Надписями на змеевиках кроме филолога Г.И. Дестуниса никто не занимался, хотя там есть одни из самых древних текстов, тисненых русскими буквами. Ю.Ю. Шевченко писал об этом в конце 19 века. Сегодня продолжается игнорирование этих текстов. наверно, считающихся написанных с ошибками.
Ю.Ю. Шевченко пишет о "умном" делании" молитвы в храме. Оно присуще исихазму, идеи которого были сформулированы еще в первом тысячелетии н.э. Однако, физиология состояния исихаста при "умном делании" молитвы не расшифрована, как не расшифровано состояние нирваны в йоге. Остается писать про философию этого состояния, мистику и т.д. На западе от молитв отходят, возвращаясь к йоге и сдавая храмы йогинам в аренду.
"Концентрация внимания при таком «молчаливом делании» - «умной молитве», предусматривало концентрацию внимания на области пупка (рис.53:9), что совпадает с локализацией таинственной «hystera»: «истера» = «утроба» = «живот – жизнь» в молитвенной формуле на медальонах-змеевиках. Эту «hystera» симолизирует на амулетах-змеевиках изображение Горгоны Медузы, или сходного с ней образа пещерницы-титаниды - Змеедевы Ехидны. «Можно констатировать, что около Х в. этот, несомненно, магический образ [образ Медузы – сильнейшей из трех сестер-Горгон, - Ю.Ш.] появился в пространстве византийской культуры в готовом виде, не неся на себе следов продолжающегося становления» [Переседов И.Г., 2004, с.109]" (
http://www.rusarch.ru/shevchenko4.htm ).
"Крупнейший современный исследователь исихазма о. Иоанн Мейендорф (1926—1992) выделяет несколько значений термина:
Отшельническое монашество анахоретов-молчальников;
Особая школа и техника («умное делание»), ядром которой является непрестанное творение в уме молитвы Иисусовой «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного», а целью — уподобление Христу, видение Фаворского света и обо́жение;
Обосновывавшее исихастскую практику догматическое учение св. Григория Паламы и его последователей, которое шире богословия энергий, и начатое Паламой церковное движение (паламизм) (хотя о. Иоанн Мейендорф замечает, что паламиты, возглавлявшие византийскую церковь, могут быть названы исихастами лишь с оговорками[3]);
Явление в религиозной жизни России XIV—XVI вв.[2][4].
Религиовед Е. А. Торчинов высказал мнение, что для утверждений о существовании генетической связи между йогой и исихазмом в настоящее время оснований не существует, однако экстаз в аскезе православия имеет очень близкое сходство с состоянием самадхи индийских традиций. Он также отметил сходство психотехнических процедур, используемых в исихазме (задержки дыхания, особые позы, визуализация, концентрация внимания на определённых участках своего тела), с психотехническими процедурами, используемыми в йоге. В частности,
Торчинов указал, что умная молитва исихастов («Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас грешных») является сильным универсальным психотехническим методом, аналогичным повторению «великой мантры» «Харе Кришна» в индийском вишнуистском бхакти или повторению имени будды Амитабхи в амидаизме[47].
действительно подобной восточным практикам, видение каких бы то ни было ликов, подобная эффектам любых легальных и нелегальных наркотических веществ, «энергетиков» и т. д. потеря контроля над сознанием вместо достигаемой православной исихастской практикой предельной собранности сознания расцениваются православными исихастами как «обман и забава сатанинская». Православное учение об исихазме открывает один из «методов», следовать которому, в отличие от йоги и достижения нирваны, может не всякий верующий, а лишь праведник с твёрдой и непоколебимой верой и только с разрешения духовного наставника. Самовольная практика исихазма, без духовной подготовки и без разрешения наставника может привести, как определили Макарий Великий, Игнатий Брянчанинов, Антоний Храповицкий, к так называемой «духовной прелести»[48][49]." (
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D1 ... 0%B7%D0%BC )