Страница 1 из 1

Зубатов и его реформы

СообщениеДобавлено: 13 май 2013, 00:13
тохта-нойон
До его прихода московское охранное отделение во многом действовало так, как это было принято еще при Николае I. Группа жандармских офицеров, не имея специального образования, собирала сведения о противниках режима с помощью добровольных информаторов, после чего проводила розыск и аресты.
Зубатов внес в эту систему целый ряд серьезных преобразований. Он впервые начал обучать своих сотрудников основным принципам работы сыщика, требовал от своих коллег изучать основы идеологии революционеров того времени, знать ее сильные и слабые места. При нем впервые в числе сотрудников охранники появились не только офицеры жандармского корпуса, но и представители других слоев общества, такие как Е. Медников- руководитель филеров и аналитик Е.Н. Марков. Зубатов наладил современное делопроизводство, в том числе грамотный учет и фотографирование всех, кто попадал в поле зрения охранники. При нем была серьезно расширенна и усиленна служба филеров. В работе он сделал ставку на профессиональных осведомителей из числа завербованных революционеров. Использование филеров и осведомителей вкупе с продуманной картотекой позволяло ему весьма эффективно бороться с революционерами, получая большой объем сведений еще до ареста.
В результате он сумел добиться очень серьезных успехов. В дальнейшем его ученики занимали ключевые посты в системе охранных отделений.
Это касается и наиболее знаменитой реформы Зубатова, а именно создания профессиональных союзов рабочих. Начальник московской охранки одним из первых понял, что не террористы, а именно рабочие, сосредоточенные в городах и способные на массовые организованные акции, представляют самую большую опасность для режима. Кроме того, он не раз видел, как либеральные на словах владельцы фабрик и заводов при любых попытках со стороны рабочих отстоять свои права вели себя как настоящие крепостники, а при малейшей угрозе вызывали полицию и войска, перекладывая на них всю ответственность за поддержание порядка и жесткие меры для его наведения. При этом в большинстве случаев причиной недовольства рабочих обычно были экономические требования или протест против ничем не сдерживаемого произвола сотрудников заводской администрации.
Таким образом, создавая профсоюзы, полиция раскалывала оппозицию, убирало опору для массовых выступлений и ставило власть в положение арбитра в споре рабочих и буржуазии.
Однако создание зубатовских профсоюзов вызвало серьезную оппозицию. Во-первых, создание массовых организаций противоречило основным принципам самодержавия. Во-вторых, владельцы заводов и фабрик, привыкшие чувствовать себя абсолютными хозяевами на своих предприятиях, выступали категорически против, используя при этом все свои связи и возможности. На уровне правительства их интересы, как основных двигателей экономического прогресса, поддерживало министерство финансов во главе с С.Ю. Витте.
Кроме того, желая сохранить полный контроль над профсоюзами, власти не обеспечили их никакими возможностями для отстаивания своих прав, кроме как обращения за помощью к полиции. Таким образом, эффективность и само существование профсоюзов ставилось в прямую зависимость от покровительства полиции и поддержки сверху.
В итоге это привело к созданию массовых легальных организаций рабочих, которые на первом этапе весьма эффективно боролись с пропагандой революционных партий,и защищали права своих членов с помощью полиции. Однако вскоре после перевода в Санкт-Петербург, лишенный прикрытия со стороны Трепова, Зубатов запутался в столичных интригах и был уволен.
Потеряв поддержку сверху и не имея других способов законно отстаивать интересы своих членов, профсоюзы сразу оказались в критическом положении. Наиболее ярко это продемонстрировала ситуация в Санкт-Петербурге. Местный союз, возглавляемый отцом Гапоном, столкнулся с жесткой позицией владельцев завода, принципиально отказавшихся идти на уступки профсоюзу. Уступить владельцам означало признать свое бессилие в защите интересов рабочих, после чего союз перешел бы под контроль революционеров. А законных средств для борьбы с владельцами у отца Гапона не было. В итоге он выдвинул идею массового шествия к царю, хотя знал, массовые шествия и прямые обращения к царю так же являлись нарушением закона. Как известно, власть решила наказать людей даже за такой мирный протест, что привело к Кровавому воскресенью.
Подобная судьба ждала и другие зубатовские профсоюзы, со временем ставшие базой для революционных выступлений.