Analogopotom » 12 ноя 2006, 02:33
Думаю, царские блюда заправлись различными пряностями "щедрой рукой". Аромат приправ мог забивать любой подозрительный или несоответствующий яству запах, если в то был добавлен яд.
Кстати, средневековые аптекари могли изготовлять яды-цианиды. Уже римляне научились извлекать цианиды из лавровых листьев.
Ароматы кремлевских палат
(Не все свидетельства относятся к эпохе Иоанна Грозного. Обращайте внимание на даты.)
Русские люди знали многие пряности и благовония. Пряности употреблялись в большом количестве во всякого рода «брашнах и снедях и во всяких питьях: в водках, медах и винах». Благовониями называли и спиртовые настойки на душистых растениях, и ароматизаторы в виде «саше» (высушенные душистые коренья и травы, которыми набивались красивые полотняные или шелковые мешочки), и курительные смеси. Но назвать обычай употребления всевозможных благоуханных вод распространенным было бы очень смело, еще Барберини в 1565 году писал, что сыскать душистых и хороших сортов ароматических вод в довольном количестве в Москве трудно.
На московском рынке эти продукты появлялись в основном стараниями восточных купцов из Константинополя. Бухарские купцы привозили амбру, мускус и пряности, армянские везли ладан и благовония. Из Азии в Европу и Московию привозили мускус; русские купцы закупали его у татар и в XVII веке продавали во Францию.
В то же время в немалом количестве привозили их и европейские купцы — перекупщики. Значительные прибыли от торговли пряностями рождали жесткую конкуренцию среди купечества, рассказывали даже забавный случай, который произошел не позднее 1550 года, во время правления Ивана Грозного.
Некий польский купец, по имени Адриан, торговал в наших землях благовониями. Соперничал он здесь с еврейскими купцами и однажды коварным способом решил устранить конкурентов. Забальзамировав труп некого казненного человека и уложив его в бочку, он продал ее как пряность купцам-евреям, направлявшимся в Московию. Через подручного сообщил на таможню, что они повезут контрабанду. Не зная о подложенном трупе, купцы сказали при осмотре, что кроме пряностей у них ничего нет. Таможенные чиновники осмотрели товар и, открыв бочку, обнаружили мумию. Потрясенные увиденным, они лишились дара речи.
Адриан поспешил в Москву и, имея близкий доступ к царю, сообщил государю, что купцы-евреи развозят трупы в бочках по всему свету, чтобы травить христиан.
Неизвестно, насколько правдив этот рассказ, известно только то, что в это время еврейским купцам запретили торговать в Московии. Так серьезный конкурент был устранен, Адриан наверняка заранее посчитал грандиозные барыши, которые ожидали его в случае удавшейся интриги.
В Архангельск прибывали корабли из Германии, Англии и Голландии, груженные пряностями и благовониями и разным галантерейным товаром: корицей и перцем, кардамоном и анисом, ладаном и сандалом, шпагами и винами, рукомойниками немецкими и очками, зеркалами и шляпами, паникадилами и погребцами для скляниц, мылом и деревянными белильницами. В выписях из Двинских таможенных книг (1654 г.) отмечено: «Пришел с моря Двинским Пудожемским устьем к Архангельскому городу на гальете галанские земли от города Амстердама торговый человек Андрей Логинов сын Гравин, корабельщик Индрик Кореей, 4 человека деловых... И галанец Андрей Гравин явил с тово гальета заморских товаров: 2 ящика ладану, 2 кули корицы, 7 мехов перцу черного...»
Восточные ароматы почитались во многих странах и преподносились в качестве очень дорогих и редких даров. Охота к редкостям, разным хитрым изделиям и курьезным вещицам распространилась среди нашей знати довольно широко. Так, для прогулок, услады глаз и обоняния при царском дворе устроили несколько хоромных садов, где росли и плодовые деревья, и красивоцветущие кустарники: сирень, розы, пионы и гвоздика. Когда же время цветения проходило, наступала очередь вкушать наслаждение от привозных благовоний.
К тому же на Руси знали о благотворном влиянии запахов на организм человека. В XVII веке популярный медицинский сборник «Прохладный вертоград» в главе «О науке врача Моисея египтянина ко Александру царю македонскому» рассказывал, для чего и как надо совершать утренние омовения, чем чистить зубы и кроме всего прочего советовал:«... нюхай благоуханные запахи, подобны своему времени, занеже полезно душе и телу благоухание; и скрепится живот, и взвеселится сердце, и взволнется кровь в жилах».
Может быть, этим рекомендациям и следовали.
В августе 1603 года персидский посол Лачин Бек поднес Борису Годунову дары: драгоценные камни, ткани, великолепные ковры, отличный бальзам в золотых сосудах и благовонные коренья. В 1660 году ко двору царя Алексея Михайловича армянские купцы доставили «три сулейки вотки ароматные» и «12 золотников аромату восточного», «жаровню серебряную с сулейкой серебряною с ароматными духами». А в 1663 году индийские купцы поднесли ему «два сосудца масла душистого» и «2 свечки душистые».
Уроженец Курляндии Яков Рейтенфельс побывал в Москве в качестве посланника римского папы в 1670— 1673 годах. Тогда рассматривались возможные пути к объединению католической и православной церквей. После поездки Рейтенфельс рекомендовал последующим посольствам уделять внимание тем вопросам и проблемам, которые больше всего интересовали нашего царя. Например, зная интерес русских к всякого рода новостям в области наук, он советовал «... сделать что либо полезное... для виноградников близ Астрахани, которые уже начали пропадать за отсутствием правильного ухода за ними...» или, используя новые достижения в механике и математике, попытаться поднять «громадный колокол в Московском Кремле».
В качестве царского подарка советовал привезти «подарок более ценный по своей замысловатости, нежели по стоимости, например... какие-нибудь благовония или курения...».
В то же время в Москве, вероятно, познакомились с благовонными водами европейского изготовления. Во Франции в XVII веке парфюмерия познала необыкновенный успех, это была эпоха сильных запахов, перебивающих запах тела. Любили тяжелые духи на основе мускуса, амбры* и цивета** с добавлением ароматов жасмина, туберозы и флердоранжа.
* Амбра — вещество, образующееся в кишечнике кашалота, который регулярно выбрасывает его. Запах немного морской и слегка мускусный.
** Ц и вет или сивет — выделение желез внутренней секреции небольшого животного семейства виверровых, обитающих в Эфиопии. Запах очень сильный, но при смешивании с другими компонентами парфюмерных композиций теряет резкость и придает духам оттенки животного тепла и чувственности.
Красавицы двора Людовика XIV пользовались мазями с запахом ириса или употребляли испанские воски на основе жасмина. Всеобщее увлечение благовониями привело к тому, что духи делали в домашних условиях. В 1680 году в Лионе свет увидела книга под названием «Французский парфюмер».
При дворе московского государя и в его окружении, среди знати и в привилегированном купечестве XVII века ароматы знали и любили, но дороговизна таких изделий (вод или «саше») не позволяла им широко распространяться в обществе.
В кремлевских палатах для придания воздуху приятного запаха употреблялись курения из различных благовонных составов и ароматных вод. Долгие зимние вечера коротали за игрой в «тавлеи» — шашки или шахматной партией. Минуты раздумий растворялись в сладком душном тепле, пропитанном ладаном или ароматом розы. В то время на половине царевен под неторопливый рассказ няньки, гомона щеглов и снегирей или пронзительных криков попугаев, завезенных впервые еще в XV веке, девушки неспешно вышивали, окутанные собственными фантазиями и ароматами благовоний. Курили, то есть сжигали ладан, или кропили помещение ароматными водами, настоянными на розе, амбре и мускусе.
Ароматические воды, эссенции и духи изготовлялись для Московского Кремля в Аптекарской палате. Рецепты их приготовления были известны по европейским изданиям. Редкие снадобья и различные составляющие для лекарств везли из-за границы. В 1645 году немецкий купец Петр Матвеев вывез «из ганстинские земли аптекарские всякие запасы, маслы и водки, и сахары, и спирты, и цветы, и травы, и семена, и коренья, и пластыри, и мази, и скляницы».
Травы выращивали в Москве на аптечных огородах, главный располагался под кремлевской стеной, на Москве-реке, другой у Мясницких ворот, третий в Немецкой слободе. Аптечные огороды находились под управлением иноземных ботаников (огородников), им помогали местные работники. На главном аптечном огороде устроили особую «поварню» (кокторию), в которой дистилляторы ведали «всякое водочное и спиртовое сидение», а равно «всякие травы, цветы, коренья и семена».
Травы, что росли в подмосковных лесах, пригодные для аптечных нужд, собирали простые крестьяне. Сохранились записи, подтверждающие такой сбор в августе 1672 года. Тогда заготовили тимьян, базилик, майоран «в хоромы для духов».
Дворцовые записи рассказывают о модных в те времена благовониях, которыми окуривались царские покои. Отметки, сделанные в сентябре 1673 года, упоминали ладан, его в количестве полфунта употребили к «топлям» в Золотую палату цариц.
Большой популярностью пользовалась гуляфная, то есть розовая вода (от персидского слова «гуляф» — роза, розан, шиповник). Готовили ее так: к 2 фунтам свежесобранных лепестков розы добавляли 4 фунта воды и оставляли на сутки. После чего при помощи перегонного аппарата (который к XVII в. уже свободно продавался в европейских аптеках) получали 2 фунта розовой воды. Затем давали бутыли постоять несколько дней открытой, после чего закупоривали.
На спиртовой основе розовую воду делали почти так же: к 2 фунтам розы добавляли не воды, а 5 фунтов винного спирта и давали сутки настояться, после чего методом перегонки получали те же 2 фунта розовой воды.
Не менее расхожей являлась амбровая эссенция, по одному из рецептов она представляла собой спиртовую настойку левкоя, к которой в определенных количествах добавляли серую амбру.
Кроме воскурений в царских покоях витали запахи ароматизированной одежды, то были разные смеси из редких ароматов. Так, в одном из рецептов, выписанных доктором Розенбургом (он в то время врачевал обитателей кремлевских палат) в 1673 году, порошок составили из смеси ладана, бензойной смолы, стиракса (у этих смол сладкобальзамический запах), корня флорентийского- ириса (напоминает аромат фиалки), мускуса, амбры и цивета.
Московские вельможи не отставали от своего государя. У князя В. В. Голицына в двух атласных, цветных, обшитых кружевами подушках хранились «духи трав немецких». Речь идет о «саше», привезенном купцами из Германии.
К тому же модники питали слабость к маленьким изящным вещицам, в которых держали ароматические вещества, будь то сухие травы или ароматные воды. Всякие коробочки, флакончики и курительницы нередко оказывались настоящим произведением искусства и расценивались как часть богатого дворцового интерьера.
Ароматники из хрусталя и яшмы, шкатулки со стеклянными и фарфоровыми пузырьками, наполненные духами, привозили царю посольства из Ирана и Турции. Серебряные и медные курительницы в царских покоях изготовляли кремлевские мастера в виде чаш, или в виде затейливых фигур, или в виде «гор курительниц». До наших дней их сохранилось немного, в XVII веке во время польской и шведской интервенции царская казна была разорена и опустошена.
Сегодня в Оружейной палате можно увидеть три большие курительницы, они выполнены гамбургскими серебряниками из позолоченного серебра и представляют собой крутые горы с замками на вершинах. Подступы к крепости охраняют сторожевые башни и островерхие скалы. Скалы укрывают небольшие жаровни, куда на раскаленные угли лили ароматные масла и бросали благовонные травы. Впервые эти курительницы упоминаются в описях Казенного двора 1634 года.
В описи предметов комнатного обихода царевича Алексея Алексеевича упоминаются серебряные зубочистки, хрустальные зеркальца, ароматники (флаконы) серебряные и многое другое. Подобные вещицы создавались руками славных мастеров; ароматницу «золотую с финифтью... в чепи золотой витой и с кольцом, к ароматнице...» изготовил в 1623 году мастеровой Христофор Григорьев, и в тоже время мастер Павел Климов позолотил «белиленку серебряную резную с чернью...». В 1679 году для царя Федора Алексеевича было изготовлено двенадцать ароматников, в апреле 1680 года еще шесть ароматников слоновой кости, в августе из рыбьей кости, их сделал мастер костяного, янтарного и часового дела, немец Иван Ган.
В 1676—1677 годах смастерили для государевых хором три кипарисовых ларца. Верхние крышки для них надлежало выполнить «теремком» да вызолотить металлическую оправу, которой должны быть окантованы ларцы, а в этих самых крышках-«теремках» сделать «тайно ароматники».
В 1679 году Федору Алексеевичу в «хоромы сработали двенадцать ароматников одинаковых да два больших о шести мест, розвертные; еще шесть ароматников слоновой кости больших, четыре тройных, два одинаких; еще деланы роматники розвертные осмертные, шестерные и тройные из рыбьей кости».