Арсений » 30 июл 2014, 10:42
Лингвистом не станете, но их точки зрения учитывать придется, хотя право "последнего слова" они все же утратили, так как оно остается за комплексными исследованиями включая материальную культуру, обычаи, религию, искусство. Например, томский исследователь Г.И. Пелих в своей работе "Происхождение селькупов" (Томск, ТГУ, 1972) отметила совпадение терминов шаманского языка нарымских селькупов и шумерского языка. Кстати,удмурты позаимствовали праздник "акатуй" у чувашей и назвали его "акашка" (через " третьи руки" -"акиту-акатуй-акашка", но замысел праздника сохранился). То же самое произошло, вероятно, и в парах "Ан-Анцва" и "Ан-Зан (кипрский, далее появился Зевс).
Если можно, дайте ссылку на А.А. Клесова (насчет 25000 лет).
"Есть основания думать, что сходство селькупов с перкднеазиатскими народами не ограничивается областью материальной культуры, захоронений и орнамента Обратимся, например, к селькупской мифологии. В старинных преданиях селькупы употребляют не те термины, что в разговорной речи, а пользуются еще так называемым "шаманским языком". Если сравнить тайный "шаманский" язык селькупов с шумерийским, то снова выступят ряд параллелей. Звуковые аналогии в данном случае не играют решающей роли, тем более, что фонетика шумерийского языка требует дальнейших уточнений. Но интересно, что за совпадающими терминами стоят сходные мифологические образы и представления.
Конечно, археологические памятники освещают лишь определенный круг проблем, а сложность шумерийской лексики и ряд других трудностей, связанных с изучением языка, , исчезнувшего из обращения более 4 тыс. лет назад , ограничивают возможности сравнительного языкознания. Решение многих вопросов задерживается, кроме того, обособленностью современных исторических дисциплин. Шумерология не может решить целый ряд проблем, связанных с историей древнейших цивилизаций Двуречья, оставаясь в кругу только шумерских материалов. Известный австрийский ассиролог В.Кристиан еще в 1940 году писал о том, шумерология оказалась в состоянии "угрожающего одиночества", которое означает смерть", и что " естественным выходом является использование материалов шумерологии другими историческими дисциплинами через всеобщее историческое исследование."