Был ли "ужасен" Грозный царь?

Модераторы: Лемурий, Tibaren

Сообщение Князь » 06 апр 2005, 21:17

Со Сталиным можно согласиться. Хоть и тиран кровавый, но гений...
Но в наших венах кипит небо славян! (с)
Аватара пользователя
Князь
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 5584
Зарегистрирован: 21 окт 2004, 00:08
Откуда: Voronovo City

Сообщение СергАни » 07 апр 2005, 07:19

Caesar,
Мне кажется, что Вы чересчур категоричны: религиозное воспитание, особливо для нашего подрастающего поколения, совсем не лишне. И церковь в данном случае отнюдь не лезет, а выполняет свои законные обязанности. Общественное устройство многих стран дает нам образец сосуществования сильной церкви и сильной светской власти. Одна другой не мешает - скорее помогает. А церковь, которой рулит государство, слабая донельзя.
СергАни
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 2227
Зарегистрирован: 07 сен 2004, 16:30
Откуда: Рязань

Сообщение shuric » 07 апр 2005, 08:27

Ну собственно убийство Филипа - это не борьба светской и духовной власти. Это скорее борьба тирании и личной порядочности.
А так, насчет "светскости" Ивана характерен такой случай: при строительстве крепости в Волгде, согнаных для работ крестьян не кормили. Двое голодавших крестьян нашли тушу павшего вола и сьели от нее кусочек, несмотря на то, что был пост. Узнавший о том царь Иван приказал "святотатцев" сжечь, что и было выполнено (источник сведений то ли Скрынников, то ли Флоря, сейчас точно не помню). Поэтому восхищение высокой православной духовностью царя Ивана Васильевича, его глубоким христианским чувством вполне справедливы.
shuric
Полибий
Полибий
 
Сообщения: 3730
Зарегистрирован: 11 мар 2005, 22:56

Сообщение СергАни » 07 апр 2005, 08:35

Нет, shuric,
ничего личного- только бизнес. Так, кажется, звучит современная культовая фраза. Независимость церкви (а это не фикция) - кость в горле для Ивана. Церковь, устами того Филиппа, осуждала порывы решительного царя. А для тогдашнего общества мнение церкви - не пустой звук. Не прими Иван Васильевич надлежащих мер - ан и пошатнулся бы трон. В рамках той государственной системы, которую выстраивал Грозный, его действия были верными, в смысле соответствующими замыслу. И ничего личного...
СергАни
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 2227
Зарегистрирован: 07 сен 2004, 16:30
Откуда: Рязань

Сообщение shuric » 07 апр 2005, 08:46

Филлип осуждал не монархическую систему, а опричный терор (что было его прямым долгом). Он не призывал к восстанию или измене. То что церковные иерархи могут (и в некоторых случаях обязаны) противится действиям светской власти, не отрицалось ни тогда не позже. Независимой церковь на московской Руси не была никогда, и Филип не стремился сделать церковь независимой.
shuric
Полибий
Полибий
 
Сообщения: 3730
Зарегистрирован: 11 мар 2005, 22:56

Сообщение СергАни » 07 апр 2005, 08:49

Так я тоже не осуждаю монархическую систему. Для деспотии опасен не призыв к восстанию (с этим она справляется легко), а убежденное несогласие. Что Вы понимаете под независимостью церкви?
СергАни
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 2227
Зарегистрирован: 07 сен 2004, 16:30
Откуда: Рязань

Сообщение shuric » 07 апр 2005, 09:08

Неподчиненость царской власти. Этого в православии не было никогда. Деспотия и абсолютная монархия не совсем одно и тоже.
shuric
Полибий
Полибий
 
Сообщения: 3730
Зарегистрирован: 11 мар 2005, 22:56

Сообщение СергАни » 07 апр 2005, 09:12

shuric,
простите, но еще один вопрос: а в чем выражалось подчиненность церкви царской власти в московской Руси?
Деспотия и абсолютная монархия не одно и то же - а кто с этим спорит?
СергАни
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 2227
Зарегистрирован: 07 сен 2004, 16:30
Откуда: Рязань

Сообщение shuric » 07 апр 2005, 09:23

Царь реально назначал и смещал иерархов церкви, мог конфисковать церковные земли и т.п. В Византии царь - глава церкви. Русский царь был прямой наследник византийских монархов (это и духовенство признавало).
shuric
Полибий
Полибий
 
Сообщения: 3730
Зарегистрирован: 11 мар 2005, 22:56

Сообщение СергАни » 07 апр 2005, 09:58

Теперича почти все ясно. Реально, это значит - не формально? Действительно, царь высказал свое пожелание избрать на митрополию Филиппа, игумена Соловецкого монастыря освященному Собору и синклиту, и Федор Колычев занял место Германа.
Филипп будучи "понуждаем" царем и Собором на митрополию, "сказал, чтобы царь и великий князь отменил опричину; а не отменит - ему, Филиппу, митрополитом быть невозможно; а если его и поставят в митрополита, он затем оставит митрополию". Царь прогневался, но все улеглось: Филипп "дал свое слово архиепископам и епископам, что он по царскому слову и по их благословлению соглашается стать на митрополию, что в опричину и в царский домовый обиход ему не вступаться, а по поставлении из-за опричины и царского домового обихода митрополии не оставлять". Филипп занимался делами Церкви. Царь оказывал Филиппу благоволение и любовь. Православные радовались этому и благодарили Бога. А в 1567-м опять Москву всколыхнуло казнями. "Многие со слезами прибегали к митрополиту и умоляли его заступиться за них пред государем. И добрый пастырь, утешая несчастных словами веры, не мог оставаться безответным на вопли и стоны своих духовных чад..." И сказал: "О державный царь! Ты облечен самым высоким саном от Бога и должен чтить Его более всего. Тебе дан скипетр власти земной, чтобы ты соблюдал правду в людях и царствовал над ними по закону: правда - самое драгоценное сокровище для того, кто стяжал ее. По естеству ты подобен всякому человеку, а по власти подобен Богу - как смертный, не превозносись, а как образ Божий, не увлекайся гневом. По справедливости, властелином может назваться только тот, кто сам собою обладает и не работает позорным страстям. От века не слыхано, чтобы благочестивые цари волновали свою державу, и при твоих предках не бывало того, что ты творишь, у самих язычников не случалось ничего такого..." Иоанн: "Филипп, не прекословь державе нашей, да не постигнет тебя мой гнев, или сложи свой сан". Филипп: "Если для тебя ничего не значат каноны, делай как хочешь". (Цитаты из "Истории Русской Церкви" Макария) Диалог укрепил подозрения царя, что Филипп держит сторону бояр. И его судьба была решена.
СергАни
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 2227
Зарегистрирован: 07 сен 2004, 16:30
Откуда: Рязань

Сообщение Caesar » 07 апр 2005, 12:56

СергАни!
Обязательное религиозное воспитание в школах недопустимо только из-за наличия нежелающих таковое там видеть. А дополнительно - пожалуйста. Законные обязанности - это слишком высоко сказано - просто церковь - механизм получения прибыли. И этот механизм всегда и везде еффективнее, если ему государство служит. церковь хочет всем управлять как при Михаиле Романове или в случае с папством. Она ведь по определению себя выше государей мирских ставит - и это понятно им не нравится - что и приводит к отделению церкви от государства. И к запрещению церкви лезть не в свое дело. А тут уж государство начинает ее притеснять... и так всегда и везде почему-то.
Caesar
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1121
Зарегистрирован: 24 янв 2005, 08:41

Сообщение Caesar » 07 апр 2005, 13:03

Shuric!
так и на Западе церковь была независимой только когда она сама пыталась мирскими делами заниматься. И когда папа был фактически королем. Потом правда все равно скрутили. А у абсолютных монархов она уже частенько была только слюжанкой.
Caesar
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1121
Зарегистрирован: 24 янв 2005, 08:41

Сообщение СергАни » 07 апр 2005, 14:46

Caesar,
так в школах хватает и нежелающих видеть вообще какое-либо воспитание (хотя щелчок по носу СергАни-демократа оценил...). Но вот со столь угрюмым и простым взглядом на церковь, как механизм получения прибыли, согласиться не могу. Не только и даже не столько - механизм получения прибыли: дензнаки отнюдь не единственный стимул человеческой подвижности. Впрочем, это уже не в тему...
Я далек от мысли попрекать Ивана Васильевича за вмешательство в дела духовные. Не велика беда, и если беда, то терпимая. Убийство Филиппа - акт политический, хотя митрополит осуждает деяния царя исключительно с нравственных, религиозных позиций. Вот в этом и видится мне бред выстраиваемой Грозным системы.
СергАни
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 2227
Зарегистрирован: 07 сен 2004, 16:30
Откуда: Рязань

Сообщение Князь » 07 апр 2005, 14:55

Ну вообще в Новгороде архиепископа жребием выбирали. Так что прецендент был.
Но в наших венах кипит небо славян! (с)
Аватара пользователя
Князь
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 5584
Зарегистрирован: 21 окт 2004, 00:08
Откуда: Voronovo City

Сообщение shuric » 07 апр 2005, 19:06

Caesar!
Про абсолютные монархии согласен полностью (на то они и абсолютные).
shuric
Полибий
Полибий
 
Сообщения: 3730
Зарегистрирован: 11 мар 2005, 22:56

Пред.След.

Вернуться в Средние века

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: Bing [Bot] и гости: 10