Синагога Ивана Федорова

Модераторы: Лемурий, Tibaren

Синагога Ивана Федорова

Сообщение sasha a » 23 янв 2007, 18:43

В Британской библиотеке в фонде Украинской коллекции находится одна из редчайших книг: Острожская Библия Ивана Федорова. Тираж Библии, изданной русским первопечатником в Остроге в 1581 г., был по тем временам крупным: специалисты дают оценку от 1000 до 1500 экземпляров. В настоящее время сохранилось около 400 экз. (рекордно много, даже среди новых изданий). Вместе с тем, та Библия, которая хранится в Лондоне, уникальна.

Уникальна она тем, что является книгой из утерянной библиотеки Ивана Грозного, о чем свидетельствует надпись на титульном листе: «Эта Библия на славянском языке из царской библиотеки. Джером Горсей, 1581».
Специалисты утверждают, что Библию подарил русскому царю князь Острожский. Однако они не дают каких-либо объяснений, почему в то время, когда польский король осаждал Псков, один из его подданных преподнес подарок врагу.

Острожская библия из личной библиотеки Ивана Грозного имеет еще одно отличие: в книге есть вопиющая ошибка: одновременно указаны различные даты выпуска - 1580 год и 1581 год.

Вообще весь тираж Острожской Библии (последняя книга, изданная Федоровым) можно считать бракованым. Специалисты отмечают, что Библия, как и все издания Федорова, "набрана и сверстана безупречно". Однако эту безупречность портит вопиющая небрежность с выходными данными. На титульных листах Библии указан 1581 год выхода в свет. В то же время известны два варианта выходных сведений, помещенных в конце книги. Небольшая часть экземпляров имеет треугольный колофон (текст выходных данных) на последней странице с датой 12 июля 1580 года, другие книги содержат дату 12 августа 1581 года.

Как считают исследователи, это объясняется тем, что «изготовители, не успевая завершить начатую работу в 1581 году, заменили во всех оставшихся ненапечатанными экземплярах 78 листа последней пагинации год издания на 1581, а ранее напечатанные листы с датой 1580 изымались, но эта работа была произведена не совсем аккуратно. Вот и вышли в свет экземпляры с этой датой издания в выходных сведениях. Поэтому последний лист бывает двух видов: или с кратким послесловием и выходными данными в виде треугольника с датой 12.VII.1580 и иниже помещенной типографской маркой Ивана Федорова, или с двумя послесловиями, типографской маркой и выходными данными (на греческом и славянском языках) с датой 12.VIII.1581. В дошедших до нашего времени экземплярах листов с датой издания 1580 вдвое меньше, чем с датой 1581.»

Мнение специалистов кажется мне ошибочным.
Во-первых, из-под пресса Ивана Федорова уже выходила книга в двух тиражах: Часовник 1565 года, в котором указаны разные даты. При этом титульные или последние листы не заменялись: в одних экземплярах указана дата 7августа - 29 сентября 1565, в других - 2 сентября - 29 октября 1565 года.
Таким образом, вырезать одну дату и заменять ее вклеенными листами в уже переплетенных книгах не было необходимости.

Во-вторых, никакой спешки с завершением работы по выпуску книги не было, поскольку между первым и вторым заводом Острожской Библии из-под пресса Ивана Федорова вышел небольшим тиражом месяцеслов... для изучающающих иврит. Эта небольшая двустраничная листовка носит название "Хронология Андрея Рымши", текст в ней помещен на внутренних страницах, сохранился всего один экземпляр. В Хронологии указаны названия месяцев по-белорусски, на иврите и в просторечье:
"Месяц сентябрь, на иврите "елюль", в просторечье "вресень" и т.д.

Текст и подстрочник здесь (еще интересная статья о Рымше и версии его знакомства с Федоровым): http://www.stihi.ru/poems/2002/05/27-642.html

Судя по всему, Хронология - это небольшой заказ для местной Острожской синагоги. В Остроге имелась синагога, а при ней школа. Получается, что в перерыве между двумя заводами православной Библии Иван Федоров выпустил листовку с уклоном в "жидовскую ересь".
Хронология выпущена 5 мая 1581 года, а в августе завершен выпуск Библии.
После того, как появилась Хронология, издание Библии возобновилось. Между этими событиями трудно не заметить определенную связь. Возможно, выпуск Хронологии каким-то образом помог притушить конфликт между князем Острожским и Иваном Федоровым.

По завершении издания Библии Федоров окончательно рассорился с князем, забрал оставшиеся 400 непереплетенных экземпляров и ушел во Львов. Здесь он попытался открыть собственную типографию, залез в долги, а выплатить не смог. В 1583 г. Федоров умер в нищете. Последние 400 экземпляров Библии достались его кредиторам.

Самое любопытное, что в библиотеке Ивана Грозного находился один из немногих экземпляров, в котором допущена ошибка в начале книги: два титульных листа с различными датами выпуска. Такая небрежность не могла не бросится в глаза.

Как вы думаете, зачем князь Острожский преподнес Ивану Грозному в подарок Библию Ивана Федорова и почему отправил самый неаккуратный экземпляр из возможных?
sasha a
Полибий
Полибий
 
Сообщения: 3298
Зарегистрирован: 10 сен 2004, 23:28
Откуда: MD

Сообщение Zdvij » 24 янв 2007, 12:33

Судя по всему, Хронология - это небольшой заказ для местной Острожской синагоги.


Вот это?

В томъ м[есе]цы і[су]с х[ристо]с народи'лся намъ,
не хто иныи, тот изба'вилъ д[у]ши наши самъ.


Это скорее для христианина, интересующегося оригиналом Ветхого Завета или Кабалой.

А бракованную "Библию" могли передать царю уже после заключения
Ям-Запольского мира. Горсей, наверно, вписал год позже, ориентируясь
по типографским данным.
Аватара пользователя
Zdvij
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1183
Зарегистрирован: 17 сен 2006, 16:04

Сообщение sasha a » 24 янв 2007, 17:23

С чего бы это правоверному христианину интересоваться Каббалой? Это ж по тем временам - самая натуральная ересь. Не в интересах православной церкви поддерживать подобный интерес у прихожан. Хм-м... Представьте себе батюшку, который растолковывает Каббалу, Тору, книгу Ездры (см. сентябрь), 3-ю книгу Царств (ноябрь) и т.д.
Если Вы заметили Рымша выбирает яркие события, говорит лаконично, как будто читатель знает подробности. Из Нового завета упоминается Христос, его спасение. Но как-то вскользь. Ноеву ковчегу, строительству Иерусалима и чисто еврейским праздникам уделено больше внимания.
Может быть, текст предназначен для ариан, которые с 60-х годов обосновались в Вильне?
sasha a
Полибий
Полибий
 
Сообщения: 3298
Зарегистрирован: 10 сен 2004, 23:28
Откуда: MD

Сообщение thor » 24 янв 2007, 17:29

Однако же тогда на Руси святой любили всякого рода бесовщину, о чем свидетельствует "Стоглав": "Вопрос 22

Злыя ереси кто знает их и держится: рафли, шестокрыл, воронограй, остромий, зодей, алманах, звездочетьи, аристотель аристотелевы врата и иные составы и мудрости еретическия и коби бесовские, которые прелести от бога отлучают, - и в те прелести веруючи376 многих людей от бога отлучают и погибают. И о том ответ. Не токмо благочестивому царю в царствующем граде Москве, но и по всем градом царскую свою грозную заповедь учинити, да и всем святителем коему ждо во своем пределе по всем градом запретити и заповедати с великим духовным запрещением, чтобы православные хрестьяне таких богоотреченных и святыми отцы седмью соборы отверженных тех всех еритических книг у себя не держали и не чли; а которые будут люди по се места те еретическия и отреченныя книги у себя держали и чли или иных учили и прельщали и теми от бесов прельщалися, и они бы о том кая-лися отцем своим духовным и впредь бы у себя таковых еретических книг не держали и не чли; а которые люди отныне и впредь учнут таковая еретическия книги у себя держати и чести или начнут иных прельщати и учити и потом обличени будут, и тем быти от благочестивого царя в великой опале, а от святителей по священным правилом в конец во отлучении".
cogito, ergo sum
Аватара пользователя
thor
Модератор форума
Модератор форума
 
Сообщения: 7725
Зарегистрирован: 18 апр 2006, 11:14
Откуда: Белгород

Сообщение Zdvij » 24 янв 2007, 18:35

"С чего бы это правоверному христианину интересоваться Каббалой?"

Не факт, что он был "правоверным". Видимо, его мировоззрение
позволяло интересоваться и "ересями".

"Может быть, текст предназначен для ариан, которые с 60-х годов обосновались в Вильне?"

Может быть. Или в Гоще на Волыни?
Аватара пользователя
Zdvij
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1183
Зарегистрирован: 17 сен 2006, 16:04

Сообщение sasha a » 24 янв 2007, 20:06

Иван Федоров бежал из России в 1566 г., после того, как начался его конфликт с кремлевскими священослужителями. Сбежал он, захватив с собой инвентарь (свинцовые литеры). Проскальзывало робкое мнение у исследователей, что ему кто-то помог бежать, поскольку пешком с тяжелым грузом до Заблудова легко не доберешься и границу не перейдешь (Самозванец на подводе добирался от Москвы до Новгорода Северского целый месяц, а Заблудово еще дальше).

Флетчер позднее сообщал в записках "О государстве Русском": «Несколько лет тому назад, еще при покойном царе, привезли из Польши в Москву типографский станок, и здесь была основана типография с позволения самого царя. Но вскоре дом ночью подожгли, и станок с литерами совершенно сгорел, о чем, как полагают, постаралось духовенство».
Как считает Дорошенко М.В. в "Памятнике славянской старопечатной книжности": "Сообщение Флетчера породило в русской историографии чрезвычайно стойкую легенду о поджоге типографии Ивана Федорова. Лишь в ХХ столетии легенда эта была развенчана трудами А.С.Зерновой, П.Н.Беркова и других исследователей". Хочу посмотреть Зернову и удостовериться в весомости ее аргументов.

Факт тот, что Иван ФЕдоров ушел из Москвы в сильной обиде, о чем он через несколько лет сообщил в предисловии к одной из книг.

На Руси книги "литовской печати" в 16 веке были крайне редки (оно и понятно - война).

В Москве Федоров издал всего две книги (с 1563 по 1565). В Литве - 9 (не включая Хронологию). Все они представляют собой солидные многостраничные фолианты: Евангелие, Псалтырь, Апостол, Букварь, Новый Завет с Псалтырью и т.д. Выполнены в двуцветной печати, тиражом от 1000 до 2000 (букварь 1574 г.) с богатым орнаментом.

Хронология выбивается из этого ряда объемом (всего две страницы) и содержанием.
Тираж не известен, но явно не в маленьком количестве (иначе и возиться с набором не стоило, от руки было бы дешевле и быстрее).

Федоров был знаком с арианами, в частности он знал Симона Будного, возможно, по краковскому университету. В 1566 г. Будный находился в соседнем местечке Хохла, где также была типография.
В 1572 г. Будный покинул Холхлу и перебрался в Заслав, где ему оказывал покровительство Ян Глебович. Через год он переехал в Лоск. Здесь в типографии, деятельность которой финансировал магнат Ян Кишка, вышел в свет Новый Завет на польском языке. При переводе Будный по своему усмотрению расширял или сокращал текст евангелистов для того, чтобы доказать, что Иисус Христос не был Богом, что Его рождение не носило характера таинства, отрицал крещение детей и т.д. С этого времени Будного стали считать основателем новой секты, которую называли «полужидовской» или «эбионитско-литовской».

Иван Федоров и Будный поддерживали связь, о чем Будный упоминал в предисловиях к издаваемым им книгам. Иван Федоров с 1578 по 1582 гг. находился в Остроге у князя Константина Константиновича Острожского. В мае 1581 г. он выпустил Хронологию.
А вслед за этим у его друга Симона Будного начались большие неприятности: в 1582 г. в Луславицах состоялся собор, на котором было принято решение отстранить Будного от пасторской деятельности под страхом сурового наказания за еретичество. В том же году Иван Федоров рассорился с поборником православия князем Острожским и ушел во Львов, бросив дорогую его сердцу типографию и литеры. Во Львове он начинал дело с нуля. Простое ли это совпадение или нет?

Не был ли Рымша связан с Симоном Будным? Не появился ли он со своей листовкой у Федорова по протекции Будного? Не вляпался ли Федоров на старости лет в эбионитско-литовскую ересь?
sasha a
Полибий
Полибий
 
Сообщения: 3298
Зарегистрирован: 10 сен 2004, 23:28
Откуда: MD

Сообщение sasha a » 25 янв 2007, 16:12

А я и не знала, что у Федорова была семья: сын, Иван Друкаревич, погиб в 1592 г.
Первопечатник Федоров представлялся мне этаким аскетом, фанатиком печатного дела.
Вообще очень странно, в справочной литературе так мало биографических данных о нем. Видно, неудобный для официоза человек: вроде бы благое дело сделал - ввел Россию в книжнопечатное дело, а с другой стороны - бросил нас на полпути. И обвинить-то его в предательстве не получается: сами выгнали.
Вот и отлили из него стилизованный под старину памятник.
И даже то, что известно и опубликовано в конце 19 века, не используется биографами.
sasha a
Полибий
Полибий
 
Сообщения: 3298
Зарегистрирован: 10 сен 2004, 23:28
Откуда: MD

Сообщение Юлли » 30 ноя 2007, 17:30

Е. Л. Немировский
Когда умер и где похоронен первопечатник Иван Федоров // "Вопросы истории", 1964, No 6, стр. 213-215.
http://liberea.gerodot.ru/a_quest/fedoroff.htm

Коляда Г. И.
Работа Ивана Федорова над текстами Апостола и Часовника и вопрос о его уходе в Литву. // Труды отдела древнерусской литературы. — М., Л.: Изд-во АН СССР, 1961. — Том XVII. — С. 225—254.
http://feb-web.ru/feb/todrl/t17/t17-225.htm


Выдающийся памятник русской культуры — львовский букварь Ивана Федорова 1574 г.

Люблинский В. С.
Судьба памятника и его значение в истории отечественного книгопечатания: [Выдающийся памятник русской культуры — львовский букварь Ивана Федорова 1574 г.] // Известия Академии наук СССР. Отделение литературы и языка. — М.: Изд-во АН СССР, 1955. — Т. XIV. Вып. 5. — С. 460—468.
http://feb-web.ru/feb/izvest/1955/05/555-4602.htm

Быкова Т. А.
Место «Букваря» Ивана Федорова среди других начальных учебников // Известия Академии наук СССР. Отделение литературы и языка. — М.: Изд-во АН СССР, 1955. — Т. XIV. Вып. 5. — С. 469—473.
http://feb-web.ru/feb/izvest/1955/05/555-469.htm
Аватара пользователя
Юлли
Афродита Эвплоя
 
Сообщения: 4154
Зарегистрирован: 21 май 2004, 11:38
Откуда: Санкт-Петербург


Вернуться в Средние века

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 26