СергАни » 10 апр 2005, 08:57
shuric,
приятно сознавать, что мне удалось повеселить Вас. У Дмитрия Ивановича было немало советчиков и помощников (как у любого русского князя), его счастье, что Вы не оказались в числе таковых... Если б Великий князь вел себя хотя б в четверть Ваших предложений - Москва была бы сейчас райцентром. В Суздальской губернии. Отважный парень, который строит всех, как пожелает, решительно шугает люд в "русле этих традиций"... Понятие "легитимность", shuric, обязательно не только для судейских протоколов, но и для реальной жизни даже сюреального самодержца.
Я Вас спросил: что подвигло серпуховского, белозерского, новосильского, ярославского князей подняться с Дмитрием на Мамая? Ответа не дождался. И, понятно, не дождусь. От Хомейни Вы перейдете к Дж. Вашингтону, затем к Винитту в Соколиный Глаз, а потом к Абдурахман ибн Хатабу...
Легитимность русских князей "перетираемого" нами периода основана на традиции (отчинно-дедовской) и объярлычивании Ордой. Причем, одно другому здорово мешало: монгольское покровительство, если и не сводило на нет в общественном сознании законность рюриковщины, то умаляла ее значение изрядно. "Колбасня" в Орде и активизация Византии способствовали созреванию на Руси третьего варианта легимитизации власти - церковного. Он отнюдь не предполагал хоменизацию всей Руси (нет, конечно, бывало - тупила Русь, но не до такой же дури!..). Первыми смекнули князья московские: новые авторитеты для власти, а главное, для общественного сознания - от Бога. И угадали. Рязань, Тверь, Новгород могли трепыхаться сколько угодно - но было уже поздно пить боржоми. И отчаянные попытки Олега Ивановича приласкать Пимена ничего в перспективе не обещали. Если с формальной церковной структурой князья еще и уже могли себе позволить пошалить - сунуть своего парня в епископию, или потолкать свояка в митрополию, или попинать забывшегося попика - то с идеей богоустановленности власти со всеми вытекающими отсюда последствиями, шутить стало обременительно для политического здоровья.
Сергий Радонежский, искренне отказавшийся от формального утверждения его духовного авторитета, уже одним этим шагом "закабалил" сознание падкого на такие поступки русского люда. Патриарх Филофей направил Сергию послание и крест, со всей очевидностью подтвердив выбор Византии в Руси. Когда Киприана обидели в Москве, митрополит (!) стал жаловаться Сергию... Мне понравилось, какой восторг вызвал у Вас тот факт, что Троицкий (!) монастырь ни словом не обмолвился о роли Сергия в канун Куликова. Вам невозможно представить, что случаются такие люди, которые никогда не станут обременять свою душу гордынью и похвальбой? Мне жаль Вас...
Нет, Сергий политикой не рулил, и свет Ивановичем не помыкал. И ни на Новгород, ни на Рязань Радонежский Великого князя не науськивал. Что очевидно: и то, к кому кинулся Дмитрий после Перевицка, и то, кто, остановил Донского перед Новгородом - конкретные свидетельства общественной позиции церкви. Вообще, в истории - как и в геометрии - нет царских дорог. Вам хотца свести деяния на Руси к незатейливости колки дров? Флаг в руки, но успеха не желаю, ибо успеха в этом направлении не предусмотрено.