Морские волки

Модераторы: Лемурий, Tibaren

Сообщение maya19 » 22 мар 2007, 02:44

sasha a писал(а):
47 Hakluyt (footnote 24), V, p. 76.

maya19, Вам удалось найти эту ссылку у Гоклюйта?


кое-что нашла.
1.На сайте Гутенберг ,наверное,полное собрание трудов Хаклюйта.
http://www.gutenberg.org/browse/authors/h#a1212

2.
http://www.gutenberg.org/dirs/etext05/8hk0510.txt
Описание Средиземноморского вояжа.
[Sidenote: Master Richard Chancellour. Master Mathew Baker.] Richard
Chanceller, who first discouered Russia, was with me in that voyage, and
Mathew Baker, who afterward became the Queenes Maiesties chiefe
ship-wright.
Последний раз редактировалось maya19 24 мар 2007, 21:19, всего редактировалось 1 раз.
maya19
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 86
Зарегистрирован: 06 авг 2006, 18:52
Откуда: Германия

Сообщение Zdvij » 22 мар 2007, 12:48

Справочка по истории навигации из института радионавигации.
http://www.rirt.ru/history/index.htm
Для определения долготы в XVI веке не хватало точных хронометров.
А теоретически это было известно.
Моряки полагались на сведения, полученные от капитанов, уже плававших в этих водах (направление, расстояние, ориентиры
на берегу).
Аватара пользователя
Zdvij
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1183
Зарегистрирован: 17 сен 2006, 16:04

Сообщение sasha a » 22 мар 2007, 16:15

Да, "порыскала галсами" по иннету и выяснила, что действительно с определением долготы были проблемы. Вообще-то существовали методы определения, в том числе с помощью астролябии, но они были приблизительны.

В 1530 г. глландский астроном Гемма Фризий предложил способ определения долготы с помощью хронометра, но отсутствие достаточно точных часов оставило этот метод на долгое время чисто теоретическим.

Колумб во 2-ом походе (более удачном с точки зрения навигации) исходил из скорости судна и показаний компаса - это ему позволило обходиться без измерения долготы.

Местоположение по меридиану определялось следующим образом. За единицу измерения брали длину корабля, уможали на время и (вуаля!) получали расстояние. Надо сказать - очень приблизительный рассчет. Особенно во время бури. Если с ориентированием на местности было совсем худо, тогда капитаны причаливали к берегу, ловили аборигенов и пытались у них выяснить: "Где мы, черт побери?!"

Точно также поступил Уиллоуби. Однако ответ, который ему дал абориген, был неверный.
sasha a
Полибий
Полибий
 
Сообщения: 3298
Зарегистрирован: 10 сен 2004, 23:28
Откуда: MD

Сообщение sasha a » 22 мар 2007, 21:25

В судовом журнале Уиллоуби содержится три эпизода встречи с аборигенами.

Первый раз - после того, как корабли примерно месяц (с 27 июня по 14 июля) бороздили океан, то и дело меняя направление из-за сильных ветров.
14 июля они пристали к берегу острова, обнаружили 30 маленьких хижин. Но жители разбежались: "мы подумали, что это произошло из страха перед нами".

Вполне понятен страх жителей маленького селения (подчеркиваю - жителей сельской местности, а не портового города), которые увидели огромные корабли, оснащенные пушками.

Вторая встреча произошла чуть позже - через 5 дней, у другого острова. "Здесь мы бросили якорь 19 июня ( на самом деле 19 июля - в русском переводе опечатка), вооружили свою пинассу, съехали на остров и увидели, что жители косят и убирают сено; они подходили к берегу и приветствовали нас".
Если аборигены (сельские жители) не испугались вооруженной пинассы, следовательно, такие корабли подходили к их берегу и раньше. Здесь выяснилось, что они стоят у Ростских островов, которые состоят во владении датского короля и расположены на широте 66°30'.

Третья встреча - 2 августа. "С острова подошли к нам шлюпки; ответы жителей на наши многочисленные вопросы показали, что остров назывался Сийнэм" - в русском переводе опять неточность: у Гаклюйта говорится только об одном аборигене: there came a skiffe of the island aboord of vs, of whom we asked many questions.
Остров находился на широте 70 градусов.

Войти в гавань острова корабль Уиллоуби не смог. "Но когда мы собирались входить в гавань, защищенную со всех сторон высокими горами, налетели такие порывы ветра и вихри, что мы не могли этого сделать и были вынуждены снова выйти в открытое море, не успев поднять на борт нашей пинассы".
But when wee would haue entred into an harbour, the land being very high on euery side, there came such flawes of winde and terrible whirlewinds, that we were not able to beare in, but by violence were constrained to take the sea agayne, our Pinnesse being vnshipt (в источнике).

Высокие берега с двух сторон, видимо, рождали эффект трубы. Поэтому корабли не смогли войти. (Интересно, как справлялось с волной маленькое судно аборигена?)

В тот день потерялся корабль ЧЕнслера:
"В тот же самый день около четырех часов пополудни поднялась такая сильная буря и море так разбушевалось, что корабли не могли держаться намеченного курса и силою волнения принуждены были идти [52] каждый своей дорогой к великой для себя опасности и навстречу всяким случайностям. Начальник громким голосом кричал Ричарду Ченслору и настойчиво просил его не отдаляться; но последний не хотел и не мог держаться поблизости, пока адмиральское судно продолжало идти так же быстро, потому что оно было лучшим парусником, нежели корабль Ченслора. Адмиральский корабль (я не знаю как это случилось) унесся на всех парусах с такой силой и быстротой, что вскоре исчез вовсе из виду, а третий корабль был также отнесен в сторону этой страшной бурей и потерял нас".

У Уиллоуби этот момент выглядит немного по другому:
"Мы пошли к северо-востоку. Ветер был так силен, что нам нельзя было оставить парусов, мы убрали их и легли на дрейф в ожидании, пока утихнет шторм".

Корабль Уиллоуби и "третий корабль" благополучно пережили шторм и обнаружили друг друга на расстоянии видимости.
После этого капитан Уиллоуби и его штурман выяснили, что очертания берегов не соответствую лоции.
Больше капитану Уиллоуби не у кого было спросить, куда их занесло.
Они не встретили в дальнейшем ни одного аборигена.

А вот ЧЕнслеру - повезло. Однако, при виде его корабля жители опять-таки разбежались:
Оглядываясь вокруг и ища пути, они заметили вдалеке рыбачью лодку. Капитан Ченслор с несколькими людьми отправился к ней, чтоб завязать сношения с бывшими в ней рыбаками и узнать от них, какая здесь страна, какой народ и какой их образ жизни. Однако рыбаки, пораженные странным видом и величиной его корабля (ибо здесь до того времени ничего подобного не видели), тотчас же обратились в бегство;

Ченслеру пришлось приложить некоторые усилия, чтобы завоевать доверие русских монахов:
Когда Ченслор подъехал к ним, рыбаки, помертвев от страха, пали перед ним ниц и собирались целовать его ноги. Но он, по своей всегдашней большой любезности, ласково посмотрел на них, ободряя их знаками и жестами, отказываясь от их знаков почтения, и с дружеской лаской поднимал их с земли. Даже странным кажется, как много сочувствия приобрел он в этих местах своим ласковым обращением!

Итак, на основании вышесказанного я предполагаю, что поразительно приветливая встреча вооруженных кораблей косарями и "скифом" были организованы заранее. Английские корабли приходили в эти места раньше, поэтому жители их не боялись.

Эта акция была запланирована заранее с тем, чтобы сбить с толка сухопутного вояку Уиллоуби и направить два корабля в другом направлении. За месяц с 27 июня по 14 июля три корабля обогнули северную оконечность Норвегии и оказались на 70 широте в Баренцевом море. Уиллоуби же записал в своем дневнике о беспорядочном курсировании то вперед, то назад.

Дальнейшие действия Уиллоуби в поисках порта Варде: путь вверх на северо-северо-восток - 50 лиг, а затем вниз на юго-юго-восток 48 лиг (почти равнобедренный угол) - повторяет очертания этой оконечности. Однако, проделав этот путь капитан Уиллоуби никакой земли не обнаружил.
Пока они блуждали в океане, отыскивая неведомые земли, Ченслер прямиком направился к устью Сев. Двины.
sasha a
Полибий
Полибий
 
Сообщения: 3298
Зарегистрирован: 10 сен 2004, 23:28
Откуда: MD

Сообщение sasha a » 23 мар 2007, 05:51

Вот тут Гамель "Англичане в России в 16-17 вв.:

Гамель
sasha a
Полибий
Полибий
 
Сообщения: 3298
Зарегистрирован: 10 сен 2004, 23:28
Откуда: MD

Сообщение sasha a » 24 мар 2007, 20:33

Ага, получилось. Теперь растянуто из-за цитаты в ВАшем посте.
sasha a
Полибий
Полибий
 
Сообщения: 3298
Зарегистрирован: 10 сен 2004, 23:28
Откуда: MD

Сообщение sasha a » 24 мар 2007, 20:34

Видимо, потому что основной документ экспедиции подписали 13 человек, путешествие Уиллоуби ожидал страшный конец. (шутки шутками, но проблемы у них начались с первого же дня путешествия.

11 мая они вышли из устья Темзы, дошли до Улича и встали на рейд, ожидая прилива и попутного ветра. Приливы сменялись отливами, ветер то крепчал, то падал, а экспедиция не трогалась с места: Идя вниз по реке с отливом, суда дошли до Улича, где остановитесь и бросили якоря, намереваясь идти дальше, как только состояние воды и более благоприятный ветер позволят поднять паруса. Отплыв затем, они дошли до Гарича; в этой гавани они стояли долго, не без большой потери и траты времени.

Корабли простояли на рейде целую неделю. За эти семь дней: были сняты с борта корабля двое моряков по болезни (боцман и матрос), были приняты на борт два дополнительных врача ( Alexander Gardiner, Richard Molton, Surgeons, which two were taken in at Harwich. ),
был выкупан с реи за мелкую кражу и отправлен на берег помощник кока.
Здесь же в Гариче выяснилось, что часть продуктов испорчена, а количество вина в бочках - уменьшилось:
В числе других, капитан судна “Эдуард — Благое Предприятие” был не мало озабочен боязнью недостатка в съестных припасах, часть которых в Гариче оказалась сгнившей и испорченной; бочки с вином также ослабели и текли.

Сопоставляя все эти факты, делаем следующие выводы: помощник кока ссажен с борта за мелкую кражу - не пропало ничего ценного.
Согласно пункту 9 устава:

9. Главный эконом (steward) и повар каждого корабля и их помощники должны еженедельно или чаще (если pro покажется необходимым) давать капитану или иным старшим чинам своего корабля точный, ясный и полный отчет в расходовании съестных припасов — мяса, рыбы, бисквитов, сушеного мяса и хлеба, а также пива, вина, растительного масла и уксуса, равно и в расходовании всех других видов пищевых запасов, находящихся на их попечении. Сами же они и каждый из них в отдельности должны распоряжаться припасами так, чтобы не было никаких лишних непроизводительных выдач, за исключением тех случаев, когда это будет продиктовано разумными соображениями или необходимостью.


Помощник кока мог украсть, скорее всего, продукты питания, находившиеся в его ведении. Врядли в первый день похода он так оголодал, что пошел на кражу солонины. Скорее всего, он украл вино и угостил матросов ("бочки потекли"), и те напились "за начало похода" так, что заблевали весь корабль.


Когда выяснилось, что опьянение больше похоже на отравление, решили, что матросы отравились продуктами. Срочно были доставлены два врача из Гарича, так как один врач, положенный на экспедицию и находившийся на корабле Ченслера, не справился с больными. Двое особенно сильно заболевших (боцман и матрос), возможно, скончались (потому их и отправили на берег), а вместо них были приняты в команду два врача. Причем, все согласно пунктам 10 и 11:

10. Если в отношении кого-нибудь из низших должностных лиц, какого бы звания или состояния он ни был, будет установлена лживость, нерадение, небрежность или непригодность к службе во время путешествия или невыполнение служебных обязанностей, то всякое такое должностное лицо снимается с работы и наказывается по усмотрению капитана и прочих участников разбирательства или большинства их. Лицо, снятое таким образом с работы, с этого момента не будет считаться и приниматься за должностное лицо, но должно оставаться в таких условиях и в таком месте, какие будут ему назначены. Никто из экипажа не смеет противиться наказанию или достойному возмездию, которое будет ему назначено со всей умеренностью, соответственно его проступку по силе его преступления и на основании морских законов и обычаев, до сего времени соблюдаемых в подобных случаях.

11. Если кто-либо из матросов или низших должностных лиц окажется по своей работе неподходящим и недостойным места, для занятия которого он был принят на корабль, такое лицо может быть снято с корабля и высажено на берег в любом месте в пределах державы и [32] владений королевского величества, а на его место может быть принято другое более способное и более достойное лицо по усмотрению капитана или штурманов. При этом должны быть приняты меры, чтобы уволенный был удовлетворен соответственно тому, что он заработал по день своего увольнения или освобождения от должности; с своей стороны уволенное лицо должно дать расписку с ручательством или внести залог или дать иную гарантию в том, что он выплатит суммы, полученные им сверх того, что он заслужил. Жалование лицу вновь принятому устанавливается по разумному соглашению, причем он получает все предметы снабжения, предназначавшиеся для уволенного в согласии с правом и справедливостью.

Потеряв неделю из-за массового отравления команды, командир Уиллоуби навел железной рукой армейскую дисциплину и установил на корабле сухой закон, запретил азартные игры, крепкое морское словечко и богохульство. Опять-таки согласно пункту подписанного им устава:

12. На корабле не должно быть ни богохульства, ни гнусных ругательств; среди судовых экипажей не должны быть терпимы сквернословие, непристойные рассказы и безбожные разговоры, равно как игра в кости, карты и иные дьявольские игры, от которых происходит не только разорение игроков, но споры, раздоры, ссоры и драки и часто даже убийства, ведущие к последней погибели обеих сторон и навлекающие справедливый гнев божий и меч его возмездия. Надо изгнать эти чумные заразы, пороки и грехи; нарушители же, не исправляющиеся после увещания в первый раз, подвергаются наказанию по усмотрению капитана или штурмана, по принадлежности.

Отравленные продукты выбросили за борт. Дневной рацион матросов резко уменьшился согласно пункту 26:
26. С каждым народом и в каждой местности следует поступать обдуманно и не раздражать народы надменностью, насмешками и презрением или чем-нибудь подобным; следует обращаться с ними осторожно и осмотрительно со всяческой вежливостью и любезностью и не задерживаться долго на одном месте, пока вы не достигнете наиболее важного места, какое вами может быть открыто, с таким расчетом, чтобы вы могли возвратиться назад счастливо и с достаточными съестными припасами .

(представьте себе обстановочку на корабле, которым при этом командует "сухопутная крыса"!)

Запасы продуктов пополнили уже в походе, через месяц после выхода в море:
19 июня, вооружили свою пинассу, съехали на остров и увидели, что жители косят и убирают сено; они подходили к берегу и приветствовали нас. И в этом месте было бесчисленное количество островов; они называются Ростскими островами, состоят во владении датского короля и расположены на широте 66°30'. Из-за противного ветра мы оставались здесь 3 дня и наловили очень много самых разнообразных птиц, которых там было бесчисленное множество.

Теперь понятно, почему в первую встречу люди разбежались, завидив три вооруженных корабля, а во втором случае, когда на берегу были косцы, - нет:

28. Если вы увидите, что люди на приморском песке собирают камни, золото, металлы или что-нибудь подобное, ваши суда могут подойти ближе и наблюдать, что они собирают; при этом следует бить в барабаны или играть на иных подобных инструментах, которые могут обратить их внимание, возбудить их воображение, желание что-то видеть и слушать вашу игру и ваши голоса ..

Запасшись провиантом, корабли отправились в дальнейшее плавание. И тут начались проблемы с маршрутом.
sasha a
Полибий
Полибий
 
Сообщения: 3298
Зарегистрирован: 10 сен 2004, 23:28
Откуда: MD

Сообщение sasha a » 24 мар 2007, 22:09

Нет ли каких-нибудь сведений о штурмане Конфиденции - Cornelius Durfurth Master of the Confidentia?
sasha a
Полибий
Полибий
 
Сообщения: 3298
Зарегистрирован: 10 сен 2004, 23:28
Откуда: MD

Сообщение maya19 » 24 мар 2007, 23:05

Здесь немного другое написание,надо будет поискать с использованием разных вариантов написания фамилии.
Cornelias Durfoorth, Master of the shippe

СПИСОК команд

На первом корабле William Gefferson, Master of the shippe
На втором Stephen Borowgh, Master of the ship

На сайте
The Mariners MUSEUM-нажать

карта похода Виллоуби.
Мне вообще представляется странным тот факт,что музей не удостоил вниманием ученого Ченселора ,который доплыл до цели.
Зато карта пути и некоторые данные о погибшем Виллоуби - это присутствует.







Изображение
maya19
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 86
Зарегистрирован: 06 авг 2006, 18:52
Откуда: Германия

Сообщение sasha a » 25 мар 2007, 06:00

Сравнивая английский текст судового журнала Уиллоуби и его русский перевод Готье, нашла некоторые пропуски.

В связи с этим важный вопрос: празднуется ли пятница накануне Троицы в католических (протестантских) странах?
sasha a
Полибий
Полибий
 
Сообщения: 3298
Зарегистрирован: 10 сен 2004, 23:28
Откуда: MD

Сообщение sasha a » 27 мар 2007, 00:57

НЕСКОЛЬКО ЗАМЕЧАНИЙ ПО ПОВОДУ НАЧАЛЬНОГО ЭТАПА ЭКСПЕДИЦИИ УИЛЛОУБИ-ЧЕНСЛЕРА.

Одиннадцатого мая 1553 года эскадра торжественно проследовала мимо королевского дворца в Гринвиче (Greenwhich), красиво отсалютовав королю и придворным, и... семь дней простояла в предместье Лондона, носившее название Блэквол (Blackwall), так и не выйдя из устья Темзы.

Первая запись в судовом журнале сэра Уиллоуби появилась через неделю – 18 мая, сообщая задним числом о долгой стоянке в пригороде Лондона. В этот день на адмиральском корабле состоялось совещание командиров кораблей, согласно 7 пункту инструкции, подписанной Себастьяном Каботой и прочими участниками экспедиции 10 мая 1553 года. Статья 7 устава гласила: «главный начальник должен раз в неделю (если ветер и погода будут благоприятствовать) собирать вместе всех командиров для обсуждения всех заметок и наблюдений, сделанных на отдельных кораблях и для определения, в чем они сходятся и в чем расходятся» . В том же пункте говорится о необходимости ежедневного занесения записей в судовой журнал. Далее мы находим регулярные отметки о маршруте экспедиции. Видимо, сэр Уиллоуби ознакомился с содержанием инструкции и строго следовал предписанию устава.

Двадцатого мая состоялась вторая попытка отправиться в плавание, на этот раз – без лишнего шума. Согласно сообщению главного кормчего экспедиции Ричарда Ченслера, такая дата выхода экспедиции была запланирована заранее: «В силу этого было единогласно решено, что если будет угодно богу, то 20 мая капитаны и матросы сядут на корабли и отплывут из Рэтклиффа с началом отлива. В назначенный день все, простившись с близкими, кто с женой, кто с детьми, кто с родственниками, кто с друзьями, более дорогими, чем родня, были на месте, готовые к отплытию. Подняв якоря, они двинулись с началом отлива...» . Видимо, причиной задержки стало отсутствие некой важной персоны, без которой путешествие не смогло бы состояться, скорее всего, самого Ричарда Ченслера.

Безмятежное плавание продолжалось всего три дня: экспедиции не удалось с первой попытки покинуть портовую зону и выйти в открытое море. Судовой журнал умалчивает о досадном инциденте, который произошел на адмиральском корабле в Гарвиче (Harwich) – портовом городке, расположенном в месте слияния рек Оруэлл (Orwell) и Стоу (Stour), однако сведения об этом можно найти в пометках штатного расписания корабля «Благая Надежда» и в рассказе Клементса Адамса, составленного со слов Ченслера. Флотилия трижды стояла в Гарвиче: с 26 по 28 мая, с 1 по 15 июня и с 19 по 22 июня. Экспедиция дважды возвращалась в порт. Возвращение с полпути, по морским обычаям, считается плохой приметой.

Из отметок сэра Уиллоуби видно, что во время стоянок в Гарвиче (адмирал называет порт «Оруэлл») в личном составе команды «Благой Надежды» произошли изменения: были отправлены на берег по болезни боцман и матрос, на борт корабля приняты два врача, а также выкупан с реи за мелкое воровство и спущен на берег помощник кока. Как сообщает Ченслер, в Гарвиче выяснилось, что часть продуктов испорчена, а количество вина в бочках – уменьшилось.

Сопоставляя сообщения капитанов и экстроординарное возвращение кораблей в Гарвич, можно сделать вывод, что стоянки в порту были связаны с одним и тем же обстоятельством: среди членов команды адмиральского корабля произошло массовое отравление испорченными продуктами. Адмирал сэр Уиллоуби, не имевший опыта в мореплавании, уже в самом начале путешествия оказался в неординарной ситуации. Как дисциплинированный солдат он должен был следовать указаниям документа, который подписал накануне отплытия: «Устав, инструкции и постановления для руководства предположенным путешествием в Китай...»

Опираясь на указания судового журнала, сообщения Ричарда Ченслера и статьи устава экспедиции, попробуем реконструировать события.

Покинув устье Темзы, корабли пришвартовались в Гарвиче 26 мая, в пятницу. На воскресенье 28 мая выпал праздник Троицы. Это единственная запись в судовом журнале, которая упоминает христианский праздник . В дальнейшем, покинув берега Англии, адмирал следовал 22 пункту устава: «Запрещается сообщать какому бы то ни было народу сведения о нашей религии, но предлагается обходить этот вопрос молчанием и не высказываться о ней, делая вид, что мы имеем те же законы и обычаи, какие имеют силу в той стране, куда вы приедете».

Пункт 13 устава предписывал «Утреннюю и вечернюю молитву и общие службы» совершать ежедневно «на каждом корабле: на адмиральском — священнику, на прочих судах — купцу или иному ученому человеку». Однако, согласно штатному расписанию, пастор Джон Стэффорд находился на корабле Ченслера. При таком явном противоречии двух документов, видимо, решили ограничиться совершением на адмиральском корабле только общих, наиболее торжественных, служб. Такая служба должна была состояться утром Троицина дня.

Накануне Троицы, в Родительскую субботу, согласно обычаю, поминают всех усопших. Факт сильного опьянения команды, возможно, был обнаружен утром 28 мая, когда матросы не смогли появиться на торжественную службу. Симптомы недомогания при похмелье и отравлении совпадают: головная боль, рвота, расстройство желудка.
sasha a
Полибий
Полибий
 
Сообщения: 3298
Зарегистрирован: 10 сен 2004, 23:28
Откуда: MD

Сообщение sasha a » 27 мар 2007, 01:04

ПРОДОЛЖЕНИЕ

Проверка наличных запасов провианта, вина и других необходимых продуктов, которую следовало проводить еженедельно «или чаще (если pro покажется необходимым)», показала, что помощник кока Томас Нэйш нечист на руку. Вероятнее всего, его обвинили в хищении вина.

Пункт 9 возлагал на повара и его помощника обязанность «распоряжаться припасами так, чтобы не было никаких лишних непроизводительных выдач, за исключением тех случаев, когда это будет продиктовано разумными соображениями или необходимостью».

Десятый пункт указывал, как надлежит командиру действовать в подобном случае: «Если в отношении кого-нибудь из низших должностных лиц, какого бы звания или состояния он ни был, будет установлена лживость, нерадение, небрежность или непригодность к службе во время путешествия или невыполнение служебных обязанностей, то всякое такое должностное лицо снимается с работы и наказывается по усмотрению капитана и прочих участников разбирательства или большинства их».

Проштрафившийся помощник кока был выкупан с реи и спущен на берег. При рассчете с уволенным матросом, сэр Уиллоуби руководствовался пунктом 11 устава: «При этом должны быть приняты меры, чтобы уволенный был удовлетворен соответственно тому, что он заработал по день своего увольнения или освобождения от должности; с своей стороны уволенное лицо должно дать расписку с ручательством или внести залог или дать иную гарантию в том, что он выплатит суммы, полученные им сверх того, что он заслужил. Жалование лицу вновь принятому устанавливается по разумному соглашению, причем он получает все предметы снабжения, предназначавшиеся для уволенного в согласии с правом и справедливостью».

Значительная часть команды мучилась желудочным недомоганием, однако экспедиция все же двинулась в путь 28 мая. Недостаток рабочей силы компенсировали увеличением нагрузки на здоровых матросов. Такое решение было предусмотрено пунктом 18, который предписывал в случае заболевания кого-нибудь из членов команды передавать его обязанности другим матросам: «при этом каждый, независимо от его положения, должен нести бремя другого и никто не имеет права отказываться от работы, наложенной на него для наибольшего успеха, общего блага и завершения в срок плавания и всего предприятия».

Нагрузка на работоспособных матросов увеличилась в несколько раз, особенно в вопросе чистоты на корабле, согласно пункту 15: «Запрещается проливать жидкость на баласт и оставлять грязь на корабле. Кухонное помещение и другие места следует содержать в чистоте для лучшего здоровья экипажа. Молодые люди и юнги (gromels and pages) должны быть воспитываемы в духе достохвальных морских обычаев в изучении мореплавания и в соответствующих упражнениях».Такая ситуация не могла не вызвать ропота среди личного состава.

Корабли покинули Гринич 28 мая, но на следующий день были вынуждены бросить якоря в Холмхэде (Holmehead), где командиры «стояли целый день и держали совет, какого пути и какого курса нам следует держаться, чтоб добиться новых открытий в нашем плавании, и наконец пришли к единогласному решению». В своей записи сэр Уиллоуби почти дословно процитировал пятый пункт устава, в котором также оговаривается, что при решении спорных вопросов «главный начальник во всех совещаниях и собраниях будет иметь 2 голоса». Видимо, только дополнительный голос адмирала заставил командиров повиноваться распоряжению сэра Уиллоуби.

Внеочередное собрание офицеров, скорее всего, было вызвано тем, что обнаружилась истинная причина недостачи спиртных напитков: бочки с вином «ослабели и текли». Таким образом, увольнение помощника кока оказалось вопиющей несправедливостью. Надо полагать, обстановка на адмиральском корабле еще более накалилась. Врач экспедиции Томас Уолтер, очевидно, пришел к выводу, что недомогание экипажа вызвано отравлением съестными припасами, часть которых, по словам Ченслера, «в Гарвиче оказалась сгнившей и испорченной».

Поскольку в уставе не предусмотрены действия капитана в случае порчи продуктов, а наоборот, согласно пункту 26, следовало «возвратиться назад счастливо и с достаточными съестными припасами», то, по всей вероятности, они остались гнить в трюме адмиральского корабля. Рацион экипажа либо сильно уменьшился, либо матросов продолжали кормить протухшими продуктами.

Следует отметить, что 7 пунктов устава из 33 содержат прямое указание на ограничение использования одежды, боеприпасов, продуктов питания, карт и навигационных инструментов. Остальные пунты составлены таким образом, чтобы во время путешествия сведения «не разглашались», товары «не показывались», «не доставались», «не выдавались», «не менялись» без разрешения по меньшей мере четырех главных лиц, чтобы все корабли и личный состав «находились вместе», предписывалась полная подотчетность и строгая охрана собственности компании. С формальной точки зрения – все правильно. Однако, если сэр Уиллоуби скрупулезно придерживался букве инструкции, то его персона производит впечатление патологически жадного человека, крохобора и скопидома.

Несмотря на заболевание экипажа и недостаток продуктов питания, который был сторого рассчитан на 18 месяцев путешествия, 30 мая в 5 часов утра корабли подняли якоря и двинулись вперед, на северо-восток. Флотилия вышла в открытое море и остановилась у места в трех лигах против Ярмута (Yermouth) . На следующий день корабли продвинулись еще на 6 лиг в море. Однако 1 июня они вернулись в Гарвич и простояли в порту две недели до 15 июня.

Сэр Уиллоуби винит в задержке «противный ветер», однако наиболее вероятно предположение, что причиной неординарного решения о возвращении в порт стало ухудшение здоровья матросов. Как сообщает Ченслер, его также заботили недостаток съестных припасов и «состояние экипажа, которое до некоторой степени было неудовлетворительно».
sasha a
Полибий
Полибий
 
Сообщения: 3298
Зарегистрирован: 10 сен 2004, 23:28
Откуда: MD

Сообщение sasha a » 27 мар 2007, 01:10

ПРОДОЛЖЕНИЕ

Пункт 18 устава предписывал оказывать больным надлежащую помощь. В Гарвиче на борт адмиральского корабля поднялись два дополнительных врача, а находившиеся в безнадежном состоянии боцман и матрос спущены на берег. Пункт 19 давал необходимые разъяснения на случай смерти члена экипажа: дату смерти следовало занести в судовой журнал, а вещи покойного подлежали хранению у командира с последующей передачей жене или детям умершего.

В документах отсутствуют отметки о смерти боцмана и матроса, следовательно, их сняли с корабля еще живыми. В таком случае списание на берег двух членов экипажа подпадало под действие пункта 11, согласно которому больные были признаны «неподходящими и недостойными места, для занятия которого они были приняты на корабль».

Выбывших моряков разрешалось заменить более достойными людьми по усмотрению капитана, при этом вновь принятым членам экипажа «передавалась все предметы снабжения, предназначавшиеся для уволенного». Воспользовавшись этим правилом, Уиллоуби нанял двух сухопутных лекарей, назначив им снабжение, соответствовавшее уровню профессиональных моряков.

Пополнение экипажа означало, что поход состоится, несмотря на дурную примету – возвращение с полпути в порт после выхода в открытое море. Такое решение адмирала, бывшего сухопутного «вояки», несомненно, привело к дальнейшему усилению ропота со стороны команды.

Видимо, ответным действием сэра Уиллоуби стало ужесточение дисциплины. Действия адмирала соответствовали 12 пункту устава: «На корабле не должно быть ни богохульства, ни гнусных ругательств; среди судовых экипажей не должны быть терпимы сквернословие, непристойные рассказы и безбожные разговоры, равно как игра в кости, карты и иные дьявольские игры, от которых происходит не только разорение игроков, но споры, раздоры, ссоры и драки и часто даже убийства, ведущие к последней погибели обеих сторон и навлекающие справедливый гнев божий и меч его возмездия. Надо изгнать эти чумные заразы, пороки и грехи; нарушители же, не исправляющиеся после увещания в первый раз, подвергаются наказанию по усмотрению капитана или штурмана, по принадлежности».

Обстановка на адмиральском корабле накалилась до предела. На случай возникновения «заговоров, расколов, группировок, сплетен, неверных сообщений», распространяемых «злыми языками» в уставе имелся соответствующий пункт – 33, который предписывал наказывать заговорщиков и смутьянов, но «с милосердием и братской любовью».

Пятнадцатого июня флотилия второй раз вышла в открытое море: сэр Уиллоуби впервые занес в судовой журнал показания навигационного прибора – «52 градуса» северной широты. Однако корабли совершили лишь небольшое каботажное плавание до Олбороу (Alburrough), простояли там ночь, а затем через Орфорднесс (Orfordnesse) вернулись 19 мая в Гарвич.

Второй вояж, скорее всего, был совершен для того, чтобы «обмануть» морскую примету: флотилия благополучно вернулась в порт. Корабли провели три дня в доках Гарвича и, наконец, 23 июня экспедиция «радостно», как отметил сэр Уиллоуби, покинула портовую зону и двинулась «прямо на север».
sasha a
Полибий
Полибий
 
Сообщения: 3298
Зарегистрирован: 10 сен 2004, 23:28
Откуда: MD

Сообщение sasha a » 27 мар 2007, 21:58

ПРОДОЛЖЕНИЕ

Что же стало причиной порчи продуктов?
Как сообщает Ченслер, для экспедиции были куплены три корабля, «которые в значительной мере были вновь перестроены и отделаны». Кораблестроители обновили деревянную обшивку, проконопатили и осмолили. Помимо этого, было внесено новшество: «Они (кораблестроители) узнали, что в некоторых местах в океане водятся черви, которые проникают в самый крепкий дуб и проедают его и, чтобы предохранить моряков и остальных участников путешествия от такой опасности, они покрыли часть киля тонким свинцовым листом».

Свинцовая обшивка кораблей немилосердно нагревалась на солнце. В середине мая в Лондоне стоит прелестная погода +20С, +25С. Суда простояли целую неделю в Блэквелле (в переводе – Черный колодец) – тихой заводи лондонского пригорода. Температура в трюмах поднялась, продукты испортились, древесина бочек с вином набухла.

Затем, когда корабли тронулись в путь, проточная вода немного охладила металл. От Блеквелла до Гарвича они добирались еще целую неделю, хотя обычно этот путь занимал один день. Температура в трюме еще больше понизилась, и разбухшая древесина бочек стала высыхать. В таре образовались щели, вино вытекло.

28 мая, по словам сэра Уиллоуби, в Троицын день, они они вышли в открытое море, температура еще больше упала. При проверке оказалось, что уровень вина понизился, несмотря на то, что помощник кока остался на берегу.

Продукты испортились за ту неделю, когда флот стоял в Блэквелле. Что же помешало экспедиции сразу отправиться в путешествие? Почему они ждали Ченслера? Что его задержало?

Разгадка состоит в том, что сэр Уиллоуби ошибся в дате отправления. Экспедиция вышла на целую неделю раньше срока. Дело в том, что в 1553 г. Троицын день выпал не на 28, а на 21 мая. Расхождение как раз в неделю. Адмирал пользовался церковным календарем за 1542 год!

Расчет Православной Пасхалии см.:

http://alebedev.narod.ru/app/app01.html

А дальше - просто песня!!!!
Сэр Уиллоуби не мог уйти в экспедицию без устава, который Себастьян Кабота подписал именно 10 мая, но по летосчислению 1553 года!
sasha a
Полибий
Полибий
 
Сообщения: 3298
Зарегистрирован: 10 сен 2004, 23:28
Откуда: MD

Сообщение LeGioner » 27 мар 2007, 23:12

sasha a писал(а):Нет ли каких-нибудь сведений о штурмане Конфиденции - Cornelius Durfurth Master of the Confidentia?


http://www.silkpagoda.com/dvdlist/acromax/7hk03.pdf
http://www.gutenberg.org/etext/7476 или
http://209.85.135.104/search?q=cache:gW ... cd=3&gl=ua
История - продажная девка империализьму!
Аватара пользователя
LeGioner
Модератор
Модератор
 
Сообщения: 2325
Зарегистрирован: 23 июн 2006, 15:58
Откуда: КраЇна мрій

Пред.След.

Вернуться в Средние века

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 39