Политическая ситуация на Украине XVII века

Модераторы: Толстокосов, Лемурий, Scaevola

Сообщение Aristoteles » 17 сен 2009, 08:57

Герб Мазепы
Изображение
Герб гетмана Мазепы — считается, что герб Ивана Мазепы имеет происхождение от волынских князей Курцевичей, потомков Гедиминовичей и имеет название "Курч", хотя сам Мазепа к этому роду никакого отношения не имеет. Такой герб Мазепы помещен на серебряных вратах Борисоглебского собора в Чернигове, на ризе иконы Ильинской Божьей Матери Троицкого монастыря в Чернигове, на церквях, им построенных, на гравюре Мигуры 1705 года, в молитвослове изданном в 1692 году Лазарем Брановичем, архиепископом Черниговским.

В современной Украине изображение герба используется для изготовления орденов гетмана Мазепы.

Изображение

Путаница полнейшая.
Не вызывает сомнения что для ведения внешней политики(да и внутренней тоже), знатность рода играла не последнюю роль, а значит могла искажаться самими претендентами и их сторонниками для поднятия их значимости.
Последний раз редактировалось Aristoteles 17 сен 2009, 15:35, всего редактировалось 1 раз.
Disce, sed a doctis, indoctos ipse doceto
Аватара пользователя
Aristoteles
Модератор
Модератор
 
Сообщения: 3251
Зарегистрирован: 02 фев 2008, 00:17
Откуда: Северщина

Сообщение Левенець » 17 сен 2009, 14:31

thor писал(а):Шляхтичами? Да ну, неужели? :shock: В самом деле, и правом владеть землями и быдлом они обладали, и в сеймах могли выступать, и крулем стать, и veto возгласить при случае? :shock: Вот это новость! :shock:

Да,забыл вам напомнить,товарищ Тор( вы конечно это знаете ,но малехо подзабыли 8) ,небезызвестный представитель украинского панства Адам Кисиль был сенатором Речи Посполитой и занимал в различное время сенаторские должности воеводы и каштеляна.Умер в 1653 году.До конца жизни был православным.
В свое время был представителем шляхты Волинского воеводства в сейме.
Згинуть нашi вороженькi,як роса на сонцi.
Аватара пользователя
Левенець
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1970
Зарегистрирован: 08 мар 2008, 21:10
Откуда: Донбасс

Сообщение thor » 17 сен 2009, 17:44

И много таких, как Адам Кисель, было в сейме? А как насчет тго, чтобы митрополита киевского в сейм запустить (что предполагалось услвиями догвора РП с Хмельницким)... Исключение, что подтверждает правило, и не надо на этой почве делать глобальных выводов...
cogito, ergo sum
Аватара пользователя
thor
Модератор форума
Модератор форума
 
Сообщения: 7725
Зарегистрирован: 18 апр 2006, 11:14
Откуда: Белгород

Сообщение Левенець » 17 сен 2009, 18:03

Aristoteles писал(а):
Дайчин-баатар писал(а):Насколько я знаю, Зиновий-Богдан Хмельницкий имел герб Абданк.

Изображение

Герб Габданк (также Абданк (польск. Abdank)) — польский дворянский герб, впервые упоминаемый в 1228 и включающий 434 рода, некоторые из которых включены в Общий гербовник дворянских родов Российской империи.


Хмельницких не обнаружено, может род имеет другое название?
Или за дела Зиновия -род вычеркнули из польских гербовников :D ?

Вроде бы ,гербом Хмельницкого был герб Сырокомля,который включал в себя основной элемент герба Абданка :?:
Згинуть нашi вороженькi,як роса на сонцi.
Аватара пользователя
Левенець
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1970
Зарегистрирован: 08 мар 2008, 21:10
Откуда: Донбасс

Сообщение Левенець » 17 сен 2009, 19:16

thor писал(а):И много таких, как Адам Кисель, было в сейме? А как насчет тго, чтобы митрополита киевского в сейм запустить (что предполагалось услвиями догвора РП с Хмельницким)... Исключение, что подтверждает правило, и не надо на этой почве делать глобальных выводов...

Адам Кысиль был последним православным сенатором Речи Посполитой, товарищ Тор, а не православным депутатом Сейма,которым он,кстати, был в 1632 году и не в одиночестве.
Православных сенаторов не стало по той причине, что в первой половине 17 века большая часть украинского панства и все русько-литовские княжеские рода и значительная часть православного клира ,вместе с митрополитом ,перешли в католицизм и униатство.Причем это был добровольный выбор.т.к. принадлежность к православию не мешало их отцам быть сенаторами Речи Посполитой и занимать сенаторские должности воевод и кастелянов.
Тем более на этом не настаивал на этом польский король Владислав 1У.который сделал достаточно небогатого православного шляхтича с Волыни польским сенатором и восстановил в 1632 году православную митрополию в Киеве.
Просто католическая культура Европы и Польши была,прежде всего, на голову выше православной, а после Люблинской унии дети украинской и белоруской православной элиты могли получить образование в Европе.Посмотреть,так сказать,Европы.Ведь ВКЛ было куда менее культурным государством, чем Польша.Поэтому сразу после Люблинской унии "отцы" были ярыми приверженцами православия(вспомните тех князей Острогожских,Вишневецких,Заславских и пр.),а их "дети" переметнулись в унию и католицизм.
Православие в Речи Посполитой потерпело ,в первую очередь, культурное поражение,не выдержав конкуренции с европейской католической культурой .
Поэтому православие было уделом селян и мещан, не перешедших в униатство,казачества, относительно небольшой части ,преимущественно мелкопоместной шляхты,( были и исключения в виде представителей панских родов типо Кричевского,,Зацвилиховского,Федоровича ,Хмелецкого, Богуна и др) и части православного клира,который не перешел в униатство.
Згинуть нашi вороженькi,як роса на сонцi.
Аватара пользователя
Левенець
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1970
Зарегистрирован: 08 мар 2008, 21:10
Откуда: Донбасс

Сообщение Aristoteles » 17 сен 2009, 21:39

Левенець писал(а): Вроде бы ,гербом Хмельницкого был герб Сырокомля,который включал в себя основной элемент герба Абданка :?:

Герб Сырокомля(православный)
Изображение


С историей герба тоже путаница
История герба
В конце XIV века этот герб этот был пожалован польскому рыцарю по имени Сырокомля, герба Абданк, в награду за победу в поединке против прусского воина, оскорбившего христианскую веру. После этой победы Владислав Локетек позволил добавить рыцарю к своему родовому гербу золотой крест, в знак защиты христианства от язычников.


2 вариант
В конце XIV века герб этот был пожалован одному витязю Сырокомле в награду за мужественную защиту имени Христова против язычников, произносивших на него хулу.

В гербах Бржуска и Розмяр первые и последняя стенки Сырокомли соединены между собою поперечной линией. В гербе Солтан вместо одного — два креста над Абданком, а повыше их звезда. В гербе Холуб-ІІ ("Сырокомля Холубов" или "Три кроквы") имеет такое описание: "На фигуру, которая похожа на "дубль В", сверху наложен крюк (стрела) с одним краем"

http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/460610


Вот еще одна точка зрения по геральдике Богдана Хмельницкого:

«Сырокомля» и гетман Богдан
5 марта 1392 года польский король Ягайло и Великий литовский князь Витовт подписали Островский договор, по которому Витовт получил правление Великим Княжеством Литовским (без титула «великий князь») и стал вассалом польского короля. Так образовалась конфедерация Польши и Литвы под названием «Речь Посполитая», куда вошли Галичина, Западная Белоруссия и украинские земли до левого берега Днепра. К тому времени монгольский хан Тохтамыш, поссорившись с Тамерланом, вместе со своим улусом перешел к Витовту. Тамерлан потребовал от Витовта выдачи Тохтамыша, но получил решительный отказ. Взбешенный хан пошел на Витовта. Тот попросил военной помощи от короля Ягайло. Король послал польские и украинские хоругви. Под хоругвью «абданк» шел к месту боя отряд украинского рыцаря Сырокомли.


12 августа 1399 года противники сошлись на берегах Ворсклы. Как тогда было принято, перед битвой с обеих сторон выехали бойцы: со стороны хана — мурза, а от Витовта — рыцарь Сырокомля. Мурза начал «бесчестить имя Христово», а украинец проявил «мужественную защиту имени Христова против язычников, произносивших на него хулу», — написано в польском гербовнике. Вероятно, Сырокомля победил хулителя-мурзу, и воодушевленное этим войско бросилось на противника. Однако хан Тимур-Кутлук слыл «лучшим учеником Тамерлана»: он сомкнул фланги, отсек литовцев и Тохтамыша от поляков, и Витовт битву проиграл. Однако польский король Ягайло наградил рыцаря Сырокомлю личным знаменем, на котором был изображен на красном фоне серебряный знак «абданк» с золотым католическим крестом вверху. Сырокомля был православного вероисповедания, поэтому позднее попросил королевского геральдиста поставить в навершии «абданка» георгиевский крест. Таким образом, знамя «Сырокомля» встречается в двух вариантах: в польском гербовнике — с католическим крестом, а в грамоте польского короля, разрешавшей гетману Богдану Хмельницкому пользоваться знаменем, — с георгиевским.


Однако считать «Сырокомлю» гербом гетмана Богдана Хмельницкого было бы весьма опрометчиво. Дело в том, что в те времена в Речи Посполитой не существовало родовых гербов в таком понимании, как это было в Западной Европе. В Речи Посполитой было принято за воинские отличия давать «знамена» — определенные фигуры на фоне определенного цвета. «Знамена» помещались на главной хоругви, на щите, на нагруднике доспехов того, кому они были пожалованы, и имели определенное название, в большинстве случаев совершенно не связанное с фамилией владельца. Вокруг владельца «знамени» группировались его вассалы, которые также имели право на его изображение на щите, нагруднике панциря, на кольце с печаткой, но не более. Об этом феномене писал еще в 1855 году Александр Лакиер, а в 1914-м вышла книга В.Лукомского и В.Модзелевского «Малороссийский гербовник», где полностью подтверждается свидетельство Лакиера. Знали ли об этом Грушевский и Крипьякевич, помещая в своих книгах изображение «Сырокомли» как герба гетмана Богдана? Во всяком случае, с большой степенью достоверности можно утверждать, что знамя «Сырокомля» — не родовой герб Богдана Хмельницкого, а лишь клейнод, вроде булавы, бунчука, королевского красного знамени с белым орлом, и не более.


http://www.zn.kiev.ua/3000/3150/34834/
Disce, sed a doctis, indoctos ipse doceto
Аватара пользователя
Aristoteles
Модератор
Модератор
 
Сообщения: 3251
Зарегистрирован: 02 фев 2008, 00:17
Откуда: Северщина

Сообщение Левенець » 27 сен 2009, 12:55

thor писал(а):
Дайчин-баатар писал(а):
Вызывает сомнение вассалитет Дорошенко от Турции?


У "свидомитов" все, что касается их хрустальной мечты о незалежной козацкой державы, кою похерили злые москали и зрадныки из числа старшины, что смотрели на Восток, а не на Запад (как Тетеря) или на юг (как Дорош - Турция, однако ж, вот вот членом Евросоюза станет, вот и Украина, если бы была бы частью Османской империи, правового государства еще в те достославные времена, тоже, глядишь, сегодня стала бы, как и Грузия, частью европы и Евросоюза) - все это вызывает сомнение...
:P :P

Не стоит, товарищ Тор, сравнивать Дорошенко с Тетерею- даже "свидомые" не очень привечают последнего, несмотря на его "европейскую" ориентацию.
P.S. Интересно, и в самом деле, что писали о протурецких наклонностях Дорошо, к примеру, Кулиш или там Грушевський... Или им тоже веры нет, они тоже зрадныки? :?

П. Кулиш в зрелом возрасте , в целом( с разным уровнем негатива), отрицательно относился практически ко всем украинским гетманам, не исключая и Хмельницкого( за исключением, пожалуй, Сомко о котором он с симпатией писал в известной "Чорной раде").Да и к украинскому козачеству он относился без восторга, считая что оно во многом виновато в Руине.
Отношение к Дорошенко в современной Украине как раз и соответствует мнению Грушевского, который считал его сильным гетманом .
Но в условиях, создавшихся после Андрусовского перемирия , когда Украина оказалась разделенной между Москвой и Речью Посполитой, предательством левобережной старшины и вмешательство Турции , с которой он пытался достичь соглашения, его гетманство было обречено на неудачу , с точки зрения Грушевского, ввиду явной непопулярности этих соглашений в Украине .Да и Украина, особенно Правобережье, опора Дорошенко, было в край разорена в период Руины, пришедшийся на его гетманство, как новыми "друзьями, так и старыми недругами- Речью Посполитой и Московией.
Згинуть нашi вороженькi,як роса на сонцi.
Аватара пользователя
Левенець
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1970
Зарегистрирован: 08 мар 2008, 21:10
Откуда: Донбасс

Сообщение Zdvij » 27 сен 2009, 19:13

Некоторые авторы обращают внимание на почти одновременное проведение в январе 1668 года двух старшинских рад: в Гадяче (левобережной) и Чигирине (правобережной), заявивших о переходе под власть султана. То есть, была какая-то договоренность об объединении (или координации действий) между Брюховецким и Дорошенко. Но уже 18 июня 1668 года Дорошенко Брюховецкого убил. А еще через год усилиями заинтересованных сторон на Украине было уже не два, а три гетмана. Дорошенко стал турецким санджакбеем и пытался вместо казачьего создать наемное войско, подчиненное непосредственно гетману.
Si quaeretis reperietis
Аватара пользователя
Zdvij
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1183
Зарегистрирован: 17 сен 2006, 16:04

Сообщение Scaevola » 28 сен 2009, 00:30

Aristoteles писал(а):Дело в том, что в те времена в Речи Посполитой не существовало родовых гербов в таком понимании, как это было в Западной Европе.

Так это, извиняйте, отнюдь не секрет. Личные гербы в Польше имели, в основном, дворяне западноевропейского происхождения. Но утверждение, что были некие исконные носители "знамён" и примкнувшие к ним вассалы, весьма спорно, ИМХО. Возможно, это и имело место когда-то, но в XVII в. шляхтич, представляясь, называл свою фамилию и герб (а не "знамя"). Одинаковые фамилии, кстати, нередко имели шляхтичи разных гербов (что и подчёркивалось).
"Я ненавижу сплетни в виде версий!" В. С. Высоцкий
Аватара пользователя
Scaevola
Модератор форума
Модератор форума
 
Сообщения: 1472
Зарегистрирован: 26 июл 2008, 20:42
Откуда: Москва

Сообщение Архивариус » 25 янв 2010, 13:38

Архивариус писал(а):Я, вот, недавно прочитал, что в XVII в. тех украинцев, которые переселялись на территорию Московского царства, заставляли перекрещиваться: дескать, какие они православные, истинная вера токмо у нас. Пытался найти подтверждение - пока не нашёл. А Вам не встречалась такая информация?

Возвращаясь к своему старому вопросу. Не так давно нашёл пример такого рода действий со стороны московского правительства: "В Єнісейську М. Криса мав "культурний" конфлікт із воєводою В. Голохвостовим. Останній, за рекомендацією уряду, хотів наново охрестити українців за "московським обрядом" (адже в Україні тоді при хрещенні лише тричі обливали водою, а не занурювали, як у Росії). Полковник М. Криса і з ним ще 38 осіб відповіли на це петицією-"скаскою", в якій заявили, що вони вже охрещені за звичаєм своєї вітчизни ("Польського королівства") і наново хреститись "у сибірських городах" не бажають." Вирський Д.С. Полковник Михайло Криса - малознаний герой/антигерой Козацької революції//УІЖ. - 2009. - № 5. - с. 67.
и далее:
"... Воєвода Васілій Голохвостов писав, що, виконуючи вказівку уряду, він "говорил им, чтоб они крестились в [право]славную христианскую веру. И те, великий государь, польские и литовские люди полковника Михайло Криса с товарищи тридцать восмь человек подали мне, холопу твоему, в съезжей избе скаску за своими руками. А в скаске, великий государь, их написано: в прошлых де годех, по твоему, великого государя, указу присланы они в Енисейский острог, а в Польской де оне земле крещены [инозе]мским крещением, обливаны, а не в три погружения, как у них в Польском королевстве преж сего [бы]ло и ныне вера у них с тоим. А в Московск[ом] государстве и в русских, и в сибирских городех святым крещением греческаго закона в три погружения не крещены и впредь креститца не хотят." Там же, с. 70.
Архивариус
 

Пред.

Вернуться в Новое время

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 15

cron