии», № 7, 2004. С. 158–173). В Санкт-Петербурге в 2004 г. вышли единой книгой три трактата Аристотеля (О чувственном восприятии. О памяти. Протрептик ) в переводе и с комментариями Е.В. Алымовой (СПб.: Изд. дом СПбГУ, 2004). Наконец, в сборнике «Интеллектуальные традиции Античности и Средних веков» (Москва: Кругъ, 2010) в переводе М.А. Солоповой можно ознакомиться с трактатом «О предсказаниях во сне».(http://www.intelros.ru/readroom/rus_mir ... telya.html )
Сложившаяся ситуация свидетельствует не об уровне квалификации переводчиков и исследователей Аристотеля, но о некоторой институциональной слабости гуманитарной науки в России. Остается все же надеяться, что появление русского Аристотеля и русской аристотелевской школы — это вопрос времени."

Чертовски приятно иметь дело с образованными людьми! Но я имел ввиду, естественно, комментарий к "О небе".
Многознание не научает уму. Ибо, в противном случае, оно научило бы Гесиода и Пифагора, а также Ксенофана и Гекатея.(VI.в) --- Если бы я читал также много, как другие, то я был бы также невежественен, как они.(XVIIв.)
Алексан
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 2192
Зарегистрирован: 18 дек 2012, 20:39
Откуда: Челябинск

Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?

Сообщение Алексан » 02 апр 2015, 16:28

Nikola писал(а):
Алексан писал(а):Тема активизировалась. Но много воды. О нападении русских на Константинополь в 626 году никто не слышал?

Источник не назовете, в котором аварские союзники названы русскими?

Один грузин. XI век. Работал в Афоне.
Многознание не научает уму. Ибо, в противном случае, оно научило бы Гесиода и Пифагора, а также Ксенофана и Гекатея.(VI.в) --- Если бы я читал также много, как другие, то я был бы также невежественен, как они.(XVIIв.)
Алексан
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 2192
Зарегистрирован: 18 дек 2012, 20:39
Откуда: Челябинск

Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?

Сообщение Алексан » 02 апр 2015, 16:32

Хочу позволить себе ответить на вопрос темы "В чём суть летописного рассказа о призвании руси?"
В том, что это туфта. Или - как выражался Иловайский - домыслы досужих книжников, хотя я с ним не согласен в определении.
Многознание не научает уму. Ибо, в противном случае, оно научило бы Гесиода и Пифагора, а также Ксенофана и Гекатея.(VI.в) --- Если бы я читал также много, как другие, то я был бы также невежественен, как они.(XVIIв.)
Алексан
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 2192
Зарегистрирован: 18 дек 2012, 20:39
Откуда: Челябинск

Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?

Сообщение bergu » 02 апр 2015, 16:44

ИВК писал(а):Вы как себе представляете русь 9 века, если попробовать нарисовать целостную картину? Вот живёт в Восточной Европе в 9 веке (ещё до 839 года появился, во всяком случае) народ, именующий себя русью; в его руках власть над территорией, где проживают некоторые другие народности. Допустим, что он варяжского происхождения и что даже его самоназвание когда-то произошло от руотси - и что это, по большому счёту, меняет? Всё равно ведь руси нужно, чтобы никакие "варяги из заморья" сюда не лезли, не грабили и дань брать не пытались; ну разве что в качестве наёмников понадобятся. То есть русь - объективно антиваряжская сила, она организует местное население для противостояния варяжской экспансии. Противоречит ли этому сообщение летописи о варяжском происхождении самой руси? Да ни в малейшей степени. Ну, предположим, пришла русь из Скандинавии когда-нибудь в 8 веке, а в 9 веке какое это уже имеет практическое значение, если русь к тому времени нашла общий язык с населением севера Восточной Европы и является препятствием для варяжской агрессии, а никак не её проводником?


Опять же не было никакой Руси, как не было никакого государства до Киева. Просто через угро-финские земли проходили торговые пути людей из роса. Одни водили суда и торговали, другие запирали волхов крепостями и ставили росов на дань. Дербент например это эталон запирающей крепости. Горы с одной стороны, с другой узкая полозка по берегу моря, которая запиралась рвом и насыпью. Каменая Любша строилась только для этого, для сбора дани. И имено на Любшу напали подошедшие с балтики словены.
С одной целью, запереть волхов и продолжать собирать дань. Кстати престолонаследие в Киевской Руси шло по сложным скандинавским обычаям. Полное дробление.
bergu
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 304
Зарегистрирован: 29 авг 2013, 00:25

Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?

Сообщение Лемурий » 02 апр 2015, 16:50

ИВК писал(а):Ладога русская, а не скандинавская. И то, что Олег туда зачем-то ушёл (если его уход - не вымысел), меня нисколько не удивляет, поскольку я считаю, что фактический центр Руси до княжения Ярослава включительно находился на волховском севере.

А "русь"-то откуда по-Вашему? А про "нескандинавскую Ладогу" это Вы А.Н.Кирпичникову расскажите, который своими руками скандинавские археологические находки при раскопках Старой Ладоги из земли доставал:

:arrow: Кирпичников А.Н. Первая столица Руси Старая Ладога
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24130
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?

Сообщение bergu » 02 апр 2015, 16:51

Алексан писал(а):
bergu писал(а):Надо все же вам посмотреть на историю Швеции......

Абсолютно правильное замечание! Но для этого надо обратиться к первоисточникам. А их есть даже несколько IX-XI веков. И очень подробных. И, что характерно, там нет ни грамма о призвании варягов или кого-бы ещё там ни было на Русь. Могу назвать, хотя люди, которые берутся рассуждать об этом предмете, должны их знать..


Ну да.... зато полно рун быбитых на камнях, о торговых путешествиях людей из роса в греки и к арабам.
Куда это будем девать? Опять не правда?
bergu
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 304
Зарегистрирован: 29 авг 2013, 00:25

Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?

Сообщение ИВК » 02 апр 2015, 16:52

bergu писал(а):Опять же не было никакой Руси, как не было никакого государства до Киева. Просто через угро-финские земли проходили торговые пути людей из роса. Одни водили суда и торговали, другие запирали волхов крепостями и ставили росов на дань. Дербент например это эталон запирающей крепости. Горы с одной стороны, с другой узкая полозка по берегу моря, которая запиралась рвом и насыпью. Каменая Любша строилась только для этого, для сбора дани. И имено на Любшу напали подошедшие с балтики словены.

А дальше-то что? Меня особо интересует, как вы представляете себе отношения этих гипотетических росов, во-первых, с местным восточноевропейским населением, а во-вторых, с другими норманнами... или тем до Восточной Европы дела не было?

bergu писал(а):Кстати престолонаследие в Киевской Руси шло по сложным скандинавским обычаям. Полное дробление.

Полное дробление - это специфически скандинавский обычай? :? И когда это на Руси было полное дробление, в какую эпоху? Другие страны дробились ещё сильнее.
Не пью, не курю, не смотрю телевизор, не пользуюсь Windows.
Аватара пользователя
ИВК
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 188
Зарегистрирован: 04 окт 2013, 13:40
Откуда: Онега

Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?

Сообщение ИВК » 02 апр 2015, 16:56

Лемурий писал(а):А "русь"-то откуда по-Вашему? А про "нескандинавскую Ладогу" это Вы А.Н.Кирпичникову расскажите, который своими руками скандинавские археологические находки при раскопках Старой Ладоги из земли доставал:
:arrow: Кирпичников А.Н. Первая столица Руси Старая Ладога

Нескандинавская в политическом смысле. Потому что контролировалась русью, а не подчинялась некой находящейся в Скандинавии власти.
Не пью, не курю, не смотрю телевизор, не пользуюсь Windows.
Аватара пользователя
ИВК
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 188
Зарегистрирован: 04 окт 2013, 13:40
Откуда: Онега

Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?

Сообщение Лемурий » 02 апр 2015, 17:01

ИВК писал(а):
Лемурий писал(а):среди подписавших договор с греками те, кто "оружием" клянется Карлы, да Фарлавы

Эти имена как-то доказывают, что русь представляла в Восточной Европе интересы, скажем, Швеции?

Доказывает, что войско было НЕ однородным и варяжский элемент присутствовал. Славяне "оружием" не клялись, впрочем как и "колотым златом":

[cм. С.924 со слов] В скандинавской устной и письменной традиции встречается священное золотое кольцо, на котором давали клятвы. Такие кольца засвидетельствованы также у готов. Принадлежность дружин первых русских князей к скандинавской культуре отрицать нет необходимости....
---
Введенский А. М. Договоры Руси с греками X в.: Клятва Святослава Игоревича. Проблемы интерпретации выражения «колоти яко золото»// ТОДРЛ, т.57, СПб., 2006, С.916-926.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24130
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?

Сообщение Алексан » 02 апр 2015, 17:02

bergu писал(а):
Алексан писал(а):
bergu писал(а):Надо все же вам посмотреть на историю Швеции......

Абсолютно правильное замечание! Но для этого надо обратиться к первоисточникам. А их есть даже несколько IX-XI веков. И очень подробных. И, что характерно, там нет ни грамма о призвании варягов или кого-бы ещё там ни было на Русь. Могу назвать, хотя люди, которые берутся рассуждать об этом предмете, должны их знать..


Ну да.... зато полно рун быбитых на камнях, о торговых путешествиях людей из роса в греки и к арабам.
Куда это будем девать? Опять не правда?

Я говорю о первоисточниках, введённых в научный оборот. А руны введены?
Многознание не научает уму. Ибо, в противном случае, оно научило бы Гесиода и Пифагора, а также Ксенофана и Гекатея.(VI.в) --- Если бы я читал также много, как другие, то я был бы также невежественен, как они.(XVIIв.)
Алексан
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 2192
Зарегистрирован: 18 дек 2012, 20:39
Откуда: Челябинск

Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?

Сообщение Алексан » 02 апр 2015, 17:05

ИВК писал(а):
Лемурий писал(а):А "русь"-то откуда по-Вашему? А про "нескандинавскую Ладогу" это Вы А.Н.Кирпичникову расскажите, который своими руками скандинавские археологические находки при раскопках Старой Ладоги из земли доставал:
:arrow: Кирпичников А.Н. Первая столица Руси Старая Ладога

Нескандинавская в политическом смысле. Потому что контролировалась русью, а не подчинялась некой находящейся в Скандинавии власти.

Истинная правда! ИВК, как вам удалось сказать правду?
Многознание не научает уму. Ибо, в противном случае, оно научило бы Гесиода и Пифагора, а также Ксенофана и Гекатея.(VI.в) --- Если бы я читал также много, как другие, то я был бы также невежественен, как они.(XVIIв.)
Алексан
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 2192
Зарегистрирован: 18 дек 2012, 20:39
Откуда: Челябинск

Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?

Сообщение ИВК » 02 апр 2015, 17:07

Лемурий писал(а):Доказывает, что войско было НЕ однородным и варяжский элемент присутствовал.

А я это разве отрицаю? Да там могло быть сколько угодно варягов на службе у руси.
Не пью, не курю, не смотрю телевизор, не пользуюсь Windows.
Аватара пользователя
ИВК
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 188
Зарегистрирован: 04 окт 2013, 13:40
Откуда: Онега

Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?

Сообщение Nikola » 02 апр 2015, 17:20

ИВК писал(а):Когда именно поляне стали русью, по вашему мнению?

А кто их знает... ясно, что Рюрик тут не при делах, если он не киевлянин, конечно. Отметим - нет известий о каком-либо переселении народа Русь с Волхова на Днепр, а ведь с Рюриком пришла вся русь. Олег с собой взял только малолетнего Игоря. А набег руси на Царьград одномоментен призванию варягов словенами... теоретически - почему бы и нет, прибежали на Ладогу и, не перекурив, сразу рванули Царьград штурмовать. Ну, под угрозой отключения интернета я в эту чушь поверю, куда я денусь. Значит, русь уже существует на момент призвания. Но хохма в том, что как "русь" (или похоже по написанию) могли одновременно быть известны разные общности, кто-то только скандам, кто-то только арабам, кто-то только ромеям...
Nikola
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1566
Зарегистрирован: 09 сен 2006, 13:12
Откуда: Москва

Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?

Сообщение Алексан » 02 апр 2015, 17:26

Nikola писал(а):
ИВК писал(а):Когда именно поляне стали русью, по вашему мнению?

А кто их знает... ясно, что Рюрик тут не при делах..... А набег руси на Царьград одномоментен призванию варягов словенами... теоретически - почему бы и нет, прибежали на Ладогу и, не перекурив, сразу рванули Царьград штурмовать......

Николя, с Фотием у вас как отношения?
Многознание не научает уму. Ибо, в противном случае, оно научило бы Гесиода и Пифагора, а также Ксенофана и Гекатея.(VI.в) --- Если бы я читал также много, как другие, то я был бы также невежественен, как они.(XVIIв.)
Алексан
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 2192
Зарегистрирован: 18 дек 2012, 20:39
Откуда: Челябинск

Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?

Сообщение Лемурий » 02 апр 2015, 17:30

ИВК писал(а):Нескандинавская в политическом смысле. Потому что контролировалась русью, а не подчинялась некой находящейся в Скандинавии власти.

    "Ладогу, лежащую в самом начале этого пути, варяги освоили, согласно имеющимся археологическим данным, уже во второй половине VIII в., на остальной же части этого пути они археологически прослеживаются только со второй половины IX в. Осевшие в Ладоге скандинавы, составлявшие здесь, "вероятно, сравнительно самостоятельную политическую организацию" (Лебедев 1975. С. 41), создали топоним Aldeigja, а затем дали городу имя Aldeigjuborg, в соответствии с привычной для себя топонимической моделью X- borg..."
    ---
    Джаксон Т.Н. АЛЬДЕЙГЬЮБОРГ: АРХЕОЛОГИЯ И ТОПОНИМИКА
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24130
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Пред.След.

Вернуться в Средние века

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 97

cron