Забавы взрослых шалунов

Модераторы: Толстокосов, Лемурий, Scaevola

Забавы взрослых шалунов

Сообщение Андрей Ляпчев » 10 фев 2015, 17:54

Историю декабристов одни покрывали лаком, другие мазали дёгтем. Среди «лакировщиков» были очень талантливые и порядочные люди, тогда как писания некоторых «любителей дёгтя» вызывают чувство брезгливости. Но при всем уважении к апологетам декабристов следует признать, что их положительные оценки часто завышены и даже в научных публикациях существенную роль играют общепринятые суждения, не подкрепленные достаточным количеством фактов, при этом достоверные факты и свидетельства нередко игнорируются...

У них свои бывали сходки,
Они за чашею вина,
Они за рюмкой русской водки
……………………………………..
Сначала эти заговоры
Между Лафитом и Клико
Лишь были дружеские споры,
И не входила глубоко
В сердца мятежная наука,
Все это было только скука,
Безделье молодых умов,
Забавы взрослых шалунов...

Вино, водка, шампанское и коллективное фрондерство в дружеской компании...
А что ещё?
Какие дела?
Ради чего они создавали тайные общества и выводили на площадь солдат?

Одну Россию в мире видя,
Преследуя свой идеал,
Хромой Тургенев им внимал
И плети рабства ненавидя,
Предвидел в сей толпе дворян
Освободителей крестьян.

Каждый прилежный школьник знает о том, что декабристы в 1825 году подняли восстание против самодержавия и крепостничества. Но даже большинство профессиональных историков не задумывается над тем, что для ликвидации крепостничества совсем не обязательно было свергать самодержавие. Император Александр I и его преемник Николай I, вовсе не были сторонниками крепостного права, но они были вынуждены считаться с интересами могучего социального слоя помещиков, дорожащих своими доходами и привилегиями. Отмена крепостного права требовала, в первую очередь, борьбы с сопротивлением помещиков, а не борьбы с самодержавием.
Чего же конкретно хотели декабристы для крестьян?
«Хромой Тургенев», это Николай Иванович Тургенев (1789-1871), заочно осужденный по делу декабристов на вечную каторгу. Он был, возможно, единственным из декабристов, пытавшимся улучшить жизнь в России легальными средствами. В 1818 году он выпустил книгу «Опыт теории налогов» с критикой системы крепостного права. Будучи помощником стац-секретаря Государственного совета «представил царю записку, в которой, учитывая личность адресата, изложил умеренную и поэтапную программу отмены «рабства», расчитанную на многие годы. Принимал активное участие в деятельности общества, которое было создано группой либеральных вельмож, считавших необходимыми меры по освобождению крестьян. Пытался провести через Государственный совет закон о запрещении продажи крестьян без земли. Сделал попытку создать журнал, который стал бы литературным центром антикрепостнической пропаганды». (Из книги А.В. Аникина «Путь исканий».)
Но в конце концов Тургенев потерял надежду и на легальную, и на тайную деятельность и в апреле 1824 года выехал «для поправления здоровья» за границу. Вернуться на Родину смог лишь в 1856 году, после амнистии…
Вот некоторые цитаты из Записки Н.И. Тургенева, поданной Николаю I через Жуковского в декабре 1827 года:
«Сначала я надеялся, что члены общества без затруднения дадут по крайней мере несколько отпускных и видел в сем практическую пользу. Далее я надеялся, что некоторые, убедившись в необходимости и даже в выгодах отпуска на волю крестьян, представляя о сем правительству, обратят внимание на законы о вольных хлебопашцах, столь затруднительные в исполнении; что законы сии будут изменены, заключение условий с крестьянами будет облегчено и что таким образом освобождение сделается более возможным для помещиков. (…)
Часто доказывал я им, что в государствах конституционных уничтожение рабства гораздо труднее, нежели в государствах самодержавных. Иногда, слыша критические замечания на счет правительства, я отвечал, что они хулят правительство, а сами достойны хулы всего более, ибо не хотят отказаться от прав на крепостных людей».
Тургенев фактически стоит особняком от других декабристов. По натуре он реформатор, а не революционер. Программными документами революционеров были «Русская правда» П.И. Пестеля и «Конституция» Н.М. Муравьева.
Полковник Павел Иванович Пестель (1793-1826) был руководителем Южного общества декабристов. Человек очень умный, энегичный, волевой, честолюбивый и жестокий. Для поддержания дисциплины в своем полку использовал телесные наказания, в результате навел образцовый порядок, за что в 1822 году получил от Александра I благодарность и 3 тысячи десятин земли. На собраниях декабристов Пестель последовательно выступал за убийство не только императора, но и всех прочих представителей правящей династии. (Именно за эти намерения Пестель и был повешен в 1826 году.)
«Русская правда» Пестеля была принята в качестве политической программы на съезде Южного общества в 1823 году. Поддерживали «Русскую правду» и радикальные декабристы Северного общества. Лидером «умеренных северян» был капитан Никита Михайлович Муравьев (1795-1843), автор проектов «Конституции», осужденный к пожизненной каторге и умерший в Сибири…
Читателям, желающим более подробно узнать о социально-экономических идеях декабристов, рекомендую книгу «Путь исканий» экономиста и историка Андрея Владимировича Аникина (1927-2001). Я же завершу свои заметки некоторыми выдержками из которой книги:
«Пестель и Южное общество твердо стояли за освобождение крестьян с землей, но конкретные формы такого освобождения они оставляли на усмотрение временного революционного правительства, а возможно, и на усмотрение Народного веча. Дворянские революционеры, как бы радикальны они ни были, не могли согласиться с идеей полной ликвидации помещичьего землевладения и экономических привилегий дворянства. Условия освобождения должны быть разработаны с участием самих дворян, причем в "Русской правде" указаны три главных принципа, которыми надо руководствоваться: "1) Освобождение крестьян от рабства не должно лишить дворян дохода, ими от поместий своих получаемого. 2) Освобождение сие не должно произвести волнений и беспорядков в государстве, для чего и обязывается верховное правление беспощадную строгость употреблять против всяких нарушителей общественного спокойствия. 3) Освобождение сие должно крестьянам доставить лучшее положение противу теперешнего, а не мнимую свободу им даровать".
Как видим, автор хочет, чтобы и волки были сыты, и овцы целы. К тому же, как он считает, с русским народом нельзя без строгости. С одной стороны, провозглашается замечательный принцип: крестьяне должны получить реальную свободу, т. е. возможность работать на своей земле. С другой – дворяне должны сохранить свои доходы. В нескольких местах "Русской правды" говориться о выкупе крестьянами земли, а для дворовых – даже личной свободы. Дворовый человек может заплатить за свою свободу либо несколькими годами труда на барина, либо деньгами. Под это подводится даже некоторое экономическое основание: платить дворовые крепостные должны за "разные ремесла, коим господа людей своих обучали". (…)
Если Южное общество к концу своей деятельности имело более или менее единую позицию, выработанную Пестелем и сводившуюся к наделению крестьян землей для самостоятельного хозяйствования, то у Северного общества согласованная позиция отсутствовала.
Рылеев, вождь северных декабристов, можно считать, придерживался радикальных взглядов, признавая желательным наделение крестьян после освобождения не только огородной, но и полевой землей, которая переходила в их собственность. Однако Рылеев не был авторитетом в крестьянском вопросе и не занимался им специально, а такие авторитеты, как Николай Тургенев и Никита Муравьев, сомневались, колебались и противоречили себе.
Характерны колебания Муравьева, автора крупнейшего программного документа декабристов – проекта конституции. "Крепостное право и рабство отменяются. Раб, прикоснувшийся к земле русской, становтся свободным. Разделение между благородными и простолюдинами не принимается", – говориться в этом проекте.
В первом проекте конституции, который исследователи относят к 1822 г., Муравьев предусматривал только личную свободу, земля же полностью должна остаться в собственности помещиков. Более того, переход лично свободных крестьян с земли одного помещика на землю другого обусловливается выплатой своему помещику вознаграждения "за временное прервание в порядке получения доходов". Эти условия показались неприемлемыми для единомышленников Муравьева, других декабристов умеренного направления и исчезли во втором варианте конституции (1824 г.). Здесь Муравьев более четко и "щедро" оговаривает права собственности крестьян: за ними остаются дом с огородом, земледельческие орудия и скот. Наконец, в третьем варианте, который Муравьев воспроизвел по памяти уже в Петропавловской крепости, предусматривается предоставление крестьянам (и, можно понять, без выкупа) полевой земли до двух десятин на двор. Это было, однако, значительно меньше средних наделов, которыми фактически располагали крепостные крестьяне в центральных губерниях России. Таким образом, сохранение помещичей собственности на землю оставалось фундаментальной идеей всех проектов Муравьева, имевших значительное влияние на северных декабристов.
Безземельное освобождение не случайно попало в первый проект его конституции. Эта идея не только теоретически воспринималась декабристами, но некоторые из них пытались практически осуществить ее. Хрестоматийный пример, обошедший все книги о декабристах, – это неудачная попытка И.Д. Якушкина освободить своих крестьян в Смоленской губернии без земли. К удивлению Якушкина, крестьянский мир отказался от его предложения. По его словам, крестьяне сказали ему: "Ну так, батюшка, оставайся все по старому: мы ваши, а земля наша". Известно, что в народе безземельное освобождение прозвали волчьей свободой.
Колебания Тургенева были, пожалуй, несколько иного рода, чем у Муравьева. Он мыслил больше не категориями будущих конституций, а категориями практических реформ, возможных при самодержавии или при некотором его ограничении. Сказано: политика есть искусство возможного. Примерно таким принципом руководствовался Тургенев. Проекты освобождения крестьян начинают его занимать уже в 1814-1815 гг. В этот период у него нет ясной позиции, но он порой близок к мысли, что было бы справедливо разделить всю землю пополам между помещиками и крестьянами.
Но в последующие годы Тургенев склоняется к безземельному освобождению. Он считал отмену крепостного права практически возможной только при участии и содействии помещиков, которые должны были понять свою собственную выгоду: вольнонаемный труд производительнее принудительного и в конечном счете даст помещикам больше дохода. Что касается освобождения с землей, то он считал, что помещики на эту меру не пойдут. В январе 1824 г. в дневнике Тургенева появляется запись о том, что, может быть, и желательно дать крестьянам землю, "но мне кажется, что свобода, как бы она ни была укутана в учреждения и условия невыгодные, – все свобода". Безземельный порядок освобождения все же "был бы сильным благодеянием для наших русских крестьян, коих качества нравственные и физические делают их стольспособными пользоваться свободою при всех ограничениях. Они показали бы миру, что есть русский ум без цепей земляного и холопского рабства!"
Странная, надо сказать, логика: поскольку русские крестьяне – такой замечательный народ, они обойдутся и "ограниченным" освобождением!»


КРАТКАЯ БИБЛИОГРАФИЯ

Пушкин А.С. Евгений Онегин. Десятая глава. — Разные издания
Аникин А.В. Путь исканий: Социально-экономические идеи в России до марксизма. — М.: Политиздат, 1990. - 415 с.
Бадя Л. Декабристы. // Энциклопедия для детей, Т.5, ч.2. История России. От дворцовых переворотов до эпохи Великих реформ. – М.: Аванта+, 1997. – С. 303-335.
Томашевский Б.В. Десятая глава «Евгения Онегина». История разгадки. //
http://feb-web.ru/feb/litnas/texts/l16/lit-379-.htm
Андрей Ляпчев
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 64
Зарегистрирован: 15 дек 2011, 16:57

Вернуться в Новое время

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 19