Положение крестьян в России до 1917 г.

Модераторы: Толстокосов, Лемурий, Scaevola

Положение крестьян в России до 1917 г.

Сообщение Zdvij » 25 окт 2010, 17:41

Поскольку тема о прошении русских помещиков об освобождении крепостных сместилась из 1816 года в 1861 год и более позднее время, стоило бы поговорить о положении русских крестьян в течение XIX - начала XX века. Вкратце свою позицию по этому вопросу изложил shuric: "Умело раскрученная сказка про крестьян нищенствуюших по вине злых помещиков обернулась для России жертвами выражающимися семизначными числами."
viewtopic.php?f=6&t=14149&start=120
Я, например, так и не понял из сказанного, кто именно сочинял "сказки" о нищенствующих крестьянах? Понятно, что революционеры, но почему-то анонимные.

Относительно недавно по этому же вопросу развернулась научная дискуссия, в которой как раз обсуждается положение крестьян России и его связь с последующими революциями. Противоборствуют две школы, одну из которых возглавляет доктор исторических наук
Борис Николаевич Миронов, другую - доктор исторических наук Сергей Александрович Нефедов. "Мироновцы" утверждают, что страдания русских крестьян сильно преувеличены из политических соображений, а "нефедовцы" отмечают естественное ухудшение положения
крестьян в условиях аграрного перенаселения. Каждая новая публикация по этому вопросу добавляет новые (или хорошо забытые старые) статистические данные, которые в любом случае не бывают лишними.

Чтобы не пересказывать все доводы и контрдоводы, привожу ссылки. Наиболее подробно эту дискуссию можно проследить на близком к Нефедову сайте "Клиодинамика":

Б.Н.Миронов. "Наблюдался ли в позднеимперской России мальтузианский кризис: доходы и повинности российского крестьянства в 1801–1914 гг."
http://cliodynamics.ru/index.php?option ... 8&Itemid=1

С.А.Нефедов. "Реплика на аргументацию Б.Н.Миронова".
http://cliodynamics.ru/index.php?option ... &Itemid=49

Б.Н.Миронов. "Ленин жил, Ленин жив, но вряд ли будет жить".
http://cliodynamics.ru/index.php?option ... &Itemid=49
Общий смысл: "Нефедов - марксист и мальтузианец!"

С.А.Нефедов "А причем тут Ленин?"
http://cliodynamics.ru/index.php?option ... &Itemid=49
Ответ Нефедова: "От марксиста слышу."

С.А.Нефедов "О причинах русской революции".
http://cliodynamics.ru/index.php?option ... 7&Itemid=1

Кроме Нефедова, высказывались и другие:

С.В.Цирель. "Почему в России произошла революция?"
http://cliodynamics.ru/index.php?option ... iew&id=116

А.В.Островский "О модернизации России в книге Б.Н.Миронова".
http://cliodynamics.ru/index.php?option ... &Itemid=49
http://cliodynamics.ru/index.php?option ... &Itemid=49

Разумеется дискуссия идет не только на сайте "Клиодинамика".

Например, стоит обратить внимание на уже цитировавшуюся на форуме статью М.А.Давыдова "Об уровне потребления в России в конце XIX - начале ХХ в."
http://bmironov.spb.ru/sochist.php?mn=2&lm=1&lc=art21
"Тезис Нефедова о России как о государстве, в котором население бедствует, постоянно недоедая и часто голодая, государстве, "приговоренном" к революции, не выдерживает критики.

Интервью Б.Н.Миронова "Когда на Руси было жить хорошо".
http://www.strf.ru/material.aspx?d_no=2 ... 22&print=1

Б.Н.Миронов. "В огороде - бузина, а в Киеве - дядька."
http://www.hist.msu.ru/Labs/Ecohist/OB1 ... ronov.html

Комментарии С.А.Нефедова "Демографы выясняют причины революции в России в начале XX века".
http://book.uraic.ru/elib/Authors/Nefed ... da/Sv4.htm

Сайт Б.Н.Миронова.
http://bmironov.spb.ru/

Список работ С.А.Нефедова.
http://hist1.narod.ru/List.htm
http://krotov.info/lib_sec/14_n/efe/dov_00.htm
Si quaeretis reperietis
Аватара пользователя
Zdvij
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1183
Зарегистрирован: 17 сен 2006, 16:04

Сообщение Zdvij » 25 окт 2010, 20:48

Мнение Льва Николаевича Толстого о голоде 1891-1892 годов.
http://www.kulichki.com/inkwell/text/hu ... /golod.htm
"если разуметь под словом "голод" такое недоедание, вследствие которого непосредственно за недоеданием людей постигают болезни и смерть, как это, судя по описаниям, было недавно в Индии, то такого голода не было ни в 1891-м году, нет и в нынешнем. Если же под голодом разуметь недоедание, не такое, от которого тотчас умирают люди, а такое, при котором люди живут, но живут плохо, преждевременно умирая, уродуясь, не плодясь и вырождаясь, то такой голод уже около 20 лет существует для большинства черноземного центра и в нынешнем году особенно силен."

"Первая деревня, в которую я приехал, было знакомое мне Спасское, принадлежавшее Ивану Сергеевичу Тургеневу. Расспросив старосту и стариков о положении крестьян этой деревни, я убедился, что оно далеко не так дурно, как было дурно положение тех крестьян, среди которых мы устраивали столовые в 1891-м году. У всех дворов были лошади, коровы, овцы, был картофель и не было разоренных домов; так что, судя по положению спасских крестьян, я подумал, что не преувеличены ли толки о нужде нынешнего года. Но посещение следующей за Спасским — Малой Губаревки и других деревень, на которые мне указали, как на очень бедные, убедило меня в том, что Спасское находится в исключительно счастливых условиях и по хорошему разделу, и по случайно хорошему урожаю прошлого года."

"Местности, которые я проехал — около 35-ти верст в длину — от Гремячево до границ Ефремовского и Богородицкого уездов и в ширину, как мне говорили, верст на 20 — ожидает и в будущем году ужасное бедствие. Рожь на пространстве этого четыреугольника — почти в 100 тысяч десятин — пропала совершенно. Едешь версту, две, десять, двадцать, и по обеим сторонам дороги на помещичьих землях вместо ржи сплошная лебеда, на крестьянских — нет даже и лебеды. Так что к будущему году положение крестьян этой местности (также, как мне говорили, пропала рожь и во многих других местах) будет несравненно хуже нынешнего."

Рекомендации Толстого:
"Ответ же на третий вопрос: как помочь бедственному положению крестьян — вытекает из этого второго ответа. Для того, чтобы помочь крестьянству, нужно одно: поднять его дух, устранить всё то, что его подавляет. Подавляет же дух народа непризнание в нем теми, которые управляют им, его человеческого достоинства, признание крестьянина не человеком, как все, а грубым, неразумным существом, которое должно быть опекаемо и руководимо во всяком деле, и, вследствие этого, под видом заботы о нем, полное стеснение его свободы и унижение его личности."

"Ответ же мой на третий вопрос, - как сделать, чтоб нужда не повторялась, состоит в том, что для этого нужно, не говорю уже уважать, а перестать презирать, оскорблять народ обращением с ним, как с животным, нужно дать ему свободу исповеданья, нужно подчинить его общим, а не исключительным законам, а не произволу земских начальников; нужно дать ему свободу ученья, свободу чтенья, свободу передвижения и, главное, снять то позорное клеймо, которое лежит на прошлом и теперешнем царствовании, — разрешение дикого истязания, сечения взрослых людей только потому, что они числятся в сословии крестьян."
Si quaeretis reperietis
Аватара пользователя
Zdvij
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1183
Зарегистрирован: 17 сен 2006, 16:04

Re: Положение крестьян в России до 1917 г.

Сообщение puha » 25 окт 2010, 20:51

Zdvij
А вам самому более убедительной кажется т.зр. Миронова или Нефёдова?
Аватара пользователя
puha
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 42
Зарегистрирован: 28 сен 2010, 08:28

Сообщение Zdvij » 25 окт 2010, 21:20

Несколько наблюдений о голоде 1891 года из воспоминаний кадета Владимира
Андреевича Оболенского (с небольшим вступлением о 1921 г.):
http://www.emigrantika.ru/news/143------1891-
"В Николаевском уезде "настоящего" голода уже не было. До ноября, как мне передавали, ели хлеб из всяких суррогатов, а то и совсем ничего не ели по несколько дней, пухли.... Теперь, в январе, благодаря продовольственной ссуде, по пуду на едока, острота голода миновала. Крестьяне недоедали, но не голодали хронически. На почве недоедания развилась сильная эпидемия брюшного тифа, кое-где были случаи цинги, некоторые от осеннего истощения болели куриной слепотой. Все же массовой голодовки не было. Страдали от недоедания в особенности безлошадные крестьяне, во-первых, потому что они не могли "проедать" лошадей в дополнение к казенному пайку, как это делали крестьяне, имевшие нескольких лошадей; а во-вторых, потому что за доставку ссуды с пристаней и со станций железных дорог, на расстояние 50—100—200 верст, они отсыпали часть полученной муки своим лошадным односельчанам. А эти последние, пользуясь безвыходным положением безлошадных, налагали на них весьма солидные контрибуции. При дальних расстояниях больше половины доставленной муки уходило на плату за провоз."

"В деревнях более дальних мы раздавали муку по спискам нуждающихся, которые сами составляли. Трудное это было дело. Крестьяне неизменно настаивали на разделении муки между всеми, пропорционально ревизским душам. Это была явная нелепость потому, что более богатые многодушники получили бы больше, чем бедные малоземельные крестьяне. А кроме того, при таком дробном дележе каждый получил бы по какому-нибудь фунту. Необходимо было выискивать более нуждающихся, несмотря на явную обструкцию всего схода."

Цитата Александра III (не в исполнении Н.С.Михалкова):
"у меня нет голодающих, а есть только пострадавшие от неурожая".
Si quaeretis reperietis
Аватара пользователя
Zdvij
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1183
Зарегистрирован: 17 сен 2006, 16:04

Сообщение Zdvij » 25 окт 2010, 21:36

puha.
В конечных выводах мне немножко ближе С.А.Нефедов, хотя его позиции в вопросе
о "голодном" экспорте зерна выглядят очень уязвимыми. Поучительна сама дискуссия
с привлечением большого количества источников и статистических данных. Кстати, у Нефедова
есть ученая степень по математике. Похоже, что пока ни одна из сторон не дала четкого
объяснения аграрных революций 1905 и 1917 годов на основе изучения крестьянского быта
и питания - в частности.
Si quaeretis reperietis
Аватара пользователя
Zdvij
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1183
Зарегистрирован: 17 сен 2006, 16:04

Re: Положение крестьян в России до 1917 г.

Сообщение puha » 25 окт 2010, 22:41

Но ведь и т.зр. что революция-результат случайности или злонамеренного заговора ничтожной кучки тоже уязвимы не меньше.Мы ведь имеем дело с событиями крайне сложными,противоречивыми и многофакторными,ведь так?Сводить всё к одному-двум "горячим" факторам-это игнорировать сложность вопроса и опускаться на уровень анекдотов об истории.
Опять же интересно,насколько далеко можно проводить параллели между рев. в Росии и Фр. или Англ.рев.Понятно,что любые аналогии хромают,и всё же...
Аватара пользователя
puha
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 42
Зарегистрирован: 28 сен 2010, 08:28

Re: Положение крестьян в России до 1917 г.

Сообщение Atkins » 26 окт 2010, 10:21

насколько далеко можно проводить параллели между рев. в Росии и Фр. или Англ.рев

Не слишком далеко. Английская революция совершалась под лозунгом (и, ИМХО, по причине, в которой "всё сошлось") религиозной эмансипации пресвитериан и индепендентов. Французская - под лозунгом (и по причине - см.) уравнения в правах формально всего, на деле - верхушки "третьего сословия".
И там, и там крестьянство было в основном пассивно. Французское получило землю и успокоилось - а потом даже огрызалось (Вандея и Бретань). По английскому крестьянству подробностей не знаю.
Royal Own
Аватара пользователя
Atkins
Модератор форума
Модератор форума
 
Сообщения: 1509
Зарегистрирован: 22 дек 2007, 18:59
Откуда: Самара

Сообщение Zdvij » 26 окт 2010, 16:03

puha писал(а):Но ведь и т.зр. что революция-результат случайности или злонамеренного заговора ничтожной кучки тоже уязвимы не меньше.Мы ведь имеем дело с событиями крайне сложными,противоречивыми и многофакторными,ведь так?Сводить всё к одному-двум "горячим" факторам-это игнорировать сложность вопроса и опускаться на уровень анекдотов об истории.

Согласен. М.А.Давыдов явно увлекся и стал все сводить к случайному стечению обстоятельств ("Революция 1917 г., на мой взгляд, трагическая случайность"). Хотя дальше у него были разумные соображения: "Порох при правильном обращении может храниться веками. Но если, условно говоря, жарить в пороховом погребе яичницу, то результат этой процедуры вполне предсказуем." Проблема заключается в том, что едва ли возможно было построить "погреб", чтобы изолировать наиболее многочисленную часть русского общества.
Опять же интересно,насколько далеко можно проводить параллели между рев. в Росии и Фр. или Англ.рев.

Аналогии с французским крестьянским движением вполне можно проводить с одним существенным отличием: в России требовали национализировать землю. В Англии к XVII веку обезземеливание крестьян уже состоялось. Во время английской революции было движение "копателей" ("diggers") в 1649-1651 годах, но в нем участвовало всего несколько сот человек. Аграрные проблемы Великобритании в основном сосредоточились в Ирландии.
Atkins писал(а):Французское получило землю и успокоилось - а потом даже огрызалось (Вандея и Бретань).

Бретань и Вандея были только малой частью Франции. В других департаментах за бога и короля умирать не собирались. Во времена Реставрации многие проблемы были частично реанимированы. Французские крестьяне долго считались оплотом бонапартизма.
Si quaeretis reperietis
Аватара пользователя
Zdvij
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1183
Зарегистрирован: 17 сен 2006, 16:04

Сообщение Zdvij » 26 окт 2010, 17:56

В книге В.Б.Безгина "Крестьянская повседневность" приводятся любопытные данные об аренде помещичьей земли в 1880-х годах: "В ряде мест аренда помещичьих земель носила отработочный характер. В Тамбовской губернии за 1 дес. арендованной земли крестьяне обрабатывали 1,5 дес. помещичьей земли. Помимо отработок вносили часть арендной платы деньгами от 1,5 до 13 р. (Кирсановский уезд) и от 1 до 8 р. (Моршанский уезд). При денежной аренде размер платы зависел от качества почв и срока аренды земельного участка. Средняя цена при краткосрочной аренде в Тамбовском уезде в 1880-х гг. составляла 15 р. 28 коп., а при долгосрочной аренде – 6 р. 34 коп. Наиболее высокие цены при краткосрочной аренде были отмечены: в Тамбовском уезде – 21 р., Липецком – 22 р., Кирсановском – 24 р. за десятину. Арендная плата в уездах Орловской губернии с глубоким черноземом составляла 25 – 40 р. за десятину озимого посева и 25 р. за десятину ярового. Нередко крестьяне не получали от аренды земли ожидаемого хозяйственного эффекта. Например, средняя цена арендованной десятины под озимый посев в Малоархангельском уезде Орловской губернии составляла 20 р. 80 коп. Чтобы получить эти деньги и возвратить семена, необходимо было собрать с десятины не менее 50 пудов зерна (9 пудов на семена и 41 пуд по 50 коп. для продажи), но средняя урожайность на крестьянской земле в губернии составляла 45 – 50 пудов, следовательно, посев на арендованной земле мог дать выгоду только в годы урожаев выше среднего. Таким образом, аренда земли с экономической точки зрения, была для крестьянина маловыгодной, а порой и убыточной."
Тут, правда, нет подробных объяснений по долгосрочной аренде.

Там же есть цитата А.А.Чупрова: "При общинном хозяйстве всякие нововведения совершаются как-то стихийно: то обычный строй в данной отрасли держится, чуть-ли не веков, а как попадет на новый путь, то вдруг сразу и прорвется и пойдет вперед с неудержимой силой, беспощадно ломая и коверкая старый порядок."
Si quaeretis reperietis
Аватара пользователя
Zdvij
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1183
Зарегистрирован: 17 сен 2006, 16:04

Re: Положение крестьян в России до 1917 г.

Сообщение shuric » 26 окт 2010, 19:11

Zdvij писал(а):Поскольку тема о прошении русских помещиков об освобождении крепостных сместилась из 1816 года в 1861 год и более позднее время, стоило бы поговорить о положении русских крестьян в течение XIX - начала XX века. Вкратце свою позицию по этому вопросу изложил shuric: "Умело раскрученная сказка про крестьян нищенствуюших по вине злых помещиков обернулась для России жертвами выражающимися семизначными числами."
http://gerodot.ru/viewtopic.php?f=6&t=14149&start=120
Я, например, так и не понял из сказанного, кто именно сочинял "сказки" о нищенствующих крестьянах?



Сказка не в нищенствующих крестьянах (они действительно нищенствовали), а в крестьянах нищенствуюших по вине злых помещиков . Во всех своих бедах крестьяне были виноваты сами. Вот это
Изображение
крестьянские дети умершие от голода. Когда узнаешь о том что водочку крестьяне продолжали закупать и в таких условиях всякое сочувствие к ним исчезаает

Понятно, что революционеры, но почему-то анонимные.


Например

1. Вглядываясь в обстановку, среди которой приходится жить и действовать народу, мы видим, что народ находится в состоянии полного рабства экономического и политического. Как рабочий, он трудится исключительно для прокормления и содержания паразитных слоев; как гражданин, он лишен всяких прав. Вся русская действительность не только не соответствует его воле, но он даже не смеет ее высказать и формулировать; он не имеет даже возможности думать о том, что для него хорошо и что дурно, и самая мысль о какой-то воле народа считается преступлением против существующего порядка. Опутанный со всех сторон, народ доводится до физического вырождения, до отупелости, забитости, нищенства - до рабства во всех отношениях.
2. Над закованным в цепи народом мы замечаем облегающие его слои эксплуататоров, создаваемых и защищаемых государством. Мы замечаем, что это государство составляет крупнейшую в стране капиталистическую силу, что оно же составляет единственного политического притеснителя народа, что благодаря ему только могут существовать мелкие хищники. Мы видим, что этот государственно-буржуазный нарост держится исключительно голым насилием: своей военной, полицейской и чиновничьей организацией, совершенно так же, как держались у нас монголы Чингисхана. Мы видим совершенное отсутствие народной санкции этой произвольной и насильственной власти, которая силою вводит и удерживает такие государственные и экономические принципы и формы, которые не имеют ничего общего с народными желаниями и идеалами.
3. В самом народе мы видим еще живыми, хотя всячески подавляемыми, его старые, традиционные принципы: право народа на землю, общинное и местное самоуправление, зачатки федеративного устройства, свободу совести и слова. Эти принципы получили бы широкое развитие и дали бы совершенно новое направление, в народном духе, всей нашей истории, если бы только народ получил возможность жить и устраиваться так, как хочет, сообразно со своими собственными наклонностями.
shuric
Полибий
Полибий
 
Сообщения: 3730
Зарегистрирован: 11 мар 2005, 22:56

Re: Положение крестьян в России до 1917 г.

Сообщение Atkins » 26 окт 2010, 19:17

Бретань и Вандея были только малой частью Франции. В других департаментах за бога и короля умирать не собирались.

И за республику, а потом и за империю не спешили. В 1814 году англичанам сдались Бордо и вся Жиронда, подняв роялистское белое знамя. А в 1815 году на юге Франции прокатилась волна роялистских погромов. И никакого партизанского движения ни в 1814, нив 1815 году во Франции не было - а вот в 1870-1871, например, было.
Во времена Реставрации многие проблемы были частично реанимированы. Французские крестьяне долго считались оплотом бонапартизма.

Крестьяне не были "оплотом бонапартизма", пока не трогали разделенную во время революции землю. Их вообще после этого акта, случившегося где-то в 1789-1792 гг., политика волновала мало.
Royal Own
Аватара пользователя
Atkins
Модератор форума
Модератор форума
 
Сообщения: 1509
Зарегистрирован: 22 дек 2007, 18:59
Откуда: Самара

Re:

Сообщение shuric » 26 окт 2010, 19:27

Zdvij писал(а):Мнение Льва Николаевича Толстого о голоде 1891-1892 годов.
http://www.kulichki.com/inkwell/text/hu ... /golod.htm
.


Ну уж если этого шута вспомнили, то
Второй признак — это косность, нежелание изменять своих привычек и своего положения. За все эти годы, в то время, как в других губерниях вошли в употребление плуги, железные бороны, травосеяние, посевы дорогих растений, садоводство, даже минеральное удобрение, — в центре все остается по-старому с сохой, трехпольем, изрезанными делянками в борону шириной и всеми рюриковскими приемами и обычаями. Даже переселений всего меньше из черноземного центра.

Третий признак — отвращение к сельской работе, — не лень, а вялая, невеселая, непроизводительная работа, работа, эмблемой которой может служить колодезь, из которого вытягивается ведро не журавцом, не колесом, как это делалось прежде, а просто веревкой, руками, и, вытягивается в ведре, которое течет и из которого вытекает треть воды, пока его донесут до места. Такова почти вся работа черноземного мужика, кое-как, с огрехами пашущего 16 часов на чуть волочащей ноги лошади пашню, которую он на хорошей лошади, при хорошей пище, хорошим плугом мог бы вспахать в полдня. При этом естественно желание забыться, и потому вино и табак все более и более распространяются, так что в последнее время пьют и курят мальчики-дети. ......

В деревне Шушмине, Чернского уезда, помещица продает крестьянам через банк землю. Она требует с них по 10 р. приплаты за десятину, и то разлагая на два срока по 5 рублей, отдавая притом им землю с посевом и по 2 четверти овса на яровой посев. И при этих поразительно выгодных условиях крестьяне медлят и ничего не предпринимают.
shuric
Полибий
Полибий
 
Сообщения: 3730
Зарегистрирован: 11 мар 2005, 22:56

Сообщение Zdvij » 26 окт 2010, 20:09

Atkins писал(а):И за республику, а потом и за империю не спешили. В 1814 году англичанам сдались Бордо и вся Жиронда, подняв роялистское белое знамя. А в 1815 году на юге Франции прокатилась волна роялистских погромов. И никакого партизанского движения ни в 1814, нив 1815 году во Франции не было - а вот в 1870-1871, например, было.

В 1814 году была полная деморализация всех слоев общества, так что и сам Наполеон не выдержал. "Сто дней" показали, что за Бонапарта готовы были воевать после всех кошмарных
поражений (и даже без Наполеона).
Крестьяне не были "оплотом бонапартизма", пока не трогали разделенную во время революции землю.

Согласен. А "трогать" землю и ее владельцев начали почти сразу.
Si quaeretis reperietis
Аватара пользователя
Zdvij
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1183
Зарегистрирован: 17 сен 2006, 16:04

Сообщение Zdvij » 26 окт 2010, 20:23

shuric писал(а):Сказка не в нищенствующих крестьянах (они действительно нищенствовали), а в крестьянах нищенствуюших по вине злых помещиков. Во всех своих бедах крестьяне были виноваты сами. Вот это крестьянские дети умершие от голода. Когда узнаешь о том что водочку крестьяне продолжали закупать и в таких условиях всякое сочувствие к ним исчезаает.

Фотография не говорит о том, что дети умерли из-за пьянства родителей.

Специально для этого случая история о помещике, рассказанная И.И.Вацетисом: "Дед страдал манией преследования, его разорил барон Мирбах, помещик Нейгофской вол., выгнав деда из усадьбы, причем ему было позволено взять с собою столько багажа, сколько могли унести на себе он сам, его жена и его трое детей (в том числе мой отец)... Дело это произошло в 50-х год прошлого столетия [XIX в.]. В имении Нейгоф барон Мирбах имел винокуренный завод, получивший прозвище "Ад" за свое гибельное влияние на жителей волости. Спирт выгонялся в большом количестве и распродавался в волости так дешево, что спивался, в буквальном смысле этого слова, народ. Доставка спирта из им. Нейгоф в Либаву производилась по сервитутным правилам и была обставлена довольно соблазнительно. Обыкновенно в конце января усадьбовладельцы собирались в им. Нейгоф со своими транспортными средствами - пара саней, и взвалив на каждые огромную ведер в 200 бочку, общим караваном отправлялись в дорогу. Караван сопровождал артельщик с расходной бочкой спирта, который раздавался даром. Главная попойка происходила в Либаве, во время которой пропивались и проигрывались лошади, упряжь и сани, а притоны награждали венерическими болезнями, от которых лечились у барона М., оказавшегося большим специалистом по этой части. Против такого порядка, заведенного бароном, восстал мой дед, носивший тогда иную фамилию. Он отказался ехать. За это и навлек на себя гнев барона и раззорение..."

И еще одна история, рассказанная Т.В.Сапроновым: "Как сейчас помню 1891-92 голодные годы (мне тогда было 4-5 лет). Кирпичная с потолком, но без крыши, с побитыми стеклами избенка, кругом "ни кола, ни двора", и лишь к этой избенке прислонился шалашишко, - это ночлег каким-то путем уцелевшей и съевшей солому крыши клячи; больше не только скотины, но и курицы не было... Своего хлеба даже из лебеды не было, купить не на что, "выдачка" (помощь голодающим) остается у старосты и его приближенных кулаков. Запрягаем клячу и едем, во главе с матерью, побираться. Выбираемся из дому ночью, - стыдно. Выезжаем в поле и тут прорывается наружу накопившееся материнское горе. Под стук колес разбитого рыдвана раздаются причитанья: "И милы-е детушки, зачем я вас столько народила, на горюшко великое, и что же вас господь батюшка не возьмет от меня горемычной". А вот большой базар города Мценска. Отпряженная кляча жует солому. Нас окружила тесным кольцом толпа зевак, слышатся голоса: "Смотрите, смотрите! Как хорошо пляшет девочка побирушки". Это плясала моя трехлетняя сестренка и картавеньким язычком "тачала приказки". Одни насмехались, другие умилялись таким зрелищем, третьи набожно крестились и бросали ей "трынки" и "семерки" (1-2 коп.). А где же мать? Она забилась в угол рыдвана и тихо всхлипывает... После голодных годов в семье положение мало чем изменилось. Отец находился всегда запроданным за пуд муки, за воз соломы, попу, местному помещику и деревенскому кулаку, поэтому небольшой наш посев убирался с поля после того, как отец отработает у своих заимодавцев, т.-е. тогда, когда хлеб на корню наполовину осыпался или подгнивал от дождей. Таким образом, многодетная семья с новины оставалась без хлеба, и снова шли в продажу отец, старшие братья и сестры, и отдавались в залог последние полосы земли и добришко из материнского сундука. На почве голода и других недостатков у нас в семье происходили частые скандалы, ссоры, побои отцом детей и их истощенной и больной матери."
Si quaeretis reperietis
Аватара пользователя
Zdvij
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1183
Зарегистрирован: 17 сен 2006, 16:04

Сообщение Zdvij » 26 окт 2010, 20:40

shuric писал(а):Например

Пример опять-таки остался анонимным. Предполагается, видимо, что все можно найти
самому. Это - "Программа Народной Воли", где излагаются взгляды, близкие к анархизму.
О "злых помещиках" там почти ничего не сказано. Есть кое-что о "паразитных слоях" и
"государственно-буржуазном наросте". Предположим, что это - помещики. Отрицать факт
неприязни к помещикам со стороны "Народной Воли" (даже со стороны С.Перовской) бессмысленно. Где же "сказки"?

Zdvij писал(а):Мнение Льва Николаевича Толстого

shuric писал(а):Ну уж если этого шута вспомнили

Этот "шут" выступает не на вашей сцене.

Лев Николаевич Толстой писал(а):Чем ниже в своем экономическом благосостоянии спускается население, как тяжесть на рычаге, тем труднее ему подняться, и крестьяне чувствуют это и как бы махнули на себя рукой...
Признаков этого упадка духа очень много. Один, первый и главный — это полное равнодушие ко всем духовным интересам...
Второй признак — это косность, нежелание изменять своих привычек и своего положения...
Третий признак — отвращение к сельской работе, — не лень, а вялая, невеселая, непроизводительная работа...
При этом естественно желание забыться, и потому вино и табак все более и более распространяются, так что в последнее время пьют и курят мальчики-дети.
Четвертый признак упадка духа — это неповиновение сыновей родителям, меньших братьев старшим, неприсылка заработанных на стороне денег в семью и стремление молодых поколений избавиться от тяжелой безнадежной сельской жизни и пристроиться где-нибудь в городе.
Si quaeretis reperietis
Аватара пользователя
Zdvij
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1183
Зарегистрирован: 17 сен 2006, 16:04

След.

Вернуться в Новое время

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 21