thor » 23 окт 2006, 08:41
Это не могло не привести к рождению чувства взаимного отторжения Запада и Византии. «Византийское мнение о Западе не отличается особой сложностью, и его не так уж трудно понять людям Запада… Мы, – писал А. Тойнби, – «франки»…, искренне верим, что являемся избранными наследниками Израиля, Греции и Рима, – наследниками Обетования, за которыми, естественно, будущее… Византийцы делают то же самое, с той только разницей, что они приписывают себе право первородства, которое, по нашим западным убеждениям, принадлежит нам. Византийская версия мифа говорит, что не франки, а византийцы являются наследниками Обетования, избранным народом…» (Тойнби А. Цивилизация перед судом истории. М., 2002. С. 374).
Отчуждению и известному замыканию Византии, Запада и Востока способствовали также и нарастание религиозной розни даже внутри самого христианства, не говоря уже об исламе. Идеал единой христианской общины на практике так никогда и не был достигнут, и раскол христианства на западную и восточную ветви в конечном итоге привел к культурной и цивилизационной самоидентификации Византии и Запада. «Церковный раскол был важен не только сам по себе. Он превратился в символ отделения Запада, – писал по этому поводу Л.Н. Гумилев, – где в IX в. произошел взрыв этногенеза, от ортодоксального Востока. Франки и латины стали чужими для греков, они пошли по новому, оригинальному пути развития. Этносы, возникшие в это столетие на берегах Северного моря и Бискайского залива, открыли небывалые формы общежития и восприятия природы и истории и предпочли их прежним не за то, что они были лучше, а потому, что они были свои…» (Гумилев Л.Н. Древняя Русь и Великая Степь. М., 1992. С. 111).
Дело Каролингов продолжили германские императоры Саксонской династии и династии Гогенштауфенов, которые попытались вернуть к жизни имперскую идею на Западе, которая, как знамя, к тому времени выпала из рук пришедшей в окончательный упадок династии Каролингов. И снова повторилась история взаимного непризнания Византийской Империи и Империи Римской, восстановленной германскими королями. И та, и другая империи вместе претендовали на универсальность, на единственность, на исключительно право представлять образ Царства Небесного на земле, продолжения последнего земного государства накануне наступления царства Антихриста и Страшного суда (См., например: Балакин В.Д. Творцы Священной Римской империи. М., 2004. С. 344-348). Вкупе с вполне естественными политическими трениями из-за споров вокруг того, кто будет доминировать в Центральной Европе и в Италии это способствовало еще большему отдалению Запада и Востока, усугубленного продолжением церковного раскола. Трагические события 1204 г., когда крестоносцы, выступившие на защиту истинной веры и Креста от мусульман, подвергли разграблению и опустошению столицу Византийской империи, с особенной яркостью подчеркнули всю глубину пропасти между православным миром и миром католичества. О глубине пропасти можно судить по пассажу из хроники Робера де Клари: «И тогда стали скликать по всему лагерю, чтобы утром в воскресенье все явились на проповедь: венецианцы и все остальные; так они и сделали. И тогда стали проповедовать в лагере епископы — епископ Суассонский, епископ Труаский, епископ Ханетест, мэтр Жан Фасет и аббат Лоосский, и они разъясняли пилигримам, что битва является законной, ибо греки — предатели и убийцы и им чужда верность, ведь они убили своего законного сеньора, и они хуже евреев. И епископы сказали, что именем бога и властью, данной им апостоликом, отпускают грехи всем, кто пойдет на приступ, и епископы повелели пилигримам, чтобы они как следует исповедались и причастились и чтобы они не страшились биться против греков, ибо это враги господа (выделено нами – Thor)…» (Робер де Клари. Взятие Константинополя. LXXIII). Вот так и не иначе, богоизбранный народ, римляне – и хуже евреев, враги Господа!
Последний раз редактировалось
thor 23 окт 2006, 08:47, всего редактировалось 1 раз.
cogito, ergo sum