Митрий Московский писал(а):"Устами младенца глаголет истина". Шурик вобщем-то прав. Церковь на Руси до Иоана свет Васильевича была "над" государствами. Что хотели то и делали. Захотел Алексий повязать Михайлу Тверского и повязал, преступив клятвы и обычаи. Не понравилась политика нижегородских князей - отлучил от церкви, затворил храмы и пришлось тем идтить на поклон к Мите Московскому.
На поклон. Конечно конечно.
http://rusk.com.ru/lib/prav/fedotov-sv_dr_rusi.html"
князья московские и удельные посещали Сергия в его обители, и сам он выходил к ним из ее стен, бывал в Москве, крестил сыновей Дмитрия Донского, брал на себя выполнение политических поручений. Нет сомнения, что в своих политических шагах преп. Сергий руководился волей митрополита Алексия, совмещавшего сан святителя с властью правителя государства. Это Алексий посылает Сергия в Нижний Новгород к рассорившимся братьям-князьям, чтобы заставить покориться младшего, противника Москвы. По приказанию митрополита, Сергий "затворил" все церкви в Нижнем, чтобы вынудить князя к подчинению. Эта небывалая на Руси мера, соответствующая католическому "интердикту", не имела успеха, но ответственность за нее, как и за ее неудачу, ложится всецело на митрополита."
Впрочем например Н.Борисов полагает, что никакого "интердикта" вовсе не было, и все это выдумка позднейших московских книжников. Почему он так думает легко понять из следующего:
По приказу митрополита Алексия, фактически правившего Москвой, Сергий, прибывший в Нижний Новгород в составе посольства, закрыл в городе все церкви, — такая санкция широко применялась на католическом западе, но восточной традиции была неизвестна.351 В житии, написанном Епифанием, об этом двусмысленном событии, относящемся к начальной поре дружбы Сергия с Москвой, не рассказывается, и большинство летописей, перечисляя членов посольства, имя Сергия опускает, как бы стыдясь о нем упоминать. http://www.agnuz.info/book.php?id=488&url=page07.htm Митрий Московский писал(а):"
Надовал Ольг Рязанский томуж Мите по сусалам и Сергий идет пешком в Рязань уговаривать "зломудрого князя" заключить с Митей мир. Как хотела Церковь, так и творилась Политика. Да и Москва стала центром исключительно по воле Церкви, нравится это кому или нет. И князей Церковь ставила по своему разумению, даже приснопамятный Ваня без воли Церкви хрен чего получил бы, а не "шапку Мономаха".
Ну да конечно. Все дело в Серёге, а стоявшая за ним московская армия - это так. Собственно чего тогда было вообще воевать - послали бы Серёгу с приказом к Олегу отдать все свои земле Москве. Правда не совсем понятно - отчего когда Серёга помер, рязанские князья были у Москвы вроде дрессированых собачек которые делали то что им Москва командовала?
Москва стала центром по воле своих князей и всякие Серёги тут если и сыграли роль, то с самую ничтожную.
А приснопамятному Ване попробовала бы церковь воспротивится - сразу бы список великомучеников значительно пополнился.
Собственно приснопамятный Ваня и был церковью - главой церкви на тогдашней Руси был царь, и само государство было теократическим, рассматривавшимся как инструмент спасения души.