Знаменитые белорусы и украинцы XVI–XX веков

Модераторы: Толстокосов, Лемурий, Scaevola

Знаменитые белорусы и украинцы XVI–XX веков

Сообщение Андрей Ляпчев » 10 фев 2015, 17:50

ВВЕДЕНИЕ

В X–ХII веках от Рождества Христова ещё не было таких народов, как белорусы и украинцы. Формировался духовно единый народ, который мы сегодня назывем древнерусским народом. Княгиня Ольга, Владимир Креститель, Ярослав Мудрый, митрополит Иларион, Нестор Летописец, Климент Смолятич, Евфросинья Полоцкая, Кирилл Туровский, автор «Слова о полку Игореве»... Не нужно искусственно делить этих людей на белорусов, украинцев и великороссов...
Былое единство мешает понять масштабы начавшегося в ХIII веке раскола молодого древнерусского этноса, масштабы той Катастрофы. Некоторые умные и образованные люди до сих пор убеждены, что и в XXI веке русские, украинцы и белорусы остаются составными частями, «ветвями» единого народа, разделенного стараниями зарубежных политтехнологов-русофобов. Но существуют миллионы украинцев и белорусов, уверенных в том, что они являются представителями отдельных, «самостоятельных» народов. И наивно думать, что их «кто-то обманул». Принадлежность человека к тому или иному народу в современном мире определяется, прежде всего, его самосознанием. Если миллионы украинцев и белорусов не считают себя русскими, значит, так оно и есть на самом деле...
Сложно сказать, в каком веке произошло «рождение» белорусского и украинского народов. Учёные называют и XVI, и более ранние века. Во всяком случае, среди предков современных украинцев и белорусов, прославившихся в XIV–XV веках, нет людей, которых потомки считают крупнейшими деятелями национальной истории...
При выборе главных героев данной статьи я не руководствовался субъективными симпатиями или антипатиями. Люди, о которых пойдет речь, являются знаковыми личностями для самих белорусов и украинцев. Такими людьми уверенно можно назвать белорусов Франциска Скорину, Якуба Коласа и Янку Купалу, Петра Машерова; украинцев Богдана Хмельницкого, Тараса Шевченко, Степана Бандеру.

I. ФРАНЦИСК СКОРИНА И БОГДАН ХМЕЛЬНИЦКИЙ

Франциск Скорина – просветитель, Богдан Хмельницкий – государственный деятель. Что может быть между ними общего и насколько корректно их сравнивать?
Общее – слава, символическое значение.
Франциск Скорина – самый знаменитый исторический деятель белорусского народа всех времен. Высшие награды Белоруссии – орден и медаль Франциска Скорины.
Богдан Хмельницкий – самый знаменитый исторический деятель украинского народа, живший до XIX века.
Были в прошлые времена и государственные деятели из белорусов, и просветители из украинцев, но если белорусы более почитают просветителя, а украинцы – государственного деятеля, об этом стоит задуматься...
О жизни Франциска Скорины известно очень мало. У русских читателей могут возникнуть сомнения в объективности советских и современных белорусских авторов, пишущих о Скорине, поэтому я приведу отрывок из книги русского автора А.А. Бахтиарова «Иоганн Гутенберг», изданной в Санкт-Петербурге до 1917 года:
«Доктор Франциск Скорина, уроженец Полоцка, жил в чешском городе Праге, а потом в Вильне. С 1517 по 1519 год Скорина издал 16 книг Ветхого Завета под названием «Библия Руска». Скорина перевел Библию с чешского оригинала, изданного в 1506 году, с сохранением во многих случаях чешских выражений. Библия печаталась в городе Праге. Первая книга Скорины, пражская Псалтырь, напечатана в 1517 году.
В 1527 году свою издательскую деятельность он перенес в город Вильну, где издал "Апостол".
Биография Скорины мало исследована. Ни год рождения, ни год смерти его не известны. Все, что мы можем знать о нем, это то немногое, что он пишет сам о себе в послесловиях к своим изданиям.
Что он был русским, это видно из того, что он сам называет себя русским: "Аз... нарожденный в руском языку". Образование он получил в Краковском университете. Сохранился портрет Скорины, на котором он изображен медиком своего времени, на что указывают окружающие его атрибуты. Скорина сидит за столом и работает над переводом Библии.
В типографском отношении издания Скорины далеко превосходят не только предшествовавшие им церковно-славянские издания, но даже современные ему венецианские издания. В противоположность изданиям [первого славянского книгопечатника, поляка] Феоля Скорина отделяет одно слово от другого шпациями, и у него слова не сливаются в беспрерывные строки. В изданиях Скорины впервые введена нумерация по листам (без обозначения оборотной стороны) кирилловскими цифрами. Впервые же у Скорины являются гравюры в тексте. Издательская деятельность Скорины оставила заметный след в истории славяно-русского книгопечатания. Своим переводом Библии на белорусское наречие он первый положил начало сближению Священного писания с языком народным. Идея о необходимости перевода церковных книг на общепонятный народный язык обыкновенно приписывается протестантизму; но в этом отношении Скорина опередил и самого Лютера».
Здесь необходим один важный комментарий. Бахтиаров называет Скорину «русским», а мы – «белорусом». Конечно, у Скорины не было какого-то «белорусского самосознания». В те времена вообще еще не было такого явления, как национальное самосознание. Но ни русские, ни украинцы не считают Скорину «своим» первопечатником. В России «первым русским первопечатником» обычно называют Ивана Федорова, издавшего в 1564 году в Мосве книгу «Апостол», а позднее основавшего первую типографию и на территории современной Украины... Но ведь Скорина трудился на несколько десятилетий раньше! Можно сказать, что великороссы «сами отказались» от Скорины, а раз так – у белорусов есть полное моральное право считать Скорину «своим».
Первопечатник восточных славян Франциск Скорина – труженик, мастер своего дела... Такими людьми может гордиться любой народ...
Богдан Хмельницкий (1595-1657) известен в России гораздо больше, чем Франциск Скорина. И сейчас в российских школах на уроках истории учат про «освободительную борьбу украинского народа 1648-1654 годов» под руководством Богдана Хмельницкого, увенчавшуюся 8 января 1654 года Переяславской радой, «провозгласившей воссоединение Украины с Россией». (В украинских школах учат о том же, за исключением отношения к Переяславской раде...) Не только в школьных учебниках, но и в более серьёзных книгах говорится, что это была борьба против религиозного гнета со стороны польских католиков...
Не собираюсь идеализировать Речь Посполитую, в состав которой входили украинские земли, но на самом деле это была одна из наиболее веротерпимых стран Европы. Из христиан там жили и католики, и православные и протестанты и даже такие еретики, как ариане-антитринитарии, отвергавшие догмат о Троице. Но при этом не было ни религиозных войн, ни многочисленных костров инквизиции... Влиятельнейшим православным деятелем Речи Посполитой был митрополит Киевский и Галицкий Пётр Могила (1596-1647). Он возглавлял митрополию с 1632 года и добился у короля Речи Посполитой Владислава IV Вазы, – считавшегося покровителем православных, – признания независимости на Украине православной церкви и возвращения ей от греко-католиков ряда храмов и монастырей. В 1632 году Могила участвовал в основании Киево-Могилянской коллегии, впоследствии получившей статус академии. Антикатолический трактат Петра Могилы «Камень» («Лифос»), был издан в 1644 году на польском языке. Православие исповедовал крупный военный и политический деятель Речи Посполитой Адам Кисель (1600-1653), сенатор с 1641 года, киевский воевода в 1649-1653 годах. Киевское воеводство было крупнейшим на территории нынешней Украины...
Эти сведения общеизвестны и ставят под сомнение утверждения о жестоком угнетении православных украинцев. Странным кажется и то, что Хмельницкий «боролся за исконную православную веру» в тесном союзе с крымскими татарами, исповедовавшими ислам, а не православие. О степени участия Крымского ханства в «национально-освободительной борьбе украинского народа» красноречиво рассказывают цифры. В важнейших сражениях, завершившихся победами Хмельницкого, участвовали:
– 14 тысяч украинцев и 20 тысяч татар против 10 тысяч поляков в битве на Желтых Водах 1648 года;
– 20 тысяч украинцев и 20 тысяч татар против 20 тысяч поляков в битве под Корсунем 1648 года;
– 100 тысяч украинцев и 20 тысяч татар против 100 тысяч поляков в битве под Пилявцами 1648 года;
– 40 тысяч украинцев и 30 тысяч татар против 20 тысяч поляков в битве под Зборовым 1649 года;
– 15 тысяч украинцев и 20 тысяч татар против 20 тысяч поляков в битве под Батогом 1652 года.
В среднем войско Хмельницкого состояло из крымских татар более чем на треть... К этому еще можно добавить, что крымские татары были представлены, в основном, конницей, а среди украинцев было немало безлошадных крестьян...
Читатель вправе спросить: «Откуда эти цифры?»
Цифры взяты мною из «Атласа з історії України (XVI–XVIII ст.)» рекомендованного в 2001 году Министерством образования и науки Украины для учеников 8-х классов средних школ и переизданного в Киеве в 2007 году. Так что достоверность цифр лежит на совести современных украинских историков и педагогов. Быть может, они и не вполне достоверны... А утверждение, что против украинцев и татар воевали одни «поляки» однозначно не соответствует истине. Главным врагом Богдана Хмельницкого в 1648-1651 годах был князь Иеремия Вишневецкий (1612-1651), среди предков которого было немало украинцев. Основные владения Вишневецкого находились на Левобережной Украине, сам князь был воеводой русским. (Земли Русского воеводства с центром в городе Львове ныне входят в основном в состав Украины.) В войсках Вишневецкого воевало немало украинцев...
Крымские татары, сражавшиеся за военную добычу – «ясырь» – были хорошими воинами, но не слишком надежными союзниками, а без внешней помощи Хмельницкий не мог успешно бороться против Речи Посполитой. Пришлось искать поддержки в Московском царстве...
1 октября 1653 года Земский Собор в Москве принял решение о присоединении Украины к России и объявлении войны Речи Посполитой, а 8 января 1654 года состоялась уже упоминавшаяся Переяславская рада... Не буду утомлять читателя подробностями этого события, отмечу только, что некоторые условия, принятые там, начали нарушаться еще при жизни великого гетмана, а Речь Посполитая постановлений Переяславской рады так и не признала. Преемники Богдана Хмельницкого отменили решения Рады и фактически и формально. Сначала гетман Иван Выговский подписал 6 сентября 1658 года Гадячский договор о возвращении Украины на правах автономии в состав Речи Посполитой и даже выступил на войну против русских, одержав крупную победу в Конотопской битве 1659 года. (Согласно украинским данным в битве против 100 тысяч русских участвовали 60 тысяч украинцев и 40 тысяч крымских татар.) Почти сразу после победы Выговский был свергнут украинцами, а новый гетман Юрий Хмельницкий, сын Богдана, восстановил преждние отношения с Москвой. Но уже 17 октября 1660 года Хмельницкий-младший заключил с Речью Посполитой Слободищевский трактат о возвращении Украины преждним хозяевам. Таким образом, решения Переяславской рады даже формально утратили силу менее, чем через 7 лет после их принятия...
А на земле Украины продолжала полыхать война. Часть украинцев воевала на стороне Русского царства, часть – на стороне Речи Посполитой... В итоге русские и поляки договорились между собой без участия украинцев. В 1667 году было заключено Андрусовское перемирие, а в 1686 году – «Вечный мир» между Россией и Речью Посполитой. К России отошли Левобережная Украина, Запорожская сечь и Киев, причем за Киев русский царь выплатил Речи Посполитой компенсацию в размере 146 тысяч рублей. Практическое значение Андрусовского перемирия и «Вечного мира» многократно превышает значение Переяславской рады...
Богдан Хмельницкий был «отцом-основателем» почти самостоятельного Украинского государства. Безусловно, он был выдающимся и самым удачливым из политических лидеров украинского народа. Хмельницкий смог не только захватить самостоятельную власть, но и удержать ее до конца жизни. Никому из преемников великого гетмана повторить такое не удалось. Судьба большинства из них весьма печальна. Например, Ивана Выговского в 1664 году расстреляли поляки по подозрению в тайных сношениях с русскими, а Юрий Хмельницкий, перешедший на сторону Османской империи и назначенный «князем Сарматии», в 1681 году был казнен турками за издевательства над местным населением...

II. ТАРАС ШЕВЧЕНКО, ЯКУБ КОЛАС И ЯНКА КУПАЛА

Именно поэтическое творчество часто является высшим проявлением национальной культуры, а великие поэты олицетворяют душу народа.
Лучший украинский поэт – Тарас Шевченко (1814-1861).
Лучшие белорусские поэты – Якуб Колас (1882-1956) и Янка Купала (1882-1942).
Я не настолько хорошо знаю украинский и белорусский языки, чтобы рассуждать о творчестве этих людей. О жизни Янки Купалы и Якуба Коласа любознательный русский читатель может достаточно легко найти информацию без моей помощи. Ничего интересного «от себя» я сказать о них не могу. Совсем другое дело – судьба Тараса Григорьевича Шевченко.
О Шевченко в России слышали очень многие. Люди старшего поколения помнять кинофильм «Тарас Шевченко» с Сергеем Бондарчуком в главной роли. Люди моего поколения учили в советских школах о горькой судьбе Шевченко, отданного на 10 лет в солдаты за участие в тайном политическом обществе и обличение в стихах крепостнического самодержавия. Можно прочитать об этом и в современных научно-популярных и справочных изданиях...
И действительно, в 1845-1847 годах в Киеве существовало небольшое нелегальное общество – Кирилло-Мефодиевское братство. Цели этого товарищества были весьма благородными, а Тарас Григорьевич дружил с некоторыми его участниками... Но в ходе довольно продолжительного следствия жандармы не нашли доказательств его причастности к этой политической организации. Может быть, тогда «плохо искали», может быть, позднее выдумали, что он вступил в братство в 1846 году, но в любом случае Шевченко был наказан не за политическую деятельность.
Причина репрессий против Шевченко – его поэма «Сон», точнее, всего несколько строк из этой поэмы, в которых глумливо говорится о жене императора Николая I:

«Цариця-небога,
Мов опеньок засушений,
Тонка, довгонога,
Та ще, на лихо, сердешне
Хита головою.
Так оце-то та богиня!
Лишенько з тобою!»

На русском языке это будет, примерно, так:

«Царица-доходяга,
Как опенок засушенный
Тонкая, длинноногая,
Да еще, на горе, бедная
Трясет головой.
Так вот это и богиня!
Горе с тобой!»

Императрица Александра Федоровна (1798-1860) действительно не отличалась хорошим здоровьем и «трясла головой»... Во время восстания декабристов Александра находилось в Санкт-Петербурге вместе с четырьмя детьми. Старшему сыну было 7 лет, а младшей дочери – полгода. Мать очень переживала за безопасность детей и у нее произошел нервный срыв. (Всего она выносила 8 детей, из них 1 дочка в 1820 году родилась мертвой.) Кроме того, Александра Федоровна, родом из Пруссии, так и не смогла привыкнуть к петербургскому климату и ее мучили приступы лихорадки... В политику императрица не вмешивалась, зла людям не делала... Поэму «Сон» Шевченко написал в 30 лет. В этом возрасте умному человеку непристойно зубоскалить по поводу того, что 46-летняя женщина «хита головою»...
Нетрудно понять человеческие чувства Николая I, прочитавшего скабрезные стихи о своей жене... В 1847 году, через 3 года после создания поэмы, Шевченко был арестован и вскоре определен рядовым в отдельный Оренбургский корпус «с правом выслуги». Ему было запрещено писать стихи и рисовать. (Фактически этот запрет не соблюдался: в «Кобзаре» есть немало стихотворений, созданных в период солдатской службы.) Император мог отправить Шевченко и на Кавказ, где шла война и гибли многие тысячи солдат. Но Николай I выбрал поэту для службы безопасный Оренбургский край. В 1857 году Шевченко освобождается от службы и ему разрешается переселиться в Санкт-Петербург...
Насколько жестоко самодержавно-крепостническая Россия поступила с Тарасом Григорьевичем Шевченко?
Пусть каждый из любезных читателей сам ответит на этот вопрос.

III. СТЕПАН БАНДЕРА И ПЁТР МАШЕРОВ

Судя по результатам масштабного телешоу Савика Шустера и Анны Гомонай «Великие украинцы», организованного на Украине в 2008 году, и более скромного национального опроса в Белоруссии, проведенного гражданской компанией «Будем белорусами!» и социологической лабораторией «Новак» в 2012 году, Степан Андреевич Бандера (1909-1959) и Пётр Миронович Машеров (1918-1980) являются самыми знаменитыми историческими деятелями ХХ века среди своих народов.
Бандера и Машеров – антиподы.
Бандера для его сторонников – эти символ борьбы против советской власти за независимость Украины. А Машерова можно назвать символом советской власти в Белоруссии, символом тесного сотрудничества Белоруссии и России в составе единой страны. Сегодня в России о Машерове вспоминают гораздо реже, чем о Бандере, что явно несправедливо.
Практически вся жизнь Машерова прошла в Белоруссии. В годы Великой Отечественной войны он – один из руководителей партизанского движения на оккупированных территориях, за что в 1944 году удостоин звания Героя Советского Союза. В 1965-1980 годах Машеров – первый секретарь ЦК КП Белоруссии, фактический руководитель республики. Его репутация создана его трудом.
Большую часть жизни Бандера прожил за пределами украинских земель. До войны он несколько лет отсидел в польской тюрьме за участие в террористической деятельности. Освободился в 1939 году и, после кратковременного пребывания во Львове, осенью того же года навсегда покинул пределы Отчизны. В отличие от большинства людей у Бандеры две репутации: одна очень хорошая, другая очень плохая. Обе репутации слабо связаны с конкретными делами этого человека. Бандере приписывают много дел, которых он не делал, и много слов, которых он не говорил. Бандера – личность скорее мифологическая, чем историческая. (То же самое можно сказать и о некоторых символических личностях России...)

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Очень не хочу, чтобы на основании вышеизложенного делались какие-то поспешные обобщающие выводы. Несколько человек, пусть даже самых знаменитых, это еще далеко не весь народ. Я бывал и на Украине и в Белоруссии. Людей встречал разных, в основном – хороших. Большего сказать не могу. Меня удивляют и даже пугают люди, которые там не бывали, но, тем не менее, имеют свое безаппеляционное мнение на основании того, что они что-то читали, что-то слышали или что-то видели по телевизору или в «Интернете»... Лично я за мир и дружбу между русскими, украинцами, белорусами и всеми другими народами...

http://www.proza.ru/2014/11/04/364
Андрей Ляпчев
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 64
Зарегистрирован: 15 дек 2011, 16:57

Re: Знаменитые белорусы и украинцы XVI–XX веков

Сообщение Алексан » 16 сен 2015, 18:46

Интересные темы у Андрея Ляпчева! По полтыщи просмотров и ни одного ответного поста!
Многознание не научает уму. Ибо, в противном случае, оно научило бы Гесиода и Пифагора, а также Ксенофана и Гекатея.(VI.в) --- Если бы я читал также много, как другие, то я был бы также невежественен, как они.(XVIIв.)
Алексан
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 2192
Зарегистрирован: 18 дек 2012, 20:39
Откуда: Челябинск

Re: Знаменитые белорусы и украинцы XVI–XX веков

Сообщение Diletant » 17 сен 2015, 06:20

Алексан писал(а):Интересные темы у Андрея Ляпчева! По полтыщи просмотров и ни одного ответного поста!

А что тут постить? Он факты не перевирает, домыслов про украинскую Сибирь и т.п не публикует.
Аватара пользователя
Diletant
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 2079
Зарегистрирован: 16 мар 2007, 14:25
Откуда: Россия

Re: Знаменитые белорусы и украинцы XVI–XX веков

Сообщение Алексан » 19 сен 2015, 13:09

Diletant писал(а):
Алексан писал(а):Интересные темы у Андрея Ляпчева! По полтыщи просмотров и ни одного ответного поста!

А что тут постить? Он факты не перевирает, домыслов про украинскую Сибирь и т.п не публикует.

А шо он там пишет?
Многознание не научает уму. Ибо, в противном случае, оно научило бы Гесиода и Пифагора, а также Ксенофана и Гекатея.(VI.в) --- Если бы я читал также много, как другие, то я был бы также невежественен, как они.(XVIIв.)
Алексан
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 2192
Зарегистрирован: 18 дек 2012, 20:39
Откуда: Челябинск


Вернуться в Новое время

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 14

cron