СергАни » 07 апр 2005, 09:58
Теперича почти все ясно. Реально, это значит - не формально? Действительно, царь высказал свое пожелание избрать на митрополию Филиппа, игумена Соловецкого монастыря освященному Собору и синклиту, и Федор Колычев занял место Германа.
Филипп будучи "понуждаем" царем и Собором на митрополию, "сказал, чтобы царь и великий князь отменил опричину; а не отменит - ему, Филиппу, митрополитом быть невозможно; а если его и поставят в митрополита, он затем оставит митрополию". Царь прогневался, но все улеглось: Филипп "дал свое слово архиепископам и епископам, что он по царскому слову и по их благословлению соглашается стать на митрополию, что в опричину и в царский домовый обиход ему не вступаться, а по поставлении из-за опричины и царского домового обихода митрополии не оставлять". Филипп занимался делами Церкви. Царь оказывал Филиппу благоволение и любовь. Православные радовались этому и благодарили Бога. А в 1567-м опять Москву всколыхнуло казнями. "Многие со слезами прибегали к митрополиту и умоляли его заступиться за них пред государем. И добрый пастырь, утешая несчастных словами веры, не мог оставаться безответным на вопли и стоны своих духовных чад..." И сказал: "О державный царь! Ты облечен самым высоким саном от Бога и должен чтить Его более всего. Тебе дан скипетр власти земной, чтобы ты соблюдал правду в людях и царствовал над ними по закону: правда - самое драгоценное сокровище для того, кто стяжал ее. По естеству ты подобен всякому человеку, а по власти подобен Богу - как смертный, не превозносись, а как образ Божий, не увлекайся гневом. По справедливости, властелином может назваться только тот, кто сам собою обладает и не работает позорным страстям. От века не слыхано, чтобы благочестивые цари волновали свою державу, и при твоих предках не бывало того, что ты творишь, у самих язычников не случалось ничего такого..." Иоанн: "Филипп, не прекословь державе нашей, да не постигнет тебя мой гнев, или сложи свой сан". Филипп: "Если для тебя ничего не значат каноны, делай как хочешь". (Цитаты из "Истории Русской Церкви" Макария) Диалог укрепил подозрения царя, что Филипп держит сторону бояр. И его судьба была решена.