Прощайте, товарищи! С Буддой - ваньсуй!

Модераторы: Толстокосов, Лемурий, Scaevola

Прощайте, товарищи! С Буддой - ваньсуй!

Сообщение Дайчин-баатар » 27 ноя 2008, 14:01

Звезда и смерть современного цинского флота. История НЕ длинная и НЕ славная.

Тем не менее, очень интересная, комплексная и затрагивает много не только специфически военно-морских, но и военных, политических и экономических проблем.

Начну с того, что в 1862 г. цинское правительство, испытавшее мощь европейских армий и убедившееся в эффективности применения европейских оружия и тактики на полях сражений как Опиумных, так и Тайпинской войн, провозгласила от имени малолетнего императора Тунчжи (同治, 27.04.1857-12.01.1875, правил 11.11.1861-12.01.1875) политику самоусиления (цзыцян 自强).

Портрет Тунчжи:

Изображение

Реальными хозяевами положения были в этот момент маньчжурский князь-регент Гун-циньван (恭親王, 11.01.1833-29.05.1898), вдовствующая императорица Цыси (慈禧太后, 29.11.1835-15.11.1898) и лидеры милитаристских группировок - Цзэн Гофань (Сянская или Хунаньская группировка, 湘軍) и Ли Хунчжан (Хуайская или Аньхуйская группировка,淮軍). К ним примыкали такие известные военные и политические деятели, как Цзо Цзунтан и Чжан Чжидун.

Гун-циньван (Исинь)
Изображение

Императрица Цыси:
Изображение

Цзэн Гофань (曾國藩, 21.11.1811-12.03.1872):
Изображение

Ли Хунчжан (李鴻章, 15.02.1823-07.11.1901):
Изображение

Чжан Чжидун (張之洞, 1837-1909):
Изображение

Цзо Цзунтан (左宗棠, 10.11.1823-05.09.1885):
Изображение

На основе опыта успешных действий паровых кораблей европейцев в ходе боев как с тайпинскими, так и цинскими кораблями было принято решение "заимстовать технику, не заимстовав идеологию". Таким образом, 1862 г. может считаться началом создания парового флота в Китае.

Первые корабли были куплены в Европе и представляли собой деревянные колесные пароходы небольшого тоннажа, пригодные для каботажного плавания и речной навигации. Они с успехом использовались и Цинами, и Тайпинами в боях на Янцзы. Какой-либо классификации они пока не подлежали.

Сразу же выявилась интересная особенность - многие корабли были изначально куплены на деньги Ли Хунчжана или Цзэн Гофаня, явившись, таким образом, их личными капиталовложениями в обороноспособность империи. Эта важная особенность заложила некоторые традиции в действиях модернизированного цинского флота.
В те времена, когда скакал
Ветра быстрее конь Аранзал,
Пика не только пестрой была -
Пестрая пика острой была!
Аватара пользователя
Дайчин-баатар
Полибий
Полибий
 
Сообщения: 3539
Зарегистрирован: 21 май 2008, 16:19
Откуда: Москва

Сообщение Дайчин-баатар » 27 ноя 2008, 15:13

Планировалось построить 4 основные флотилии, составлявшие модернизированный флот империи Цин - Бэйянскую (北洋艦隊, 1871-1895), Наньянскую (南洋水師б 1870-е - 1909), Фуцзяньскую (福州艦隊, с 1870) и Гуандунскую (廣水師).

Для этого был построен ряд современных верфей - Фучжоуская, Цзяньнаньская и ряд других. Один из первых крупных кораблей, китайской постройки был деревянный корвет "Янъу" (揚武), спущеный на воду в Фучжоу в 1872 г. - будущий флагман Фуцзяньской эскадры. Его качество было высоко оценено иностранными наблюдателями. При этом отмечалось, что за работами на верфи назирали всего 5 иностранных специалистов.

Корвет "Янъу" (1872-1884):
Изображение

Водоизмещение: 1415 т.
Скорость: 15 узлов
Мощность силовой установки: 250 л.с.
Вооружение: 13 дульнозарядных орудий

В Фучжоу также был организован процесс обучения мастеров-кораблестроителей и создан военно-морской колледж, выпускники которого пополнили экипажи кораблей уже к франко-китайской войне 1884-1885 годов.

Бэйянский флот первоначально рассматривался как флот береговой обороны для действий в Желтом море и борьбы с пиратством. По первоначальному плану он был самым слабым из всех цинских флотилий. Однако в 1871 г. Цзэн Гофань, лидер Хунаньской группировки, был стар и болен, влияние его упало и в результате интриг Ли Хунчжана 4 корабля были переведены с юга на север, заложив основу Бэйянского флота.

В 1875 г. Бэйянский флот возглавил бывший кавалерийский командир Дин Жучан, в 1854 г. воевавший на стороне тайпинов, но далее перешедший на сторону войск Ли Хунчжана. Дин Жучан был военным-"ястребом", ушедшим в отставку в 1874 г., когда империя Цин начала сокращение своих раздутых в годы войн и мятежей вооруженных сил. Ли Хунчжан настоял на его возвращении и назначил адмиралом быстро растущего под его чутким патронажем Бэйянского флота, базировавшегося на Вэйхайвэй (威海衛).

Первый и последний адмирал Бэйянского флота Дин Жучан (丁汝昌, 18.11.1836-12.02.1895):
Изображение

Флаг Бэйянского флота:
Изображение

Флагман Бэйянского флота - эскадренный броненосец германской постройки "Динъюань" (1882-1895):
Изображение

База Бэйянского флота в Вэйхайвэе:
Изображение
В те времена, когда скакал
Ветра быстрее конь Аранзал,
Пика не только пестрой была -
Пестрая пика острой была!
Аватара пользователя
Дайчин-баатар
Полибий
Полибий
 
Сообщения: 3539
Зарегистрирован: 21 май 2008, 16:19
Откуда: Москва


Вернуться в Новое время

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1