Третий Рим.

Модераторы: Лемурий, Tibaren

Третий Рим.

Сообщение Гость » 11 ноя 2006, 17:14

Наверно все слышали фразу:"Москва-Третий Рим,четвёртого не будет!"(если не дословно извените),хотелось бы спросить знающих людей о том,кто это сказал,когда и вообще всё подробней о этом.По логике можно догадаться,что сначала центром Православия был Рим(хотя я всегда считал его католическим),потом Константинополь(о чём я уже знаю),а потом Москва.А когда был Рим "первым" и так далее?
Если с разделом ошибся извените,чисто по своим догадкам.
Последний раз редактировалось Гость 11 ноя 2006, 17:21, всего редактировалось 1 раз.
Гость
 

Сообщение tmt » 11 ноя 2006, 17:18

Апостол Пётр - основал первый Рим.
Мир построен по принципу аналогии.

"АВРОРА" тонет.
Аватара пользователя
tmt
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 8418
Зарегистрирован: 24 апр 2006, 11:35
Откуда: georgia

Сообщение Гость » 11 ноя 2006, 17:21

А что значит основал Первый Рим?
Гость
 

Сообщение tmt » 11 ноя 2006, 17:26

Апостол Пётр - ты будет как камень моего здания - Иисус назвал главой церкви именно Пётра - он основал христианскую церковь именно в Риме - оттого и название "Первый Рим" - это как крылатое выражение - да простят меня историки если я в чём то ошибаюсь, но я именно так знаю эту историю...
Мир построен по принципу аналогии.

"АВРОРА" тонет.
Аватара пользователя
tmt
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 8418
Зарегистрирован: 24 апр 2006, 11:35
Откуда: georgia

Сообщение Analogopotom » 11 ноя 2006, 21:52

После падения Константинополя Москва стала главным средоточием восточного православия. Старец Филофей Псковский в своем послании великому князю Василию III писал: было два Рима, две церкви, и обе они пали; «стараго убо Рима церкви падеся неверием Аполинариевы ереси, втораго Рима, Константинова града церкви, агаряне внуцы секирами и оскордъми разсекоша двери». Ныне появилась церковь нового, третьего Рима, «дръжавного твоего царства». А потому, наставлял он московского государя, «блюди и внемли, благочестивый царю, яко вся христианская црьства снидошась в твое едино, яко два Рима падоша, а третей стоит, а четвертому не быти».

Старец Филофей (ок. 1465-1542), игумен псковского Елезаровского монастыря, впервые назвал Россию «Третьим Римом». О жизни старца практически ничего не известно, кроме того, что его именем подписано несколько посланий — государям Василию III (до 1526 г.), Ивану IV Грозному и дьяку М. Г. Мисюрю Мунехину (1523—1524). Последнее произведение «Филофеева цикла», написанное в 30—40-е гг. XVI в. и получившее название «Об обидах Церкви», также приписывается старцу Филофею, но, скорее всего, создано его анонимным Продолжателем.

Основой этих формул «Москва — Новый Царьград», «Москва — Новый град Константина» и, наконец, «Москва — Третий Рим» послужило древнее учение о странствующих царствах, восходящее в христианской традиции к библейской книге пророка Даниила. Согласно его пророчеству, в земной истории человечества будет всего четыре царства, наделенные особой Господней Благодатью, но и четвертое падет под натиском сил Антихриста. Лишь после этого будет создано вечное царство Божие, «...которое во веки не разрушится, и царство это не будет передано другому народу; оно сокрушит и разрушит все царства, а само будет стоять вечно». И книга пророка Даниила, и толкования на нее Ипполита Римского, Ефрема Сирина, Козьмы Индикоплова и некоторые другие были хорошо известны на Руси. В конце XV в. появился также перевод Третьей книги Ездры, содержащей аналогичные пророчества, а также несколько важнейших для русской общественной мысли произведений — предшественников «Филофеева цикла». Так, в «Русском Хронографе» 1512 г. выражена глубокая скорбь по павшим православным «благочестивым царствам» и с гордостью утверждено: «Наша же Российская земля растет и младеет и возвышается...»
Если в западноевропейской христианской литературе образ «Рима» — скорее художественная аллегория, нежели религиозно-мистический символ, некий обобщенный принцип гражданского общества (одним из граждан которого стал и Иисус Христос), то на Востоке это — царство последних дней перед Вторым пришествием, Святое Царство Иисуса Христа, перемещающийся центр истинного христианства, существующий до самого конца истории. «Рим», или «Ромейское царство», в концепции старца Филофея не связывается ни с древней Римской империей, ни с Византией, ни с какими-то другими государственно-политическими границами. Это — «неразрушимое и недвижимое» царство истинного христианского Духа, правой Веры: «Яко вся христианская царства приидоша в конець и снидошася во едино царство нашего государя, по пророчьским книгам, т. е. Ромейское царство. Два убо Рима падоша, а третий стоит, а четвертому не быти». Старец Филофей придал образу Рима весьма своеобразное, по сути — национальное звучание, впервые связав ассоциировавшийся с католической традицией Рим с Московским государством. Приписывая апостолу Павлу слова «Рим — весь мир», он объединил понятия «сохранение чистоты апостольской Церкви — Московская Русь — весь Мир».
Изображение
Аватара пользователя
Analogopotom
Администратор
Администратор
 
Сообщения: 4598
Зарегистрирован: 25 мар 2006, 00:21
Откуда: РСФСР

Сообщение Winnie » 11 ноя 2006, 22:18

Analogopotom, огромное спасибо за такую ценную подробную информацию!
Winnie
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 775
Зарегистрирован: 28 июн 2005, 19:12

Сообщение Князь » 11 ноя 2006, 22:29

Первый Рим основал Одиссей и Ко. Задолго до апостола.
Но в наших венах кипит небо славян! (с)
Аватара пользователя
Князь
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 5584
Зарегистрирован: 21 окт 2004, 00:08
Откуда: Voronovo City

Сообщение Analogopotom » 11 ноя 2006, 22:35

Winnie писал(а):Analogopotom, огромное спасибо за такую ценную подробную информацию!


Всегда - пожалуйста, Winnie. Изображение
Эх, хотелось бы мне хотя бы раз ответить на какой-нибудь вопрос быстрей, чем ТМТ.
Изображение
Аватара пользователя
Analogopotom
Администратор
Администратор
 
Сообщения: 4598
Зарегистрирован: 25 мар 2006, 00:21
Откуда: РСФСР

Сообщение Analogopotom » 11 ноя 2006, 23:19

Отражение идеи «Третьего Рима» в русском зодчестве.
А. Г. Силаев «Истоки русской геральдики».

Теория «Третьего Рима», в целом воспринятая и поддержанная приближенными к власти слоями духовенства и дворянства, практически становилась политической программой России XVI и последующих веков. Вследствие этого появилась необходимость в официальном принятии нового формуляра титулования Великих князей Московских, отныне становящихся «царями и самодержцами». К тому же оба эти титула оказались во второй половине XV в. свободными: с 1453 г. не существовало более византийских «самодержцев» (дословный перевод греч. autokrator), а «царями» на Руси называли владык Золотой Орды лишь до 1480 г.

Повелитель «Третьего Рима» должен стать обладателем самых высших земных титулов, поскольку в этом священном качестве он оказывается выше всех остальных светских государей. Но крепость «Третьего Рима» не мыслилась вне прочного единства церковной и светской власти, ибо царь и самодержец Всея Руси — это исполнитель высшей, мистической миссии, которую возложил на Русь Сам Господь. Несмотря на то, что идеальный образ России как «Третьего Рима» при всем своем своеобразии не пользовался в отдаленной перспективе подавляющим авторитетом, в XVI—XVII вв. он в полной мере обосновывал величие нашего Отечества как полностью самостоятельного и в политическом, и в религиозном отношении государства.

В ознаменование рождения своего сына и наследника Ивана Василий III воздвиг в своей подмосковной усадьбе Коломенское храм Вознесения Господня, открывший эпоху шатрового церковного зодчества Московской Руси. Появление принципиально новой типологической модели православных храмов явилось воплощением в образе архитектурном образа религиозно-политического — «Третьего Рима». Величественные, но малые по площади шатровые храмы предназначались для небольшого числа молящихся, в то время как их устремленный в небо стремительный силуэт подчинял себе обширные пространства вокруг, приковывал к себе взоры всех, кто находился вдалеке от шатровых храмов. Не они ли, как острова в океане, символизировали Святую Русь* в окружении иноверия, гордо и одиноко вознося к небесам православные кресты на остриях граненых шатров?

Но если уж отклик на «идею-образ» нашел столь впечатляющее воплощение в зодчестве**, не менее емкое отражение новой религиозно-государственной идеологии в области национально-государственной символики оказывалось неизбежным. Столь же неизбежным оказывалось и повсеместное распространение этой символики, близкой психологии поддерживающих трон духовного и служилого сословий, наглядно повествующей о новой миссии России и ее самодержца. Архитектурный символ своего времени, шатровый храм явил новую грань своей функциональности — он воспринимался монументальным алтарем для собиравшейся вокруг него большой массы простого народа***.

Последовательно возвращаясь к русской архитектуре в контексте развития национальных знаковых систем, невозможно обойти вниманием расположенную рядом с Коломенским церковь Иоанна Предтечи в селе Дьяково. Она была воздвигнута в честь установления на Руси единодержавной царской власти в 1547 г. — ко времени принятия Иваном IV Васильевичем царского титула. По мнению многих искусствоведов, в этом храме запечатлен символический образ «града небесного» — установленной Господом иерархичности всего сущего, поэтапно растущего ввысь и в стройном порядке соединенного воедино по Воле Божией, выразителем которой становится вселенский православный царь. Существуют все основания предполагать церковь в Дьякове первой постройкой гениальных зодчих Бармы и Постника (по другой версии — зодчего Бармы Постника), предваряющей вершину их (его) творчества — храм Василия Блаженного в Москве. Вполне очевидно, что столь разительное изменение всей знаковости царских построек было рассчитано на утверждение новых религиозно-государственных принципов в сознании народа, прежде всего — дворянских и посадских слоев стольного града, служивших опорой Ивану IV в его борьбе с оппозиционным боярством.

* Формула «Святая Русь» окончательно утвердилась в русской книжности и разговорном языке с 80-х гг. XVI в. после того, как была использована в третьей редакции входящего в «Филофеев цикл» Послания к Великому князю.
** Зодчество, создающее на протяжении тысячелетий искусственную среду обитания людей, является по сути наиболее монументальной и принявшей планетарные масштабы знаковой системой человечества, сопоставимой по своей информационности лишь с самой универсальной и совершенной из знаковых систем — речью. В зодчестве отражены все духовные, социальные, инженерно-технические, эстетические и экономические достижения общества на каждом конкретном этапе его развития. На Руси переход от строительства крестово-купольных (с внутренними опорами) каменных храмов к возведению шатровых потребовал принципиально нового осмысления их конструкций, по сей день остающихся уникальными в истории мировой архитектуры.
Столь кардинальное изменение типологии православного храма — явление исключительно знаковое, отразившее незаурядную концентрацию творческой энергии в определенный промежуток времени. Поскольку распространение идеи «Третьего Рима» хронологически совпадает с возведением первых каменных шатровых храмов, можно с уверенностью считать их символами указанной идеи.
*** Наиболее очевидным примером подобного значения шатровых храмов служит собор Покрова Богородицы что на Рву (1555—1561) — православный символ Москвы, и по сей день называющей его собором Василия Блаженного по имени почитавшегося москвичами местного святого, погребенного в одном из приделов храма. Состоящий из девяти крайне незначительных по своей вместимости церквей, собор изначально мыслился своеобразным алтарем для всей Красной площади (возникшей в ходе строительства ныне существующего периметра кремлевских стен зодчим Алевизом Новым в 1505-1506 гг.). По отношению к ней собор Василия Блаженного удивительно соразмерен, ибо в прошлом ширина площади была несколько сокращена проходившим вдоль кремлевской стены крепостным рвом. При строительстве Покровского собора первым был сооружен деревянный каркас — своеобразная модель храма в натуральную величину, и лишь после его уточнения сквозные объемы деревянной решетчатой конструкции заполнялись капитальной кирпичной кладкой.
Изображение
Аватара пользователя
Analogopotom
Администратор
Администратор
 
Сообщения: 4598
Зарегистрирован: 25 мар 2006, 00:21
Откуда: РСФСР

Сообщение Гость » 12 ноя 2006, 12:08

А в каких годах Пётр основал Церковь и что тогда представлял из себя Рим?Спасибо.
Гость
 

Сообщение Analogopotom » 12 ноя 2006, 18:49

nik388 писал(а):А в каких годах Пётр основал Церковь и что тогда представлял из себя Рим?Спасибо.


Церковь Петра – Апостольская Церковь – аллегория. По сути, наследие Петра – это его Послания в Новом завете.
В Новом завете Петр назван "князем" двенадцати апостолов, т.е. старшим. Петр считается основоположником апостольской церкви, на основании свидетельства евангелиста Матфея. Когда Господь спросил учеников, за кого они почитают Его.
«Симон же Петр, отвечая, сказал: Ты – Христос, Сын Бога Живаго». (Мф.16,16). Что значит, Христос – Сын единокровный, Тот, Кто рожден из существа Бога, и Сам является Богом.
«Тогда Иисус сказал ему в ответ: блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на Небесах; и Я говорю тебе: ты – Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее». (Мф.16: 17-18 )
Эти слова трактуются следующим образом: Христос пообещал построить свою Церковь именно на Петре.
Следует отметить, что в этой фразе присутствует игра слов Петр (Петрос) - греч. «камень».
Католики считают апостола Петра первым епископом Рима, а римские папы – на основании того, что Петр проповедовал и пострадал в Риме, поставил первого епископа Рима - считают себя его наследниками и владыками Вселенской Церкви, имеющими власть над всеми христианами.
На самом деле, первым возглавил Римскую кафедру епископ Лин (Линий) в 67 году. Возможно, он был назначен Петром. Сама идея о единстве церкви возникла в 3-4 вв. Только после Миланского эдикта 311 года христиане получили равные права с язычниками, а христианские епископы вошли в состав курии. При этом вопрос о том, кто стоял во главе «новой курии» - наследники Линия или священнослужители языческих культов – до сих пор остается неясным.

А вообще, в интернете много информации о Риме, первых христианах и апостоле Петре.
Изображение
Изображение
Аватара пользователя
Analogopotom
Администратор
Администратор
 
Сообщения: 4598
Зарегистрирован: 25 мар 2006, 00:21
Откуда: РСФСР

Сообщение Гость » 12 ноя 2006, 19:06

Спасибо.
Гость
 


Вернуться в Средние века

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 21