Положение крестьян в России до 1917 г.

Модераторы: Толстокосов, Лемурий, Scaevola

Re:

Сообщение shuric » 01 ноя 2010, 10:35

Zdvij писал(а):
Одни людоеды ультралевого направления, другие людоеды направления ультраправого.

С позиции толстовства и убийство одного, и убийство миллионов - "людоедство". С этих же позиций почти любое правительство - "людоед".


Вот народовольцы и собирались убивать людей миллионами.

Zdvij писал(а):
другие собирались уничтожить "паразитные классы"

В программе Тихомирова (сменившего затем революционные взгляды на консервативные) шла речь об уничтожении"наиболее вредных лиц правительства".



Само собою разумеется, что эта формула может быть воплощена в жизнь только путем насильственного переворота и притом возможно скорейшего, так как развитие капитализма и все большее и большее проникновение в народную жизнь (благодаря протекторату и стараниям русского правительства) разных язв буржуазной цивилизации угрожают разрушением общины и большим или меньшим искажением народного миросозерцания по вышеуказанным вопросам...

Отсюда таковы наши ближайшие практические задачи:...
Б. Часть дезорганизаторская.
.....
в) Систематическое истребление наиболее вредных или выдающихся лиц из правительства и вообще людей, которыми держится тот или другой ненавистный нам порядок.


Систематическое истребление наиболее вредных или выдающихся лиц из правительства и вообще людей, которыми держится тот или другой ненавистный нам порядок - это только тактический ход призванный обеспечить "насильственный переворот и притом возможно скорейший". Там уже истреблять будут не отдельных лиц, а миллионы
shuric
Полибий
Полибий
 
Сообщения: 3730
Зарегистрирован: 11 мар 2005, 22:56

Сообщение Zdvij » 01 ноя 2010, 21:43

shuric писал(а):Они много работают и не пьют. Если бы русские крестьяне те деньги что они спускали на водку тратили на свое хозяйство, они бы жили также.

Сколько работали томские меннониты, неизвестно. Хронометражем в те времена не занимались.
Русским же мужикам приходилось и бороться с алкоголем. Как раз накануне отмены крепостного права был пример массового отказа крестьян от водки, вызванного борьбой с винными откупами. Началось это движение в Ковенской губернии, но очень быстро перекинулось на центральные районы России.

Кстати, цитата Байкова о праздниках на самом деле принадлежала некому Б.Юрьевскому.
Только Энгельдарт фантазировал - русский крестьянин на себя работал также плохо, как и на барина.

Энгельгардт нанимал этих крестьян, а спустя почти полтораста лет можно только фантазировать.
Вот народовольцы и собирались убивать людей миллионами.

это только тактический ход призванный обеспечить "насильственный переворот и притом возможно скорейший". Там уже истреблять будут не отдельных лиц, а миллионы

"будут", "собирались" - все из области предположений.
Александр III тоже "собирался", но заболел и умер.
Si quaeretis reperietis
Аватара пользователя
Zdvij
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1183
Зарегистрирован: 17 сен 2006, 16:04

Re:

Сообщение shuric » 02 ноя 2010, 14:22

Zdvij писал(а):
shuric писал(а):Они много работают и не пьют. Если бы русские крестьяне те деньги что они спускали на водку тратили на свое хозяйство, они бы жили также.

Сколько работали томские меннониты, неизвестно. Хронометражем в те времена не занимались.



Меннониты работали очень, очень много - это утверждали (и утверждают) в один голос все наблюдатели. Вот Яков Дитц ("история немцев поволжья") описывает расселение волжских меннонитов

Отведенная меннонитам земля находилась в безводной, безлеcной, солончаковой и к хлебопашеству непригодной степи. Поэтому всякому сельскому хозяину того времени заселение меннонитами такой скудной земли должно было казаться полным безумием производительной тратой средств и труда. Иначе смотрели на дело сами меннониты. Их уполномоченный Клаус Эпп в указаной выше докладной записке, которой, кстати сказать, мы пользовались при составлении настоящей статьи, рисует в самых радужных красках будущее своих малышинских меннонитов, а о скудной почве спокойно говорит: «ее нужно культивировать». Меннониты привезли с собою из Пруссии самые усовершенствованные по тому времени земледельческие орудия, даже семена для посева, а главное - свои знания и трудолюбие.Как сделать скудную, забивающую хлеб востряком и другими сорными травами землю хлебородной? На этот вопрос Эпп дает самый обстоятельный ответ в своей записке, написанной на немецком языке:
«Удобрение есть душа земли, черный пар дает грунту культивирующую силу для истребления корней развивающихся в почве сорных трав. На этих двух факторах зиждется все земледелие степных местностей. Как воздух, солнце и дождь дают растению пищу и рост, так точно они действуют и на землю, если ее чаще разрыхлять. Если мы стряхнем с дерева листья, то помешаем его росту, а если повторим это чаще, то дерево может и совсем засохнуть. Ближнюю пашню можно удобрить навозом; возить же навоз на дальнее расстояние сопряжено с расходами и лишней затратой времени; поэтому дальнюю землю необходимо культивировать черным паром, т. е. распашкой и разбороновкой земли в течение лета два-три раза, чтобы сделать доступной воздуху, солнцу и влаге весь слой земли, в которой произрастает хлеб».
Так рассудительно-хладнокровно и спокойно подходит к разрешению своей задачи уполномоченный посаженных на скудную землю меннонитов и этой своей основной мысли дает дальнейшее развитие.
Вот земледельческий кодекс заволжского меннонита. Он не верит в силу земли: он надеется на свой труд; он не боится капризов природы: своим трудом он достигает в некоторой степени того, чего может лишить его природа. Система Эппа, примененная на практике, уже в малоурожайный 1859 год дала меннонитам урожай сам-девять впоследствии же в урожайные годы она давала меннонитам и научившимся у них хлебопашеству окружным соседям сам-сорок.Меннониты вводят в свое хозяйство стройную, несколько монотонную систему. Все устраиваются почти одинаково: один как другой. Идеальное распределение надела применено к 6 колониям: Фрезенгейм, Гогендорф, Лизандерге, Орлов, Остенфельд и Меденталь.
Смежные дворовые участки. Посредине проходит широкая, тянущаяся почти на 10 верст улица, по одну сторону которой в некотором углублении возведены сельскохозяйственные дворы, огороженные каменной стеной или живой изгородью. Улица по обе стороны засажена аллеей деревьев, а сад, цветник и ряд деревьев перед каждым домом защищают от уличной пыли. За двором тянутся поля, а в конце поля разведен искусственно лес, состоящий из тополя, дуба, липы, березы и акации, окруженный живой изгородью красивого, но колючего боярышника, препятствующего скоту. И трудно себе представить, какой массы труда стоили кoлoниcтaм эти, ныне выросшие в гигантов, деревья в безводной местности, где можно проехать сотню верст и не увидеть ни дерева, ни кустика Хозяйственные постройки идут непрерывно во двор, в один ряд, часто под одной крышей и соединены между собою. Дом, в большинстве случаев каменный, из разноцветного кирпича, с высокой черепичной крышей и зелеными ставнями, обращен фронтоном на улицу. Вдоль дома пристроено тесовое крыльцо, с дверью в середине из крыльца ведут в дом две двери: передняя — в большую приемную комнату, задняя — в кухню, детскую и спальню. Мебель состоит из старинных тяжелых стульев, покрытого вязаной скатертью стола, деревянного дивана, раскрашенного и обитого бронзой сундука, на стенах картины-пейзажи, на окнах занавески. Все убранство комнаты носит пуританский оттенок.
Дом непосредственно соединен дверью с конюшней, разделенной проходом в середине на две части, с отдельно устроенными станками для лошадей и рогатого скота. Посреди конюшни устроен колодец с насосом или колесом. Из конюшни дверь ведет в ригу с высокой крышей, под которой, как и под жилым домом, часто устраиваются, взамен амбара, сусеки и закрома для хранения хлеба и муки.
Сельскохозяйственные работы меннониты производят почти исключительно лошадьми (в помеси киргизских с орловскими рысистыми породами). Коров они держат только голландской породы. Землю пашут осенью тяжелыми железными плугами, весною буккерами, разрыхляют экстирпаторами, ралами и боронами, а сеют разбросными и рядовыми сеялками; укатывают землю обыкновенным катком. Хлеб молотят камнями и большей частью конными молотилками, а очищают немецкими веялками.


Здесь описано то, чего могли бы добится русские крестьяне, если бы они отказались от пьянства и начали работать по максимуму. Разница быта с русской деревней я думаю очевидна.
Однако отчего то для "друзей народа" пример меннонитов оказался совершенно неинтересным, а вот "насильственный переворот и притом возможно скорейший" напротив представлялся лучшим средством к решению всех проблем. Результаты такого переворота мы знаем



Zdvij писал(а):Русским же мужикам приходилось и бороться с алкоголем. Как раз накануне отмены крепостного права был пример массового отказа крестьян от водки, вызванного борьбой с винными откупами. Началось это движение в Ковенской губернии, но очень быстро перекинулось на центральные районы России.


И каковы были результаты? Среди русских крестьян непьющими, насколько мне известно, были лишь сектанты - молокане, духоборы и т.д. Они кстати тоже имели образцовые хозяйства.
А для обычного крестьянина бросить пить и начать много работать было просто невозможно - пьянство и ничегонеделание в рабочее время (имеется в виду время годное для с.х. работ) в общине носило коллективный характер, а отступников община карала.
shuric
Полибий
Полибий
 
Сообщения: 3730
Зарегистрирован: 11 мар 2005, 22:56

Re:

Сообщение shuric » 02 ноя 2010, 14:34

Zdvij писал(а):
Кстати, цитата Байкова о праздниках на самом деле принадлежала некому Б.Юрьевскому.


Приведем полностью соответствующий фрагмент статьи Давыдова:

Вот мнение на этот счет А.В.Байкова, жителя деревни Конной Сычевского уезда Смоленской губернии, одного из тех крестьян, для которых Столыпинская аграрная реформа стала началом не просто новой, но настоящей жизни. Юрьевский пишет: «Байкову теперь 70 лет, но это бодрый человек, продолжающий трудиться на благо своего родного края. Байков уже давно нажил крупное земельное и денежное состояние, но продолжает жить попросту, по старинке…
"Лучше ли стало жить на хуторах и отрубах? – говорит А.В. Байков. – Да, лучше и много лучше, но одна беда – это праздники и связанное с ним пьянство. Праздники календарные, церковные у нас сравнительно мало почитаются, а вся беда в так называемых "престольных", местных праздниках, число которых за последнее время не только не уменьшается, но все увеличивается. На моей памяти в окрестных селениях был установлен целый ряд таких праздников. Так, например: лет 25-30 тому назад в нашей местности была чума рогатого скота. В деревне Конопатине она окончилась к 20 июля, и вот деревней установлен был по сему случаю праздник; в деревне Ашиткове чума окончилась к 8 июля – установили 3-дневный праздник; в деревне Дюкове тоже лет 30 назад был 29 июля пожар – установили праздник; в деревне Гайдуках был такой случай: на Кирика и Улиту, 15 июля, поднялся ветер и разметал копны сена – установили праздник; в деревне Лычники на преподобного Сергия 5 июля был град – установили праздник. Праздники эти – не престольные, ничего общего с храмом не имеющие. Я указал только ближайшие деревни, жизнь которых я хорошо знаю. Но подобные праздники во всей нашей местности существуют, можно сказать, в каждой деревне, а в некоторых – даже не один такой праздник. При этом нередко празднуют "Девятой пятнице", "Десятой пятнице", "Ильинской пятнице" и разным "Симонам-Гулимонам", которых и в святцах не найдешь.
Горе в том, что духовенство наше не только не борется с этим злом, а даже наоборот… В деревне Конопатине раньше праздновали "чуме" один день, причем все празднество выражалось в общественном молебствии среди деревни; но вот поступил в приход новый священник и говорит конопатинцам: "Если бы к вам приехал какой-либо важный барин, почетный гость, – неужели вы приняли бы его на улице, а не попросили бы каждый в дом свой"… И было решено: служить молебны в каждом дворе и праздник установить трехдневный. И это в самое страдное время, когда у нас поденная плата доходит до 1 р.-1 р. 40 коп. в день!
Во что обходятся эти праздники. В текущем году мне пришлось быть в этом самом Конопатине на пятый день праздника, и, заметив, что крестьяне еще не очухались от праздничного угара, я вздумал вместе с ними подсчитать, во что обошелся им праздник, и что же оказалось? На 36 дворов выпито водки и пива на 307 рублей, не считая чая и разных лакомства, да прогул четырех рабочих дней целой сотни рабочих с подростками при поденной цене 1-1.40 коп. должен быть определен сотнями рублей, и кроме того, в каждом дворе "гуляло" не менее 3-4 и до 10 "гостей" из других деревень. Так что один такой праздник обходится не менее 1000 рублей.

Подсчет это применим и к прочим селениям Сычевского уезда, и можно смело сказать, что в среднем каждый праздник обходится одному двору не менее 25 рублей…
А иностранцы еще говорят, что наш мужик беден! Да нехай любая наикультурнейшая страна в свете попробует при летнем периоде в 5-6 месяцев, а не в 9-10, как в Западной Европе, пускай, говорю, попробует отпраздновать 200 дней в году, да притом по преимуществу летом, – да у них и потрохов не останется…»
(Юрьевский, 1914: 88-91).


Zdvij писал(а):
Только Энгельдарт фантазировал - русский крестьянин на себя работал также плохо, как и на барина.

Энгельгардт нанимал этих крестьян, а спустя почти полтораста лет можно только фантазировать.


Спустя почти полтораста можно попробовать решить кто прав - Энгельдарт, или Байков с Юрьевским. Я полагаю что Байков с Юрьевским т.к. на мой взгляд факты подтверждают их точку зрения.
shuric
Полибий
Полибий
 
Сообщения: 3730
Зарегистрирован: 11 мар 2005, 22:56

Re:

Сообщение shuric » 02 ноя 2010, 14:47

Zdvij писал(а):"будут", "собирались" - все из области предположений.



Основоположники марксизма полагали что когда русский крестьянин возьмется за топор, ужасы французской революции покажутся незначительной мелочью. Вы думаете что народовольцы этого не понимали?
shuric
Полибий
Полибий
 
Сообщения: 3730
Зарегистрирован: 11 мар 2005, 22:56

Сообщение Zdvij » 02 ноя 2010, 19:10

shuric писал(а):Меннониты работали очень, очень много.

Всегда хочется узнать: "очень много" - это сколько? В Сибири, например, вообще пахали много, стараясь явочным порядком захватить участок побольше.
http://new.hist.asu.ru/biblio/derevnia2/6.html
Здесь описано то, чего могли бы добится русские крестьяне, если бы они отказались от пьянства и начали работать по максимуму. Разница быта с русской деревней я думаю очевидна.
Меннониты привезли с собою из Пруссии самые усовершенствованные по тому времени земледельческие орудия, даже семена для посева... Сельскохозяйственные работы меннониты производят почти исключительно лошадьми (в помеси киргизских с орловскими рысистыми породами). Коров они держат только голландской породы. Землю пашут осенью тяжелыми железными плугами, весною буккерами, разрыхляют экстирпаторами, ралами и боронами, а сеют разбросными и рядовыми сеялками; укатывают землю обыкновенным катком. Хлеб молотят камнями и большей частью конными молотилками, а очищают немецкими веялками.

Все описано очень подробно, кроме одного: сколько все это удовольствие стоило и насколько все эти земледельческие орудия были доступны для кармана среднего крестьянина (о безлошадных не говорю) из центральных районов России. Я даже не уверен, что эта замечательная техника применялась во всех помещичьих хозяйствах.
В сборнике Алтайского университета приводятся данные переписи 1917 года по Алтаю:
http://new.hist.asu.ru/biblio/demxoz/22-61.html
"Анализ распределения сельскохозяйственных орудий по группам хозяйств показывает, что лишь 47,9% мелкопосевных хозяйств (с посевом до 5 дес.) имели собственные плуги (почти исключительно однолемешные) для обработки земли, остальные были вынуждены арендовать их у более зажиточных односельчан. Тогда как хозяйства с посевом более 12 дес. были обеспечены пропашными орудиями практически полностью: 87,7% из них располагали однолемешными плугами, а 30,4% — многолемешными."
И каковы были результаты? Среди русских крестьян непьющими, насколько мне известно, были лишь сектанты - молокане, духоборы и т.д.

Результатом движения, начавшегося в августе 1858 года стала отмена винных откупов. Решения об отказе от спиртного принимались миром (общинами). В Пензенской губернии "трезвенные бунты" 1859 года привели к разгрому около 70 питейных заведений (на подавление трезвенников бросили армейские части). Нельзя сказать, что все мужики требовали введения "сухого закона" (они были не духоборы и не молокане). Многие ограничивались требованием качественной водки по низкой цене. Любопытно, что министерство финансов уговаривало иерархов православной и католической церквей выступить с проповедями о пользе спиртных напитков.
http://94.25.70.100/encyc/article.php?id=1374
http://www.ogoniok.com/archive/2000/4669/42-30-34/
http://www.spravka08.ru/TextSection.aspx?sectionId=5636
Спустя почти полтораста можно попробовать решить кто прав - Энгельдарт, или Байков с Юрьевским. Я полагаю, что Байков с Юрьевским т.к. на мой взгляд факты подтверждают их точку зрения.

Не думаю, что все сводится к выбору между двумя точками зрения, разделенными почти 50 годами. Юрьевский, похоже, преувеличил количество нерабочих дней в году, хотя не включил туда семейные мероприятия. Зато у него написано, что "праздники календарные, церковные у нас сравнительно мало почитаются". Свадьбы, насколько я помню, традиционно устраивали после окончания сельскохозяйственных работ.
Есть у меня предположение, что Юрьевский - это Николай Алексеевич Хомяков, сычевский уездный предводитель дворянства, октябрист (или кто-то из его окружения?).
В очерке 1880 года Энгельгардт писал:
"Заметно уменьшилось пьянство в "Счастливом уголке", несмотря на то, что, вследствие уменьшения кабаков от возвышения цен на патенты, сильно распространена тайная продажа водки, которая есть во всех деревнях. Конечно, и теперь крестьяне гуляют на свадьбах,
в общественные праздники, гуляют здорово, пьют много, больше, может быть, чем прежде, но отошли праздники - кончилась гульня, и пьянства нет. Нет пьянства. Куда девалась страсть к пьянству! Пьяницы сделались степенными мужиками, многие вовсе даже перестали пить. Встретить не в свадебный или не в общественно-праздничный день пьяного мужика не то что в будни, но даже в воскресенье - необыкновенная редкость. Гораздо чаще можно встретить пьяного попа, дьячка или урядника, чем пьяного мужика."
http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/ENGLGRDT/10.htm
Основоположники марксизма полагали что когда русский крестьянин возьмется за топор, ужасы французской революции покажутся незначительной мелочью. Вы думаете что народовольцы этого не понимали?

Думаю, что народовольцы не считали крестьянское восстание "ужасом", а мысли "основоположников" я пока услышал только в пересказе.
Si quaeretis reperietis
Аватара пользователя
Zdvij
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1183
Зарегистрирован: 17 сен 2006, 16:04

Re:

Сообщение shuric » 03 ноя 2010, 09:20

Zdvij писал(а):
shuric писал(а):Меннониты работали очень, очень много.

Всегда хочется узнать: "очень много" - это сколько? В Сибири, например, вообще пахали много, стараясь явочным порядком захватить участок побольше.
http://new.hist.asu.ru/biblio/derevnia2/6.html



Совершенно исключительное трудолюбие меннонитов отмечали все наблюдатели, начиная с чиновников Николая I. "Это сколько" вы спрашиваете о вещах, которые плохо поддаются численной оценке. Однако например:

http://sun.tsu.ru/mminfo/000063105/314/ ... 14-071.pdf
Меннонитское хозяйство, имея близкий к среднестатистическому надел пахотной земли, по основным результативным экономическим показателям – размеру посева, количеству лошадей и коров – в два–четыре раза превосходило среднестатистическое хозяйство в уезде. Это было следствием присущих меннонитам трудолюбию, дисциплине, грамотной организации труда. К примеру, меннониты ежегодно обрабатывали 82,8% своей пахотной земли, в то время как по уезду обрабатывалось лишь 17,2%. Треть обработанной зем-ли (33,8%) они оставляли под пар, а по уезду этот пока-затель равнялся 16,4% [6. С. 87].


Все описано очень подробно, кроме одного: сколько все это удовольствие стоило и насколько все эти земледельческие орудия были доступны для кармана среднего крестьянина (о безлошадных не говорю) из центральных районов России. Я даже не уверен, что эта замечательная техника применялась во всех помещичьих хозяйствах.
В сборнике Алтайского университета приводятся данные переписи 1917 года по Алтаю:
http://new.hist.asu.ru/biblio/demxoz/22-61.html
"Анализ распределения сельскохозяйственных орудий по группам хозяйств показывает, что лишь 47,9% мелкопосевных хозяйств (с посевом до 5 дес.) имели собственные плуги (почти исключительно однолемешные) для обработки земли, остальные были вынуждены арендовать их у более зажиточных односельчан. Тогда как хозяйства с посевом более 12 дес. были обеспечены пропашными орудиями практически полностью: 87,7% из них располагали однолемешными плугами, а 30,4% — многолемешными."


Начальный капитал меннониты вывезли из Пруссии, а дальше они систематически вкладывали заработанные деньги в хозяйство. Отсюда результаты. Русские крестьяне могли бы добится того же (разумеется не за один день) если бы они много работали, а деньги вкладывали в хозяйство (а также в школьное обучение детей). Увы крестьяне предпочитали работать мало, а заработанное пропивать. В итоге сидели с инвентарем времен раннего средневековья

Кроме того меннониты напрочь не признавали порядки поземельной общины, и участки земли не дробили (вместо земли младшим детям давали деньги на заведение нового хозяйства). Результаты понятны - меннониты превращались в крупных фермеров
shuric
Полибий
Полибий
 
Сообщения: 3730
Зарегистрирован: 11 мар 2005, 22:56

Re:

Сообщение shuric » 03 ноя 2010, 09:39

Zdvij писал(а): Нельзя сказать, что все мужики требовали введения "сухого закона" (они были не духоборы и не молокане). Многие ограничивались требованием качественной водки по низкой цене. Любопытно, что министерство финансов уговаривало иерархов православной и католической церквей выступить с проповедями о пользе спиртных напитков.



Мда, власть и поданные вполне достойные друг друга
shuric
Полибий
Полибий
 
Сообщения: 3730
Зарегистрирован: 11 мар 2005, 22:56

Re:

Сообщение shuric » 03 ноя 2010, 09:58

Zdvij писал(а):Думаю, что народовольцы не считали крестьянское восстание "ужасом", а мысли "основоположников" я пока услышал только в пересказе.



Ну Джек Потрошитель не считал свои действия "ужасом". Мысли основоположников увы сейчас ссылкой подтвердить не могу - есть соответствующее утверждение Маркса, но откуда именно я не помню. Так что верьте (или не верьте) на слово. Впрочем для оценки действий народовольцев данное высказывание не бог весь как необходимо - перед народовольцами были примеры и пугачевшины, и якобинского террора.
shuric
Полибий
Полибий
 
Сообщения: 3730
Зарегистрирован: 11 мар 2005, 22:56

Сообщение Zdvij » 03 ноя 2010, 21:11

shuric писал(а):Начальный капитал меннониты вывезли из Пруссии, а дальше они систематически вкладывали заработанные деньги в хозяйство. Отсюда результаты. Русские крестьяне могли бы добится того же (разумеется не за один день) если бы они много работали, а деньги вкладывали в хозяйство (а также в школьное обучение детей). Увы крестьяне предпочитали работать мало, а заработанное пропивать. В итоге сидели с инвентарем времен раннего средневековья

Обойти меннонитов сибирские крестьяне на начальном этапе не могли, хотя работали старожилы "очень много". Со временем мужики побогаче обзавелись более современными орудиями труда. Те, у кого земли было мало, должны были гнуть спину не меньше, причем не только на своем поле, но и на чужом, отрабатывая долги.
Ну Джек Потрошитель не считал свои действия "ужасом".

Он свою программу, в отличие от Тихомирова и Столыпина, не публиковал.
перед народовольцами были примеры и пугачевшины, и якобинского террора.

Эти примеры народовольцам были близки, но самая массовая акция, планировавшаяся их организацией был "аграрный террор", который предлагал провести Желябов против некоторых помещиков (по показаниям Рысакова). В целом же "Народная воля" даже пропагандой среди крестьян занималась очень редко. Реальных шагов к "пугачевщине" они не сделали.
Si quaeretis reperietis
Аватара пользователя
Zdvij
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1183
Зарегистрирован: 17 сен 2006, 16:04

Сообщение Zdvij » 03 ноя 2010, 21:23

Выжившие народовольцы сельской жизнью интересовались мало. В этом смысле интересны наблюдения Веры Фигнер, сделанные в Казанской губернии в 1905 году после двадцатипятилетнего перерыва:
"Крошечная деревенька Христофоровка состоит всего из 23-25 дворов. Крестьяне, бывшие крепостные моей бабушки, несмотря на уговоры моего отца, мирового посредника первого призыва, не захотели взять полного надела и вышли на четвертной. Можно себе представить, каково было экономическое положение деревни 40 лет спустя после освобождения. Общий вид ее, как и соседних мелких поселков, был тот же, что и по дороге из Тетюш: он нисколько не улучшился с тех пор, как я видела эти деревни 25 лет назад. Те же жалкие избы, те же соломенные крыши. Если изредка встречалось здание, крытое тесом или железом, если по улице шла женщина с ребенком, одетым почище, понарядней, всегда оказывалось, что муж или другой член семьи находится в отходе на заводы Пермской губернии. Избы с наглухо заколоченными окнами тоже свидетельствовали, что земля не может прокормить население, и хозяева ушли на заработки туда же. Это явление было ново. Прежде такого отхода не было, и о Пермской губернии и ее заводах крестьяне у нас, можно сказать, и не слыхивали. Питание населения резко ухудшилось: в течение 20 лет в Казанской губернии был целый ряд неурожаев. Последняя жатва была неудовлетворительна, и теперь, благодаря засухе, вновь угрожал голод. Питание часто ограничивалось троекратным чаем с хлебом. По физическому облику, по распространению глазных, кожных и венерических болезней Христофоровка казалась прямо вырождающейся: я не видела в ней ни одного красивого ребенка, и становилось грустно от всей этой нищеты, убогости и безобразия."

В этих же воспоминаниях описана реакция крестьян на некоторые события 1905 года:
"Деревня недоумевала, не понимала; она не знала и оставалась неподвижной перед лицом того, что носило характер политический. Но картина изменилась, когда со стороны правительства последовали указы в пользу малоземельных и безземельных крестьян, ими изобиловал и наш уезд. Эти указы, как известно, открывали крестьянам возможность приобретать землю при посредстве крестьянского банка, на условиях ссуды до 95% покупной цены; для безземельных даже совсем без приплаты (указ 3 ноября 1905 г.). Гонимая земельным голодом, деревня тотчас пришла в движение: началась лихорадочная погоня за землей, ее цена быстро пошла в гору, достигнув 150 р. за десятину, что было непомерно высоко для нашего уезда...
Движение не было революционным: оно не выходило из рамок стремления приобрести землю легально, через банк. Кругом я слышала: - Мы хотим мирно, мы хотим безобидно... Мы хотим добром, а не силой... Кто нам продаст землю,- век будем за того богу молиться. Итак, к помещикам пошли депутации с просьбой продать землю. К тем, кто отсутствовал, отправились ходоки с теми же просьбами. И мирный натиск крестьян, подкрепляемый угрожающим настроением и крестьянскими беспорядками в других местностях, был так единодушен, так общ, что волей-неволей помещики уступали желаниям крестьян и продавали если не всю, то часть своей земли, - в руки крестьян ее перешло тогда немало. В душе крестьяне надеялись, что раз банк даст ссуду, притом полностью, так как приплат они решительно делать не могут, - их дело будет сделано: неплатежи банк будет из года в год рассрочивать, и земля ни при каких условиях не выйдет из их рук."


И еще одно наблюдение Фигнер:
"Земля. Кругом крестьяне были малоземельны; соседние татарские селения жили в полной нищете и в засушливые годы, так частые в Казанской губ., погибали от голода. Как же пользовался своими сотнями десятин мой брат-помещик? В тот год, когда я жила там, я видела показательный факт: все крестьянские поля были засеяны озимыми.
- А у нас? - спросила я приказчика.
- Да десятин сорок еще не засеяно, - отвечал он.
И земля лежала оголенная, скучная, в то время как поля крестьян начинали зеленеть."
Si quaeretis reperietis
Аватара пользователя
Zdvij
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1183
Зарегистрирован: 17 сен 2006, 16:04

Re:

Сообщение shuric » 05 ноя 2010, 17:16

Zdvij писал(а):Выжившие народовольцы сельской жизнью интересовались мало. В этом смысле интересны наблюдения Веры Фигнер, сделанные в Казанской губернии в 1905 году после двадцатипятилетнего перерыва...."[/color]




Народовольцы естественно видят только то, что хотят видеть. Безделье и пьянство русских крестьян Фигнер само собой «не заметила», а вся проблема с ее точки зрения видимо могла быть решена передачей помещичьей земли крестьянам в общинную собственность.
Но при этом с одной стороны в общине крестьянин был прикован к своему наделу, который он не мог продать. с другой стороны община поддерживала уродский «традиционный» образ жизни крестьян с агротехникой на уровне 17 века, календарем, состоявшим в основном из праздников и выходных, пьянством, тотальным невежеством и т.п. и т.д.
Укрепив общину, раздачей помещичьей земли (на которой в основном велось товарное хозяйство), революционеры похоронили бы всякие надежды России на нормальное развитие. Крестьянин получив прирезку земли в результате «черного передела», приобрел бы дополнительно 5 или 10 лет в течении которых он смог бы по прежнему иметь 200 праздничных дней году, покупать водку в прежнем обьеме, и вообще поддерживать свой «традиционный» образ жизни. Дальше вся «прирезка» была бы сьедена за счет роста численности населения – поскольку численность крестьян росла в геометрической прогрессии, каким бы образом помещичьи земли не делили, этой земли все равно оказалось бы в итоге мало. Страну соответственно ждала катастрофа – единственно возможный исход «общинного социализма».

С нищенством русской деревни можно было покончить единственно за счет переселения «лишнего» аграрного населения в города, и замены натурального крестьянского хозяйства на товарное «фермерское» хозяйство (с современной агротехникой, крупными земельными участками и т.п.). Но с этими процессами народовольцы как раз и собирались боротся.
А поземельная крестьянская община, столь любимая революционерами , подобный путь развития делала невозможными
shuric
Полибий
Полибий
 
Сообщения: 3730
Зарегистрирован: 11 мар 2005, 22:56

Re:

Сообщение shuric » 05 ноя 2010, 17:36

Zdvij писал(а):
перед народовольцами были примеры и пугачевшины, и якобинского террора.

Эти примеры народовольцам были близки,


Причем близки именно своей кровавостью.

Zdvij писал(а):но самая массовая акция, планировавшаяся их организацией был "аграрный террор", который предлагал провести Желябов против некоторых помещиков (по показаниям Рысакова). В целом же "Народная воля" даже пропагандой среди крестьян занималась очень редко. Реальных шагов к "пугачевщине" они не сделали.


Все их акции должны были вызвать революцию, а уж там "некоторыми помещиками" дело бы не ограничилось. И ведь своего народовольцы в итоге добились

«Набат» П. Н. Ткачева, No 1, 20 июня 1881 г
«Казнь официального представителя правительствующей, то есть грабительствующей шайки народных эксплуататоров и палачей повергла «злодеев» в неописуемый страх и трепет. Боязнь за свою жизнь и предчувствие близкого, беспощадного народного суда окончательно свели их с ума и заставили их, очертя голову... броситься в засасывающий омут такого дикого варварства, такого самодурного произвола, такого идиотического террора, которые даже в незлобливых сердцах самых верноподданнейших их «верноподданных» невольно вызывают чувство ужаса и омерзения...

Таковы в общих чертах главнейшие и наиболее бросающиеся в глаза благие (т. е. благие, конечно, лишь для друзей, а не для врагов народа) результаты события 1 марта. Не ясно ли, что они не только вполне оправдали, но даже превзошли самые оптимистические надежды и самые смелые ожидания наиболее убежденных революционеров.

Казнью палача революционный терроризм в самое короткое время сделал то, чего при других способах и приемах революционной борьбы мы не могли бы добиться в течение десятков, сотен лет. Дезорганизовав, дискредитировав в глазах всех честных людей правительственную власть, он привел к брожению, он революционизировал общество снизу и доверху...»



«Times», 14 марта 1881 г. : «...Чего теперь можно ждать от перемены на троне? Александр II после тринадцати месяцев спокойствия мог бы сделать либеральные уступки; но может ли Александр III ответить ими на убийство отца?..»
shuric
Полибий
Полибий
 
Сообщения: 3730
Зарегистрирован: 11 мар 2005, 22:56

Сообщение Zdvij » 05 ноя 2010, 18:55

shuric писал(а):Безделье и пьянство русских крестьян Фигнер само собой "не заметила", а вся проблема с ее точки зрения видимо могла быть решена передачей помещичьей земли крестьянам в общинную собственность.

Вера Фигнер, по ее собственному признанию, действительно идеализировала крестьян в 1880-х годах, за что над ней подтрунивал Глеб Успенский. В 1905 году она многие свои представления пересмотрела (кроме революционных). В ее мемуарах, например, отмечено, что нищета татарских деревень была не меньше, а больше русских, хотя там количество пьяных, скорее всего, было существенно меньше.
Но при этом с одной стороны в общине крестьянин был прикован к своему наделу, который он не мог продать. с другой стороны община поддерживала уродский "традиционный" образ жизни крестьян с агротехникой на уровне 17 века, календарем, состоявшим в основном из праздников и выходных, пьянством, тотальным невежеством и т.п. и т.д.

Во-первых, земля продавалась, хотя и с трудом. Крестьянский поземельный банк давал кредиты крестьянам под залог купленной помещичьей или удельной земли. У Фигнер описан ажиотаж вокруг этих кредитов именно среди малоземельных крестьян, числившихся у чиновных лиц "лодырями". Проблема заключалась в существенном завышении цен на эти участки, что стимулировало прежде всего помещичье землевладение. С агротехникой было худо, и положение исправлялось только в меньшинстве хозяйств. Во-вторых, календарь, состоявший якобы из одних выходных, кроме предположения о 200 праздниках в год, никак не учитывает период с весны по осень, на который приходился максимум сельскохозяйственных работ.
Укрепив общину, раздачей помещичьей земли (на которой в основном велось товарное хозяйство), революционеры похоронили бы всякие надежды России на нормальное развитие.

"Прирезка" земли полностью не решала проблемы, но снимала вопрос о незаконных с точки зрения крестьян "отрезках" и ставила вопрос о других помещичьих привилегиях. Степень
товарности дворянских хозяйств отличалась очень существенно. Многие поместья держались только на льготных кредитах.
С нищенством русской деревни можно было покончить единственно за счет переселения "лишнего" аграрного населения в города, и замены натурального крестьянского хозяйства на товарное "фермерское" хозяйство (с современной агротехникой, крупными
земельными участками и т.п.). Но с этими процессами народовольцы как раз и собирались боротся.

Переселение малоземельных крестьян в города решало проблему бедности только в случае, если бы в городах был спрос на эту рабочую силу. Фигнер как раз привела пример деревни, откуда при сохранении общины уходили на заработки в Пермскую губернию. Программа борьбы с этими процессами у народовольцев отсутствовала. Они ставили на первое место борьбу с самодержавием. В программе "Земли и воли" говорилось об анархическом идеале, который вообще был весьма далек от реальностей русской деревни.
Все их акции должны были вызвать революцию, а уж там "некоторыми помещиками" дело бы не ограничилось. И ведь своего народовольцы в итоге добились

"Народная воля" взорвала Александра II. В глазах Ткачева, который не был народовольцем, это был успех. В селах этот теракт никаких существенных последствий не имел. До 1905 года было
еще далеко.
Последний раз редактировалось Zdvij 06 ноя 2010, 17:41, всего редактировалось 1 раз.
Si quaeretis reperietis
Аватара пользователя
Zdvij
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1183
Зарегистрирован: 17 сен 2006, 16:04

Сообщение Zdvij » 06 ноя 2010, 16:56

Хорошие примеры отношения крестьян к своему делу можно найти в очерках Г.И.Успенского "Из деревенского дневника". В частности, автор говорил о том, что прекращение взимания налогов в период сельскохозяйственных работ создавало у мужиков своеобразные иллюзии о своем достатке и давало неплохой стимул к труду:
http://az.lib.ru/u/uspenskij_g_i/text_0410.shtml
"Нельзя не сознаться, что мера эта благодетельна; она поощряет рвение крестьянина к труду, который не мог бы быть столь успешным, если бы происходил под беспрерывным давлением одного и того же "давай!" Работа его идет втрое, вдесятеро лучше. Его поддерживают всевозможные планы, всевозможные фантазии, которые лезут в это время в его забычивую голову: вот он продаст хлеб, купит лошадь, телушка за лето отходится как нельзя лучше - тоже деньги; вот уж он покрыл и поправил сарай, сшил себе и мальчишке новые сапоги - и так до бесконечности. Под влиянием этих планов и фантазий он бьется пять месяцев как рыба об лед, вытягиваясь вместе с своей лошаденкой из последних сил; и к концу лета, когда поля покрыты волнующимися пышными хлебами, он до того уже осваивается с своими несбыточными
планами, что начинает думать о праздниках, предстоящих в августе и в сентябре, и совершенно не подозревает, что он уже в блокаде..."

Дальше речь идет о налогах. Глеб Успенский приводит пример стандартного оправдательного письма, в котором официальное лицо объясняет причину недобора податей:
"И не случайность какую-либо, вроде неурожая, или падежа скота, или эпидемии, винит он в существовании этих неодолимых для успешности взимания обстоятельств, хотя и эти случайности без внимания не оставляет, но видит "причину в корне, а именно"... Далее, конечно, идет то, что известно всем и каждому: разделы, баловство, пьянство. Дойдя до этих слов, вы готовы возвратить рукопись автору; но автор останавливает вас, говоря: - Читайте, читайте дальше!... Там есть, есть настоящее!.. Это ведь только для отводу... Там дальше я ввернул втихомолку... Не беспокойтесь, будьте покойны, извольте читать! И действительно, в пышном букете тщательно собранных народных пороков замечается тщательно спрятанный репейник: идет речь о наделе, о доходности его и о соразмерности..."
И еще у Успенского есть интересные соображения об отношении крестьян к помещикам:
"Слепое-Литвино также, хотя очень и очень смутно, помнит это время "настоящих" господ [крепостное право]; но, кроме какого-то утомления при уходе за этими капризными, больными и несчастными людьми, нет никаких прочных воспоминаний об этой знаменитой поре, нет ни прочной злобы на прошлое, нет и доброго о нем слова. Сторож, прослуживший по необходимости лет двадцать пять в сумасшедшем доме, должен был, мне кажется, по окончании этой службы точно так же вспоминать ее, как вспоминает мужик, то есть утомлением от этой возни с людьми, которые не знают, что делают, и бьют его, несчастного, и плюют, и ругают так, зря, без всякой причины, "ни за что". "
"Перестав быть заказчиком, покупателем, нанимателем или чиновником, барин делается для мужика ничем и с ужасом принужден видеть, что у последнего нет и тени уверенности, что с этим существом можно иметь хотя такие же частные отношения, как и с своим братом-односельчанином."
Si quaeretis reperietis
Аватара пользователя
Zdvij
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1183
Зарегистрирован: 17 сен 2006, 16:04

Пред.След.

Вернуться в Новое время

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 24

cron