Итак, в теме представлены две гипотезы по этим причинам:
1. Поиск сокровищ Второго Храма.
2. Пороховые секреты.
Тем или другим (а лучше и тем, и другим) планировали завладеть короли Запада с помощью своего орудия - ордена тамплиеров.
Так вот, римский историограф Аммиан Марцеллин, повествуя о времени правления императора Юлиана (IV в.), прозванного христианами Отступником, сообщает буквально следующее:
Предусматривая возможность всякого рода неожиданных случайностей Юлиан самым настойчивым образом и с большим учердием вел приготовления к походу [против персов - Ilik]. Но в то же время он умел выказать заботу обо всех сторонах жизни государства и, желая оставить для будущих веков память о своём правлении великими сооружениями, задумал восстановить славный некогда Иерусалимский Храм, не жалея для этого никаких расходов.
Веспасиан, а затем Тит выдержали целый ряд кровавых битв, прежде чем удалось осадить это здание и взять его штурмом. Спешное исполнение этого предприятия Юлиан поручил антиохийцу Алипию, который был до того вице-префектом Британии. Алипий усердно принялся за дело; правитель провинции (Палестины) оказывал ему содействие, но страшные клубы пламени, вырывавшиеся частыми вспышками, близ фундамента, сделали это место недоступным для рабочих, так как их несколько раз обожгло. Так и прекратилось это начинание из-за упорного сопротивления стихии.
(Римская история. XIII. 1, 2-3.)
Выходит, что тогда, в 362 г. кто-то решил во что бы то ни стало помешать Алипию и его людям в работах на Храмовой горе. И для этого применили нечто для того времени секретное, так как его действие напугало рабочих и было принять ими за буйство стихии. Это нечто можно интерпретировать то ли как порох, то ли как какую-то горючую смесь.
А что, если путём применения этого секретного состава хотели помешать римским властям найти при работах на Храмовой горе нечто ещё более важное? Добавлю, что Аммиан Марцеллин был современником и, возможно даже, очевидцем описанных им событий в Иерусалиме.
И хочу привести ещё один очень примечательный фрагмент из более ранней эпохи. Знаменитый иудейский историк Иосиф Флавий в своём подробном повествовании о времени правления царя Ирода даёт следующую крайне любопытную информацию:
Расходовавши большие деньги на внешние и внутренние дела царства, Ирод как-то узнал, что предшественник его. Гиркан, открыл гробницу Давида и похитил оттуда три тысячи талантов серебра, но что там осталось весьма много денег, которыми можно было бы покрыть все расходы; поэтому он довольно долго обдумывал план - воспользоваться этими суммами.
И вот однажды ночью он с большими предосторожностями, чтобы никто из граждан не узнал об этом, распорядился открыть гробницу и в сопровождении преданнейших друзей своих вошёл в неё. Впрочем, денег, подобно Гиркану, он тут не нашел, но зато обрёл огромное множество золотых украшений и разных драгоценностей. Всё это он взял себе.
Желая основательно ознакомиться с содержимым склепов, он захотел проникнуть глубже в гробницы, к тому самому месту, где покоились тела Давида и Соломона. Тут, однако, погибли двое из его оруженосцев, как говорят, от пламени, которое вылетело на них, когда они сделали попытку проникнуть внутрь склепа. В полном ужасе Ирод выбежал из склепа и затем распорядился воздвигнуть, в знак умилостивления Предвечного, памятник из белого камня при входе в гробницу...
(Иудейские древности. XVI. 7, 1).
Получается, что уже, как минимум, в I до н.э. в Иудее был известен этот "порох" или горючая смесь. И данная штука тогда также была совершенно секретна как и в IV в. н.э. Ведь сам царь был напуган её действием и принял это за гнев Бога.
Но был ли этот состав создан в Иудее или где-то в другом месте - это уже иной вопрос. Однако же ясно, что китайская империя Сун как первоисточник пороховых знаний, о чём говорилось выше, уже не подходит по датировке. И разумеется, оставляю открытым вопрос о том, провели ли Первый Крестовый поход для того только, чтобы завладеть этим секретом.